Хозяин дневника: petrovich
Дата создания поста: 28 декабря 2013, 01:00
Московские традиции. Как праздновали 100 лет назад...
Как праздновали Новый год 100 лет назад... Открытка начала XIX века.
Сегодняшние новогодние традиции появились в Москве в конце XIX начале XX века. За прошедшие сто лет не изменилось ни место главного салюта, ни приоритеты горожан. Вспомним, как проводили вечер 31 декабря жители дореволюционной столицы.
Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году.
Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ. ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал...
В центре столицы
Первыми места кончались в ресторане при гостинице "Метрополь" в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая "спортивная Москва", обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. "В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен "Цеппелин", в его гондоле - транспаранты: "С Новым годом 1911-м"", - описывали событие в издании "Русское слово"
Ресторан в пятизвёздочном отеле "Метрополь", расположенном в Москве. 1991 г. В более простом ресторане "Прага", второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти!
Ресторан "Прага" сегодня. Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля "Москва". Московские немцы стремились в ресторан при отеле "Alpenrose" ("Альпийская роза"), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в "Метрополе". "Небольшой зал "Альпийской Розы" переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит "ура". Для публики, собравшейся в ресторане, наступил "Neu Iahr". Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее Hoch!"", - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.
Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан "Эрмитаж" в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр "Школа современной пьесы". В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане "Бар", который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось!
Театр "Школа современной пьесы", ранее в этом здании располагался ресторан "Эрмитаж". Попасть "без записи" удавалось в ресторан "Славянский базар", располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала!
Гостиница "Славянский базар", XIX век. Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире "У Мартьяныча", собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику!
В версте от города
Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием "У Крынкина" располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей!
Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIXXX веков. На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане "Яръ", дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля "Советский". Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие!
Здание гостиницы "Советская" и ресторана "Яръ". 1909-1913 года.
Утром 1 января
Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием "Сорочинская ярмарка" для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года!
Манеж сегодня. Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.
Бал, мухомор и распиленная ёлка. Из истории новогодних праздников в России Зачем на дореволюционных рождественских открытках изображались мухоморы и почему магазины в глубинке приманивали покупателей "московскими ценами"? Вот важные и трогательные "новогодние" подробности из жизни российских городов.
Пролистав газетные подшивки, посетив тематические выставки и поговорив с историками, вы узнаете, как готовились, как отмечали и как поздравляли друг друга с зимними праздниками горожане в России в течение последнего столетия.
Новогодних традиций в том виде, к которым мы привыкли, в России не было примерно до середины XIX века. До этого времени главными зимними праздниками были Святки - 12 дней от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
Так, в Сибири молодежь обычно собиралась в больших домах, чтобы потанцевать. Например в Иркутске на таких посиделках было принято играть в жмурки, которые иркутяне называли "имальцы" (от слова "имать" - брать).
Святочные обычаи стали забываться в городской среде ближе к 1900-м годам, когда на смену Святкам пришли светские традиции встречи Рождества и Нового года.
Бал в институте благородных девиц Иркутска.
В эти времена в городах в моду вошли большие новогодние балы и маскарады. Например, в Иркутске предприимчивый купец Второв даже придумал проводить на Рождество особый Ситцевый бал. Ситец не пользовался успехом зимой и, обещая приз за лучший ситцевый маскарадный костюм, Второв сбывал невостребованный товар.
Новый год отмечали в гимназиях и школах, клубах и общественных собраниях. Открывались передвижные цирки, приезжали зверинцы, устраивались разнообразные концерты и представления. Например, был весьма популярен "электротеатр": кино, тогда еще новинка!
Важные мелочи
Составить представление о праздниках прошлого нам помогают самые разные предметы того времени открытки, игрушки и газеты.
История Нового года в Оренбурге сохранились газеты 1913 года, читая которые можно получить представление о том, насколько праздник был важен для торгового люда. Через газету купцы рекламировали свои товары от елочных игрушек и сладостей до золота и бриллиантов.
В XIX веке кустари стали изготавливать удлиненные женские бусы для украшения елки.
