Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 4 февраля 2018, 22:25
Сложное про жертвы и маньяков
(ТЕКСТ НЕ МОЙ)
ЦИТАТА:
Жертвенность в психологии скорее относится к взаимодействию в паре, когда "жертва" рассчитывает - сознательно или нет - получить что-то В ОБМЕН на свое уязвимое положение. ЧТО? А ВОТ:
Защиту, заботу, внимание, еще что-то. Это своеобразная манипуляция.
К убийству виктимное поведение применять нельзя. И нельзя объяснить убийство с точки зрения виктимологии. Поведение жертвы не может оправдывать преступление (С).
Человеку жизненно необходимо ощущение безопасности, и поэтому у многих возникает потребность, часто даже не осознаваемая, найти какое-то объяснение насилию и убийству.
(по следам убийства девушки ее однокурсником)
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ обвинения в адрес убитой девушки - ВВОДЯТ В СТУПОР...
Почему так произошло?
Что такого делала Таня, что ее убил бывший парень, живший с ней в одной квартире?
Может, не в тот цвет красила волосы?
Может, не так смотрела, не тому улыбалась и не с тем ходила на свидания?
А может, это родители виноваты, что не забрали ее домой и разрешили жить с этим парнем?
***
Кто ищет, тот всегда найдет. Любое псевдообъяснение, которое поможет ощутить себя в безопасности, подойдет: "я не общаюсь с бывшим, со мной ничего не случится",
ИЛИ : "я не разрешаю дочери красить волосы и делать пирсинг, ее никто не убьет и не изнасилует".
Что угодно, лишь бы было спокойнее.
Если постараться абстрагироваться от злости, которую вызывают обвинения в адрес убитой девушки, останется только жалость по отношению к людям,
которым настолько страшно,
что это застилает им глаза и
мешает проявить элементарное человеческое соболезнование, особенно к родителям девушки.
НО:
Правильно ЛИ было бы сказать, что дело только в защитной реакции психики?
Вряд ли.
Проблема лежит гораздо глубже.
***
"Это больше относится к социальной психологии, чем к психологии преступника.
В российском обществе крайне высок уровень толерантности к насилию, причем в большей степени к насилию в отношении женщин, -
считает психолог Владимир Дашевский. -
- Нас не удивляют новости про убийства, мы как будто заранее к ним готовы и воспринимаем их как нечто привычное.
Мы наводим мир в Сирии, осуждаем или не осуждаем американцев, читаем в новостях про резню в школах, а на федеральном канале ведущие передачи, пригласив... Ксению Собчак, фактически поливают ее грязью.
У общества выработалось четкое понимание того, кто прав и виноват, выработалась убежденность,
что мы имеем право наказывать виновных и устанавливать ПРАВИЛЬНЫЙ порядок".
Если тебя убили, значит, ты виноват.
Ты был недостаточно смелым, ловким, благопристойным, покорным и каким угодно еще
***
"Когда подросток РАСТЕТ в таком информационном поле - когда насилие и неприкрытое хамство становятся нормой,
- толерантность к ним повышается. С
___
Общество словно окаменело, и поэтому у нас получается всего два варианта: либо ты прав, либо виноват.
Если тебя убили, значит, ты виноват. - Мы как будто скатываемся в жуткий патриархальный каменный век, где слабость и беззащитность женщины оправдывают идею возможного насилия по отношению к ней.
Частично это можно было бы объяснить реакцией на феминизм: когда в нашем обществе появляются женщины, которые стремятся к каким-то достижениям на "поле мужчин", к ним относятся весьма скептически.
Им хамят, над ними смеются, стараются сделать их неуместными".
***
"Если женщина появляется в той сфере деятельности, которую мужчины привыкли считать своей, - говорит Владимир Дашевский, - они воспринимают это как угрозу иx положению, посягательство на территорию и иx уникальное мужское положение.
Мужчины пытаются сохранить свой уютный мир,
в котором могут лидировать и управлять этим самым миром и этими женщинами.
