Хозяин дневника: Forrest Gump Z
Дата создания поста: 18 апреля 2017, 21:34
"Мой девиз жить незаметно..."
18 апреля исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР.
Советский кинематограф никогда не испытывал нехватки в артистах-комиках: Евгений Леонов, Юрий Никулин, Сергей Филиппов, Алексей Смирнов, Александр Демьяненко, Михаил Пуговкин, Савелий Крамаров, Евгений Моргунов... Но согласитесь, Георгию Михайловичу Вицину в этой замечательной когорте мастеров экранного юмора принадлежит всё-таки место особое. Да и родился он в 1917-ом первом советском году...
Мало кто знает, что в фильме "Женитьба Бальзаминова" Вицин играл главного героя, будучи ровно в два раза старше его. Кто-то подумает: каким же было неуёмным желание артиста сняться в главной роли, что ни перед чем не останавливался. А вовсе и нет! Говорил своему другу режиссёру Воинову: "Сам посуди, Костя, ну какой из меня Бальзаминов. У Островского ему чуть больше двадцати, а мне уже 47-й идёт". "Ничего, - настаивал режиссёр, - это в паспорте. Но по внешности тебе не дашь и
тридцати. А хорошим гримом мы тебя сделаем ещё моложе Михал Дмитриевича". Естественно, перед каждым выходом на съёмочную площадку артиста очень тщательно "штукатурили". Потом он по своему обыкновению острил: "Женитьба забальзамированного".
Умом обладал парадоксальным, нестандартным, самокритичным. Помимо врождённой необыкновенной моложавости, которую совершенно верно подметил режиссёр Воинов.
В Театре Ермоловой, где Вицин долгое время трудился, шёл спектакль Виктора Розова "В добрый час!". Так вот в нём далеко шагнувший за сорок Георгий Михайлович несколько сезонов кряду вообще изображал... 17-летнего подростка! И привередливая московская публика воспринимала его игру на "ура!". Он также великолепно сыграл глубокого старика в фильме "Максим Перепелица", будучи... 35-летним. И эта блестящая способность лицедейства ни разу не отказала артисту во всех 119 картинах, где он снимался (даже в тех, где его фамилия и в титрах не значилась).
В 60 фильмах Вицин озвучивал других актёров, а еще 160 героев мультфильмов. Среди народных артистов СССР это был рекорд. На его счету более двух десятков театральных ролей, пять больших радиоспектаклей, шесть музыкальных сказок и многим более тысячи концертов по стране.
Прямо скажем, весьма впечатляющий творческий багаж, свидетельствующий и о большом таланте артиста, и о его необыкновенной трудоспособности.
Он никогда не выполнял режиссёрские установки механически, равнодушно. Всегда стремился внести в любую, даже крохотную роль, хоть толику, но своего личного восприятия образа.
"Чей туфля? И.. моё. Спасибо". Это как раз придумка Вицина. Вспоминал: "Есть в "Кавказской пленнице" эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно. Там я добавил один штрих Трус летит и кричит: "Поберегись!" Другая моя импровизация когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с неё платка. Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шёл от образа раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка это "стоять насмерть". Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и
Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают". Надо ли говорить, что подобное сотворчество высоко ценилось всеми режиссёрами, но более всего Гайдаем. Вицин был любимым актёром Леонида Иовича.
... Вицин (от вицы витой травы) родился в финском городишке Териоки. Когда мальцу исполнилось восемь месяцев, семья переехала в Москву. Мать устроилась билетершей в Колонный зал Дома союзов. Там маленький Жорик и приобщился к искусству. Много лет спустя вспоминал: "С одной стороны, я был чересчур нервным ребенком, а с другой меня всё смешило. Я понимал и любил юмор, и это порой меня спасало. На уроках мы с товарищем, таким же смешливым, все время "заражались" друг от друга и хохотали. И нас выкидывали из класса, к нашей же великой радости. Рос я очень
застенчивым ребенком. И чтобы избавиться от этого комплекса, пошёл в четвертом классе в театральный кружок. Кстати, очень хорошее лечебное средство. Вот и я вылечился".
После школы Вицин поступил в училище имени Щепкина при Малом театре. Через год его исключили с убийственной формулировкой: "За легкомысленное отношение к учебному процессу".