Кстати, одним из первых елочных украшений, промышленно выпускаемых в России, стали стеклянные бусы. Модными были стеклянные блестящие шарики, игрушки из ваты (белочки, козлики, зайчики, слоники и др.), а также плоские бумажные игрушки с рисунками с обеих сторон. Купить изящные елочные украшения могли только богатые люди, поскольку одно украшение иногда стоило целое месячное жалование врача или трех библиотекарей. О том, как менялись новогодние украшения за последние 200 лет... здесь вы можете прочитать о том, каким образом связаны ракеты, спутники, кукурузные початки и новогодняя игрушка.
Гораздо более популярными, чем сейчас, в свое время были новогодние открытки. Некоторые коллекционные открытки можно увидеть музеях Казани. Кстати, вы наверняка не знали, что на открытках XIX века часто изображались... мухоморы. Считалось, что эти грибы приносят удачу и процветание.
Гриб, свинья, темнокожый человек и подкова, перевернутая вниз. Новогодняя открытка дореволюционного периода из коллекции Григория Ивойлова.
Новое или хорошо забытое старое
Пожалуй, сегодня трудно найти в новогодних торжествах то, чего не было при прадедах.
Заказ новогодних столиков? Нет проблем! Клуб Вольно-пожарного общества в Красноярске предлагал за 1 рубль выбор из трёх блюд и входной билет на вечер, где ожидались танцы "до 4-х ночи".
Новогодние костюмы? Пожалуйста! Их в разнообразии предлагал торговый дом Гадалова. Более того - костюмер из театра им. Пушкина делал маскарадные костюмы на заказ. Причём это были не просто "белочки" и "лисички". Костюм "Городская дума" - каково?! Особенно если учесть, что он представлял собой огромную ходячую куклу... без головы.
Наши прадеды активно покупали новогодние украшения, серпантин и конфетти, шампанское и фрукты. Причём многие магазины заманивали к себе знаете чем? "Московскими ценами"! Сейчас этот слоган вряд ли кого-то привлечёт. А вот сто лет назад он означал, что товар дешёв и на него не взвинчены цены из-за долгой доставки по железной дороге из европейской России.
А еще сто лет назад была привычной "праздничная драка". На Новый год молодёжь собиралась и шла "стенка на стенку". Вот как описывалось это происшествие в Уяре (город в Красноярском крае): "... во время праздников местные жители устроили праздничную драку, в которой ранено несколько человек. Раненые отправлены в Канскую больницу".
Ну и, конечно же, очень давно в России существует традиция проведения уличных празднеств. В начале XX века повсеместно в городах на площадях ставили Новогодние ели и заливали катки, устраивали ярмарки и строили высокие ледяные горы. В Иркутске абонемент на каток для учащихся стоил 3 рубля, а для остальных - все 6.
Каток на Тихвинской площади в Иркутске.
Советские традиции
После революции большевики начали целенаправленно бороться с Рождеством как "пережитком", разъяснять его "контрреволюционную сущность".
В 1922 году Рождество в городах праздновали очень своеобразно. Большевики читали доклады, ставили антирелигиозные спектакли, устраивали уличные шествия, на которых сжигали иконы. Люди праздновали Новый год и Рождество в кругу семьи. В 29-м году праздник отменили совсем. Запретили даже ставить елку, а Рождество перестало быть выходным днем. "По улицам ходили дежурные, - рассказала нам о Ленинграде тех лет старший научный сотрудник Государственного музея истории Петербурга Юлия Калинина. Они заглядывали в окна и смотрели, не горят ли в домах огоньки на елке. Люди срубали елку, распиливали ее на несколько частей и в мешке несли домой чтобы дежурные не заметили".
Даже сознательным пролетариям было жалко расставаться с праздником ведь у всех дети, внуки, да и сами выпить-закусить-погулять были не прочь. Взамен Роджества стал культивироваться Новый год. Свидетельство тому хранящаяся в Пермском госархиве инструкция Наркомата просвещения РСФСР "О правилах проведения новогодних праздников".
Тогда же главным новогодним блюдом в стране стали пельмени. Нехитрое, но сытное блюдо превратилось в главный народный деликатес!
Воспоминания о праздновании Нового года в советское время...
Открытки с призывом бить врага.
В годы войны вместо поздравлений на открытках печатались стихи, направленные на поднятие боевого духа. На советской открытке Дед Мороз этакий бородач с автоматом ППШ вместо посоха и мешком гранат-"лимонок". Тут же четверостишье:
"Дед Мороз под Новый год
Грозный делает обход,
Чтобы всей фашистской своре
Навсегда исчезнуть вскоре!"
