Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 5 февраля 2022, 14:58
Торжество серости
Торжество незначительности
Александр Асмолов, психолог, руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС:
Если мы не поймём... социокультурных аспектов проявления травли и её места в развитии общества, мы не приблизимся к серьезному решению проблемы.
В антропогенезе, в социальной эволюции, травля выступает как ключевой механизм погашения разнообразия,
это механизм социальной стратификации.
Если мы рассмотрим разные общества - травля была всегда.
Она была там, где были доминантные отношения,
отношения лидеров и подчиненных.
Травля была инструментом погашения тех, кто высунулся, выделился, стал непохожим.
Об этом можно подробнее прочитать в замечательной книге писателя, поэта и семиотика Ольги Седаковой "Посредственность как социальная опасность".
(семиотика - наука о знаковых системах; в част., в социологии)
Травля - это приведение разных групп к правилам тоталитарной игры
Мы имеем дело с социальным эволюционным механизмом.
Есть разные виды таких механизмов, некоторые из них связаны даже с клиническими заболеваниями, разными фобиями, которые за этим стоят.
По анализу травли есть блестящие работы антропологов, например, Константина Банникова, который исследовал антропологию дедовщины.
Он показывал, как работает дедовщина в экстремальных группах в армии, как травля становятся механизмом усреднения, чтобы обеспечить спокойность и управляемость коллектива.
Надо четко понять,
1) торжество незначительности является ценностной установкой общества, если в обществе есть установка на уничтожение разнообразия
2), ... мы будем иметь дело с феноменологией травли, буллинга,
- можно называть это явление как угодно, но это социальный механизм.
Поэтому травля в школе в разные времена,
в разные исторические периоды -
это отражение травли,
которая становится социально-ценностной установкой общества.
Общество, уничтожающее разнообразие, будет практиковать самые разные виды травли.
... если мы не изменим ценностные ориентиры, не перейдем к обсуждению конфликта как ключевого механизма развития систем,
к взаимопомощи, которая поддерживает нормы разнообразия,
то обуздать травлю - не получится.
Поэтому, анализируя феноменологию буллинга, надо четко понимать: ничего глобально не изменится,
если не будут созданы установки толерантного поведения.
Дима Зицер, педагог, директор школы "Апельсин", фрагмент из фильма Александра Мурашева о школьной травле:
Буллинг - это сумасшедшее упрощение.
Упрощение отношений.
Чёрно-белый мир,
где есть хорошие и плохие,
есть правильные и нет,
есть ситуация, в которой я могу повести себя только одним образом.
Как: Красные и белые - все, точка.
Если мы примем это за рабочую гипотезу,
как же мы должны с этим бороться или взаимодействовать?
Нам надо усложнять задачу, все время усложнять.
Потому что у каждого из нас есть двойное дно.
Тысячи людей в минуту могут соприкасаться, противоречить друг другу, отталкиваться и так далее.
Поэтому, лекарство номер один - усложнение.
Лекарство номер два:
мне кажется, что педагог должен разговаривать с детьми не о том, в чем мы похожи,
а о том, чем мы отличаемся.
История про единый порыв и единение - это начало буллинга,
так же, как коллектив - это начало буллинга.
Мы прекрасны вместе в своем разнообразии, в своих фишках.
Чем более мы разнообразны, тем нам круче.
Следовательно, на тренингах надо говорить не о том,
что я могу дать коллективу,
а о том, что мы - живые люди.
И о том, что мне делать, например, если какая-то Сашина особенность меня задевает.
Тогда у нас появятся инструменты для работы с ситуацией.
Такой подход работает на 100%.
Можно даже просто уйти.
Или, если на ситуацию можно повлиять, прямо сказать: "Слушай, Саш, ты когда плюешься - мне неприятно. Не делай этого, пожалуйста".
Предположим, возникла ситуация, в которой два человека объединились и сделали третьего объектом травли - по той или иной причине.
Правильно понять, чего они хотят.
Вопрос "Что ты хотел сказать-то?"
= начинает менять положение вещей для буллера.
Это и есть усложнение.
Человек, который травит другого, -
действует по самому простому алгоритму: "Мне тут не нравится, я не хочу запариваться на эту тему, не хочу справляться".
И дальше понеслось. Но в тот момент, когда ты задаешь вопрос, провоцируешь любое минимальное усложнение,
и в большинстве случаев начинается излечение.
И это практика, а не теория.
"Помочь и жертве, и агрессору"
Сания Биккина, выпускница программы "Учитель для России", руководитель проекта "Школа поддержки":
К сожалению, давно установилась связь: если в школе есть буллинг, то это школа плохая, а если нет - хорошая.
Все школьные директора, с которыми я общаюсь, всегда говорят: "У нас травли нет".
