Хозяйка дневника: Клинически счастлива
Дата создания поста: 23 февраля 2024, 01:10
тайные вознаграждения
Вознаграждения в борьбе с пороками...а что есть "пороки"??
ПРО ПОРОКИ... (цит, отрывок)
ПОХОТЬ И НЕВОЗДЕРЖАНИЕ
Отстаивая это неожиданное для Православной церкви разрешение на плотские слабости в дни Великого поста, иеромонах обильно ссылался на отцов церкви и религиозных авторитетов разных эпох: апостола Павла, святителя Дионисия Александрийского, Тимофея Александрийского и Иоанна Златоуста.
Иеромонах процитировал святого апостола Павла, который, как выяснилось, строго наказывал супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим...". [183 - Перв. посл. к Коринф 7; 5.]
Выходит, целую тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых - и только теперь иеромонах Димитрий открыл всем глаза на это упущение?
И если ранее Серафим Саровский утверждал, что зачатые в пост дети рождаются больными, иеромонах Дмитрий решительно отверг это распространенное среди верующих мнение как "суеверие".
А вот выдержки из интервью настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках в Москве протоиерея Владислава Свешникова:
... "Отец Владислав, вы не могли бы прокомментировать рассуждения, появившиеся в последнее время в СМИ, главным образом в Интернете, о том, что Великим постом и вообще в пост ничто не препятствует супружеским отношениям. В частности, такую точку зрения высказал иеромонах Димитрий (Першин). Что говорят по этому поводу каноны Православной церкви?"
Владислав Свешников: "... полагаю, что в тех случаях, когда супруги, тем более в целом живущие в этом отношении нормально, не в порядке правила, а в порядке, скорее, исключения, какое-то количество раз - один, два, - в течение поста в силу каких-то особенных обстоятельств, которые не всегда можно учесть, преступят, - они, скорее всего, станут относиться к этому с некоторой печалью.
И, чаще всего, этим будет мотивировано покаяние, что обычно и бывает.
В таком случае, мне кажется, в основных нравственных пределах будет соблюдена совершенно нормальная ситуация, то есть одновременно будет соблюдено понимание идеала, и в то же время немощь человеческая будет достойна некоторого снисхождения к ним с учетом жизненных различных обстоятельств".
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с православной молодежью уже высказался в том смысле, что секс является непременным условием "полноты жизни" и что в брак христиане вступают вовсе не ради одного деторождения.
На встрече с активистами молодежных организаций в Москве в феврале 2009 года Патриарх Кирилл обратился к молодым людям с призывом гармонично сочетать в себе плотское и духовное начала и противостоять попыткам эксплуатировать человеческие инстинкты.
В своем обращении к молодежи он заявил: "Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода тесно связан с духовной жизнью человека. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья".
Он также высказался в том духе, что "Божий замысел заключается в том, чтобы продолжение человеческого рода проходило в атмосфере любви, нельзя одно оторвать от другого, иначе одно и другое разрушается".
Как отмечают эксперты, судя по всему, в нашей церкви начинается кампания по привлечению в нее дополнительных прихожан - особенно молодых.
Ведь чем меньше в церкви запретов, тем охотней идут в нее прихожане. К тому же демографическую проблему страны тоже надо решать
Сексуальность как ресурс...
(Христоф Виланд) Сексуальность может быть важным ресурсом, повышающим социальный статус человека, дающим ему славу, богатство и успех.
В качестве примера можно вспомнить фаворитов Екатерины Великой.
Про ГНЕВ
Гормон норадреналин, который выделялся мозговым веществом надпочечников, переводил организм в режим "форсажа", многократно повышая его физические возможности.
Человек с низкой энергетикой вяло проявляет гнев, который принимает форму раздражения. У человека с высокой энергетикой и гнев сильный.
При этом чем сильнее вспышки гнева, тем больше энергопотери. Гнев дает возможность развить повышенную мощность, и этот процесс может доставлять человеку не только отрицательные эмоции, но и положительные.
Некоторым людям нравится гнев, и они стремятся испытывать его время от времени. При этом человек получает определенную пользу от своего гнева.
Например, он может манипулировать теми, кто боится вспышек его ярости.
Во-вторых, вспышками гнева человек может привлекать внимание других людей, а тот, кто открыто проявляет свой гнев, чувствует себя важным и властным.
В-третьих, гнев - хорошее оправдание: в некоторых случаях можно сказать, что вы потеряли над собой контроль и не можете отвечать за свои поступки.
Правда, здесь есть половые различия: исследование психологов показывают, что гнев мужчины в обыденной социальной ситуации прибавляет ему авторитет,
а гнев женщины при таких же условиях воспринимается окружающими негативно.
Это было объяснено тем, что в первом случае подобные проявления простительны, а во втором - неодобряемы привычными нормами нашего общества.
Воображаемый реванш
Если ты разгневан, сосчитай до десяти, а уж потом громко выругайся. Если сильно разгневан - сначала выругайся про себя, а потом считай до десяти.
(Гвидо дель Рей)
Иногда напряжение гнева так велико, что хочется физически отомстить обидчику, однако такая форма реагирования не одобряется обществом и может принести человеку неприятности.
К счастью, у него есть возможность отомстить, не прибегая к насилию, - с помощью воображаемого реванша. Он может нанести воображаемый ответный удар другому человеку, не подвергая себя и других опасности.