... питерцы рассказывают, о том, как мужественно отмечали праздник в блокадном Ленинграде. 31 декабря 41-го в городе прошли детские новогодние елки. Основными блюдами праздничного стола были соевые отходы, столярный клей и дуранда спрессованные семена подсолнуха. В 43-м году появились овощи. Даже во время блокады детей в детских домах и больницах навещал Дед Мороз. С 1947 года 1 января объявлено выходным днем.
Новый Год в Ленинграде праздновали даже во время блокады Фото из архива Павла КрасавинаДолгое время новогоднее настрение граждане создавали себе исключительно сами. Пресса не баловала хозяек полезными советами и рецептами блюд для праздничного стола. Так рассказывается о выставке, посвященной Новому 1953 году.
Пресса поздравляла граждан с началом разве что новых трудовых подвигов Фото! Ссылки Запрещены! Смотреть на праздничные номера газет "На смену!" и "Уральский рабочий" до изумления странно. Переворачивая одну страницу за другой в поисках хоть какого-то намека на торжество, натыкаешься разве что на маленький тост да слова всего-то одной песни. Никаких советов хозяйке по убранству дома, никакой программы праздничных телевизионных передач, да и рецептов не нашлось.
"Может, в каких-то федеральных специализированных женских изданиях такая информация и встречалась, но только не в свердловских газетах того времени. Да и вообще материалов увеселительного характера практически не было", отмечают кураторы проекта. Слова поздравлений из региональных газет 1953 года относились лишь к теме выполненного плана и обещаниям с новыми силами взяться за новый, "чтобы жизнь советского человека стала лучше".
Впрочем, не было у наших бабушек и дедушек и каникул после 1 января. Уже 2 января вся страна поднималась спозаранку и шла работать. Так было и в советское, и даже в царское время. Например 2 января в Красноярске городская Дума вышла на работу, чтобы обсудить городской бюджет. Зато имели место рождественские каникулы. Например, для судов "неприсутственные дни" начинались 24 декабря, а заканчивались лишь 1 января. Наемные работники отдыхали, обязуясь выполнять только срочные работы. Ну и, конечно, ликовала детвора - как и сегодня, у неё были каникулы вплоть до 7 января.
Было изменено: 1:18 28/12/2013.
Сегодняшние новогодние традиции появились в Москве в конце XIX начале XX века. За прошедшие сто лет не изменилось ни место главного салюта, ни приоритеты горожан. Вспомним, как проводили вечер 31 декабря жители дореволюционной столицы.
Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году.
Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ. ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал...
В центре столицы
Первыми места кончались в ресторане при гостинице "Метрополь" в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая "спортивная Москва", обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. "В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен "Цеппелин", в его гондоле - транспаранты: "С Новым годом 1911-м"", - описывали событие в издании "Русское слово"
Ресторан в пятизвёздочном отеле "Метрополь", расположенном в Москве. 1991 г. В более простом ресторане "Прага", второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти!
Ресторан "Прага" сегодня. Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля "Москва". Московские немцы стремились в ресторан при отеле "Alpenrose" ("Альпийская роза"), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в "Метрополе". "Небольшой зал "Альпийской Розы" переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит "ура". Для публики, собравшейся в ресторане, наступил "Neu Iahr". Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее Hoch!"", - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.
Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан "Эрмитаж" в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр "Школа современной пьесы". В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане "Бар", который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось!
Театр "Школа современной пьесы", ранее в этом здании располагался ресторан "Эрмитаж". Попасть "без записи" удавалось в ресторан "Славянский базар", располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала!
Гостиница "Славянский базар", XIX век. Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире "У Мартьяныча", собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику!
В версте от города
Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин. Его кабак с незамысловатым названием "У Крынкина" располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей!
Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIXXX веков. На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане "Яръ", дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля "Советский". Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие!
Здание гостиницы "Советская" и ресторана "Яръ". 1909-1913 года.
Утром 1 января
Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием "Сорочинская ярмарка" для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года!
Манеж сегодня. Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.
Бал, мухомор и распиленная ёлка. Из истории новогодних праздников в России Зачем на дореволюционных рождественских открытках изображались мухоморы и почему магазины в глубинке приманивали покупателей "московскими ценами"? Вот важные и трогательные "новогодние" подробности из жизни российских городов.
