Хозяйка дневника: Клинически счастлива  

Дата создания поста: 22 марта 2016, 01:40

Ко всем записям блога

Вас нетрудно полюбить...

Вертинский Александр Николаевич

Вертинский Александр Николаевич
21 марта 1889 года - 21 мая 1957 года

Шаляпин называл Вертинского "великим сказителем земли русской".

Утонченность интерпретации и артистичность исполнения -Вертинский создавал свои песни на стихи Максима Горького ("Фея"), Александра Блока ("Буйный ветер играет терновником", "В голубой далекой спаленке"), Анны Ахматовой ("Сероглазый король", "Темнеет дорога приморского сада"), Николая Агнивцева ("Баллада о короле"), Георгия Иванова ("Над розовым морем", "Не было измены"), Тэффи ("Песенка о трех пажах", "Черный карлик"), Иннокентия Анненского ("Моя звезда"), Игоря Северянина ("Бразильский крейсер"). У него есть романсы на стихи Сергея Есенина; пел он на стихи Всеволода Рождественского, Веры Инбер, Иосифа Уткина, Павла Шубина".

Александр Николаевич Вертинский родился в 1889 году в семье частного поверенного. После смерти родителей пятилетний Сашенька попадает в дом одной из своих тетушек. Так как он учился плохо, из второго класса императорской 1 й Александрийской гимназии его перевели в гимназию "попроще". Но даже оттуда из-за неуспеваемости он был вскоре исключен. Оставались "уличные университеты".

"Потом Вертинскому по-настоящему повезло, - пишет Б. А. Савченко. - Волею случая он стал вхож в дом Софьи Николаевны Зелинской - преподавательницы женской гимназии, умной, образованной женщины, бывшей замужем за Николаем Васильевичем Луначарским, братом А. В. Луначарского. У Софьи Николаевны собирался цвет киевской интеллигенции. В ее доме также бывали Николай Бердяев, Михаил Кузмин, Марк Шагал, Натан Альтман. Интеллектуальное общество оказало самое благотворное влияние на Вертинского.


Он пробует заняться литературным трудом. "Киевская неделя" печатает его первые рассказы: "Портрет", "Моя невеста" и "Папиросы "Весна", - написанные в модной тогда декадентской манере. В "Киевских откликах" Вертинский публикует более реалистическую вещь - рассказ "Лялька".
Денег почти не водилось, и он пишет небольшие театральные рецензии. Имя Вертинского становится известным в среде творческой интеллигенции.


Новоявленный автор, купив на толкучке подержанный фрак, вливается в ряды киевской богемы. Он выбирает себе роль молодого гения, скептика, непонятой натуры". Постепенно Вертинский становится одним из представителей так называемой богемы. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, берется за любую работу: продает открытки, грузит арбузы, работает корректором в типографии.
В 1913 году он попытался поступить в Художественный театр, но, пройдя отборочные туры, был забракован Станиславским: тому не нравилось, что Вертинский сильно картавил.
Более успешно у Александра складывались отношения с кино, в котором он дебютировал годом раньше своего провала во МХАТе.
В начале Первой мировой войны Вертинский служит в санитарном поезде,... "Когда я закончил свою службу на поезде, на моем счету было тридцать пять тысяч перевязок!" - вспоминал Вертинский. В Москву Вертинский вернулся в 1915 году после ранения.
Александр возвращается в Москву.
Найдя работу в малоизвестном театре, он начал с выступлений в костюме Пьеро, от которого постепенно осталась лишь загримированная белоснежная маска-лицо и ярко-алые губы.
Вначале Пьеро был традиционно белым, но через некоторое время Вертинский сделал его костюм черным. Со временем он отказался и от него, выходя на эстраду в цилиндре и черном фраке с ослепительно белой манишкой и в лаковых туфлях. Контрастное сочетание черного и белого придавало образу Вертинского особую элегантность и даже загадочность.