Казалось, на артистической профессии можно ставить крест. Но юноша не отчаялся. Подал документы сразу в три театральных вуза столицы. И всюду был принят! Остановился на Щукинском. Однако и там проучился лишь год.
Следующим вузом стал МХАТ и великие педагоги С. Бирман, В. Татаринов, А. Благонравов. По окончании - зачислен в труппу Второго МХАТа. После его расформирования Вицин перешёл в Театр имени М. Ермоловой, где и бросил якорь надолго.
Когда началась война, художественный руководитель театра Н. Хмелев написал письмо Сталину, в котором утверждал: даже в трудную для Отечества годину нельзя закрывать театры. Они помогут армии бить врага.
Мудрый и дальновидный вождь народов согласился с Николаем Павловичем и отправил ермоловцев на гастроли в Махачкалу. А Хмелёва снабдил личным письмом, согласно которому все государственные организации и учреждения должны были оказывать всяческую помощь и поддержку Театру имени Ермоловой.
В 1944 году Вицин вместе с труппой вернулся в Москву. В победный для страны год впервые ступил на съемочную площадку. С. Эйзенштейн дал ему роль опричника в картине "Иван Грозный". Так для Георгия Михайловича началась взаимная и плодотворная любовь с отечественным кинематографом,
длившаяся почти шесть десятилетий. Поначалу роли ему предлагались крошечные и, как правило, безымянные. По-настоящему большой кинематограф Вицину открыл Григорий Козинцев, пригласив его на одну из главных ролей Николая Гоголя в картине "Белинский". Успех был настолько
впечатляющим, что Григорий Александров пожелал именно Вицина-Гоголя видеть в своей картине "Композитор Глинка".
Однако не серьёзными образами этому великому актёру суждено было стяжать всесоюзную и даже мировую славу. В нём до поры до времени дремал Комик.
Нужен был только случай. И он представился, на "Ленфильме". Актёра туда пригласил Александр Файнциммер на пробы Овода. Они в итоге оказались крайне неудачными. Тогда, кстати, в кино дебютировал Олег Стриженов. А Георгий несолоно хлебавши отправился покупать билет в Москву. И уже на выходе из "Ленфильма" нос к носу столкнулся с режиссёром Семёном Тимошенко. Тот, изумлённый, выкрикнул: "Вот ты какой, мой Вася Веснушкин!".
"Запасной игрок" прогремел на всю страну. Сюжет этой мелодраматической комедии незамысловат: про футбол, про бокс и немножко про любовь. Но не это главное. Тут важно подчеркнуть, что режиссёру Тимошенко (кстати, и автору сценария) удалось собрать для своей, как оказалось, последней в жизни работе, целое созвездие ярчайших звёзд экрана: Павла Кадочникова,
Татьяну Конюхову, Сергея Филиппова, Марка Бернеса, Марию Миронову, Николая Рыбникова, Ивана Лапикова. И на фоне этого блестящего созвездия Вицин не только не потерялся, но и заслуженно стал первым.
Миллионы рядовых советских зрителей, не говоря уже о профессионалах, поняли: в отечественном кинематографе появилась крупная личность. Так оно и случилось. Сыграв ещё раз нечто похожее на роль Веснушкина в комедии "Она вас любит", Вицин стал сниматься с завидной регулярностью у
разных режиссёров и в различных жанрах. Безусловной его удачей той поры следует считать сэра Эндрю в экранизации шекспировской "Двенадцатой ночи". Актёр точно передал английское особое чувство юмора, и это обстоятельство было многими подмечено на туманном Альбионе.
Дальше были фильмы: "Максим Перепелица" дед Мусий; "Новый аттракцион" Семён Ильич; "Девушка с гитарой" покупатель; "Мексиканец" Билл Карти; "Убийство на улице Данте" Питу; "Борец и клоун" Энрико; "Дон Кихот" Карраско; "Отцы и дети" - Ситников; "Василий Суриков" - Илья Репин; "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" - Гоголь; "Конец старой Березовки" - учитель геометрии; "Я был спутником Солнца" - ученый и ещё многие другие. Георгий Михайлович снимался в шести-семи картинах за год.
И, наконец, в 1957 году произошла его встреча с Леонидом Гайдаем, ставшая, без преувеличения, эпохальной для отечественного кинематографа.
