Хозяйка дневника: Заноза  

Дата создания поста: 12 июня 2023, 10:46

Ко всем записям блога

О гуманизме

Вот уже несколько дней , просматривая новости, меня мучит невозможность как-то помочь людям там, в Херсонской области. Ну, отправила денег немного, но этим не поможешь. Понимаю их отношение к нам. Но от этой ненависти делается совсем паршиво.

Случайно нашла в Телеграм этот текст,поразилась насколько мудрым и человечным может быть человек,прошедший через такие испытания.
Много букв, но оно того стоит.

Текст речи Виктора Франкла,австрийского психиатра и узника Освенцима, на собрании в 50-ю годовщину аннексии Австрии Германией (1938-1988).

Господин Мэр, уважаемые жители Вены,
Надеюсь вы меня поймёте, если сейчас, в этот час поминовения, я попрошу вас вместе со мной вспомнить моего отца, который погиб в концлагере Терезин [под Прагой], моего брата, который умер в Освенциме, мою мать, которая умерла там же в газовой камере, и мою первую жену, которая в молодом возрасте погибла в концлагере Берген Бельзен.

Я, однако, прошу вас не ожидать от меня слов ненависти.
Кого мне ненавидеть? Я знал только жертв, я не знал агрессоров; во всяком случае, не знал их лично, а обвинение кого-то не лично, а коллективно для меня категорически неприемлемо.
Коллективной вины не существует!
И поверьте мне, я говорю это не только сегодня, я говорил это с первого дня, когда освободился из своего последнего концлагеря. Я уверен, что коллективно обвинять жителей Австрии, которым сегодня от 0 до 50 лет, - это преступление и сумасшествие. Или, если говорить в психиатрических терминах, это было бы преступлением, если бы это не было сумасшествием, и к тому же рецидивом социалистической идеологии “групповой вины” [нем. - Sippenhaftung].

Хорошо бы донести это до тех, кто уверен, что у них есть право призывать кого-то испытывать вину или даже стыд не за то, что человек делал (или не делал) САМ, но за то, что лежит на совести его родителей или даже их родителей.

Я уверен, что жертвы прошлых коллективных преследований в первую очередь должны со мной согласиться, и они согласятся, если в их намерения, конечно, не входит отправить сегодняшнюю молодежь прямиком в руки старых нацистов или неонацистов.

Позвольте мне на мгновение вернуться в момент своего освобождения. Я вернулся в Вену с первым транспортом, нелегальным способом: мы втиснулись в грузовик вместе с несколькими венцами включая Розу Йохманн [участница движения сопротивления] и 15 августа 1945 года вернулись в город.
С тех пор я 63 раза был в Америке по приглашению университетов и т.д. И каждый из этих 63 раз я возвращался в Австрию. Не потому, что австрийцы меня как-то особенно любили, а потому что я любил Австрию, а любовь, как мы знаем, не всегда бывает взаимной.

Когда я был в Америке, меня спрашивали: “Скажите, доктор Франкл, почему вы не приехали к нам до войны?”. Мой ответ был таков. Я объяснял, как мне несколько лет пришлось ждать иммиграционную визу в Америку. И что когда её наконец одобрили, было уже слишком поздно. Потому что я не смог себя заставить бросить своих престарелых родителей и оставить их посреди войны на волю судьбы при нацистском режиме. Я предпочёл разделить их судьбу.

Тогда меня спрашивали: “Хорошо, но почему вы не приехали в Америку сразу после войны? Почему вернулись в Вену? Разве венцы недостаточно [плохого] сделали вам и вашей семье?”. Тогда я им отвечал: “Понимаете, в Вене была, например, католическая баронесса, которая, кстати, нашла и поддерживала великого поэта из рабочего класса Альфонса Петцольда. Так вот, она укрывала в своей квартире мою двоюродную сестру всю войну и этим спасла ей жизнь. И пример с другой стороны: в Вене был адвокат-социалист, который, рискуя жизнью, приносил мне продукты при любой возможности. Знаете, кто это был? Бруно Питтерманн. И тогда я спрашивал американцев: “Скажите, почему я не должен был возвращаться в Вену, в которой были ТАКИЕ люди?”.

Я знаю, что вы сейчас говорите себе или скажете мне при встрече: господин Франкл, давайте будем честны, это всего лишь исключение из правил. В большинстве своём все люди - оппортунисты. Они должны были противостоять. И я с вами согласен. Но, пожалуйста, примите во внимание одну вещь: сопротивление всегда предполагает героизм. А героизм, в моём понимании, человек может требовать только от одного человека - от себя самого

И те, кто скажут, что человек должен был отдать предпочтение заключению, а не договариваться с нацистами, тоже абсолютно правы. Но это имеет право говорить только тот человек, который своим примером докажет, что он предпочитает концлагерь предательству себя и своих убеждений.

