Хозяйка дневника: ---  

Дата создания поста: 19 марта 2015, 12:14

Ко всем записям блога

Л. Н. Толстой о церкви.




То, что я отрекся от церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от нее не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему.

Прежде чем отречься от церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение церкви: теоретически - я перечитал все, что мог, об учении церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же - строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы.

И я убедился, что учение церкви есть теоретически коварная и вредная ложь, практически же собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения:

Стоит только почитать требник и проследить за теми обрядами, которые не переставая совершаются православным духовенством и считаются христианским богослужением, чтобы увидать, что все эти обряды не что иное, как различные приемы колдовства, приспособленные ко всем возможным случаям жизни.

Для того, чтобы ребенок, если умрет, пошел в рай, нужно успеть помазать его маслом и выкупать с произнесением известных слов; для того, чтобы родительница перестала быть нечистою, нужно произнести известные заклинания; чтобы был успех в деле или спокойное житье в новом доме, для того, чтобы хорошо родился хлеб, прекратилась засуха, для того, чтобы путешествие было благополучно, для того, чтобы излечиться от болезни, для того, чтобы облегчилось положение умершего на том свете, для всего этого и тысячи других обстоятельств есть известные заклинания, которые в известном месте и за известные приношения произносит священник.

Как бы кто ни понимал личность Христа, то учение его, которое уничтожает зло мира и так просто, легко, несомненно дает благо людям, если только они не будут извращать его, это учение все скрыто, все переделано в грубое колдовство купанья, помазания маслом, телодвижений, заклинаний, проглатывания кусочков и т. п., так что от учения ничего не остается.

И если когда какой человек попытается напомнить людям то, что не в этих волхвования, не в молебнах, обеднях, свечах, иконах учение Христа, а в том, чтобы люди любили друг друга, не платили злом за зло, не судили, не убивали друг друга, то поднимется стон негодования тех, которым выгодны эти обманы, и люди эти во всеуслышание, с непостижимой дерзостью говорят в церквах, печатают в книгах, газетах, катехизисах, что Христос никогда не запрещал клятву (присягу), никогда не запрещал убийство (казни, войны), что учение о непротивлении злу с сатанинской хитростью выдумано врагами Христа (Речь Амвросия, епископа харьковского).

Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем.

Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством.

Верю в то, что истинное благо человека - в исполнении воли Бога, воля же его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как и сказано в Евангелии, что в этом весь закон и пророки.

Верю в то, что смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении в себе любви, что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все большему и большему благу, дает после смерти тем большее благо, чем больше будет в человеке любви, и вместе с тем и более всего другого содействует установлению в мире царства Божия, то есть такого строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие будут заменены свободным согласием, правдой и братской любовью людей между собою.

Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва, - не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная Христом (Мф. VI, 5-13), а молитва, образец которой дан нам Христом, - уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Обрящий  
Сыроега
толстовка...)
mamura  
для многих в большом мире Толстой - это русскость,
русское. Где красотки после охоты на волков танцуют, а отчаявшиеся красавицы - сигают под поезд.
Помню, представительство организовало своим сотрудникам и мне экскурсию. Водитель автобуса, маленький шоколадный (по цвету кожи) мужчина, потом разговорились - эфиопский христианин, вычислил меня, русскую, и радостно поприветствовал: Тольстоуий?! матрийошка?!
Все остальные были евреями.

Он был великим писателем, но в каких-то вопросах - просто человек, частное лицо со своим частным мнением.
Ты не написала, какого года эта статья. Какого?
---  
Мамура.)
Специально посмотрела - 4 апреля, 1901 года. Он написал ее в ответ на его отречение от церкви. Или он вначале отрекся, а потом его церковь отвергла. Это не полная статья, полная статья больше.
Все великие писатели - обычные люди.
И все великие писатели принадлежат всему миру, а не только одной отдельно взятой стране.)
mamura  
ну это ты так думаешь, я про твою последнюю
фразу. но каждый числится за конкретной страной). они смысл и соль своей страны.

дети писали маленькие рефераты к Окружающему миру, сыну досталась Великобритания. был там и такой пункт: знаменитые люди. я как начала тарахтеть: Диккенс, Толкин, Шекспир, Остин (кто такой? почему не знаю? пиши, сын, позже разберешься...), Кристи, Дефо, Нельсон, Дойл, Дарвин, Свифт, группа "Битлз", Уотерхаус, Розетти, Гендель... не, давай его вычеркнем, немецкий сначала, вроде.
потом дочери, про Нидерланды: Рембрандт, Ван Гог... э-э-э, Спиноза, э-э-э... Эразм Роттердамский... не пиши.
разницу чуешь?)))
---  
Ну, это понятно, что каждый относится к какой-то стране
Все просто. Чем меньше население, тем меньше гениев на душу населения.)
Каждый писатель - мыслитель, каждый по-своему.
Мысли одного созвучны одному человеку, а другому вовсе нет.
Мне Толстой очень созвучен во многом.
---  
Вспомнила.)
У меня был в знакомых бывший "браток", человек без образования и с не очень светлым прошлым. Я так смеялась, когда он рассказал, что поставил себе задачу в целях самообразования прочесть "Войну и мир". Читал ее в основном перед сном. Ну чО, за год осилил. ))) И сказал - все, что рассказывал Толстой о войне очень применимо и к нашему времени.
Вот и я - все, что читаю у Толстого - относительно его взглядов на патриотизм, на церковь, на вегетарианство - он бы тоже самое сказал и сейчас. Все применимо к нашему времени, однако, он эти мысли высказывал 100 лет назад. Но ничего не изменилось. Воз и ныне там. И это грустно.
Обрящий  
воз и должен быть там,
непонятно только что в этом грустного...
Green Tangerine  
ну, сектант он и есть сектант,
хотя и признанный "классик русской литературы"...

.. хотя, лично в моей оценке, писал он намного слабее, чем другие современные ему классики...
---  
Разумеется, сектант.)
Потому как всем известно - что бы считаться умным человеком, нужно идти в ногу со временем, партией и правительством.))
Deleted  
Очередной протест
Сколько их уже было. Самое массовые - стригольники и жидовствующие. Жидовствующие потому, что призывали вернуться к истокам библии, отказаться от нетерпимости к другому мнению (как завещал Павел) и убрать кучу лишних обрядов, наслоившихся с времён Христа. А стригольники были тоже за простоту, скромность и против непотизма. И тех и других покарала добрая православная церковь жестокой смертью. Хорошо, что Толстой чуть позже родился и ему не перезали горло или не бросили с раската (есть такие картинки казни еретиков в православных книгах), а всего лишь предали анафеме. Был Ясной Поляне. Потрясён простотой могилы.
А ВиМ прочёл на каникулах со скуки в пятом классе. Если бы не уроки литературы и кино, сейчас бы и не вспомнил, о чём там.
---  
Да ну?))
То есть если ты выступаешь здесь против всего на свете, включая российскую власть, нужно вспомнить декабристов, которые закончили свою жизнь на виселице, всех жертв Красного террора, а также Сталина и Гитлера и сказать:
- Очередной протест. Сколько их уже было.

Я "Войну и мир" тоже прочла в 5 классе. Помню только тот том, где описан роман Наташи Ростовой с Андреем Болконским. И что? )

Это означает лишь то, что на пенсии будет время перечитать. Так что можешь приступать, а я повременю.))

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)