В фильме "Жених с того света" Вицин так мастерски сыграл молодого бюрократа, что чиновники от кино и лично министр культуры СССР Николай Михайлов убоялись выпустить его в широкий прокат. Ленту месяцами дорабатывали, люто сокращали, сделав её, в конце концов, короткометражкой. Но, несмотря на все эти злоключения, Гайдай не опустил руки, не стал предаваться унынию, а главное понял, что встретил "своего" актёра. Через три года после "Жениха..." Леонид Иович снимает
короткометражку "Пёс Барбос и необычный кросс". В советском кино появляется трио экранных масок: Трус Георгий Вицин, Балбес Юрий Никулин и Бывалый Евгений Моргунов. Находка Гайдая по достоинству была оценена и мировым кинопрокатом.
А надо заметить, что режиссёр сразу за "необычным кроссом" снял другую короткометражку с теми же героями "Самогонщики". И обе картины вышли в прокат одновременно в 1961 году. Так вот "Пса Барбоса" приобрели 113 стран, "Самогонщиков" 68 стран. Выручка составила более 150 миллионов
рублей. По тем временам сумма за две 20-минутные короткометражки просто космическая. Если ещё учесть, что на съёмки Гайдай потратил на круг менее 100 тысяч рублей, то можно лишь представить, какой Клондайк он открыл. Самое примечательное, что и вечно неповоротливая советская
промышленность оперативно отреагировала на Труса, Балбеса и Бывалого. Их изображения на открытках, статуэтки появились на прилавках магазинов в массовом количестве. Экранные маски ушли в народ, став героями многочисленных анекдотов.
... Автору этих строк несказанно повезло в жизни на длительную дружбу с Юрием Владимировичем Никулиным. Как известно, он коллекционировал народные байки, серьёзно занимался фольклором. Анекдотов хороших и разных о себе и партнёрах у артиста насчитывалось несколько сотен.
Говорил по такому поводу всегда почти с досадой: "Это какой-то кошмар, необъяснимая для меня вещь. И ведь, заметь, о нас не говорят: Балбес, Трус и Бывалый нет у меня таких анекдотов. А прямо по фамилиям называют, и с меня обычно начинают. Сколько лет прошло с тех пор, как вышли фильмы "Самогонщики", "Операция "Ы", "Кавказская пленница", а источник не оскудеет. Что-то тут присутствует для меня непонятное".
Это правда, что большинство баек имеют зачин: "Однажды Никулин, Вицин и Моргунов...". Но правда и то, что в этой троице для Гайдая центральное место занимал всё же Трус-Вицин. Он был для творческих разработок режиссёра тем самым "коромыслом", на котором обычно висели "вёдра"
Балбеса и Бывалого.
Именно Вицин олицетворял саму суть комедийно-трюковой, эксцентричной философии Гайдая: всегда юморной, никогда не агрессивной, не злой, но с непременной плутовской хитринкой.
Всю эту богатую палитру мягко, но чрезвычайно талантливо воплощал именно Георгий Михайлович. Гайдай не зря ведь называл свою троицу ВиНиМор. А вспомните "Кавказскую пленницу" - ленту, где наиболее полно и обстоятельно прописаны и засняты Трус, Балбес и Бывалый. Великое комическое трио появляется в фильме с реплики Вицина: "Жить, как говорится, хорошо!". На его же совершенно бесподобном восклицании: "Да здравствует наш суд! Самый гуманный суд в мире!" мы и прощаемся со знаменитой троицей. Как оказалось, навсегда. Ибо больше Гайдай к этим персонажам не обращался.
Но тем не менее режиссер в продолжение всей своей жизни дружил с Никулиным и Вициным. Каждого снимал и по отдельности. Кроме Моргунова, с которым всегда был, мягко говоря, в натянутых отношениях. Отсюда ясно, что экранная маска: Трус, Балбес, Бывалый без созидательного присмотра её "отца" Гайдая была обречена. Правда, некоторое время она ещё мелькала на экранах театров и в телевидении. Так на "Голубом Огоньке" 1965 Трус, Балбес и Бывалый предстали в образе скрипачей, веселивших людей.
