Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 21 июля 2014, 08:48

Ко всем записям блога

Эмоции в рукопашной схватке или про вред самооглушения.

"Чувства - помеха в поединке. Соринка в глазу. Ярость туманит взор, страх сковывает движения, ненависть толкает к ошибкам, любовь глупа, привязанность ослабляет..."
Г. Л. Олди "Богадельня"


Эмоции в рукопашной схватке или про вред самооглушенияСхватка на татами, ковре или ринге это наиболее реальный критерий проверки уровня готовности бойца. Более серьезным критерием может быть только драка. В подобных схватках проверяется не только техника, которую боец оттачивал на тренировках, но и его психика. Жесткая схватка с ее опасностью и непредсказуемостью, это критическая ситуация, вызывающая у нормального человека бурю переживаний и эмоций. Естественно об эмоциях можно говорить только в том случае, если спарринги и схватки в данном стиле практикуются. В наше парадоксальное и непредсказуемое время существуют десятки "боевых" школ, прекрасно обходящихся без спарринга. Что там только не делают. И руки из суставов выкручивают, и ребра с мясом выдирают и ударом на несколько метров отбрасывают. Техника на грани фантастики! Одно плохо. Как скажешь: "Ребята, давайте! На все согласен: и на выкручивание рук, и на ребра, и на 5 метров полета", так сразу куча отговорок, от приходите в следующий раз, до "как же я грех на душу брать буду". Мне лично все равно, как они называют то, чем занимаются. Ну, хочется людям, ни разу в бою не участвуя, думать, что они совершенствуются в боевом искусстве. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы своих не... Так вот, данная статья написана не для таких мастеров по отговоркам. Если в схватках не участвуешь, то и эмоций по этому поводу не возникнет. Остальные же, кто свои навыки привык проверять практикой, так или иначе с эмоциями и переживаниями по поводу предстоящего боя сталкивались. Работу с психикой в наших залах можно условно разделить на три типа и, прежде чем изложить авторский взгляд на данный вопрос, на них нужно остановиться подробнее.

Тип первый. В западных фильмах часто мелькают образы роботов-бойцов, типа терминатора или робокопа, без единого переживания сокрушающих орды всяких там темных личностей. Кажется, многие инструкторы именно так представляют себе идеальный тип бойца. Написал программу на тему как, кому, чем и куда бить, вложил в ученика и выпустил его вперед на противника к инструкторской славе и к всеобщему удовольствию. Увы, ученики у нас не роботы, а люди, которым свойственно волноваться, сомневаться в своих силах, радоваться, бояться и испытывать еще десятки других нужных и ненужных эмоций в самый неподходящий момент. В общем плане, такую инструкторскую позицию можно охарактеризовать как попытку игнорировать то (в данном случае психологическое состояние перед боем и в бою), с чем не умеешь работать. Увы, незнание закона не освобождает от ответственности. Правда ответственность понесет не инструктор, который не считает необходимым думать ни о чем другом кроме голой техники, а его ученики, если только не начнут решать возникающие перед ними проблемы психологического плана самостоятельно.

Тип второй. Когда становится понятно, что человек не робот, а ученик не терминатор, то эмоции пытаются разделить на положительные и отрицательные, притом, естественно, отрицательные эмоции в бою переживать не рекомендуется. Далее следуют внушения типа: "Саша, ну как ты можешь бояться? Ты же мужчина!" или "Да ладно тебе, он тебя тоже боится!" Данные советы, при всем их многообразии, страдают одним существенным недостатком. Когда этот самый Саша (или там Петя) выходит на реального противника и получает первый раз в зубы, то инструкторские наставления моментально вылетают из головы, и хорошо, если не вместе с зубами. Такие советы почти всегда в одно ухо входят и так же безболезненно в другое выходят, не оставляя после себя заметного следа. Не забывайте, любой совет идет в сознание, которое при стрессовой ситуации боя благополучно отключается.

Тип третий. Внедрение в подсознание ученика определенных идей. Это уже серьезно. Чаще всего встречается накачка идеями под общим знаменателем повышенной агрессивности. "Любой приходящий к вам в зал - ваш враг!" - и это еще не самая жесткая из формулировок. В таких залах вам могут не подать руки при встрече, даже разговаривать станут, цедя слова сквозь зубы. "Если не можешь победить врага честно, победи любой ценой!" Если ученика основательно загрузить подобной "истиной", то он не остановится ни перед чем, с врагом не церемонятся. И если бы это были пустые страшилки для взрослых! Одна из наших дружеских встреч закончилась в кабинете врача потому, что адепт школы с подобной психологической накачкой не счел необходимым придерживаться установленных и оговоренных правил боя. Хотя, как я подозреваю, не столько не счел необходимым, сколько просто не смог. Этих психологически покалеченных ребят безусловно жалко, но не дай Бог вам встретиться с подобными отморозками.