Этот прием подходит не для всех: одним он помогает успокоиться и избавиться от напряжения, а у других он только усиливает негативные чувства.
Поэтому, если вы хотите избавиться от греха гнева, поэкспериментируйте немного, чтобы понять, подойдет ли этот метод вам лично.
Суть его заключается в том, что вы мысленно направляете ваши отрицательные эмоции, связанные с конфликтной ситуацией, на обидчика, а не в себя, ощущая эмоциональное облегчение.
Чтобы диссоциироваться от "руки мщения", можно представлять, что с обидчиком расправляетесь не вы сами, а с помощью кого-то другого.
Например, вы можете представить себе, что с ним расправляется его начальник, сотрудник ГАИ, хулиган, разъяренный слон и т. д. Очень хорошо, если вы используете свое чувство юмора и создадите в своем воображении забавную ситуацию, где ваш оппонент окажется в смешном виде. Ничто так не уменьшает гнев и раздражение, как смех.
Метод воображаемого реванша, направленный на освобождение гнева, достаточно прост. Просто представьте себе, что ваш противник попал в неприятную для него или смешную ситуацию.
Начните с того, что войдите в состояние релаксации.
Закройте глаза или выключите свет в комнате.
Сделайте несколько глубоких вдохов. Затем, когда вы почувствуете расслабление, задайте себе мысленно вопрос:
"Какую ситуацию с моим обидчиком я могу представить, чтобы почувствовать себя отомщенным за ___?"
(коротко назовите ситуацию).
***
После этого представьте происходящее и самого себя, берущего реванш.
Например, в своем воображении вы можете заставить человека, публично оскорбившего вас, гулять по улицам голым. Позже, когда вы вернетесь в нормальное состояние, постарайтесь определить, стало ли лучше ваше самочувствие в целом.
Если вы чувствуете, что настроение поднялось, а напряжение спало, то это - подходящая для вас техника. Если же нет, если раздражение осталось, то используйте другой метод освобождения от раздражения из числа описанных в данной книге.
Вы можете также применять иные ритуалы или символические действия для осуществления мысленного мщения (если этот метод вам подходит и помогает вам). Например, можно написать грубое письмо, но не отправляйте его,
а мысленно пошлите содержимое этого письма адресату и представьте, что он его получил и читает. Или создайте символический ритуал мщения.
Выберите определенные слова или аксессуары. Вы можете зажечь свечи или вызвать образ ненавистного вам человека, чтобы сделать ему "подарок", вы можете вылепить куклу из пластилина и потом поразить ее иголками, как это делают последователи культа Вуду.
Однако помните, что подобные ритуалы могут усиливать вашу отрицательную энергетику и не вполне безопасны.
Гораздо мудрее будет создать ритуал, в рамках которого вы прощаете грехи вашего оппонента и отпускаете их, растворяя в бесконечном пространстве Вселенной.
Психологи, предлагающие к использованию подобные техники, подчеркивают: несмотря на то, что вы стремитесь к воображаемому реваншу, важно, чтобы этот реванш был справедливым. Справедливость мщения даст вам чувство равновесия при рассмотрении конфликтной ситуации.
После того как вы закончили с визуализацией, решите про себя, что вопрос исчерпан. С помощью воображаемого реванша вы сделали все, что было необходимо для справедливого исхода...
гнев - это ваш ресурс в экстремальных ситуациях, и его нужно копить, тренировать и уметь использовать.
Лучше всего это делать в процессе физических упражнений.
Вы можете использовать для этого экстремальные виды спорта,
силовые нагрузки или приемы динамической медитации.
С помощью физических упражнений мы учимся превращать негативную энергию гнева в позитивную работу - копать, пилить, плавать, бегать, заниматься силовыми упражнениями.
В идеальном варианте это нужно делать, помогая другим людям.
Тогда мы мысленно направляем энергию гнева на добрые дела.
СТОИТ ЛИ бороться со своими пороками?
Три выхода или вечная погоня
"Бедность не порок". Еще бы! Порок очень даже приятная штука.
(Поль Леотод)
В третьей части нашей книги мы рассмотрели различные способы борьбы с грехами, однако время от времени в головах людей возникает вопрос:
"А стоит ли бороться с пороками, которые заложены в самой природе человека? Кроме того, некоторые грехи могут оказаться полезными, а поддаться искушению так приятно...".
Поэтому в этой главе давайте постараемся по возможности беспристрастно оценить не только отрицательные, но и положительные стороны греха алчности.
Действительно, что же такое жадность в наше время - порок и грех, суровая необходимость рыночной экономики или добродетель?
Следует помнить, что любая человеческая черта становится пороком, когда приобретает гипертрофированные черты и становится неадекватной.
Но подобно тому, как змеиный яд опасен в больших дозах и является лекарством в малом количестве, так и жадность, проявленная в меру, может принести человеку только пользу. В малых дозах - это бережливость, расчетливость и экономность - то, что позволяет человеку накапливать и сохранять свои ресурсы.
Другой вопрос - зачем он их копит. Если для реализации какого-то интересного, выгодного, глобального проекта, то это хорошо и оправдано.
Если копит ради накопления - глупо.
Быть бедным бессребреником сегодня не немодно. Буддийские монахи, нищие философы и непризнанные поэты нынче не в чести.
Можно воспринимать это как недостаток нашего несправедливого и эгоистичного общества, как суровый упрек миру, где правит капитал, но можно посмотреть на ситуацию и по-иному. Что такое деньги? Э
то всеобщий эквивалент уникальной общественной ценности, и обменивают их на что-то, представляющее конкретную ценность для человека.
