Хозяйка дневника: Не люблю ваниль  

Дата создания поста: 23 июля 2015, 11:32

Ко всем записям блога

еврейские штучки) часть вторая

Анализируя жизнь своей семьи, особенно
когда еще были живы бабушка и дедушка, я четко поняла что было разделения на
два мира- внутренний- то что было в семье и внешний, то что видели окружающие..

То, что мой дед Борух Исаакович, а бабушка Веля Авраамовна, да и папа вовсе не
Володя, а Веньямин, я узнала только лет в 10...

До этого, я была уверена, что дедуля мой- советский офицер (что кстати,
совершенная правда) Борис Иванович..

А информация, что мой прадед был софером (переписчик торы) и кантором (певец в
синагоге) в небольшом местечке под Луганском скрывалась как позорное пятно на
генеалогическом дереве...

Вопрос о национальности для меня встал лишь в 7 лет, когда меня отправили в
еврейскую школу и я поняла, что чем то отличаюсь от остальных..

Кстати, надо сказать, что в большинстве своем, одноклассники мои были
откормленными, избалованными и физически плохо развитыми детьми... Таких всегда
дразнили во дворах, поэтому попав в социум таких же озлобленных маленьких
гадов, они просто таки культивировали ненависть к окружающему миру.

Мамы приходили за них дежурить, со словами, "как же мой Йосик будет трогать
ручками грязную тряпку!" мыли полы и убирали классы.. По моему, я была
единственно, кого мама не приходила кормить в школу)



А дома мы говорили на иврите, соблюдали кашрут и субботу.. На песах читали
Агаду, а на Пурим ставили спектакли...

Но если звонили домой и спрашивали Велю Авраамовну, мы знали, что это с
поликлиники, поскольку больше никто не знал ее настоящего имени.

Бабуля когда то рассказывала, как моя двоюродная сестра в середине 70х в слезах
прибежала домой, после того, как ее во дворе обозвали еврейкой... она умоляла
бабушку выйти и подтвердить, что она русская...

Первый и последний раз моя милая и добрая бабушка подняла руку на человека.. ту
пощечину сестра помнит до сих пор...

Хотя иногда все доходило до комичного- подруга рассказала историю своей
бабушки:

Однажды в начале пятидесятых ее бабушке было чуть-чуть за двадцать, она только
что закончила институт и работала инженером в одном закрытом КБ. В тот день они
отмечали то ли чей-то день рождения, то ли какой-то государственный праздник. В
общем, в разгар веселого сабантуя кто-то из ее коллег обнаружил на столе у шефа
раскрытый журнал с подробным компроматом на каждого сотрудника. Удержаться было
совершенно невозможно, все стали читать собственные досье. Там было что-то
вроде: Иванов - изменяет жене, Петров - имеет судимость за хулиганство, Сидоров
- выносит из бюро карандаши и бумагу, Гайсинская - еврейка.

Кто-то закричал, что это обязательно надо сфотографировать, отыскался и
фотоаппарат, страничку запечатлели крупным планом, распечатали, вставили в
рамку и подарили бабушке. Она смеялась, но, в общем-то, сколько я себя помню, в
наших семьях были именно такие настроения, очень схожие с мировоззрением ее
старенького шефа: еврейством надо гордиться среди своих, а в любых других ситуациях
- мимикрировать и скрывать изо всех сил..

В годы моего детства для большинства моих старших родственников и знакомых
еврейство было неким тайным клубом, входить в который было одновременно и
почетно, и постыдно. Каждое лето на даче в Юрмале собиралась часть Рижского
кагала только ради того что бы обсудить свою богоизбранность и то, как ущемляют
права несчастного народа. Гордились - изнутри. "Чтобы еврею получить четыре,
ему надо выучить предмет на шесть", - говорил наш близкий друг, дядя Абраша
Клецкин, (который очень часто жаловался на тяжелую жизнь одинокого бедного
пенсионера и постоянно отирался в общине, выбивая себе гуманитарную помощь, не
смотря на то, что был начальником гос-теле-радио Латвии.. но это совсем другая
история..) и многозначительно поднимал палец. Это подразумевало, что все
еврейские троечники на самом деле - тайные отличники. А еще то, что сам он (и
все остальные друзья и родственники к моей глубокой досаде), судя по их золотым
медалям и красным дипломам, знал предмет как минимум на двадцатку.