Иначе получается, что они признают: "У нас она есть, наша школа - плохая".
Они не будут разбираться, а всегда будут четко следовать этой формуле, потому что им нужно сказать: "Наша школа - хорошая".
Это проявляется и в общении с педагогами. Когда я прошу их рассказать что-то про школу, они сразу начинают с того, что именно их школа - лучшая, потому что находятся в постоянной конкуренции, им необходимо выживать.
И скрывать всё плохое.
Когда я работала педагогом-психологом в школе, у нас была травля.
Это была жуткая ситуация, которую я пресекла,
уже когда жертва пыталась воткнуть циркуль в шею своему обидчику.
В тот момент, к счастью, я была на замене на этом уроке,
а буквально за день до этого узнала, что с этим классом что-то не так.
Но никакой разговор с классным руководителем не помогал,
потому что ключевой момент в школьной травле - это очень сильный страх,
животный страх быть исключенным.
Это, кстати, одна из причин, почему бездействуют свидетели травли.
Учителя очень боятся таких ситуаций, потому что их приходится "распаковывать"
Признавать - да, у нас в школе это есть.
Ведь после этого могут сказать, что они плохие учителя.
Важно менять этот фокус - хвалить учителя,
если он заметил буллинг, помог детям, признал травлю.
Нам надо просто научиться с этим работать,
а не устраивать "публичные казни", как это часто сейчас происходит.
Один раз я написала пост о травле в своем инстаграме. В комментариях стали писать, что детей, которые травят других детей,
"надо расстреливать".
Это писали в том числе и взрослые люди.
Другой случай был в одной из наших школ, где инцидент в школьном туалете привел к огромной антимиграционной кампании в городе на 10 тысяч жителей.
Кого-то из детей отчислили, кого-то отправили учиться домой, а "разъяренные сельчане" вышли воевать, "с вилами и факелами".
Нам надо остановить наш страх, надо признать:
травля случается, дети совершают ошибки,
взрослые совершают ошибки - да все совершают.
Все мы совершаем ошибки.
Давайте увидим буллинг и спокойно подумаем, как помочь - и жертве, и агрессору.
(копипаст)
Эта тема -
(пред)полагаю, тоже очень связана с конформизмом
конформизм = отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу.
Было изменено: 16:46 05/02/2022.
Было изменено: 18:32 05/02/2022.
Было изменено: 12:39 06/02/2022.
Было изменено: 22:41 11/02/2022.
Александр Асмолов, психолог, руководитель Школы антропологии будущего РАНХиГС:
Если мы не поймём... социокультурных аспектов проявления травли и её места в развитии общества, мы не приблизимся к серьезному решению проблемы.
В антропогенезе, в социальной эволюции, травля выступает как ключевой механизм погашения разнообразия,
это механизм социальной стратификации.
Если мы рассмотрим разные общества - травля была всегда.
Она была там, где были доминантные отношения,
отношения лидеров и подчиненных.
Травля была инструментом погашения тех, кто высунулся, выделился, стал непохожим.
Об этом можно подробнее прочитать в замечательной книге писателя, поэта и семиотика Ольги Седаковой "Посредственность как социальная опасность".
(семиотика - наука о знаковых системах; в част., в социологии)
Травля - это приведение разных групп к правилам тоталитарной игры
Мы имеем дело с социальным эволюционным механизмом.
Есть разные виды таких механизмов, некоторые из них связаны даже с клиническими заболеваниями, разными фобиями, которые за этим стоят.
По анализу травли есть блестящие работы антропологов, например, Константина Банникова, который исследовал антропологию дедовщины.
Он показывал, как работает дедовщина в экстремальных группах в армии, как травля становятся механизмом усреднения, чтобы обеспечить спокойность и управляемость коллектива.
Надо четко понять,
1) торжество незначительности является ценностной установкой общества, если в обществе есть установка на уничтожение разнообразия
2), ... мы будем иметь дело с феноменологией травли, буллинга,
- можно называть это явление как угодно, но это социальный механизм.
Поэтому травля в школе в разные времена,
в разные исторические периоды -
это отражение травли,
которая становится социально-ценностной установкой общества.
Общество, уничтожающее разнообразие, будет практиковать самые разные виды травли.
... если мы не изменим ценностные ориентиры, не перейдем к обсуждению конфликта как ключевого механизма развития систем,
к взаимопомощи, которая поддерживает нормы разнообразия,
то обуздать травлю - не получится.
Поэтому, анализируя феноменологию буллинга, надо четко понимать: ничего глобально не изменится,
если не будут созданы установки толерантного поведения.
Дима Зицер, педагог, директор школы "Апельсин", фрагмент из фильма Александра Мурашева о школьной травле:
Буллинг - это сумасшедшее упрощение.
Упрощение отношений.