В магазине мы платим за продукты, которые нас устраивают, в парикмахерской - за прическу, в мастерской - за отремонтированную вещь.
Если оказанная нам услуга или товар нас не устраивают, мы требуем возвращения платы и стараемся больше не ходить туда, где за наши деньги получили некачественный продукт.
... Если у человека совсем нет денег - значит, ему нечего предложить людям, или же он совершенно не понимает жизнь и не смог найти в ней достойного места.
Вы можете возразить мне - а как же святые подвижники, духовные пастыри, которые проводят дни и ночи в молениях и самосовершенствовании?
Позвольте, но ведь они едят, пьют, одеваются, их кельи нужно отапливать и ремонтировать и т. д.
Каков бюджет среднего монастыря? Кто достает деньги для этого?
Когда в 20-е годы ХХ века cоветская власть ликвидировала финансовую основу российской православной церкви, конфисковав церковные ценности, уровень веры в стране резко упал.
Выходит, что без денег и вера в Бога (в масштабах всей страны) уменьшается.
Итог всего этого простой и печальный: мир, в котором мы живем, устроен так, что без денег в нем жить невозможно.
И желательно иметь их больше, чем нужно для простого, биологического существования.
Ведь у человека, в отличие от животных, есть масса социальных и духовных потребностей, удовлетворить которые бесплатно не получается.
Когда-то, в середине 90-х я дважды был в Лондоне, и меня приятно поразил тот факт, что в Британский музей, как и в Лондонскую Национальную галерею, вход был бесплатный.
Но вы попробуйте прикоснуться к сокровищнице мирового искусства в Эрмитаже или Русском музее. Бедных туда не пускают!
А мы еще капиталистов ругаем и кичимся своей культурностью.
С другой стороны, если мы проанализируем российскую преступность в связи с экономической состоятельностью преступников, то увидим четкую связь между бедностью и уровнем криминальной обстановки в стране.
Если же вспомнить 90-е годы - время полного обнищания российского народа и что тогда творилось на улицах, то становится понятным, что не жадность и богатство источник всех зол, а бедность, из которой человек не видит выхода.
Нищета ведет к еще большим порокам, чем богатство. Ибо порождает агрессию, жестокость, зависть, насилие. Не спорю, в сытых и богатых Германии или Швейцарии преступность тоже имеется, но ни количество преступлений на душу населения, ни степень их жестокости с нашими показателями не сравнимы.
В конце концов, каждый, кто имеет чуть больше, чем простой бомж, автоматически попадает в ряды жадин и скупцов - ведь ему есть что терять.
Но все это подлежит коррекции, и человек вполне способен наложить узду на свои природные инстинкты, на алчность.
Ведь деньги нужны для того, чтоб их тратили, чтоб они приносили человеку радость и удовольствие, расширяли его возможности. Деньги - это отчеканенная свобода, не цель, а средство для гармоничной и радостной человеческой жизни.
Мы легко расстаемся с деньгами, если в обмен удовлетворяем какую-то потребность. Мы покупаем цветы, так как они удовлетворяют потребность в красоте, платим страховку, которая удовлетворяет нашу потребность в безопасности и стабильности, покупаем билеты в первые, самые престижные места в театре, удовлетворяя потребность в уважении и значительности.
Если же у нас не хватает материальных средств, то мы мучаемся и страдаем.
Но и в этом случае у нас остается как минимум три выхода:
1. Ругать деньги и ненавидеть богатых.
2. Уменьшить свои потребности и осознать, что мы легко сможем прожить без них.
3. Найти дело по душе, пользующееся спросом в обществе, и заработать побольше денег.Итак, деньги не зло, а необходимый элемент этого мира.
В какой-то мере - это лезвие бритвы, по которой нам приходится идти. Если мы впадем в жадность, то обрекаем себя на вечную погоню за материальными благами, не даем себе покоя, мучаемся от того, что не смогли захватить еще один кусок мира.
Если отрицаем их ценность и гордимся своей бедностью, то ограничиваем свои возможности и прозябаем, а не живем.
И только если мы научимся зарабатывать их в достаточном количестве, чтобы взять от мира то, что нам действительно важно, но в то же время не поддадимся их злой магии, только тогда мы обретаем свободу, получаем возможность реализовать себя в этом мире и можем прожить долгую интересную жизнь.
Не стоит считать вышеизложенное за апологию жадности, скорее - это призыв к объективному взгляду на проблему. А вот похвальное слово бережливости вполне уместно, особенно в нашей стране.
Семьдесят лет народы России жили в условиях перманентного дефицита, ограничивая себя в еде, одежде и бытовых условиях.
А теперь, словно после 70-летнего поста, та часть россиян, которой удалось в процессе приватизации отхватить кусок пожирней, жадно объедается всеми благами мира.
Наши олигархи, крупные чиновники, топ-менеджеры, чей доход в сотни и тысячи превышает зарплату учителей и докторов, словно хотят продемонстрировать остальным согражданам, насколько им повезло.
Супердорогие автомобили, шикарные особняки, яхты, бриллианты - все это особенно бросается в глаза в стране, где миллионы людей живут в старых "хрущевках" и еле сводят концы с концами. Но особо показательны в этом плане частные вечеринки и корпоративные праздники.
