Хозяйка дневника: Лана Свет  

Дата создания поста: 21 декабря 2017, 19:00

Ко всем записям блога

Салтычиха: история самой ужасной русской женщины

Столбовую дворянку Дарью Николаевну Салтыкову, навсегда оставшуюся в народной памяти как САЛТЫЧИХА, можно назвать первой известной серийной убийцей в России. В середине XVIII века эта изощренная садистка замучила до смерти несколько десятков (а по другим подсчетам, более сотни) своих крепостных, главным образом молодых девушек и женщин.

В отличие от своих кровавых последователей САЛТЫЧИХА издевалась над беззащитными жертвами совершенно открыто, не страшась наказания, у Салтыковой были влиятельные покровители, которым она щедро платила за сокрытие преступлений.

Родилась в марте 1730 года в семье столбового дворянина Николая Автономовича Иванова и Анны Ивановны Давыдовой. В её роду были вельможи со звучными фамилиями Давыдовы, Мусины-Пушкины, Строгановы и Толстые. Дед Дарьи, Автоном Иванов, был видным государственным деятелем эпохи Петра Великого и оставил своим потомкам богатое наследство.

В юности девушка слыла первой красавицей, а помимо этого, выделялась чрезвычайной набожностью.

Замуж красавица вышла за знатного жениха: ротмистр лейб-гвардии Конного полка Глеб Алексеевич Салтыков принадлежал к ещё более знатному роду, чем род Ивановых. Жизнь у молодых супругов сложилась вполне благополучно. Вскоре Дарья Салтыкова подарила мужу двоих сыновей Фёдора и Николая. Как тогда было принято, мальчиков тут же записали в гвардейский полк.

Семья обитала в огромном городском доме в Москве, выстроенном возле Кузнецкого моста в районе Большой Лубянки. Позже на этом месте вырос доходный дом Торлецкого-Захарьина и другие здания, в которых сегодня размещается Федеральная служба безопасности России. Ещё одна огромная усадьба Красное, в которой часто бывала семья, размещалась на берегу речки Пахра.

Дарья Салтыкова была не только высокородной столбовой дворянкой, но и весьма уважаемым человеком в обществе. Она регулярно совершала паломничество к святыням, жертвовала немалые деньги на нужды церкви и щедро раздавала милостыню. Женщина отличалась покладистым характером и рассудительностью.

Горе пришло в семью Салтыковых, когда Дарье было всего 26 лет: женщина овдовела. После смерти любимого мужа она осталась невероятно богатой, ведь от Глеба Салтыкова ей достались поместья в нескольких губерниях. Помещица получила в наследство около 600 крепостных душ в Московской, Вологодской и Костромской губерниях.

Позже свидетели по делу Салтычихи рассказали следователям, что молодая помещица при жизни супруга хотя и была строгой, но в рукоприкладстве замечена не была. Всё резко изменилось, когда Дарья Салтыкова стала вдовой.

Как оказалось, за семь лет жестокая вдова погубила более ста крепостных. Называют цифру 139 человек, но в точности установить количество загубленных Салтычихой так и не удалось.

Главным поводом к наказанию крепостных крестьян для Дарьи Салтыковой были плохо вымытые полы или недобросовестная, на взгляд барыни, стирка. Поэтому от жестокости помещицы чаще всего страдали женщины и девушки. Разъярённая Салтычиха сначала набрасывалась на провинившихся с кулаками или бросала в них попавшиеся ей под руку предметы, но вскоре Салтыковой этого оказалось недостаточно: несчастных женщин по приказанию барыни пороли, нередко до смерти, гайдуки и конюхи.

Взбешенная Салтычиха часто принимала непосредственное участие в истязаниях и пытках: она обливала свои жертвы кипятком, выдирала или поджигала им волосы, приказывала привязать несчастных обнажёнными на морозе и морила голодом.

Большинство убийств Дарья Салтыкова совершила в поместье Троицком, что в Подмосковье.

Примечательно, что, регулярно совершая убийства и кровавые злодеяния, Дарья Салтыкова продолжала истово бить поклоны в монастырях и храмах, прикладываться к святым мощам в Киево-Печерской лавре, строго соблюдать посты, жертвовать деньги церквям и совершать паломничества.

Первые жалобы пострадавших крестьян или родственников убитых крепостных результата не дали: влиятельные родственники полусумасшедшей барыни неизменно заступались за неё. Более того, задабривая должностных лиц щедрыми взятками, Салтычиха не только избегала наказания, но и узнавала имена жалобщиков, наказывая их с неимоверной жестокостью. Поэтому длительное время преступления помещицы оставались безнаказанными, а её жестокость становилась всё более изощрённой.

