Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 4 января 2017, 14:42
А стоит ли учиться?
(для меня такого вопроса не существует; жизнь - это учеба; учеба - это и есть моя жизнь, мне это всегда было ясно...)
копипаст от человека (профессионала IT) с ником Maxim)
Мне понравилось...
***
Время - самый ценный ресурс человека после здоровья, но посмотрим правде в глаза: те, кто называет вузовское обучение потерей времени, всерьёз считают, что за стенами университета их ждут молочные реки и кисельные берега? Да как бы не так!
** Большинство людей погружаются в повседневную рутину, с ностальгией вспоминая "школьные годы чудесные" и "студенчество весёлое". У меня ностальгии нет вообще. С каждым годом жизнь становится всё интереснее, но чтобы так сложилось, надо над этим работать.
***
В России молодые люди всё время находятся в состоянии стресса. Побыстрее окончить школу, побыстрее поступить в вуз, побыстрее окончить вуз, побыстрее найти работу...
**При этом в Европе совершенно нормально быть студентом и в двадцать пять и в двадцать восемь, а аспирантом - и в тридцать. Люди спокойно двигаются в комфортном для себя темпе. Берут столько курсов за раз, чтобы освоить программу, не забывают развлекаться и читать книжки.
*** Скорость (в разумных пределах) вообще никого не парит. Вы думаете, тамошние студенты могут себе это позволить, потому что живут хорошо? Как бы не так!
Конечно, их положение куда лучше наших студентов, но всё равно нигде в мире студент не живёт как король. Экономят, перебиваются случайными заработками. Это воспринимается как естественное течение жизни, и мотивация бежать изо всех сил невелика.
***
Take your time. Если вы уже студент, учитесь тому, чему хорошо учат в вашем вузе. Если это матан, изучайте матан. Если история, изучайте историю. Английский, всенепременно, да и другие иностранные языки. Литературу. Философию.
Зачем вам философия, если вы не философ? А зачем вам спорт, если вы не спортсмен? Во-первых, получите удовольствие (да, при соответствующем подходе любой предмет способен принести удовольствие), а во-вторых, разовьёте личность.
Когда мне делали очень болезненную операцию по исправлению носовой перегородки, хирург сказал: можно жить и без операции, на продолжительность жизни это не повлияет, а вот на качество - да. Наверняка вы знаете людей, имеющих деньги, но лишённых фантазии.
Максимум, на что их хватает - машина побольше и мебель побогаче. Расширьте свой кругозор за счёт матана и философии - и мир заиграет новыми красками.
***
Дух школы
Каков же идеальный процесс обучения? Что важнее - самообразование, общение с сокурсниками и коллегами или университетские лекции? Ответ банален и очевиден: важно всё, разумеется, при условии высокого качества каждой составляющей.
***
Самообразование необходимо. Вашими учителями будут Дейкстра и Кнут, Страуструп и Буч, Норвиг и Таненбаум.
Чтение книг приучает к длительной работе мысли, умению осилить длинный связный текст, погрузиться глубоко в тематику. Статьи заполняют отдельные пробелы.
Я бы посоветовал на первых порах побольше упора делать именно на книги, формирующие базовый каркас знаний, а уже потом переходить постепенно на статьи. Самостоятельные программные проекты позволяют потратить время на вопросы, интересные конкретно вам, а не начальнику или преподавателю.
Общение помогает взглянуть на проблему под другим углом, расширить общий кругозор, получить быстрый отзыв о своей работе. В теории всё есть в книгах, но надо же догадаться прочесть нужную книгу! Так исторически сложилось, что от общения сам я получил не очень много глубоких знаний, но это всего лишь личный опыт.
Университеты устроены по-разному и пользу приносят разную. Мой первый университет был провинциальным. Рассчитывать на современные знания в IT не приходилось, зато толковые ребята в силу их малочисленности как-то держались друг друга, а толковые преподаватели старались с такими студентами установить личный контакт.
Второй университет был большим и известным. Конечно, уровень преподавания там выше, но с контактами было уже хуже. Толковых студентов много, но у всех свои мысли, свои проекты; преподаватели загружены и физически не могут уделить тебе много времени. Да и вообще мало кого помнят в лицо.
Зато было ощущение, что ты близок к настоящей профессии: отдельные преподаватели успешно совмещали работу в вузе и в компаниях, да и представители индустрии нередко к нам заглядывали.