Видимо, от стилистики костюма Пьеро и произошла удивительная игра рук артиста: каждый жест не просто дополнял слова, но сам по себе нес самостоятельную нагрузку. Маленькие песни Вертинского назывались "ариетками", или "печальными песенками Пьеро". И самого артиста поначалу называли русским Пьеро.
Каждую песню он превращал в небольшую пьесу, с законченным сюжетом и одним-двумя героями. Их образы лаконичны.
Еще до революции к Вертинскому пришла известность, а затем и слава. Его песни не просто нравились, их запоминали и передавали из уст в уста. У него множество поклонниц, и он с легкостью завязывает романы.
Судьба Вертинского резко изменилась в 20 е годы. Он не принял революцию, и ему пришлось эмигрировать. Певец покинул Россию в ноябре 1920 года, уплыв из Крыма на одном из последних кораблей. В Турции ему удалось купить паспорт на имя греческого гражданина Александра Вертидиса. С паспортом он объездил весь мир, но ни разу не был в Греции.
Наличие иностранного паспорта давало возможность работать. Вертинский постепенно завоевал зрителя сначала в Европе, а затем и за океаном. Теперь он пел о спасении России.
С 1923 по 1927 год Вертинский жил в Польше и постоянно ездил с гастролями по Европе: Австрия, Венгрия, Германия. В Сопоте певец знакомится с симпатичной еврейской девушкой, по имени Рахиль. При регистрации брака в Берлине невесту записали как Ирен Вертидис. Правда, их союз вскоре распался.
Из Польши Вертинский в 1927 году перебирается во Францию,
а осенью 1934 года отправляется на гастроли в США.
"Основную слушательскую аудиторию Вертинского за рубежом составляла русская эмиграция, ... - отмечает Б. А. Савченко. - По этой причине ему часто приходилось переезжать из одной страны в другую. Как только публика насыщалась его песнями, он менял свое пристанище. Постоянного крова, своего гнезда Вертинский не имел нигде". ...
В Париже Вертинского слушали такие персоны, как король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Вандербильты, Ротшильды, а также знаменитые киноактеры. ...
После удачных гастролей в США Вертинский снова вернулся во Францию, но не остался там надолго, а перебрался в Китай- Шанхай.
Там он женился второй раз, и вскоре у него родилась дочь. Чтобы прокормить семью, артисту пришлось много работать - давать по два концерта в день..,,,

Изменились и его песни. Они превращаются в маленькие баллады. Если раньше его героями были капризные дамы в шикарных манто и клоуны, лорды и бродяги, пажи и кокаинисты, то теперь ими становятся обычные люди. Они неутомимо стремятся к счастью и искренне горюют, потерпев неудачу. В 30 е годы и годы войны он начинает сочинять песни и на стихи советских поэтов.

в 1943 году по разрешению Сталина ("пусть допоет", - говорят, сказал Сталин) Вертинский с 4-месячной Марианной и женой возвращается в Россию.

***


В этой жизни ничего не водится -
Ни дружбы, ни чистой любви.
Эту жизнь прожить приходится
По горло и в грязи, и в крови.

А поэтому нужно с каждого
Сдирать сколько можно кож.
А чтоб сердце любви не жаждало,
Засунуть под сердце нож!

И для нас на земле не осталось
Ни Мадонн, ни Прекрасных Дам.
Это только когда-то казалось
Или, может быть, снилось нам.

Это нас обманули поэты,
Утверждая, что есть Любовь,
И какие-то рыцари где-то
Умирали и лили кровь...

И только шептали имя
Высоко благородных дам
Для того, чтобы те с другими
Изменяли своим мечтам.

1940
Шанхай


*** Дорогая пропажа


Самой нежной любви наступает конец,
Бесконечной тоски обрывается пряжа...
Что мне делать с тобою, с собой, наконец,
Как тебя позабыть, дорогая пропажа?

Скоро станешь ты чьей - то любимой женой,
Станут мысли спокойней и волосы глаже.
И от наших пожаров весны голубой
Не останется в сердце и памяти даже.

Будут годы мелькать, как в степи поезда,
Будут серые дни друг на друга похожи...
Без любви можно тоже прожить иногда,
Если сердце молчит и мечта не тревожит.

Но когда-нибудь ты, совершенно одна
(Будут сумерки в чистом и прибранном доме),
Подойдешь к телефону, смертельно бледна,
И отыщешь затерянный в памяти номер.

И ответит тебе чей-то голос чужой:
"Он уехал давно, нет и адреса даже."
И тогда ты заплачешь: "Единственный мой!
Как тебя позабыть, дорогая пропажа!"

Было изменено: 1:44 22/03/2016.

Было изменено: 11:50 21/04/2016.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)