Хозяйка дневника: Лана Свет  

Дата создания поста: 11 декабря 2018, 02:50

Ко всем записям блога

Финские броненосцы

Вы слышали, что в Финляндии после получения независимости была создана небольшая, но хорошо подготовленная армия, превосходно показавшая себя во время советско-финской войны. Однако мало кому известно, что наши соседи обладали и вполне боеспособным флотом…

 

НАСЛЕДСТВО ЦАРСКОЙ РОССИИ

В 1918 году Финляндия получила в наследство от Российского Императорского флота более двухсот боевых кораблей. Другое дело, что это были в основном небольшие старые миноноски и различные катера. Все они в скором времени были либо отданы в РСФСР, либо просто пошли на металлолом. Финскому флоту нужны были новые, современные боевые корабли.

И вот 30 сентября 1927 года государственный сейм принял «Морской закон», предусматривавший строительство боевых кораблей для национального флота. Согласно «Закону», к постройке для начала намечались два броненосца береговой обороны водоизмещением по 3 800 т и стоимостью по 100 миллионов марок, три большие( водоизмещение 400т) и одна малая подводные лодки ( водоизмещением 100т).

Министерство обороны Финляндии приняло решение начать создание флота с двух броненосцев, причем построить их в собственной стране на верфях фирмы « Крейтон-Вулкан», что в Турку. Несмотря на то, что за границей их постройка обошлась бы несколько дешевле, победила национальная гордость.

Головной броненосец «Вяйнемяйнен» был заложен на стапеле «Крейтон-Вулкан» 15 октября 1929 года. Строительство корабля велось очень быстро: уже через 14 месяцев его спустили на воду, а 31 декабря 1932 года броненосец был передан флоту «под ключ».

Так же быстро был построен и второй броненосец, получивший название «Ильмаринен». Его спустили на воду 9 июля 1931 года, а в состав флота приняли 3 сентября 1933 года.

 

«ЗИМНЯЯ» ВОЙНА

Обоим финским броненосцам довелось участвовать в тех двух войнах, которые вела Финляндия в ХХ веке – «зимней» войне 1939 – 1940 годов и во Второй мировой войне. В обоих случаях – против СССР. Судьба их достаточно интересна. Во время «зимней» войны броненосцы практически не выходили в открытое море, ибо финское командование понимало: встреча с советской эскадрой будет для них последней. Оба броненосца, оснащенные отличной противозенитной артиллерией, обороняли от воздушных налетов порт Турку и предупреждали высадку советского морского десанта на Аландские острова. Однако наша авиация упорно старалась «достать» финские корабли.

Начиная с 19 декабря 1939 года была проведена серия бомбардировочных ударов по броненосцам. Однако результат всех бомбардировок авиации оказался нулевым - ни одна из почти 63 тонн бомб не попала в цель. Все бомбы падали, как правило, в 50-100 м от борта кораблей. Зато собственные потери в ходе налетов составили три сбитых и девять поврежденных самолетов. Следствием всего этого явилось то, что балтийские летчики прониклись уважением к финским броненосцам. Наше командование неуязвимость кораблей противника объясняло чрезвычайно сильным зенитным вооружением и малыми размерами. Не помогли и все последующие налеты, а использование торпед исключалось из-за сильного льдообразования и неподходящего рельефа стоянок ( броненосцы удачно прятались в шхерах). Таким образом, в период «зимней» войны задача по уничтожению финских кораблей вооруженными силами СССР так и осталась невыполненной.

 

СУДЬБА «ИЛЬМАРИНЕНА»

Во время Великой Отечественной войны «Вяйнемяйнен» и «Ильмаринен» действовали более активно. В июле 1941 года броненосцы совершили несколько удачных артобстрелов, в результате чего были значительно разрушены советские оборонительные укрепления на полуострове Ханко и поврежден аэродром, расположенный на мысе Уддаскатан.

Все попытки советского командования уничтожить с воздуха неуловимые броненосцы заканчивались ничем.

И только 13 сентября 1941 года финны потеряли один из своих броненосцев – «Ильмаринен». Произошло это во время проведения совместной немецко-финской операции по высадке десанта на Моонзундский архипелаг.

Тогда в походе участвовали 17 единиц боевых фашистских кораблей. «Ильмаринен» шел первым. На его борту находился командующий ВМФ капитан 1 ранга Э. Рахола, командующий Флотом с побережья капитан 2 ранга Р. Геранссон и офицеры штаба.

Когда эскадра проходила неподолеку от острова Утэ, под кормой флагмана прогремел мощный взрыв. Броненосец даже слегка подбросило в воздух, после чего он начал быстро крениться на левый борт. Уже через 8 минут «Ильмаринен» ушел на дно. Из 403 членов команды погиб 271 человек, в том числе 13 офицеров. Спастись удалось 132 членам экипажа.

После гибели броненосца эскадра легла на обратный курс – операция была сорвана. Позже выяснилось, что «Ильмаринен» подорвался на советской мине.

 

«ВЯЙНЕМЯЙНЕН – ВЫБОРГ»

Гораздо более долгую жизнь прожил броненосец «Вяйнемяйнен». Он благополучно пережил все военные действия и вышел из них практически неповрежденным. После окончания Второй мировой, согласно условиям Парижского мирного договора, подписанного 10 февраля 1947 года, Финляндия лишалась права иметь в составе своего флота броненосцы – она должна была либо продать «Вяйнемяйнен», либо отправить его на металлолом. Ломать было жалко, и финны решили «загнать» броненосец бывшему врагу – СССР. Наше правительство было не против сделки, но обе стороны долго не могли сойтись в цене. Практичные финны запросили сначала более одного миллиарда финских марок, но в результате продали его чуть ли не в пять раз дешевле.

22 апреля 1947 года удачную покупку зачислили в списки ВМФ СССР под наименованием «Выборг». Финский военно-морской флаг на корабле спустили 5 июня и тут же подняли советский.

«Выборг» довольно активно ходил начиная уже с лета 1947 года – принимал участие в общефлотских учениях, а 7 ноября демонстрировался в качестве трофея на Невском рейде в Ленинграде.

В марте 1953 года броненосец перевели в Таллинн, а с 1 января 1954 года ему начали делать серьезные ремонт, который затянулся на два с половиной года. Затем еще несколько лет «Выборг» служил довольно активно, принимая участия в учениях и пройдя в общей сложности более двух с половиной тысяч миль.

В 1959 году «Выборг» оказался в Кронштадте, где был выведен в резерв первой очереди и подвергся частичной консервации.

После этого бывший финский броненосец «Вяйнемяйнен», а затем советский «Выборг» находился в составе балтийского флота еще более пяти лет. Окончательно его разоружили и исключили из состава ВМФ СССР только 20 февраля 1966 года, а 25 сентября того же года его передали в Отдел фондового имущества для разделки на металл. Так закончил свой путь последний финский броненосец.

 

Автор: Игорь Савельев

Журнал: «Тайны ХХ века» №22 июнь 2008





Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)