Понятно, что эти деньги не последние и что пригласивший звезду олигарх твердо рассчитывает на утро компенсировать свои траты с помощью нефтяной или газовой трубы, по которым непрерывным потоком течет бывшее "народное достояние", но все-таки такая щедрость в стране бедняков смотрится хуже жадности...
...
русские богачи прикалываются над своими западными коллегами за их мелочность и экономию, но не стоит забывать, что большинство западных миллионеров по центу или пфенингу собирали свое достояние, в то время как большинство наших героев заработали богатство на несправедливом разделе общенародной собственности.
Апология жадности или путь соблазна
Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
(Псалтирь 9; 24)
Если отбросить в сторону моральные нормы, совесть, стыд и чувство уважения к другим людям, оставив за основу поведения только эгоизм и гедонизм, то, конечно, можно найти много приятного в греховной жизни.
...
Большинство из семи смертных грехов (не считая уныния) дают грешнику много приятных минут. Возьмем, например, алчность. Чем больше у нас денег, тем больше возможностей мы получаем, тем больше удовольствий можем купить, тем больше органов чувств побаловать приятными ощущениями.
Мы можем вкушать изысканные вкусные блюда смотреть лучшие спектакли и концерты звезд шоу-бизнеса, слушать любую музыку, спать на мягких диванах, пользоваться системой климат-контроля и купаться в джакузи, - в общем, жизнь богатых людей на первый взгляд почти райская.
Кроме того, богатство означает власть, лесть и преклонение толпы, а это тоже может быть очень приятным.
Именно поэтому многие люди в этом мире не только не стараются искоренить свои пороки, а с наслаждением отдаются им и всячески потворствуют своему погружению в грех.
Состоятельные люди покупают себе новые машины, одежду, обувь, дома, яхты и т. д., но не всегда успевают даже пару-тройку раз поносить понравившиеся туфли.
Можно по-разному относиться к своим порокам: стараться их искоренить, не замечать их, гордиться ими, терзать себя чувством вины, и продолжать их культивировать и т. д.
Но хуже всего, когда человек не просто поддается своим грехам, но внутренне наслаждается ими, хотя на словах осуждает подобные пороки у других людей.
Подобное фарисейство, несомненно, заслуживает осуждения.
Огромные прибыли привлекАли в истории алчных монахов, и вскоре большинство монастырей превратилось в фабрики реликвий.
Уж во всяком случае эти лавчонки никогда не испытывали недостатка в ассортименте. Продавцы без особого труда удовлетворяли любой спрос.
Изъявлял ли кто-нибудь желание приобрести зуб святой Бригитты, ноготь святого Павла, кость любого апостола или мученика, - все было к услугам потребителя.
Вопрос сводился лишь к цене.
Повторилось чудо с хлебом, только теперь оно превратилось в чудо с реликвиями - хлеб заменили трупами.
Животворящий крест господень тоже был ходким товаром.
Если бы собрать все стружки с этого креста, которые раздавали верующим в память о смертных муках Иисуса, ими можно было бы отопить немало жилищ в самую суровую зиму.
Попадались и другие корыстолюбивые папы, алчно эксплуатировавшие веру своей паствы. Взять хотя бы Григория Великого, который ввел в обиход "выкуп душ" из чистилища.
Чистилищем (ignis purgatorium - очистительный огонь) называли место, где очищались человеческие души, чтобы в чистом виде попасть в рай, причем, согласно предположению Григория, земные священники могли повлиять на судьбу души.
Для этого родственники усопших должны были прийти в церковь и заказать обедню (специальную молитву), которая помогла бы душе умершего отправиться прямиком в рай. Фактически Григорий посмел взять на себя функцию Господа Бога. Папа Григорий провозгласил: "Душам могут принести облегчение молитвы, которые будут произноситься, пока они пребывают в чистилище. А освободить их из чистилища можно с помощью обеден, которые служат специально с этой целью".
Такой подход позволил значительно увеличить доходы католической церкви, так как принесло с собой массу индульгенций и обеден по 3 франка, по 100 су и 1 луидору.
"Срединный" путь
Когда бываю трезв, не мил мне белый свет,
Когда бываю пьян, впадает разум в бред.
Лишь состояние меж трезвостью и хмелем
Ценю я - вне его для нас блаженства нет.
(Омар Хайям)
... Тогда алчность новых знаний, новых впечатлений, новой любви, новых свершений уже не будет грехом. Учитывая притчу Иисуса Христа о заблудшей овце, где он сказал: "Hа небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии", [190 - Еванг. от Луки 15; 7.]
... можно чередовать периоды своей жизни, в которой вы то будете накапливать богатство, то каяться тратить заработанные деньги на благие дела.
Глава 7. Какая польза в унынии?
"Вторичная выгода"
Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет!
(М. Эбнер-Эшенбах)
Казалось бы, все понимают, что уныние - это плохо, что унывающий человек тяжко влачит груз своей жизни и страдает от собственных переживаний.
Но! Почему же он продолжает страдать?
Почему не отбросит свое плохое настроение и не улыбнется миру? Мы не берем здесь "медицинских" случаев депрессии, вызванных нарушением биохимических процессов в мозге.
Мы говорим о 90 % иного, психологического уныния людей, чей мозг с точки зрения медицины вполне нормален. Почему же они живут в унынии, жалуются на него, нo продолжают унывать?
Иногда потому, что подсознательно не хотят вырваться из этого состояния. Подчеркну - подсознательно, а на сознательном уровне они уверяют, что им надоела такая жизнь, что они хотят быть радостными и активными.