Но все эти рассуждения о виктимности и "позиции жертвы" - не более чем очередная попытка оправдать преступника.
Это негласное принятие обществом подобных чудовищных поступков.
Только тотальная нетерпимость к насилию и наказание за совершенное преступление могут хоть как-то обезопасить общество, в котором мы все живем".
Люди... настолько боятся за себя, что начинают обвинять жертву преступления.
Им точно... необходим навык сочувствия... это может помочь всем нам стать чуть более внимательными.
Чуть более осознанными.
Чуть более добрыми. И может, это и станет одним из первых шагов к тому, чтобы сделать мир, наш с вами мир, безопаснее и лучше.
(Полина Архипова)
И далее из др. статьи:
***В комментариях к многочисленным новостным постам об очередных обвинениях крайне редко можно увидеть вопросы вроде "Зачем он ее изнасиловал?"
или "Почему он с ней так обращался?".
Зато вопросов, начинающихся со слов "А почему она...", - очень много.
Этот ловкий маневр по перекладыванию ответственности с палача на жертву отнюдь не нов -
он свойственен общественному сознанию с древнейших времен.
Человек живет с потребностью ощущать себя в безопасности.
"Если я буду одеваться прилично, никто ко мне не пристанет", (неверно)
"Если я не буду ходить поздно вечером одна, со мной ничего не случится", (еще более неверно),
"Если я объясню жене и детям, как правильно себя вести, с ними все будет в порядке" (смешно)
Придумывая такие установки, человек убеждает себя, что следование определенному набору правил гарантирует защиту от неприятностей.
Проблема в том, что эти правила не работают - они могут снизить риски в определенных ситуациях, но не могут защитить полностью.
По статистике, больше половины изнасилований совершают не маньяки в темных переулках, а знакомые или даже близкие люди. И это насилие не имеет никакого отношения к длине юбки, яркости макияжа или "неправильному" поведению жертвы.
НО:
Признать относительную бесполезность "правил безопасности" означает признать себя таким же уязвимым, как и жертва насилия
***
Однако, статистические данные и исследования не могут изжить склонность общества к виктимблеймингу (термин, образовавшийся от английских слов victim - "жертва" и blame - "обвинять").
В том числе, потому что признать относительную бесполезность "правил безопасности" означает признать себя таким же уязвимым, как и жертва насилия.
Фактически - приравнять себя к ней.
А это очень страшно, и психика блокирует такие мысли
___
.
"Вера в справедливый мир - это линейное представление о жизни.
Человеку очень сложно допустить мысль о том, что может произойти что-то несправедливое.
И единственное, что ему в этой ситуации приходит в голову, - это обвинить жертву
Тем самым, обвинитель ставит себя выше жертвы,
как будто он умнее, опытнее и обладает некими особыми знаниями.
Его единственная его цель - виктимизировать жертву, обвинить ее в случившемся" (потому что иначе- страшножить).
*Приписывая себе понимание механизмов "высшего наказания", человек ставит себя на место Бога
Подобные убеждения свидетельствуют о косности нашего сознания: человек верит, что мир не только справедливый, но и управляемый.
Человек ставит себя на место Бога и верит, что сам управляет реальностью.
Поэтому религиозность часто бывает очень примитивной - она упрощает идею непознаваемости вселенной и Бога.
Жизнь предполагает бесконечное количество вариантов и случайностей, которые могут произойти с любым человеком в любой момент времени.
Патриархальное сознание этих случайностей не приемлет.
**
Поэтому человеку легче обвинить жертву, чтобы уложить эту ситуацию в рамки своего крайне ограниченного восприятия
Более того, даже в восприятии очень образованного, но испуганного человека -
партнер как личность не имеет никакого значения.
Важна только способность самца "покрыть" как можно большее количество самок. На этом основаны "мужские разговоры" в бане, на курортах и в курилке; а также множество анекдотов
.
Это древняя особенность матриархального общества, когда ценность мужчины определялась именно таким образом".
___
"Если мы доведем мысль о виктимности жертвы ("сама виновата") до логического завершения,
то придем, ни много ни мало, к фашизму, (Владимир Дашевский).