В этом тайном клубе все были абсолютно уверены в том, что мы умнее, талантливее
и музыкальнее. И в шахматы лучше играем. Но (не дай Боже, ни в коем случае нельзя было выпускать эту уверенность во внешний мир. Надо было гордиться
своими тайно. Не показывая остальным, что мы видим различия.

Самое жуткое, что несмотря на смену режимов и изменений в окружающем мире в
русскоязычном еврействе совершенно ничего не изменилось, и московская еврейская
молодежь воспитанная членами этого тайного клуба, с детства впитывает в себя
ханжество и снобизм основанные лишь на том, что им посчастливилось (или нет? )
родиться в такой семье..

И вырастают умные, безусловно талантливые, хорошо образованные, но до ужаса
занощивые и высокомерные люди, которые эту же манеру поведения потом передадут
своим детям.

Я как то, в споре с другом, с замечательной фамилией Фридман, в качестве
аргумента упомянула, что символ евреев- Луна- мы лишь отражаем свет, но сами
его не несем, и историческая избранность народа была основана вовсе не на
привилегиях а на огромной ответственности.

И кичится своим происхождением как то низко...

Друг не разговаривал со мной месяц...

Между прочим сабры- те, кто родился на территории палестины, совершенно другие,
они проще и как то добрее... Возможно это результат того, что их окружают
соплеменники и доказывать другим, что ты лучше смысла нет.

Вот сейчас подумала: я иронизирую над своим друзьями и многочисленными
тетушками, а сама, в общем-то, не так далеко ушла. В детском саду моего
племянника висит турнирная таблица победителей отборочного тура соревнований по
шахматам, младшая четырехлетняя группа: Генис, Гетман, Шаерман и Маша Кац.

Я ходила, ласково смотрела на эти
фамилии и тайно и сладко вздыхала: наш мальчик тоже не по годам увлечен
шахматами - гены! И мне неловко это говорить, но как же, как же я была
потрясена, когда оказалось, что Гетман - он того... В общем, совершенно украинский
ребенок.

А еще я пишу эти строчки и думаю о том, что их прочтут многие мои друзья. Не
только еврейские друзья. И мне опять становится стыдно. Вот удивительно: любой
представитель любой нации может в беседе спокойно сказать: "Мы, русские,
душевные, а девушки у нас красивые". Или: "Мы, итальянцы, музыкальные". Или...
Ну, вы понимаете. А вот представьте себе еврея, который в многонациональной
компании скажет без шуток, без оправдательных "но" и "однако" что-то типа: "Мы,
евреи, умные". Я лично не могу себе такого представить. Да, кстати, я когда-то
читала исследования среднестатистического интеллекта людей разных
национальностей: евреи, кажется, на втором месте. Впереди планеты всей -
японцы. Заметили? Это и было мое "но" и "однако".

Признавать себя евреем было не то, что стыдно, а как-то немножко неловко. И
дело даже не в ограничительных квотах на многие вузовские специальности и не в
потенциальном антисемитизме. А в глубоко укоренившейся привычке иметь две жизни
- внешнюю и тайную, для своих. В общем-то в России не так много было этой
тайной жизни: пара еврейских анекдотов, чаще всего насмехающихся над своими же,
застольные обсуждения, кто из великих аид, а у кого просто фамилия такая. Но
даже этим, таким куцым и далеким от настоящего еврейства, очень дорожили.

И при этом боялись быть пойманными. До сих пор оскорбительным в России
считается, помимо "жида" с его производными, банальное слово "еврей". Однажды
во дворе ко мне подошел подросток, взял за подбородок, долго рассматривал, а
потом с сомнением спросил: "Ты что ли еврейка?" Я подтвердила, что да, все
именно так. Он хмыкнул, пожал плечами и отошел. Дело долго рассматривалось на
семейном совете. Мама хотела идти к родителям подростка и серьезно
разговаривать. Дедушка почти плакал, бабушка бегала кругами и предупреждала,
чтобы я никуда не ходила гулять одна. Я искренне не понимала - почему я должна
чувствовать себя оскорбленной: я же действительно еврейка! И это действительно
написано на моем лице.

