Хозяйка дневника: Лана Свет  

Дата создания поста: 24 апреля 2018, 11:50

Ко всем записям блога

Миф о сотворении Родом мира

Сперва не существовало ничего, кроме хаоса, все было едино. Тогда древнейших бог Род сошел на землю в золотом яйце и принялся за дело. Сначала решил он разделить свет и тьму, и из золотого яйца выкатилось солнце, осветив все вокруг.
Следом появилась и луна, заняв свое место в небе ночном.
После сотворил прародитель необъятный водный мир, откуда позже поднялась суша  – огромные земли, на которых тянулись к небу высокие деревья, бегали разные звери, и птицы пели свои дивные песни. И создал он радугу, чтобы разделить сушу и море, Правду и Кривду.
Тогда поднялся ввысь Род на золотом яйце и огляделся, понравились ему плоды труда своего. Выдохнул бог на землю – и зашелестел в деревьях ветер, а из дыхания его появилась на свет богиня любви Лада, обернувшаяся птицей Сва.
Разделил Род мир на три царства: небесное, земное и преисподнюю. Первое он создал для богов, которым должно следить за порядком на земле, второе стало обителью людей, а последнее – пристанищем для мертвых. И сквозь них произрастает исполинский дуб – Мировое древо, которое выросло из брошенного творцом семени. Корни его таятся в мире усопших, ствол проходит сквозь царство земное, а крона поддерживает небо.
Заселил Род царство небесное сотворенными им богами. Вместе с Ладой создали они могучего бога Сварога. Вдохнув в него жизнь, даровал ему бог-творец четыре головы, дабы тот смотрел во все концы света и приглядывал за порядком.
Стал Сварог верным помощником прародителю: проложил он путь Солнца по небосводу и путь луны по небу ночному. С тех пор и встает солнце на рассвете, а ночью на освещенное звездами небо выплывает луна.



Отредактировано: 24 Апр 2018, 11:51.
Отредактировано: 24 Апр 2018, 11:53.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Лана Свет  
Род
Мифологический персонаж, покровитель единства рода.
Род упоминается в летописях вслед за главными языческими богами вместе с роженицами - сопровождавшими его женскими персонажами. Род и рожаницы считались умершими предками патриархального рода, которых сородичи считали своими покровителями. Они носили и другие наименования - чур, щур, дед.
Культ Рода имел значение для русских князей. В XI-XII веках у восточных славян сохранилось почитание княжеского рода. именно от его единства зависело право обладания престолом и родовой землей. Поэтому роду и роженицам совершались регулярные жертвоприношения.
Обычно богов приглашали на ритуальное угощение, для которого готовилась специальная каша, пекли особый хлеб. Богов также угощали сыром и медом. Угощение расставлялось в святилищах. Считалось, что боги появляются там, но они не видимы для человеческих глаз. Роду были посвящены и специальные праздники - Навий день ( день мертвецов), справлявшийся в четверг Страстной недели Великого постоа, Радуница - вторник первой недели после Пасхальной недели.
Поскольку производящее начало всегда сязывалось с женщиной, культ Рода был традиционно женским. Специальные жрицы совершали жертвоприношение несколько раз в год. Иногда к Роду обращались для защиты от болезней. Но тогда главную роль в обряде играли роженицы.
С принятием христианства кльт Рода начал постепенно ослабевать. Бог Род преобразовался в духа - покровителя семьи, в домового деда, а позже в охранителя новорожденных. Известно поверье, что после рождения младенца, чтобы определить его судьбу, около колыбели собираются роженицы. Отголосок верований сохранился в широко известном сказочном сюжете о спящей принцессе ( сказка Ш. Перро "Спящая красавица").
Однако со временем культ Рода и роженец был полностью забыт. Он превратился в почитание уумерших предков. В славянском пантеоне оказалось много женских божеств, вытеснивших рожаниц. Следы почитания Рода продолжали сохраняться только в быту. Одним из их проявлений можно считать совместные родовые захоронения, а также переодические поминовения родственников на кладбище ( родительские субботы).
Лана Свет  
Лада
Семейное божество, широко распространенное в славянском фольклеое. Важнейшая богиня славянского пантеона.
Исследователи долгое время считали, что Лада является одной из двух богинь рожениц. Корни их происхождения скрыты в глубокой древности. Аналогичные божества есть в пантеонах почти всех индоевропейских народов. М. В. Ломоносов сравнивал Ладу с Венерой.
До наших дней во многих местах сохранился ритуал девичьего праздника - ляльника. Во время него девушки славили великое божество и просили у Лады доброго мужа и счастливой жизни в браке. К Ладе обращались и после заключения брака, просили о личном благополучии и покровительстве. Об этом свидетельствует постоянный эпитет богини - охранительница. Имя Лады всегда сопровождалось почитательными эпитетами - Дива ( Дидо) - Лада, Мати-Лада.
Праздники в честь Лады отмечались шесть раз в году - с начала марта до конца июня. Связаннные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне - летнему циклу праздников, в частности, именно у Лады испрашивали разрешения "закликать" весну:

Благослави, мати,
Ой, мати, Лада, мати,
Весну закликати.

Затем к богине обращались перед началом летних полевых работ. Остальные обрядя были связаны с весенне - летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых колосьев:

Молимся, Лада,
Молимся высшему Богу,
Ой, Лада, ой,
Да подует Лада,
Да подует тихий ветер,
Да ударит Лада,
Да ударит урожайный дождь!

Во время праздника Красной горки ( на холме) девушки вели игру "А мы просто сеяли, сеяли". Все играющие делились на две группы - одна пела о посеве проса, другая о том, что "мы просо вытопчем, вытопчем". Вытаптывание обозначало завершение цикла - обмола хлеба. Возможно, именно подобное игрище описыал летописец, отмечавший, что славяне " устраивали игрища межю селы и ту умыкаху жены себе". Цикл прославления богини замыкался после начала колошения хлебов ( в июне), поэтому последним праздником, связанным с Лвдой, был праздник летнего солнцестояния. После Иваны Купалы обращения к Ладе прекращаются.
Исследователи установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Часто бывало так, что именно в середнине леета принимались решения о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.
Со временем игры и заклички, посвященные Ладе, перешли в детский фольклор и утратили четкую соотнесенность с ритуалом.
В романе М. Горького "Дело Артамоновых" встречается полное воспроизведение сохранившегося в XIX веке обряда поклонения Ладе.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)