- Над воротами концентрационного лагеря Бухенвальд висела надпись: "Jedem das seine",
что в переводе на русский означает все то же "Каждому свое" или "Каждому - по заслугам".
Это и есть виктимблейминг: вы заслужили - вот и получайте.
Исследования на эту тему активно проводились после Второй мировой войны, в основном в Западной Европе.
Немецким философом и социологом Теодором Адорно была даже разработана так называемая F-шкала для определения степени "фашизации" общества. В российском обществе этот показатель крайне высок".
*
с позиции жертв:
Быть услышанной, пусть даже через 20 или 30 лет, невероятно важно, - мнение психологов.
"Я допускаю, что некоторые женщины действительно хотят на этом пропиариться, - объясняет Владимир Дашевский. - Но если попытаться хотя бы на секунду представить себе тот ужас, в котором оказывается жертва изнасилования или домогательства, то очень легко понять истинный мотив, заставляющий ее говорить.
Если человек десятилетиями хранит в себе тяжелую травму, память ее вытесняет.
Нашей психике слишком тяжело с этим жить.
Быть услышанной, пусть даже через 20 или 30 лет, невероятно важно. И эта возможность высказаться намного важнее гипотетических последствий для насильника".
***
Наше общество пропитано недоверием: ГУЛАГ,
соседи, которые доносят друг на друга, позавидовав новому ковру или лишнему квадратному метру в квартире...
Нам очень легко не верить и сложно относиться к людям искренне.
Мы не можем быть до конца честными с близкими и даже с собой.
У нас огромное количество страхов, но больше всего мы боимся, что нас не примут, отвергнут.
И это глобальное недоверие к миру тоже подпитывает желание осудить, обвинить в клевете и в сомнительных мотивах".
"Она сама этого хотела"Нежелание отвечать за собственные решения и поступки - еще одна причина виктимблейминга.
Когда человек видит, как кто-то другой несет наказание за совершенное преступление, он автоматически проецирует эту ситуацию на себя.
Особенно остро это переживается, если проассоциировать себя с обвиняемым легко: например, "мы оба мужчины, нам обоим нравятся женщины такого типа".
Эти мысли причиняют настолько сильный психологический дискомфорт, что самым легким выходом становится переход на сторону агрессора: "Он не виноват, а она сама хотела".
Таким образом человек обеляет себя самого в своих же глазах, о каком бы проступке - даже самом невинном - ни шла речь.
"Брать на себя ответственность очень страшно. Жить осознанно, понимать, что ты делаешь, и отвечать за это очень сложно. Люди вообще не любят нести ответственность, ... -
Принятие (СВОЕЙ) инфантильности подразумевает необходимость взросления, а осознавать себя взрослым и принимать ответственность за себя самого тоже страшно.
Это неизбежно влечет за собой и другие степени ответственности, и мало кто на самом деле этого хочет.
Признав, что жизнь бывает несправедливой и необъяснимо жестокой, мы неизбежно столкнемся с очень неприятными чувствами
Где проходит граница (ОТВЕТСТВЕННОСТИ)?
Заберу ли я найденный кошелек или попробую найти владельца? Воспользуюсь ли я властью или положением, если мне за это ничего не будет?
Возьму ли я взятку, если точно знаю, что не попадусь?
Видимо, люди, которые осуждают жертв насилия, этот вопрос для себя не решили.
Или даже ни разу им не задавались, а громкий скандал подталкивает их к необходимости думать об этом".
..."В этом мире люди проявляют скверные качества, опираясь на свою власть или авторитет. И именно поэтому массовое сознание склонно скорее обелить насильника, чем принять позицию жертвы".
Если мы осмелимся признать, что жизнь действительно бывает несправедливой и необъяснимо жестокой, то неизбежно столкнемся с очень неприятными чувствами.
Мы ощутим собственную уязвимость, и нам придется осознанно взять на себя ответственность за свои поступки.
Принять это крайне сложно. Но именно это принятие делает нас по-настоящему взрослыми, думающими людьми.