Пригласили их и в музыкальный фильм "Сказки русского леса", где актеры вновь сыграли браконьеров. В комедии Евгения Карелова "Семь стариков и одна девушка" трио грабит инкассатора. В фильме-концерте "Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика" Трус и Бывалый оказались в ролях музыкантов: они изображали то скрипачей, то вокалистов. А в приключенческой комедии Юрия Кушнерева "Комедия давно минувших дней" опять же только Трус и Бывалый сначала противостоят, а потом помогают Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову в поисках клада.
Наконец, образы Труса, Балбеса и Бывалого перекочевали и во всеми любимые мультфильмы "Бременские музыканты", "По следам бременских музыкантов" и "Новые бременские", где они уже разбойники с большой дороги.
Герои Вицина, Никулина и Моргунова стали действительно народными любимцами.
В Иркутске, Перми, Хабаровске, поселке Краснозерское Новосибирской области, в Учалах (Башкирия) и в Ереване им даже поставлены памятники. В Москве есть "Музей трёх актёров", созданный цирковым и эстрадным актёром Владимиром Цукерманом. В нём около 15 тысяч экспонатов.
Всю жизнь Вицин вынужден был играть алкоголиков и пьяниц. Да так достоверно, что получил за рубежом прозвище "мистер Выпин". При этом был абсолютным трезвенником капли спиртного в рот не брал. Не курил. Но когда требовалось "дымить" по роли, так смачно затягивался, что партнёры
дивились. Регулярно занимался йогой. Бывало на съёмках подойдёт к режиссёру и виновато так попросит: "Разрешите мне сейчас постоять шесть минут в "позе лотоса".
Никогда артист не участвовал в скандалах и склоках, не состоял ни в каких партиях и группировках.
В начале 90-х в Театре-студии киноактера разгорелся скандал в связи с приходом туда нового руководителя. Вицина пытались вовлечь в разборки. А он взял и тихо ушёл на пенсию. Во время разгула "дикого капитализма" участвовал в сборных концертах. Говорил, что может прожить с Тамарой и на одну пенсию. А вот чтобы кормить бездомных собак и кошек, нужны деньги. "Я вот только к восьмидесяти годам и понял всю природу смешного.
И теперь умру с этим понятием. Смех это великое благо. Тот же нитроглицерин.
Вот и собаки, как лекарство. Они натурально лечат, спасают людей, укрепляют нервную систему. После восьмидесяти всем надо иметь собаку. Она будет спасать вас, поможет с режимом дня лучше всяких докторов. Она даже спасёт вас от самоубийства. Да, да, и юмор спасает от самоубийства.
И животные. Я вообще очень покладистый, терпеливый и неагрессивный.
Всегда подставлю другую щёку и драться ни с кем не буду. Просто потому, что это христианское мудрое правило. Меня порой кусают мои собаки, а я им прощаю - они ведь все такие несчастные, дворняжки. Я не взрывной.
Нервы могут сдать, но я всё же стараюсь этого не допускать. Температура у меня не такая, чтобы играли страсти. Да я их и боюсь".
... Осенью 2001 года Вицин согласился участвовать в концерте, который проходил в его Театре киноактера. Выступил первым. Ушёл со сцены, и ему стало плохо. Артиста отвезли в реанимационное отделение 19-й столичной больницы. Сняли острый приступ стенокардии и подлечили сердце. Дочь
забрала отца домой. Но спустя пару дней Георгию Михайловичу вновь стало плохо. Его поместили в более комфортабельную клинику 2 при Минздраве России. И там он тоже стеснялся своей беспомощности, не звал санитарок в трудные моменты. Шептал: "Сам, сам". 22 октября Вицин скончался.
Хоронили его в Доме кино. Когда выносили гроб, выпустили голубей, люди плакали.
Его любимый пёс Мальчик все дни, пока актёр находился в больнице, сильно по нему тосковал. Даже во сне чутко прислушивался к шорохам на лестничной площадке и каждый раз вскакивал, если слышал посторонний шум.
А когда его выводили гулять, не резвился, как прежде, а грустно бродил по двору. Где его хозяин регулярно кормил птичек. Арбатские коренные жители так всегда и говорили: "Слетаются птицы, значит, вышел Вицин". И на сороковой день по смерти Вицина Мальчик тоже ушёл из жизни...
Было изменено: 21:48 18/04/2017.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)