Почему же в прошлом случае инструкторский совет вошел в одно ухо, а из другого вышел, в этом - накрепко засел в ученической голове? Дело в том, что в одном варианте имел место совет, оставшийся в сознании, а во втором шла накачка подсознания. Методы вскрытия подсознания существуют, хотя и не афишируются. Кое-кто из инструкторов, действующих по правилу "цель оправдывает средства", ими и пользуются. По сравнению с такой накачкой достаточно мирно смотрятся часто предлагаемые варианты самовнушения типа: "Мои руки крепки как сталь и быстры как молнии" или "Я страшный кровожадный тигр (или там удав, павлин)". Совсем же безобидны медитации на тему "отражения восходящей луны в неподвижной воде старого пруда весной". Ну, наблюдают ребята, сидя рядком, за луной. Кому от этого плохо? Может возникнуть закономерный вопрос. Обладаю ли я подобными методами и применяю ли их в своих тренировках? Отвечу честно: некоторые методы знаю, но не считаю, что кто-то, в том числе и я, имеет моральное право так грубо вторгаться в психику другого человека.

Во всех трех подходах, на мой взгляд, отсутствует основное, а именно общая картина, отражающая закономерности возникновения эмоций в бою и их взаимодействие между собой. Согласитесь, для того, чтобы работать с каким-то явлением или фактором, нужно понимать, что это такое, откуда оно взялось и по каким законам живет. Иначе, не разобравшись в механизме процесса, просто применяя понравившийся совет или рекомендацию, вы рискуете либо вообще не добиться никакого результата, либо таких дров наломать... Особенно это касается инструкторов. Их специальность - работа с людьми, которые, простите за банальность, разные. Одна и та же рекомендация, особенно в области психики, у двух разных людей может привести к совершенно разным результатам.

Эмоция - это отклик человеческой психики на конкретную ситуацию, то есть, в нашем случае, на схватку. Точнее, это отклик даже не на саму ситуацию, а на оценку готовности своих сил к этой ситуации. Всем нам свойственно перед боем оценивать противника и прикидывать шансы на победу. Оценка может быть различной, и именно это влияет на то, какая эмоция возникнет в нашей голове. Попробуем представить все возможные для нас психологические варианты, начиная с самого плохого и постепенно дойдя до самого благоприятного.

Итак, представьте, что вы смотрите на противника и понимаете, что все... Вам в принципе ничего не светит. Что бы вы ни делали, как бы вы ни старались, вы все равно будете биты, и биты жестоко. Шансов на победу просто нет. По сравнению с противником вы ничто, пустое место и все, что вы знаете и умеете, в этой ситуации не стоит ломаного гроша. Хотелось бы при таком раскладе сил просто не вступать в схватку, но отвертеться не получится, и вам все равно предстоит стать макиварой для отработки его ударов, мешком для демонстрации его техники. Все, сейчас начнется! Скорей бы это все закончилось! Я специально не пожалел красок для описания самой крайней ситуации, в которую может попасть боец. Что называется, хуже некуда. Что вы можете чувствовать в подобном положении? В ситуации, когда человек, оценивая свои шансы даже не выиграть, а просто уцелеть в схватке, понимает, что они равны абсолютному нулю, он испытывает обреченность и апатию. Иногда возможна и истерика с переходом снова в апатию, когда человек уже перестает адекватно воспринимать окружающий мир.

Поднимемся на ступеньку выше. Да, ваше дело плохо. Противник силен, техничен и, как ни крутись, значительно превосходит вас. Естественно, что вы попытаетесь выстоять, сколько сможете, но все равно... страшно! Именно страшно, и дело не в природной трусости. Просто вам в данной ситуации не хватает техники и боевого опыта для того, чтобы достойно противостоять этому конкретному противнику. Может быть, потом они придут, но драться надо здесь и сейчас. Инструктор сколько угодно может внушать вам, что вы круче любого встречного поперечного. Все равно эти внушения не подменят умения и навыков, которые приобретаются годами тренировок. Страх, появляющийся из-за недостатка средств, необходимых для контроля незнакомой ситуации, это нормальная эмоция ученика, впервые выходящего на жесткий спарринг. Обвыкнется, обкатается и страх уйдет сам собой. К тому же часто бывает, что человек боится до боя, но совершенно успокаивается, когда бой уже начат и нужно действовать.