Было изменено: 11:35 10/02/2018.
ЦИТАТА:
Жертвенность в психологии скорее относится к взаимодействию в паре, когда "жертва" рассчитывает - сознательно или нет - получить что-то В ОБМЕН на свое уязвимое положение. ЧТО? А ВОТ:
Защиту, заботу, внимание, еще что-то. Это своеобразная манипуляция.
К убийству виктимное поведение применять нельзя. И нельзя объяснить убийство с точки зрения виктимологии. Поведение жертвы не может оправдывать преступление (С).
Человеку жизненно необходимо ощущение безопасности, и поэтому у многих возникает потребность, часто даже не осознаваемая, найти какое-то объяснение насилию и убийству.
(по следам убийства девушки ее однокурсником)
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ обвинения в адрес убитой девушки - ВВОДЯТ В СТУПОР...
Почему так произошло?
Что такого делала Таня, что ее убил бывший парень, живший с ней в одной квартире?
Может, не в тот цвет красила волосы?
Может, не так смотрела, не тому улыбалась и не с тем ходила на свидания?
А может, это родители виноваты, что не забрали ее домой и разрешили жить с этим парнем?
***
Кто ищет, тот всегда найдет. Любое псевдообъяснение, которое поможет ощутить себя в безопасности, подойдет: "я не общаюсь с бывшим, со мной ничего не случится",
ИЛИ : "я не разрешаю дочери красить волосы и делать пирсинг, ее никто не убьет и не изнасилует".
Что угодно, лишь бы было спокойнее.
Если постараться абстрагироваться от злости, которую вызывают обвинения в адрес убитой девушки, останется только жалость по отношению к людям,
которым настолько страшно,
что это застилает им глаза и
мешает проявить элементарное человеческое соболезнование, особенно к родителям девушки.
НО:
Правильно ЛИ было бы сказать, что дело только в защитной реакции психики?
Вряд ли.
Проблема лежит гораздо глубже.
***
"Это больше относится к социальной психологии, чем к психологии преступника.
В российском обществе крайне высок уровень толерантности к насилию, причем в большей степени к насилию в отношении женщин, -
считает психолог Владимир Дашевский. -
- Нас не удивляют новости про убийства, мы как будто заранее к ним готовы и воспринимаем их как нечто привычное.
Мы наводим мир в Сирии, осуждаем или не осуждаем американцев, читаем в новостях про резню в школах, а на федеральном канале ведущие передачи, пригласив... Ксению Собчак, фактически поливают ее грязью.
У общества выработалось четкое понимание того, кто прав и виноват, выработалась убежденность,
что мы имеем право наказывать виновных и устанавливать ПРАВИЛЬНЫЙ порядок".
Если тебя убили, значит, ты виноват.
Ты был недостаточно смелым, ловким, благопристойным, покорным и каким угодно еще
***
"Когда подросток РАСТЕТ в таком информационном поле - когда насилие и неприкрытое хамство становятся нормой,
- толерантность к ним повышается. С
___
Общество словно окаменело, и поэтому у нас получается всего два варианта: либо ты прав, либо виноват.
Если тебя убили, значит, ты виноват. - Мы как будто скатываемся в жуткий патриархальный каменный век, где слабость и беззащитность женщины оправдывают идею возможного насилия по отношению к ней.
Частично это можно было бы объяснить реакцией на феминизм: когда в нашем обществе появляются женщины, которые стремятся к каким-то достижениям на "поле мужчин", к ним относятся весьма скептически.
Им хамят, над ними смеются, стараются сделать их неуместными".
***
"Если женщина появляется в той сфере деятельности, которую мужчины привыкли считать своей, - говорит Владимир Дашевский, - они воспринимают это как угрозу иx положению, посягательство на территорию и иx уникальное мужское положение.
Мужчины пытаются сохранить свой уютный мир,
в котором могут лидировать и управлять этим самым миром и этими женщинами.
Но все эти рассуждения о виктимности и "позиции жертвы" - не более чем очередная попытка оправдать преступника.
