Хозяин дневника: Серго Шерхан  

Дата создания поста: 30 июля 2021, 07:32

Ко всем записям блога

Духовная басня Крылова

Какую необычную басню написал великий баснописец? О чем она? И в чем ее необычность?

Иван Андреевич Крылов (1769– 1844) – публицист, поэт, издатель сатирических журналов, великий баснописец, которого при жизни именовали «русским Эзопом». Несмотря на широту литературного творчества, Крылов более всего известен именно как баснописец. Он написал 236 своих басен, и, кроме того, был переводчиком басен Лафонтена.

Крылов писал изящно. Он показал публике их самих, их жизненные пороки. Многие фразы из его басен стали «крылатыми».

Персонаж его басен (и те, к кому адресованы они) – обыватель, живущий не совсем мудро. Крылов выявлял несостыковки и «эзоповым языком» говорил о них обывательскому обществу.

Крылов был другом великому поэту Пушкину. Пушкин испытал влияние Крылова на свое творчество.

По своим духовным воззрениям Крылов числился христианином, но, во многом, опирался на языческое понимание в духовной жизни.

Но важные вопросы ее были не безразличны великому баснописцу.

В 1816 году Иван Андреевич Крылов (ему в то время – 47) создает несколько необычных басен. Необычны они по двум причинам. Обычно, Крылов писал на обывательские темы, и персонажами его басен выступали животные, воплощавшие в себе те или иные людские качества и пороки: «Волк и Ягненок», «Квартет», «Мартышка и Очки» и другие.

А тут, в 1816 году, Крылов создает басни на духовную тему и персонажами его басни выступают не звери, а люди.

Одна из таких необычных басен – «Сочинитель и Разбойник».

Когда священника и духовного писателя Александра Меня спросили его слушатели о справедливости попущения наказаний людей Богом, мол они кажутся несправедливыми, он дал в качестве небольшого поясняющего примера - ссылку на эту басню.

Не буду приводить в статье  полный текст ее. Желающие ее почитать, всегда могут это сделать. Крылов потрясающ как поэт. Дам лишь небольшой комментарии по ней. В духовном, а не литературном, ракурсе.

Басня пытается дать ответ на важный духовный вопрос:

справедливо ли Бог попускает наказание людей?

Именно, попускает. Бог не наказывает. Он просто не милует тех, кто сам, по своей («гномической», своенравной, по словам прп. Максима Исповедника), воле, нарушает духовные законы мироздания Божьего, не понимает и не хочет понимать, что творит и не имеет разумения и сил к покаянию.

Итак, в один день покидают мир два человека: Сочинитель, известный и популярный литератор, и Разбойник, грабивший людей и живший грабежом.

Первый творил в жизни, создавал популярные произведения литературы, и тем прославился, хорошо зарабатывал на жизнь своим творчеством. Но был волен в нем, и сеял разврат в людях.

Другой творил зло и грабеж, и тем зарабатывал себе на земную жизнь.

Попадают оба на Страшный суд.

Там нет бюрократических проволочек, как пишет Крылов. Все решается быстро: повинен – получи наказание. Два котла на цепях. Под Сочинителем маленький огонек. Ну да, вольно писал. Небольшое требуется наказание. Под Разбойником костер огромен. Как же – грабил и очевидно (для людей) вел худую жизнь.

Но, странное дело.

Под Разбойником огромный огонь быстро угас, а под Сочинителем стал сильнее и сильнее разгораться. И душа сочинителя возмущается и поднимает «справедливый» вопрос:

    «Писатель, наконец, кричит среди мученья,

    Что справедливости в богах нимало нет;

    Что славой он наполнил свет

    И ежели писал немножко вольно,

    То слишком уж за то наказан больно;

    Что он не думал быть Разбойника грешней.» Тогда ему отвечает Мегера (одна из эриний, богиня возмездия и мщения в древнегреческой мифологии), что Разбойник, да, грабил и делал злые дела. Но он умер, кости его истлели, и злые дела его уже завершены. Зло дальше не распространяется.

Ты же, говорит Мегера Писателю, растлевал людей своим письмом, наносил вред обществу, людям, и до сих пор живы последствия твоих дел:

    «И вон опоена твоим ученьем,

    Там целая страна

    Полна

    Убийствами и грабежами,

    Раздорами и мятежами

    И до погибели доведена тобой!

    В ней каждой капли слез и крови – ты виной». (там же).

И, сказав, Мегера, закрывает крышку на котле писателя.

Басня, как видно из ее содержания, языческая, но в ней есть евангельский смысл:

 «И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:48).

Чем больше талантов в человеке, чем шире поле его влияния, тем больше его социальная и духовная ответственность и в этой жизни, и в будущей.

Потому, не славе, не деньгам, не статусу стоит радоваться, а вспомнить и подумать, все ли, сделанное тобой «по талантам» (кстати, Богом данным), – сделано ответственно перед людьми и Богом? Творил ли ты доброе для жизни и людей? Ответ спросится.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)