Современное молодое поколение меньше всего в состоянии понять, как в те времена люди должны были бояться за свою свободу и жизнь, за судьбу своих семей, за которые они несли ответственность. Это нужно принимать во внимание. Но поэтому ещё больше мы должны восхищаться теми, кто перед лицом смертельной опасности имел мужество присоединиться к движению сопротивления, кто заплатил своими жизнями, как мой лучший друг тех времён Хуберт Гцур, которого обвинили в “развале вооружённых сил” и приговорили к смертной казни.
Дамы и господа, националсоциализм воспитал расовое безумие.

И если позволите, я вам скажу, что думаю об этом: в реальности существует только две человеческих “расы”. “Раса” порядочных людей и раса непристойных людей, и эта “расовая сегрегация” проходит через все народы. А внутри каждой нации - через все партии и различные группы. Даже в концлагерях, даже среди эсэсовцев, время от времени попадались полупорядочные люди. Так же и с другой стороны, среди соратников вам могут попадаться негодяи.

Опасность же поджидает в несколько другом месте: порядочные люди находятся в меньшинстве, всегда находились в меньшинстве, и думаю, так и будет в будущем. Но опасность возникает тогда, когда режим или политическая система возвышает непорядочных людей, или, другими словами, позволяет негативной верхушке нации осуществлять контроль. Это настоящая опасность. И ни одна нация априори не застрахована от этой угрозы. Поэтому осмелюсь сказать, что, в принципе, любой народ может совершить Холокост.

Какие политические выводы можно сделать из вышесказанного? Я считаю, существуют только два стиля политического руководства, или, лучше сказать, два типа политических лидеров. Есть те, которые уверены, что цель оправдывает любые средства, в том числе террористические. Другой же тип политиков осознаёт, что есть средства, которые оскверняют даже самую священную цель. Я уверен, что именно этот [второй] тип политиков сможет расслышать голос разума сквозь шум марша и услышать требования текущего дня, или скорее, требования этого памятного дня. Это [требование] может быть только одним: чтобы все, кем движут благие намерения, наконец-то протянули друг другу руки через все могилы и траншеи.

Благодарю вас.

--




Отредактировано: 12 Июня 2023, 17:00.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Позывной Leshy  
Отличная речуга,
только вот невысказанным осталось то, что Франкл не просто сидел в Освенциме, а занимался там утилизацией своих соотечественников. На одном из тренингов в крупной капиталистической конторе, его даже приводили в пример, как образец выживания в недружелюбной среде, когда единственной целью было выжить самому. Логичную оговорку "в том числе за счет содействия убийству себе подобных", там тоже предпочли оставить за кадром.
Заноза  
чтобы это сошло за реальность
надо указать источник. ОБС здесь не прокатит.
Позывной Leshy  
Наводка:
"В книге "Недостающие кусочки головоломки: размышления о странной карьере Виктора Франкла", профессор истории Тимоти Пителл из Калифорнийского государственного университета в Сан-Бернардино, приводит многочисленные расхождения и упущения в рассказе Франкла "Выживший в Освенциме" и более поздней автобиографии, на которые аналогичным образом обращали внимание многие его современники, такие как Томас Шас."

Так же, многие отмечают, что в тщательно вычищенном от деталей описанием его повседневной деятельности, за общими словами о том, что Франкл не был на привилегированном положении и трудился разнорабочим, есть только одно указание на конкретику -- рытье канав. Такие факты как благосклонность КАПО и лагерных администраций, почему-то закрывавших глаза на наличие "подпольной" сети психологической помощи, а так же то, что Франкл был одним из тех, кто хлопотал перед американцами об иммунитете от преследования лагерного начальника в Тюркхайме, оставлю Вам для самостоятельного осмысления.
Заноза  
не могу сказать
что тщательно изучила источники биографии Виктора Франкла, однако все те, что мне попались, указывают на тот факт, что Франкл стремился найти "смысл во всех проявлениях жизни, даже самых страшных, тем самым создавая стимул к продолжению жизни". Таким образом, он помогал людям выживать даже в невыносимых условиях. Впрочем, мой пост был не о Франкле, а о гуманизме...
Позывной Leshy  
А еще точнее,
о той его форме, которая отрицает коллективную ответственность граждан страны за всю ту дичь, которая творит их страна, и которую они, тем не менее, истерично поддерживают. Классическое "а нас то за шо?". Ну-ну.
Заноза  
Франкл, на мой взгляд,
как раз имел в виду тех, кто не поддерживал то, что творила их страна.. Впрочем, и тех и других. Коллективной ответственности не существует, как бы ни хотелось этого очень многим.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)