Это негласное принятие обществом подобных чудовищных поступков.
Только тотальная нетерпимость к насилию и наказание за совершенное преступление могут хоть как-то обезопасить общество, в котором мы все живем".
Люди... настолько боятся за себя, что начинают обвинять жертву преступления.
Им точно... необходим навык сочувствия... это может помочь всем нам стать чуть более внимательными.
Чуть более осознанными.
Чуть более добрыми. И может, это и станет одним из первых шагов к тому, чтобы сделать мир, наш с вами мир, безопаснее и лучше.
(Полина Архипова)
И далее из др. статьи:
***В комментариях к многочисленным новостным постам об очередных обвинениях крайне редко можно увидеть вопросы вроде "Зачем он ее изнасиловал?"
или "Почему он с ней так обращался?".
Зато вопросов, начинающихся со слов "А почему она...", - очень много.
Этот ловкий маневр по перекладыванию ответственности с палача на жертву отнюдь не нов -
он свойственен общественному сознанию с древнейших времен.
Человек живет с потребностью ощущать себя в безопасности.
"Если я буду одеваться прилично, никто ко мне не пристанет", (неверно)
"Если я не буду ходить поздно вечером одна, со мной ничего не случится", (еще более неверно),
"Если я объясню жене и детям, как правильно себя вести, с ними все будет в порядке" (смешно)
Придумывая такие установки, человек убеждает себя, что следование определенному набору правил гарантирует защиту от неприятностей.
Проблема в том, что эти правила не работают - они могут снизить риски в определенных ситуациях, но не могут защитить полностью.
По статистике, больше половины изнасилований совершают не маньяки в темных переулках, а знакомые или даже близкие люди. И это насилие не имеет никакого отношения к длине юбки, яркости макияжа или "неправильному" поведению жертвы.
НО:
Признать относительную бесполезность "правил безопасности" означает признать себя таким же уязвимым, как и жертва насилия
***
Однако, статистические данные и исследования не могут изжить склонность общества к виктимблеймингу (термин, образовавшийся от английских слов victim - "жертва" и blame - "обвинять").
В том числе, потому что признать относительную бесполезность "правил безопасности" означает признать себя таким же уязвимым, как и жертва насилия.
Фактически - приравнять себя к ней.
А это очень страшно, и психика блокирует такие мысли
___
.
"Вера в справедливый мир - это линейное представление о жизни.
Человеку очень сложно допустить мысль о том, что может произойти что-то несправедливое.
И единственное, что ему в этой ситуации приходит в голову, - это обвинить жертву
Тем самым, обвинитель ставит себя выше жертвы,
как будто он умнее, опытнее и обладает некими особыми знаниями.
Его единственная его цель - виктимизировать жертву, обвинить ее в случившемся" (потому что иначе- страшножить).
*Приписывая себе понимание механизмов "высшего наказания", человек ставит себя на место Бога
Подобные убеждения свидетельствуют о косности нашего сознания: человек верит, что мир не только справедливый, но и управляемый.
Человек ставит себя на место Бога и верит, что сам управляет реальностью.
Поэтому религиозность часто бывает очень примитивной - она упрощает идею непознаваемости вселенной и Бога.
Жизнь предполагает бесконечное количество вариантов и случайностей, которые могут произойти с любым человеком в любой момент времени.
Патриархальное сознание этих случайностей не приемлет.
**
Поэтому человеку легче обвинить жертву, чтобы уложить эту ситуацию в рамки своего крайне ограниченного восприятия
Более того, даже в восприятии очень образованного, но испуганного человека -
партнер как личность не имеет никакого значения.
Важна только способность самца "покрыть" как можно большее количество самок. На этом основаны "мужские разговоры" в бане, на курортах и в курилке; а также множество анекдотов
.
Это древняя особенность матриархального общества, когда ценность мужчины определялась именно таким образом".
___
"Если мы доведем мысль о виктимности жертвы ("сама виновата") до логического завершения,
то придем, ни много ни мало, к фашизму, (Владимир Дашевский).