Прервать цепь злодеяний высокопоставленной садистки удалось двум крестьянам: Ермолай Ильин и Савелий Мартынов в 1762 году сумели пробиться к молодой императрице ЕКАТЕРИНЕ II, которая только вступила в права престолонаследования. Царица жалобу рассмотрела и приказала провести честное расследование.

Узнав истинное положение вещей, Екатерина Великая устроила показательный процесс. Так как САЛТЫЧИХА принадлежала к дворянскому роду, дело ознаменовало новую эпоху законности. Московская юстиц-коллегия проводила расследование шесть лет. Следствие было поручено безродному чиновнику Степану Волкову и его помощнику надворному советнику князю Дмитрию Цицианову. Когда следователи изучили счетные книги помещицы, они смогли установить круг чиновников, которых Салтычиха подкупила. Проанализировав записи в книгах о движении крепостных крестьян, Волков и Цицианов определили, какие из них были проданы, а кто умер.

Следователей насторожили записи наподобие той, в которой значилось, что девушка двадцати лет, поступившая на службу к помещице, умерла спустя несколько недель после начала работы. Таких записей оказалось много. Как установил Ермолай Ильин, у одного из жалобщиков конюха скончалось три жены подряд. Во многих случаях Салтычиха заявляла, что отпускала девушек домой, погостить у родных, но ни дома, ни в других местах этих девушек больше не видели.

По свидетельствам крестьян, Дарья Салтыкова получала удовольствие от пыток и мучений своих жертв. Она развлекалась, таская несчастных за уши раскалёнными щипцами для волос. Среди убитых помещицей оказалось несколько юных девушек, которые готовились к венцу, беременные женщины и две 12-летние девочки.

Тщательно изучив архивы канцелярий московских губернатора, полицеймейстера и Сыскного приказа, следователи нашли более двадцати жалоб на помещицу, которые подали крепостные. Но имена их всех подкупленные чиновники сообщили Салтычихе, которая учинила над несчастными правдоискателями собственный суд.

Приговор был утверждён 13 октября 1768 года. В выражениях императрица не стеснялась - Дарью Салтыкову Екатерина называла "бесчеловечной вдовой", "уродом рода человеческого", "душой совершенно богоотступной", "мучительницей и душегубицей".

САЛТЫЧИХА была приговорена к смертной казни: следователи сумели доказать 38 убийств. Но вскоре казнь заменили лишением дворянского звания и пожизненным заточением в тюрьму. В тексте приговора было указано именовать "сие чудовище мущиною".

САЛТЫЧИХУ осудили к лишению дворянского звания и пожизненному запрету именоваться по фамилии отца или мужа. Также она была приговорена к одному часу особого "поносительного зрелища" - помещица стояла прикованной к столбу на эшафоте, а над её головой висела надпись: "Мучительница и душегубица". После этого она была пожизненно сослана в монастырь, где ей надлежало находиться в подземной камере, куда не поступает свет, и с запретом на общение с людьми, кроме охранника и монахини-надзирательницы.

"Покаянная камера" Дарьи Салтыковой представляла собой подземное помещение высотой чуть больше двух метров, свет в которое не попадал вовсе. Единственное, что разрешалось - зажигать свечу во время еды. Заключённой не разрешались прогулки, из темницы её выводили лишь по крупным церковным праздникам к маленькому окошку храма, чтобы она могла слышать колокольный звон и издалека наблюдать службу.

Режим смягчили спустя 11 лет заключения - САЛТЫЧИХУ перевели в каменную пристройку храма, в которой имелось небольшое окошко и решётка. Посетителям монастыря было дозволено не только смотреть на осуждённую, но и разговаривать с ней. На неё ходили смотреть, как на диковинного зверя.

Умерла Салтычиха 27 ноября 1801 года в возрасте 71 года, проведя в заключении больше 30 лет. (Примечательно, что Салтычиха, в итоге пережила и обоих сыновей).

Нет ни одного свидетельство о том, что Дарья Салтыкова раскаялась в содеянном.

Современные криминалисты и историки предполагают, что Салтычиха страдала психическим расстройством - эпилептоидной психопатией. Некоторые и вовсе считают, что она была латентной гомосексуалисткой.

Установить сегодня достоверно это не представляется возможным. Уникальной же история Салтычихи стала потому, что дело о зверствах этой помещицы завершилось наказанием преступницы. Имена некоторых жертв Дарьи Салтыковой нам известны, в отличие от имён миллионов людей, замученных русскими помещиками за время существования крепостного строя в России.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)