Третий университет был в Европе. Там упор был сделан на твёрдый средний уровень подготовки. Мы учились по хорошим учебникам, шли достаточно медленно по программе, но и спрашивали с нас соответственно. Это тебе не "выучить-сдать-забыть": каждая пройденная тема хорошо откладывалась в голове. Таким образом, из каждого места удалось вынести что-то своё: хорошие личные контакты, общее представление о будущей карьере и коллегах, качественное изучение основ IT.
Тут я вынужден отметить, что последний пункт в России как раз труднее всего достижим. Как уже писали, в хороших странах преподавание - это достойная карьера, поэтому толковые люди не сбегают в бизнес из университетов.
У нас самые хорошие специалисты преподают в качестве хобби, а работают и зарабатывают обычно на стороне. Поэтому и остаются в вузах в основном любители турбо-паскаля и квик-бейсика. Такое положение вещей ни для кого не должно быть сюрпризом.
Кстати, из этих наблюдений вытекает тот факт, что критерии хорошего университета вовсе не очевидны. Скажем, "брэндовость" университета прибавит вам чувства собственного достоинства, но на практике может оказаться не такой уж и ценностью. Круто, наверно, слушать лекции самого Страуструпа или Кука.
Но найдут ли они время разбираться с вашими проблемами? Мне всё больше кажется, что самые лучшие вузы - среднего размера, с качественным преподавательским составом. Пусть среди них будет меньше звёзд первой величины, но они будут твёрдо знать своё дело и найдут время заняться лично вами.
Кстати, принцип распределения профессоров по университетам - тема отдельного разговора. Если вкратце, лучшие учёные далеко не всегда оказываются в самых рейтинговых заведениях. Там вступают в силу совсем иные факторы.
Выводы
В общем-то бесхитростны:
Всё-таки пройдите квест. Получите диплом.
Отнеситесь к процессу образования серьёзно. Заранее узнайте, чего можно ожидать от того или иного учреждения.
Выделите под образование больше времени. Вы не на войне, нет необходимости бежать вперёд сломя голову.
Будьте готовы сменить город и даже страну. Это нормально.
Постарайтесь поучиться в разных вузах. Эта возможность - едва ли не лучшее, что есть в "болонизации".
В Европе студенты часто ездят по программам обмена - это воспринимается как норма.
Постарайтесь взять лучшее отовсюду. Из книг, из общения, из университетских курсов.
копипаст от человека (профессионала IT) с ником Maxim)
Мне понравилось...
***
Время - самый ценный ресурс человека после здоровья, но посмотрим правде в глаза: те, кто называет вузовское обучение потерей времени, всерьёз считают, что за стенами университета их ждут молочные реки и кисельные берега? Да как бы не так!
** Большинство людей погружаются в повседневную рутину, с ностальгией вспоминая "школьные годы чудесные" и "студенчество весёлое". У меня ностальгии нет вообще. С каждым годом жизнь становится всё интереснее, но чтобы так сложилось, надо над этим работать.
***
В России молодые люди всё время находятся в состоянии стресса. Побыстрее окончить школу, побыстрее поступить в вуз, побыстрее окончить вуз, побыстрее найти работу...
**При этом в Европе совершенно нормально быть студентом и в двадцать пять и в двадцать восемь, а аспирантом - и в тридцать. Люди спокойно двигаются в комфортном для себя темпе. Берут столько курсов за раз, чтобы освоить программу, не забывают развлекаться и читать книжки.
*** Скорость (в разумных пределах) вообще никого не парит. Вы думаете, тамошние студенты могут себе это позволить, потому что живут хорошо? Как бы не так!
Конечно, их положение куда лучше наших студентов, но всё равно нигде в мире студент не живёт как король. Экономят, перебиваются случайными заработками. Это воспринимается как естественное течение жизни, и мотивация бежать изо всех сил невелика.
***
Take your time. Если вы уже студент, учитесь тому, чему хорошо учат в вашем вузе. Если это матан, изучайте матан. Если история, изучайте историю. Английский, всенепременно, да и другие иностранные языки. Литературу. Философию.
Зачем вам философия, если вы не философ? А зачем вам спорт, если вы не спортсмен? Во-первых, получите удовольствие (да, при соответствующем подходе любой предмет способен принести удовольствие), а во-вторых, разовьёте личность.
Когда мне делали очень болезненную операцию по исправлению носовой перегородки, хирург сказал: можно жить и без операции, на продолжительность жизни это не повлияет, а вот на качество - да. Наверняка вы знаете людей, имеющих деньги, но лишённых фантазии.
Максимум, на что их хватает - машина побольше и мебель побогаче. Расширьте свой кругозор за счёт матана и философии - и мир заиграет новыми красками.