Вообще-то тема, от которой я отошла довольно далеко, была сформулирована
изначально так: "Национальные комплексы российских евреев: от смены еврейских
фамилий до неприятия еврейских имен для своих". Мне кажется, что история тут и
проще, и сложнее. Никто ни в ближнем, ни в дальнем моем кругу не менял фамилий.
Иногда о подобных случаях доходили какие-то смутные слухи. О тех говорили с
омерзением. О тех наполовинку еврейских детях, которые записывались русскими,
отзывались с сочувствием и легкой жалостью. О половинках, которые, вопреки
всему, записывались евреями, - с восхищением и гордостью. Имена... Это всего
лишь вопрос привычки: когда вокруг две сотни Сереж и ни одной Рахели, то выбор
имени для младенца несколько сужается. К тому же старое родительское: "Его же
будут дразнить в школе!" В одну детсадовскую группу с моим племянником ходят
Дельфина, Тамерлан, Айден, Платон и Ваня. Нынешнее разнообразие вариантов
достигло таких широт, что дети не удивляются абсолютно ничему. И уж конечно
никому не придет в голову дразнить кого-то из-за странного имени. Поэтому вокруг
рождается все больше маленьких Мири, Наоми, Шош и, да-да, Рахелей. Я лично
планирую Давида.

Желание не выделяться не было типично еврейским. В то время все так жили: моей
однокласснице родители под короткий уродливый горшок стригли прекрасные золотые
кудри. Уж слишком золотыми и слишком кудрями они были. Непорядок. Моя бабушка
вычертила и построила на даче прелестный домик с изогнутой, как у китайской
пагоды, крышей. Через неделю на собрании дачного кооператива было постановлено:
крышу сломать и построить нормальную, как у людей. Уж слишком эта изящная
фитюлька выделялась на фоне остальных квадратных домиков, портила весь вид.

В этом самом желании - быть как все - мы и были как все. Тогда так было просто
безопасней и легче. И какое счастье, что сейчас в детском саду моего племянника
есть и Тамерлан, и Айден, и Дельфина, и Ваня. Господи, какое же счастье.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Deleted  
Собственно, это история почти любого меньшинства
Что мордвин, что румын или немец в СССР записывался в титульную нацию. Особенно, если один из родителей к ней принадлежал. Как Татьяна Тарасова, Борис Немцов или Гарри Каспаров. Потому что титульные нации имели преимущество. Под особенным подозрением были народы, чьи родные страны были за границей СССР.

Впрочем, советских евреев это не касалось. Их родина, как раз на территории СССР. Они потомки хазар, бежавших на запад Европы от татаро-монгол. Их маленький осколок - таты, забравшиеся чуть не на вершины Кавказских гор, куда завоеватели не добрались. И к Израилю никаким боком не относятся. Но, советское руководство об этом не знало. Как и сами якобы птенцы гнезда Израилева.
Майя  
ну не знаю, как другие нации
но моя бабка-еврейка запрещала рассказывать кому бы то ни было, о том, что я полукровка. Боялась неприятностей, и правильно делала. Да и сейчас я предпочитаю в реале об этом не распространяться особо, потому что можно запросто нарваться на бытового антисемита, который искренне считает, что у евреев денег куры не клюют, и вообще они гады, русских спаивают, и это вообще не люди, а только похожи на людей. Оно мне надо? Отчасти, виной такого мнения становятся те самые высокомерные мальчики и девочки, зовущие окружающих не евреек шмутками, т. е. грязными, и дрожащих при мысли, что их сыночек жениться на русской. Та еще публика. Сватали меня как-то еще в отрочестве за еврейского мальчика из хорошей семьи. Еле ноги унесла)
Иван Северьяныч  
...
Не все евреи - жиды.)

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)