Пролистав газетные подшивки, посетив тематические выставки и поговорив с историками, вы узнаете, как готовились, как отмечали и как поздравляли друг друга с зимними праздниками горожане в России в течение последнего столетия.
Новогодних традиций в том виде, к которым мы привыкли, в России не было примерно до середины XIX века. До этого времени главными зимними праздниками были Святки - 12 дней от Рождества (7 января) до Крещения (19 января).
Так, в Сибири молодежь обычно собиралась в больших домах, чтобы потанцевать. Например в Иркутске на таких посиделках было принято играть в жмурки, которые иркутяне называли "имальцы" (от слова "имать" - брать).
Святочные обычаи стали забываться в городской среде ближе к 1900-м годам, когда на смену Святкам пришли светские традиции встречи Рождества и Нового года.
Бал в институте благородных девиц Иркутска.
В эти времена в городах в моду вошли большие новогодние балы и маскарады. Например, в Иркутске предприимчивый купец Второв даже придумал проводить на Рождество особый Ситцевый бал. Ситец не пользовался успехом зимой и, обещая приз за лучший ситцевый маскарадный костюм, Второв сбывал невостребованный товар.
Новый год отмечали в гимназиях и школах, клубах и общественных собраниях. Открывались передвижные цирки, приезжали зверинцы, устраивались разнообразные концерты и представления. Например, был весьма популярен "электротеатр": кино, тогда еще новинка!
Важные мелочи
Составить представление о праздниках прошлого нам помогают самые разные предметы того времени открытки, игрушки и газеты.
История Нового года в Оренбурге сохранились газеты 1913 года, читая которые можно получить представление о том, насколько праздник был важен для торгового люда. Через газету купцы рекламировали свои товары от елочных игрушек и сладостей до золота и бриллиантов.
В XIX веке кустари стали изготавливать удлиненные женские бусы для украшения елки.
Кстати, одним из первых елочных украшений, промышленно выпускаемых в России, стали стеклянные бусы. Модными были стеклянные блестящие шарики, игрушки из ваты (белочки, козлики, зайчики, слоники и др.), а также плоские бумажные игрушки с рисунками с обеих сторон. Купить изящные елочные украшения могли только богатые люди, поскольку одно украшение иногда стоило целое месячное жалование врача или трех библиотекарей. О том, как менялись новогодние украшения за последние 200 лет... здесь вы можете прочитать о том, каким образом связаны ракеты, спутники, кукурузные початки и новогодняя игрушка.
Гораздо более популярными, чем сейчас, в свое время были новогодние открытки. Некоторые коллекционные открытки можно увидеть музеях Казани. Кстати, вы наверняка не знали, что на открытках XIX века часто изображались... мухоморы. Считалось, что эти грибы приносят удачу и процветание.
Гриб, свинья, темнокожый человек и подкова, перевернутая вниз. Новогодняя открытка дореволюционного периода из коллекции Григория Ивойлова.
Новое или хорошо забытое старое
Пожалуй, сегодня трудно найти в новогодних торжествах то, чего не было при прадедах.
Заказ новогодних столиков? Нет проблем! Клуб Вольно-пожарного общества в Красноярске предлагал за 1 рубль выбор из трёх блюд и входной билет на вечер, где ожидались танцы "до 4-х ночи".
Новогодние костюмы? Пожалуйста! Их в разнообразии предлагал торговый дом Гадалова. Более того - костюмер из театра им. Пушкина делал маскарадные костюмы на заказ. Причём это были не просто "белочки" и "лисички". Костюм "Городская дума" - каково?! Особенно если учесть, что он представлял собой огромную ходячую куклу... без головы.
Наши прадеды активно покупали новогодние украшения, серпантин и конфетти, шампанское и фрукты. Причём многие магазины заманивали к себе знаете чем? "Московскими ценами"! Сейчас этот слоган вряд ли кого-то привлечёт. А вот сто лет назад он означал, что товар дешёв и на него не взвинчены цены из-за долгой доставки по железной дороге из европейской России.
А еще сто лет назад была привычной "праздничная драка". На Новый год молодёжь собиралась и шла "стенка на стенку". Вот как описывалось это происшествие в Уяре (город в Красноярском крае): "... во время праздников местные жители устроили праздничную драку, в которой ранено несколько человек. Раненые отправлены в Канскую больницу".