В психологии есть термин "вторичная выгода".
Он означает, что человек может извлекать пользу из своих негативных эмоций, своего бедственного положения и т. д.
Бедных жалеют, за больными ухаживают, с глупых малый спрос, несчастным и беспомощным принято помогать.
Поэтому некоторым людям так трудно покинуть раковину уныния и тоски: ведь в противном случае им пришлось бы брать на себя ответственность за собственную жизнь, бороться за свое счастье и, возможно, страдать по-настоящему.
Антигрех - радость и оптимизм
Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что имеет.
(Демокрит)
Если уныние - это грех, то добродетелью должна стать радость. Мало перестать страдать и жаловаться на жизнь, нужно еще научиться быть счастливым и любить себя, свою жизнь и свое ближайшее окружение.
Максим Горький сказал, что "человек рожден для счастья, как птица для полета". Скорее всего, это так, но люди еще не научились жить таким образом.
Они напоминают птенцов, которые еще не пробовали летать и с опаской смотрят вниз из гнезда, думая, что гораздо удобней и безопасней сидеть на мягкой подстилке.
Их радость - это червячок, который принесут им заботливые родители, их горе - когда червячок запаздывает.
Порой они дерутся друг с другом за самое удобное место, иногда выталкивают самых слабых из гнезда. Им неведома истинная радость полета и познания мира.
Людей, подобных этим бескрылым птицам, много. Они печалятся по разным мелким поводам и жалуются на жизнь, не зная, что радость - повсюду.
Да и откуда этим людям научиться радости, если этого предмета нет в школьной программе, да и родители больше предостерегают своих чад от опасностей взрослой жизни, чем дарят им надежду на счастье.
"Жизнь трудна, она полна опасностей, проблем и страданий. Из праха ты вышел, в прах и вернешься", - подобные "истины" подрезают крылья людям, и они мечтают уже не о большом жизненном счастье, а о маленьких житейских удовольствиях.
"Так говорил Заратустра"
Быть счастливым и довольным стало неприлично, и, наоборот, жалобы на жизнь, болезни и здоровье воспринимаются нормально.
Философов, которые учили людей наслаждению (например, Эпикура), незаслуженно предавали забвению, а тех, кто концентрировался на страданиях и печали, окружали почетом.
Те, кто говорит о негативных сторонах жизни, не понимают, что избавить человека от боли и страданий - еще не значит научить его радоваться.
Наука научилась удалять больной зуб или воспаленный аппендикс, чтобы избавить человека от боли, но пока наука не научила людей быть счастливыми, и как только заболевание излечивается, человек впадает в уныние по любому поводу.
Один глупец, постигший все науки,
Сказал, что человек рожден для муки.
И это повторили все глупцы,
А у глупцов есть сыновья и внуки.
И стала жизнь проклятием для всех,
Хоть помирай не с горя, так со скуки.
И удлинились уши у людей,
Взгляд потускнел, и опустились руки.
(Мирза Шафи Вазех)
Нужно различать удовольствие и радость.
Удовольствие - кратковременное переживание от реализации актуальной потребности, а радость - это длительное состояние души.
Человек может получить удовольствие от еды (если он голоден), от глотка воды (если его мучает жажда), от секса (после долгого воздержания), от красивой вещи (если у него раньше ее не было).
Но эти удовольствия мимолетны, и после удовлетворения одной потребности, тут же возникает другая, а наше современное капиталистическое общество потребления научилось культивировать эти потребности быстрее, чем их можно удовлетворить.
И понимая это, люди впадают в уныние - ведь у них нет такой красивой машины, как на рекламе, такого особняка, как у поп-звезды, такого платья - как у топ-модели, такой яхты, как у олигарха и т. д.
Однако следует знать, что кроме низших потребностей есть и другие - более высокого порядка, например, в самореализации.
Известный американский психолог Абрахам Маслоу в своей книге "На подступах к психологии бытия" пишет: "Удовлетворение фундаментальных потребностей дарит нам множество таких мгновений, каждое из которых являет собой абсолютную радость, нечто совершенное само по себе, абсолютно достаточное доказательство того, что жизнь - это стоящая штука. Это все равно, что отказаться от представления, будто Рай находится где-то по другую сторону жизни. Рай рядом и ждет, чтобы мы заглянули в него на миг и познали радость, прежде чем вернуться к нашей обыденной суетной жизни. Посетив его один раз, мы будем помнить об этом всю жизнь, и эти воспоминания будут поддерживать нас во время невзгод".
Другой выдающийся психолог XX века - Эрик Фромм также отмечал, что каждый человек может научиться быть счастливым, но для этого нужно работать над собой и своей жизнью, нужно учиться не испытывать страданий от неблагоприятных обстоятельств, а или преодолевать их, или игнорировать.
В статье "Человек для себя" он писал: "Счастье - не какой-то Божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.
Счастье и радость - не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой плодотворной активности - в мысли, чувстве, поступке.
Счастье - показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования, а значит, и единства с миром, и цельности своего "Я". Счастье - это критерий совершенства в искусстве жить.
...
Счастье часто считают прямой противоположностью горя или страдания.
Физические и душевные страдания - часть человеческого существования, и их неизбежно приходится испытывать.
Уберечь себя от горя во что бы то ни стало, можно только ценой полной отчужденности, исключающей возможность испытывать счастье.
Таким образом, противоположностью счастья является не горе и страдание, а подавленность, возникающая в результате внутренней бесплодности".