Идем дальше. Вы уже что-то собой представляете, что-то умеете и знаете. Однако, и противник тоже не лох. Вон и фигура крепкая, и держится уверенно, и взгляд выдает опытного бойца. Однако битым быть вы уже не собираетесь. Зря, что ли, тренировались и потели! Да и вообще, вы тоже парень что надо, не хуже этого, который перед вами. "Ну, ничего, сейчас он у меня попляшет, я сам ему все мозги вышибу!" - заводитесь вы и бросаетесь в бой. Переведя на нормальный язык, это значит, что сил для того, чтобы уцелеть, у вас уже хватает, но только уцелеть вам мало. Теперь вам хочется выиграть схватку. Но уверенности в победе при этом еще нет, багаж техники и опыта еще не столь значителен, чтобы в исходе боя можно было не сомневаться. А поскольку выиграть хочется, вы пытаетесь перекрыть недостаток средств агрессией. В принципе, на каком-то этапе личного роста эта эмоция вполне закономерна. Особенно у молодых ребят, чему-то уже научившихся и страстно желающих применить свои знания на практике. С ростом мастерства необходимость в агрессии снижается. Однако некоторые, перестав расти, так и остаются на этом уровне, пытаясь прикрыть собственную несостоятельность нахрапом.

Хочу немного отойти от основной темы статьи и разобраться, что же делать, когда противник с явно агрессивным настроем выходит против вас. В первую и самую главную очередь, не пугайтесь. Помните, что именно на эту эмоцию он и рассчитывает, именно этого и добивается от вас. Поймите и усвойте, что он агрессивен именно потому, что сам в душе побаивается (но не боится, как пытаются внушить некоторые горе - инструкторы) как вас, так и предстоящего боя. Не поддавайтесь на провокацию, не дайте ему сыграть с вами в игру охотник - жертва и, рано или поздно (лучше, конечно, рано, но там уж как получится), его эмоции пойдут на убыль, скорее всего, обращаясь в свою противоположность, то есть уже в страх. Теперь он будет не побаиваться спарринга, а бояться конкретно вас. И еще один чисто практический совет, основанный целиком на личном опыте. Агрессор не стоек. Агрессивность расходная эмоция, поддерживать которую длительное время агрессор не способен. Не дайте ему побить вас в первый момент боя, затяните схватку, и он сдуется, как воздушный шарик. Когда идет спор баш на баш, когда каждый шаг берется с боем, когда победу нужно выдирать у противника зубами миллиметр за миллиметром, агрессор пасует и отступает. Кстати, это косвенно подтверждается в макро масштабе опытом второй мировой войны. Немцы большие мастера блицкрига, но пасуют, когда война затягивается и им противостоит противник (русские или британцы), настроенные драться до конца, не взирая на жертвы и время.

Четвертый уровень эмоций - спокойствие. Подобное состояние возникает у человека тогда, когда ресурсов (техники и опыта) для победы в схватке ему достаточно. Представьте, что вы уверены в победе над противником. Вы знаете, что его положите, пусть не в первые 10 секунд, но за отпущенное время вы сделаете с ним все, что вам нужно. Будете вы тогда делать страшные глаза, ругаться и заводить себя другими мало эстетичными методами? Нет. Просто выйдите и сделаете свое дело без лишних эмоций. Если боятся боя новички, агрессивны чаще всего бойцы, то состояние спокойствия перед боем присуще профессионалам. Профессионализм вообще не терпит лишних переживаний. Когда вы приходите на работу, дрожите ли вы от страха или с яростным ревом бросаетесь на ее исполнение? Естественно нет. Вы просто спокойно и добросовестно делаете то, что должны. Здесь боевое искусство ничем не отличается от других сфер человеческой деятельности. Когда спарринг превращается в нормальную ежедневную работу, лишние эмоции уходят сами собой.

Любопытно, что однажды, когда я говорил в своем зале об эмоциях перед схваткой и во время нее, один мой ученик задал вопрос, не касающийся непосредственно боевого искусства, но вполне отражающий общую тенденцию распределения эмоций в бою.