***
Дух школы
Каков же идеальный процесс обучения? Что важнее - самообразование, общение с сокурсниками и коллегами или университетские лекции? Ответ банален и очевиден: важно всё, разумеется, при условии высокого качества каждой составляющей.
***
Самообразование необходимо. Вашими учителями будут Дейкстра и Кнут, Страуструп и Буч, Норвиг и Таненбаум.
Чтение книг приучает к длительной работе мысли, умению осилить длинный связный текст, погрузиться глубоко в тематику. Статьи заполняют отдельные пробелы.
Я бы посоветовал на первых порах побольше упора делать именно на книги, формирующие базовый каркас знаний, а уже потом переходить постепенно на статьи. Самостоятельные программные проекты позволяют потратить время на вопросы, интересные конкретно вам, а не начальнику или преподавателю.
Общение помогает взглянуть на проблему под другим углом, расширить общий кругозор, получить быстрый отзыв о своей работе. В теории всё есть в книгах, но надо же догадаться прочесть нужную книгу! Так исторически сложилось, что от общения сам я получил не очень много глубоких знаний, но это всего лишь личный опыт.
Университеты устроены по-разному и пользу приносят разную. Мой первый университет был провинциальным. Рассчитывать на современные знания в IT не приходилось, зато толковые ребята в силу их малочисленности как-то держались друг друга, а толковые преподаватели старались с такими студентами установить личный контакт.
Второй университет был большим и известным. Конечно, уровень преподавания там выше, но с контактами было уже хуже. Толковых студентов много, но у всех свои мысли, свои проекты; преподаватели загружены и физически не могут уделить тебе много времени. Да и вообще мало кого помнят в лицо.
Зато было ощущение, что ты близок к настоящей профессии: отдельные преподаватели успешно совмещали работу в вузе и в компаниях, да и представители индустрии нередко к нам заглядывали.
Третий университет был в Европе. Там упор был сделан на твёрдый средний уровень подготовки. Мы учились по хорошим учебникам, шли достаточно медленно по программе, но и спрашивали с нас соответственно. Это тебе не "выучить-сдать-забыть": каждая пройденная тема хорошо откладывалась в голове. Таким образом, из каждого места удалось вынести что-то своё: хорошие личные контакты, общее представление о будущей карьере и коллегах, качественное изучение основ IT.
Тут я вынужден отметить, что последний пункт в России как раз труднее всего достижим. Как уже писали, в хороших странах преподавание - это достойная карьера, поэтому толковые люди не сбегают в бизнес из университетов.
У нас самые хорошие специалисты преподают в качестве хобби, а работают и зарабатывают обычно на стороне. Поэтому и остаются в вузах в основном любители турбо-паскаля и квик-бейсика. Такое положение вещей ни для кого не должно быть сюрпризом.
Кстати, из этих наблюдений вытекает тот факт, что критерии хорошего университета вовсе не очевидны. Скажем, "брэндовость" университета прибавит вам чувства собственного достоинства, но на практике может оказаться не такой уж и ценностью. Круто, наверно, слушать лекции самого Страуструпа или Кука.
Но найдут ли они время разбираться с вашими проблемами? Мне всё больше кажется, что самые лучшие вузы - среднего размера, с качественным преподавательским составом. Пусть среди них будет меньше звёзд первой величины, но они будут твёрдо знать своё дело и найдут время заняться лично вами.
Кстати, принцип распределения профессоров по университетам - тема отдельного разговора. Если вкратце, лучшие учёные далеко не всегда оказываются в самых рейтинговых заведениях. Там вступают в силу совсем иные факторы.
Выводы
В общем-то бесхитростны:
Всё-таки пройдите квест. Получите диплом.
Отнеситесь к процессу образования серьёзно. Заранее узнайте, чего можно ожидать от того или иного учреждения.
Выделите под образование больше времени. Вы не на войне, нет необходимости бежать вперёд сломя голову.
Будьте готовы сменить город и даже страну. Это нормально.
Постарайтесь поучиться в разных вузах. Эта возможность - едва ли не лучшее, что есть в "болонизации".
В Европе студенты часто ездят по программам обмена - это воспринимается как норма.
Постарайтесь взять лучшее отовсюду. Из книг, из общения, из университетских курсов.
Комментарии:
ЛедоколКрасин+Z
Хороший текст, угу. )
Хороший текст, угу. )
я бы добавил, что отсутствие желания учиться, отсутствие тяги к самообразованию - это признак. Симптом.
подступающей старости, например.
подступающей старости, например.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)