Таким образом, мы получаем единственный достойный человека способ избавить себя от греха уныния и тоски: найти себе большое дело по душе,дело, которое доставляло бы нам удовольствие, и было бы нужно или полезно людям.
Каждый человек в чем-то обязательно талантлив, каждый человек - уникален.
Если он будет делать то, в чем силен, то, что нравится ему и доставляет радость, и если плоды его труда будут нужны людям, то ему просто некогда будет унывать.
Он всегда будет востребован, занят и удовлетворен.
Первое правило счастливой жизни - будь в поиске, ищи свой талант,
не бойся отбросить то, что навязывают тебе другие, проявляй свою самобытность. Экспериментируй с жизнью, профессиями, социальным окружением до тех пор, пока не найдешь своего призвания.
Второе правило - учись позитивному взгляду на жизнь.
Ищи и находи хорошее, старайся не фокусироваться на плохом.
Пчелы ищут цветы - и получают мед, навозные мухи ищут испражнения - и живут в дерьме. Мир богат и многообразен. Если мы видим в нем много хорошего - он поворачивается к нам светлой стороной.
Если мы ищем в людях хорошие черты - они именно их и проявляют.
Третье правило - дари людям свою любовь, и она вернется к тебе удвоенной.
Кому-то скажи комплимент или доброе слово, кому-то сделай подарок, кому-то помоги советом или делом - и твое уныние растворится, как тень под лучами полуденного солнца, а люди согреют тебя ответным теплом своей души.
При этом старайся общаться с людьми, настроенными позитивно, и избегай тех, кто наполнен ядом ненависти и раздражения. Бери пример с тех, кто полон радости и оптимизма, и уходи от тех, кто тянет тебя в болото уныния и тоски.
Четвертое правило - улыбайся!
Улыбка делает тебя счастливым, вызывает ответные улыбки окружающих и гонит прочь болезни и меланхолию. Сначала ищи смешные или радостные поводы для улыбки, а потом твоя улыбка сама начнет создавать радость.
Улыбайся другим, улыбайся себе, улыбайся миру - и ты поймаешь в зеркале отражение своих улыбок.
Пятое правило благодари мир за то, что тебе выдался шанс жить в нем: ведь миллиарды людей не родились вовсе или умерли во младенчестве, не познав жизни. Многие люди на земле страдают от войн и болезней, от землетрясений и голода, а ты живешь во благе и ропщешь на Бога, надоедая ему своими мелкими жалобами.
Имей совесть, ты и так получил очень много, а остальное зависит от тебя. Поблагодари судьбу за то, что есть у тебя. И если хочешь - приумножь свое богатство, здоровье или друзей, но не клянчь все это у судьбы или у людей. Если ты преисполнишься благодарности за все хорошее в твоей жизни, то в сердце уже не останется места для уныния.
(Ю. В. Щербатых)
Было изменено: 9:11 23/02/2024.
Было изменено: 11:35 23/02/2024.
Было изменено: 11:35 23/02/2024.
Было изменено: 9:01 29/02/2024.
Было изменено: 11:23 06/03/2024.
ПРО ПОРОКИ... (цит, отрывок)
ПОХОТЬ И НЕВОЗДЕРЖАНИЕ
Отстаивая это неожиданное для Православной церкви разрешение на плотские слабости в дни Великого поста, иеромонах обильно ссылался на отцов церкви и религиозных авторитетов разных эпох: апостола Павла, святителя Дионисия Александрийского, Тимофея Александрийского и Иоанна Златоуста.
Иеромонах процитировал святого апостола Павла, который, как выяснилось, строго наказывал супругам: "Не уклоняйтесь друг от друга, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим...". [183 - Перв. посл. к Коринф 7; 5.]
Выходит, целую тысячу лет Русская церковь невнимательно читала послания святых - и только теперь иеромонах Димитрий открыл всем глаза на это упущение?
И если ранее Серафим Саровский утверждал, что зачатые в пост дети рождаются больными, иеромонах Дмитрий решительно отверг это распространенное среди верующих мнение как "суеверие".
А вот выдержки из интервью настоятеля храма Трех Святителей на Кулишках в Москве протоиерея Владислава Свешникова:
... "Отец Владислав, вы не могли бы прокомментировать рассуждения, появившиеся в последнее время в СМИ, главным образом в Интернете, о том, что Великим постом и вообще в пост ничто не препятствует супружеским отношениям. В частности, такую точку зрения высказал иеромонах Димитрий (Першин). Что говорят по этому поводу каноны Православной церкви?"
Владислав Свешников: "... полагаю, что в тех случаях, когда супруги, тем более в целом живущие в этом отношении нормально, не в порядке правила, а в порядке, скорее, исключения, какое-то количество раз - один, два, - в течение поста в силу каких-то особенных обстоятельств, которые не всегда можно учесть, преступят, - они, скорее всего, станут относиться к этому с некоторой печалью.
И, чаще всего, этим будет мотивировано покаяние, что обычно и бывает.
В таком случае, мне кажется, в основных нравственных пределах будет соблюдена совершенно нормальная ситуация, то есть одновременно будет соблюдено понимание идеала, и в то же время немощь человеческая будет достойна некоторого снисхождения к ним с учетом жизненных различных обстоятельств".
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с православной молодежью уже высказался в том смысле, что секс является непременным условием "полноты жизни" и что в брак христиане вступают вовсе не ради одного деторождения.