Чёрно-белый мир,
где есть хорошие и плохие,
есть правильные и нет,
есть ситуация, в которой я могу повести себя только одним образом.
Как: Красные и белые - все, точка.
Если мы примем это за рабочую гипотезу,
как же мы должны с этим бороться или взаимодействовать?
Нам надо усложнять задачу, все время усложнять.
Потому что у каждого из нас есть двойное дно.
Тысячи людей в минуту могут соприкасаться, противоречить друг другу, отталкиваться и так далее.
Поэтому, лекарство номер один - усложнение.
Лекарство номер два:
мне кажется, что педагог должен разговаривать с детьми не о том, в чем мы похожи,
а о том, чем мы отличаемся.
История про единый порыв и единение - это начало буллинга,
так же, как коллектив - это начало буллинга.
Мы прекрасны вместе в своем разнообразии, в своих фишках.
Чем более мы разнообразны, тем нам круче.
Следовательно, на тренингах надо говорить не о том,
что я могу дать коллективу,
а о том, что мы - живые люди.
И о том, что мне делать, например, если какая-то Сашина особенность меня задевает.
Тогда у нас появятся инструменты для работы с ситуацией.
Такой подход работает на 100%.
Можно даже просто уйти.
Или, если на ситуацию можно повлиять, прямо сказать: "Слушай, Саш, ты когда плюешься - мне неприятно. Не делай этого, пожалуйста".
Предположим, возникла ситуация, в которой два человека объединились и сделали третьего объектом травли - по той или иной причине.
Правильно понять, чего они хотят.
Вопрос "Что ты хотел сказать-то?"
= начинает менять положение вещей для буллера.
Это и есть усложнение.
Человек, который травит другого, -
действует по самому простому алгоритму: "Мне тут не нравится, я не хочу запариваться на эту тему, не хочу справляться".
И дальше понеслось. Но в тот момент, когда ты задаешь вопрос, провоцируешь любое минимальное усложнение,
и в большинстве случаев начинается излечение.
И это практика, а не теория.
"Помочь и жертве, и агрессору"
Сания Биккина, выпускница программы "Учитель для России", руководитель проекта "Школа поддержки":
К сожалению, давно установилась связь: если в школе есть буллинг, то это школа плохая, а если нет - хорошая.
Все школьные директора, с которыми я общаюсь, всегда говорят: "У нас травли нет".
Иначе получается, что они признают: "У нас она есть, наша школа - плохая".
Они не будут разбираться, а всегда будут четко следовать этой формуле, потому что им нужно сказать: "Наша школа - хорошая".
Это проявляется и в общении с педагогами. Когда я прошу их рассказать что-то про школу, они сразу начинают с того, что именно их школа - лучшая, потому что находятся в постоянной конкуренции, им необходимо выживать.
И скрывать всё плохое.
Когда я работала педагогом-психологом в школе, у нас была травля.
Это была жуткая ситуация, которую я пресекла,
уже когда жертва пыталась воткнуть циркуль в шею своему обидчику.
В тот момент, к счастью, я была на замене на этом уроке,
а буквально за день до этого узнала, что с этим классом что-то не так.
Но никакой разговор с классным руководителем не помогал,
потому что ключевой момент в школьной травле - это очень сильный страх,
животный страх быть исключенным.
Это, кстати, одна из причин, почему бездействуют свидетели травли.
Учителя очень боятся таких ситуаций, потому что их приходится "распаковывать"
Признавать - да, у нас в школе это есть.
Ведь после этого могут сказать, что они плохие учителя.
Важно менять этот фокус - хвалить учителя,
если он заметил буллинг, помог детям, признал травлю.
Нам надо просто научиться с этим работать,
а не устраивать "публичные казни", как это часто сейчас происходит.
Один раз я написала пост о травле в своем инстаграме. В комментариях стали писать, что детей, которые травят других детей,
"надо расстреливать".
Это писали в том числе и взрослые люди.
Другой случай был в одной из наших школ, где инцидент в школьном туалете привел к огромной антимиграционной кампании в городе на 10 тысяч жителей.
Кого-то из детей отчислили, кого-то отправили учиться домой, а "разъяренные сельчане" вышли воевать, "с вилами и факелами".
Нам надо остановить наш страх, надо признать:
травля случается, дети совершают ошибки,
взрослые совершают ошибки - да все совершают.
Все мы совершаем ошибки.
Давайте увидим буллинг и спокойно подумаем, как помочь - и жертве, и агрессору.
(копипаст)
Эта тема -
(пред)полагаю, тоже очень связана с конформизмом
конформизм = отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу.
Было изменено: 16:46 05/02/2022.
Было изменено: 18:32 05/02/2022.
Было изменено: 12:39 06/02/2022.
Было изменено: 22:41 11/02/2022.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)