- Над воротами концентрационного лагеря Бухенвальд висела надпись: "Jedem das seine",
что в переводе на русский означает все то же "Каждому свое" или "Каждому - по заслугам".
Это и есть виктимблейминг: вы заслужили - вот и получайте.
Исследования на эту тему активно проводились после Второй мировой войны, в основном в Западной Европе.
Немецким философом и социологом Теодором Адорно была даже разработана так называемая F-шкала для определения степени "фашизации" общества. В российском обществе этот показатель крайне высок".
*
с позиции жертв:
Быть услышанной, пусть даже через 20 или 30 лет, невероятно важно, - мнение психологов.
"Я допускаю, что некоторые женщины действительно хотят на этом пропиариться, - объясняет Владимир Дашевский. - Но если попытаться хотя бы на секунду представить себе тот ужас, в котором оказывается жертва изнасилования или домогательства, то очень легко понять истинный мотив, заставляющий ее говорить.
Если человек десятилетиями хранит в себе тяжелую травму, память ее вытесняет.
Нашей психике слишком тяжело с этим жить.
Быть услышанной, пусть даже через 20 или 30 лет, невероятно важно. И эта возможность высказаться намного важнее гипотетических последствий для насильника".
***
Наше общество пропитано недоверием: ГУЛАГ,
соседи, которые доносят друг на друга, позавидовав новому ковру или лишнему квадратному метру в квартире...
Нам очень легко не верить и сложно относиться к людям искренне.
Мы не можем быть до конца честными с близкими и даже с собой.
У нас огромное количество страхов, но больше всего мы боимся, что нас не примут, отвергнут.
И это глобальное недоверие к миру тоже подпитывает желание осудить, обвинить в клевете и в сомнительных мотивах".
"Она сама этого хотела"Нежелание отвечать за собственные решения и поступки - еще одна причина виктимблейминга.
Когда человек видит, как кто-то другой несет наказание за совершенное преступление, он автоматически проецирует эту ситуацию на себя.
Особенно остро это переживается, если проассоциировать себя с обвиняемым легко: например, "мы оба мужчины, нам обоим нравятся женщины такого типа".
Эти мысли причиняют настолько сильный психологический дискомфорт, что самым легким выходом становится переход на сторону агрессора: "Он не виноват, а она сама хотела".
Таким образом человек обеляет себя самого в своих же глазах, о каком бы проступке - даже самом невинном - ни шла речь.
"Брать на себя ответственность очень страшно. Жить осознанно, понимать, что ты делаешь, и отвечать за это очень сложно. Люди вообще не любят нести ответственность, ... -
Принятие (СВОЕЙ) инфантильности подразумевает необходимость взросления, а осознавать себя взрослым и принимать ответственность за себя самого тоже страшно.
Это неизбежно влечет за собой и другие степени ответственности, и мало кто на самом деле этого хочет.
Признав, что жизнь бывает несправедливой и необъяснимо жестокой, мы неизбежно столкнемся с очень неприятными чувствами
Где проходит граница (ОТВЕТСТВЕННОСТИ)?
Заберу ли я найденный кошелек или попробую найти владельца? Воспользуюсь ли я властью или положением, если мне за это ничего не будет?
Возьму ли я взятку, если точно знаю, что не попадусь?
Видимо, люди, которые осуждают жертв насилия, этот вопрос для себя не решили.
Или даже ни разу им не задавались, а громкий скандал подталкивает их к необходимости думать об этом".
..."В этом мире люди проявляют скверные качества, опираясь на свою власть или авторитет. И именно поэтому массовое сознание склонно скорее обелить насильника, чем принять позицию жертвы".
Если мы осмелимся признать, что жизнь действительно бывает несправедливой и необъяснимо жестокой, то неизбежно столкнемся с очень неприятными чувствами.
Мы ощутим собственную уязвимость, и нам придется осознанно взять на себя ответственность за свои поступки.
Принять это крайне сложно. Но именно это принятие делает нас по-настоящему взрослыми, думающими людьми.
Было изменено: 11:35 10/02/2018.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)