На встрече с активистами молодежных организаций в Москве в феврале 2009 года Патриарх Кирилл обратился к молодым людям с призывом гармонично сочетать в себе плотское и духовное начала и противостоять попыткам эксплуатировать человеческие инстинкты.
В своем обращении к молодежи он заявил: "Богом данный инстинкт продолжения человеческого рода тесно связан с духовной жизнью человека. Без плотского начала не может быть настоящей любви, семейной любви. Это великий Божий дар, который дается человеку не только для продолжения рода, но и для полноты жизни, для счастья".
Он также высказался в том духе, что "Божий замысел заключается в том, чтобы продолжение человеческого рода проходило в атмосфере любви, нельзя одно оторвать от другого, иначе одно и другое разрушается".
Как отмечают эксперты, судя по всему, в нашей церкви начинается кампания по привлечению в нее дополнительных прихожан - особенно молодых.
Ведь чем меньше в церкви запретов, тем охотней идут в нее прихожане. К тому же демографическую проблему страны тоже надо решать
Сексуальность как ресурс...
(Христоф Виланд) Сексуальность может быть важным ресурсом, повышающим социальный статус человека, дающим ему славу, богатство и успех.
В качестве примера можно вспомнить фаворитов Екатерины Великой.
Про ГНЕВ
Гормон норадреналин, который выделялся мозговым веществом надпочечников, переводил организм в режим "форсажа", многократно повышая его физические возможности.
Человек с низкой энергетикой вяло проявляет гнев, который принимает форму раздражения. У человека с высокой энергетикой и гнев сильный.
При этом чем сильнее вспышки гнева, тем больше энергопотери. Гнев дает возможность развить повышенную мощность, и этот процесс может доставлять человеку не только отрицательные эмоции, но и положительные.
Некоторым людям нравится гнев, и они стремятся испытывать его время от времени. При этом человек получает определенную пользу от своего гнева.
Например, он может манипулировать теми, кто боится вспышек его ярости.
Во-вторых, вспышками гнева человек может привлекать внимание других людей, а тот, кто открыто проявляет свой гнев, чувствует себя важным и властным.
В-третьих, гнев - хорошее оправдание: в некоторых случаях можно сказать, что вы потеряли над собой контроль и не можете отвечать за свои поступки.
Правда, здесь есть половые различия: исследование психологов показывают, что гнев мужчины в обыденной социальной ситуации прибавляет ему авторитет,
а гнев женщины при таких же условиях воспринимается окружающими негативно.
Это было объяснено тем, что в первом случае подобные проявления простительны, а во втором - неодобряемы привычными нормами нашего общества.
Воображаемый реванш
Если ты разгневан, сосчитай до десяти, а уж потом громко выругайся. Если сильно разгневан - сначала выругайся про себя, а потом считай до десяти.
(Гвидо дель Рей)
Иногда напряжение гнева так велико, что хочется физически отомстить обидчику, однако такая форма реагирования не одобряется обществом и может принести человеку неприятности.
К счастью, у него есть возможность отомстить, не прибегая к насилию, - с помощью воображаемого реванша. Он может нанести воображаемый ответный удар другому человеку, не подвергая себя и других опасности.
Этот прием подходит не для всех: одним он помогает успокоиться и избавиться от напряжения, а у других он только усиливает негативные чувства.
Поэтому, если вы хотите избавиться от греха гнева, поэкспериментируйте немного, чтобы понять, подойдет ли этот метод вам лично.
Суть его заключается в том, что вы мысленно направляете ваши отрицательные эмоции, связанные с конфликтной ситуацией, на обидчика, а не в себя, ощущая эмоциональное облегчение.
Чтобы диссоциироваться от "руки мщения", можно представлять, что с обидчиком расправляетесь не вы сами, а с помощью кого-то другого.
Например, вы можете представить себе, что с ним расправляется его начальник, сотрудник ГАИ, хулиган, разъяренный слон и т. д. Очень хорошо, если вы используете свое чувство юмора и создадите в своем воображении забавную ситуацию, где ваш оппонент окажется в смешном виде. Ничто так не уменьшает гнев и раздражение, как смех.
Метод воображаемого реванша, направленный на освобождение гнева, достаточно прост. Просто представьте себе, что ваш противник попал в неприятную для него или смешную ситуацию.
Начните с того, что войдите в состояние релаксации.
Закройте глаза или выключите свет в комнате.
Сделайте несколько глубоких вдохов. Затем, когда вы почувствуете расслабление, задайте себе мысленно вопрос:
"Какую ситуацию с моим обидчиком я могу представить, чтобы почувствовать себя отомщенным за ___?"
(коротко назовите ситуацию).
***
После этого представьте происходящее и самого себя, берущего реванш.
Например, в своем воображении вы можете заставить человека, публично оскорбившего вас, гулять по улицам голым. Позже, когда вы вернетесь в нормальное состояние, постарайтесь определить, стало ли лучше ваше самочувствие в целом.
Если вы чувствуете, что настроение поднялось, а напряжение спало, то это - подходящая для вас техника. Если же нет, если раздражение осталось, то используйте другой метод освобождения от раздражения из числа описанных в данной книге.
Вы можете также применять иные ритуалы или символические действия для осуществления мысленного мщения (если этот метод вам подходит и помогает вам). Например, можно написать грубое письмо, но не отправляйте его,
а мысленно пошлите содержимое этого письма адресату и представьте, что он его получил и читает. Или создайте символический ритуал мщения.