- А как же берсерки, ну которые были у германцев! -

Бывают иногда вопросы, которые надо было бы задать, уж больно хорошо они иллюстрируют правильность сказанного! Да, естественно, берсерки представляли в бою серьезную опасность, но только до тех пор, пока в будущей Германии не появились римские легионы. Римские легионеры мухоморов перед боем не жрали, слюной не плевались, голой грудью на мечи не бросались. Они были профессиональными солдатами, которые просто на совесть делали свое дело. И этот профессионализм перевесил всю первобытную ярость и боевое безумие их противников.

Нам осталось разобрать последний уровень оценки своих сил в бою, когда человек понимает, что сил на данную ситуацию хватает с избытком, и противник (который? этот что ли) вообще не представляет собой ни угрозы, ни проблемы. В схватке такому бойцу достаточно техники и опыта не только для того, чтобы победить, но и для того, чтобы расслабиться, поэкспериментировать, попробовать что-то интересное лично для себя и даже немного повыпендриваться (извините за нелитературный оборот, но ничего более точного не смог подобрать). При таком уровне оценки своих возможностей человека охватывает радость, иногда даже эйфория. Увы, это для отдельных мастеров и до такого доходят немногие. Со своей же личной точки зрения могу сказать, что меня очень настораживает, когда в схватке человек начинает улыбаться. Значит, у него за душой есть такие козыри, о которых я не знаю.

Естественно, что оценка своих сил, на которой построена шкала эмоций, испытываемых перед схваткой и во время нее, достаточно субъективна. Всем нам свойственно недооценивать противника и переоценивать себя или наоборот. Однако боевое искусство тем и хорошо, что у него есть четкий критерий правильности оценки - бой. Один-два раза неправильно оценив противника и получив после этого по мозгам, люди, как правило, быстро учатся видеть ситуацию более или менее адекватно, и испытывать соответствующие реальной оценке эмоции.

Теперь, когда мы разобрались с логикой эмоций перед схваткой и видим их объективные причины, пришла пора дать какие-то конкретные советы по регулированию этой сферы человеческой психики. Как видно из начала статьи, я не являюсь приверженцем методик, которые можно вывести под общим названием "методы оглушения и само оглушения". Большинство формулировок для внушения и подобные приемы созданы для того, чтобы восполнить недостаток техники и опыта данного бойца, и допустимы только в случае, когда человеку что-то реально угрожает, а на соответствующую подготовку нет ни места, ни времени. Обучите ученика нормальной, рабочей технике, на которую он сможет полагаться в бою. Дайте ему вдоволь поспарринговаться в собственном зале, чтобы он убедился, что техника оправдывает себя на практике. Затем подберите ему незнакомых противников, уровень подготовки которых сравним с его, и которые будут ему по силам, и страх перед схваткой уйдет сам собой.

Излишне ретивый боец должен на деле убедиться в том, что его агрессия оправдывает себя далеко не всегда. Обратите его внимание на то, что он, не успев толком ничего сделать, выдыхается в бою с серьезным противником. Докажите ему, используя его же личный опыт, что с ростом мастерства излишние эмоции будут только мешать. Сделайте все это, и он постепенно успокоится, перейдя в разряд профессионалов.

Понятно, что это долгий и кропотливый путь. Работа с каждым конкретным учеником требует времени, внимания и заинтересованности в нем как в личности. Быстрых результатов здесь ждать не приходится. Зато естественный рост он же и самый верный. Научив человека правильно оценивать свои силы и понимать источник и причину своих переживаний, вы открываете ему путь к мастерству, по которому он будет идти, год за годом наращивая свой технический потенциал и увеличивая багаж своего опыта. Конечно, гораздо легче посадить всех рядком и вдолбить в доверчивые головы какую-нибудь залихватскую формулу. Хочу только заметить, что к подобным же методам глушения психики, только еще более грубым, можно смело отнести и обычную, стандартную водку, которую давали перед атакой солдатам, и уже упоминавшуюся настойку из мухоморов, и наркотики, и тому подобную дрянь. Одномоментный результат в этом случае, может и будет, а вот развитие и движение вперед - нет.


Статья опубликована в журнале "Боевые Искусства Планеты" 2 2001 (c)

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

пользователь забанен  
Ох...
В эпиграфе - очередной пример безграмотности. Большинство современных людей просто не понимает, что такое ярость, никогда её не испытывали и путают со злостью или гневом. Ярость - состояние предельной ясности сознания, самое возвышенное и просветлённое из возможных.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)