Ну и, конечно же, очень давно в России существует традиция проведения уличных празднеств. В начале XX века повсеместно в городах на площадях ставили Новогодние ели и заливали катки, устраивали ярмарки и строили высокие ледяные горы. В Иркутске абонемент на каток для учащихся стоил 3 рубля, а для остальных - все 6.
Каток на Тихвинской площади в Иркутске.
Советские традиции
После революции большевики начали целенаправленно бороться с Рождеством как "пережитком", разъяснять его "контрреволюционную сущность".
В 1922 году Рождество в городах праздновали очень своеобразно. Большевики читали доклады, ставили антирелигиозные спектакли, устраивали уличные шествия, на которых сжигали иконы. Люди праздновали Новый год и Рождество в кругу семьи. В 29-м году праздник отменили совсем. Запретили даже ставить елку, а Рождество перестало быть выходным днем. "По улицам ходили дежурные, - рассказала нам о Ленинграде тех лет старший научный сотрудник Государственного музея истории Петербурга Юлия Калинина. Они заглядывали в окна и смотрели, не горят ли в домах огоньки на елке. Люди срубали елку, распиливали ее на несколько частей и в мешке несли домой чтобы дежурные не заметили".
Даже сознательным пролетариям было жалко расставаться с праздником ведь у всех дети, внуки, да и сами выпить-закусить-погулять были не прочь. Взамен Роджества стал культивироваться Новый год. Свидетельство тому хранящаяся в Пермском госархиве инструкция Наркомата просвещения РСФСР "О правилах проведения новогодних праздников".
Тогда же главным новогодним блюдом в стране стали пельмени. Нехитрое, но сытное блюдо превратилось в главный народный деликатес!
Воспоминания о праздновании Нового года в советское время...
Открытки с призывом бить врага.
В годы войны вместо поздравлений на открытках печатались стихи, направленные на поднятие боевого духа. На советской открытке Дед Мороз этакий бородач с автоматом ППШ вместо посоха и мешком гранат-"лимонок". Тут же четверостишье:
"Дед Мороз под Новый год
Грозный делает обход,
Чтобы всей фашистской своре
Навсегда исчезнуть вскоре!"
... питерцы рассказывают, о том, как мужественно отмечали праздник в блокадном Ленинграде. 31 декабря 41-го в городе прошли детские новогодние елки. Основными блюдами праздничного стола были соевые отходы, столярный клей и дуранда спрессованные семена подсолнуха. В 43-м году появились овощи. Даже во время блокады детей в детских домах и больницах навещал Дед Мороз. С 1947 года 1 января объявлено выходным днем.
Новый Год в Ленинграде праздновали даже во время блокады Фото из архива Павла КрасавинаДолгое время новогоднее настрение граждане создавали себе исключительно сами. Пресса не баловала хозяек полезными советами и рецептами блюд для праздничного стола. Так рассказывается о выставке, посвященной Новому 1953 году.
Пресса поздравляла граждан с началом разве что новых трудовых подвигов Фото! Ссылки Запрещены! Смотреть на праздничные номера газет "На смену!" и "Уральский рабочий" до изумления странно. Переворачивая одну страницу за другой в поисках хоть какого-то намека на торжество, натыкаешься разве что на маленький тост да слова всего-то одной песни. Никаких советов хозяйке по убранству дома, никакой программы праздничных телевизионных передач, да и рецептов не нашлось.
"Может, в каких-то федеральных специализированных женских изданиях такая информация и встречалась, но только не в свердловских газетах того времени. Да и вообще материалов увеселительного характера практически не было", отмечают кураторы проекта. Слова поздравлений из региональных газет 1953 года относились лишь к теме выполненного плана и обещаниям с новыми силами взяться за новый, "чтобы жизнь советского человека стала лучше".
Впрочем, не было у наших бабушек и дедушек и каникул после 1 января. Уже 2 января вся страна поднималась спозаранку и шла работать. Так было и в советское, и даже в царское время. Например 2 января в Красноярске городская Дума вышла на работу, чтобы обсудить городской бюджет. Зато имели место рождественские каникулы. Например, для судов "неприсутственные дни" начинались 24 декабря, а заканчивались лишь 1 января. Наемные работники отдыхали, обязуясь выполнять только срочные работы. Ну и, конечно, ликовала детвора - как и сегодня, у неё были каникулы вплоть до 7 января.
Было изменено: 1:18 28/12/2013.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)