Выберите определенные слова или аксессуары. Вы можете зажечь свечи или вызвать образ ненавистного вам человека, чтобы сделать ему "подарок", вы можете вылепить куклу из пластилина и потом поразить ее иголками, как это делают последователи культа Вуду.
Однако помните, что подобные ритуалы могут усиливать вашу отрицательную энергетику и не вполне безопасны.
Гораздо мудрее будет создать ритуал, в рамках которого вы прощаете грехи вашего оппонента и отпускаете их, растворяя в бесконечном пространстве Вселенной.
Психологи, предлагающие к использованию подобные техники, подчеркивают: несмотря на то, что вы стремитесь к воображаемому реваншу, важно, чтобы этот реванш был справедливым. Справедливость мщения даст вам чувство равновесия при рассмотрении конфликтной ситуации.
После того как вы закончили с визуализацией, решите про себя, что вопрос исчерпан. С помощью воображаемого реванша вы сделали все, что было необходимо для справедливого исхода...
гнев - это ваш ресурс в экстремальных ситуациях, и его нужно копить, тренировать и уметь использовать.
Лучше всего это делать в процессе физических упражнений.
Вы можете использовать для этого экстремальные виды спорта,
силовые нагрузки или приемы динамической медитации.
С помощью физических упражнений мы учимся превращать негативную энергию гнева в позитивную работу - копать, пилить, плавать, бегать, заниматься силовыми упражнениями.
В идеальном варианте это нужно делать, помогая другим людям.
Тогда мы мысленно направляем энергию гнева на добрые дела.
СТОИТ ЛИ бороться со своими пороками?
Три выхода или вечная погоня
"Бедность не порок". Еще бы! Порок очень даже приятная штука.
(Поль Леотод)
В третьей части нашей книги мы рассмотрели различные способы борьбы с грехами, однако время от времени в головах людей возникает вопрос:
"А стоит ли бороться с пороками, которые заложены в самой природе человека? Кроме того, некоторые грехи могут оказаться полезными, а поддаться искушению так приятно...".
Поэтому в этой главе давайте постараемся по возможности беспристрастно оценить не только отрицательные, но и положительные стороны греха алчности.
Действительно, что же такое жадность в наше время - порок и грех, суровая необходимость рыночной экономики или добродетель?
Следует помнить, что любая человеческая черта становится пороком, когда приобретает гипертрофированные черты и становится неадекватной.
Но подобно тому, как змеиный яд опасен в больших дозах и является лекарством в малом количестве, так и жадность, проявленная в меру, может принести человеку только пользу. В малых дозах - это бережливость, расчетливость и экономность - то, что позволяет человеку накапливать и сохранять свои ресурсы.
Другой вопрос - зачем он их копит. Если для реализации какого-то интересного, выгодного, глобального проекта, то это хорошо и оправдано.
Если копит ради накопления - глупо.
Быть бедным бессребреником сегодня не немодно. Буддийские монахи, нищие философы и непризнанные поэты нынче не в чести.
Можно воспринимать это как недостаток нашего несправедливого и эгоистичного общества, как суровый упрек миру, где правит капитал, но можно посмотреть на ситуацию и по-иному. Что такое деньги? Э
то всеобщий эквивалент уникальной общественной ценности, и обменивают их на что-то, представляющее конкретную ценность для человека.
В магазине мы платим за продукты, которые нас устраивают, в парикмахерской - за прическу, в мастерской - за отремонтированную вещь.
Если оказанная нам услуга или товар нас не устраивают, мы требуем возвращения платы и стараемся больше не ходить туда, где за наши деньги получили некачественный продукт.
... Если у человека совсем нет денег - значит, ему нечего предложить людям, или же он совершенно не понимает жизнь и не смог найти в ней достойного места.
Вы можете возразить мне - а как же святые подвижники, духовные пастыри, которые проводят дни и ночи в молениях и самосовершенствовании?
Позвольте, но ведь они едят, пьют, одеваются, их кельи нужно отапливать и ремонтировать и т. д.
Каков бюджет среднего монастыря? Кто достает деньги для этого?
Когда в 20-е годы ХХ века cоветская власть ликвидировала финансовую основу российской православной церкви, конфисковав церковные ценности, уровень веры в стране резко упал.
Выходит, что без денег и вера в Бога (в масштабах всей страны) уменьшается.
Итог всего этого простой и печальный: мир, в котором мы живем, устроен так, что без денег в нем жить невозможно.
И желательно иметь их больше, чем нужно для простого, биологического существования.
Ведь у человека, в отличие от животных, есть масса социальных и духовных потребностей, удовлетворить которые бесплатно не получается.
Когда-то, в середине 90-х я дважды был в Лондоне, и меня приятно поразил тот факт, что в Британский музей, как и в Лондонскую Национальную галерею, вход был бесплатный.
Но вы попробуйте прикоснуться к сокровищнице мирового искусства в Эрмитаже или Русском музее. Бедных туда не пускают!
А мы еще капиталистов ругаем и кичимся своей культурностью.
С другой стороны, если мы проанализируем российскую преступность в связи с экономической состоятельностью преступников, то увидим четкую связь между бедностью и уровнем криминальной обстановки в стране.
Если же вспомнить 90-е годы - время полного обнищания российского народа и что тогда творилось на улицах, то становится понятным, что не жадность и богатство источник всех зол, а бедность, из которой человек не видит выхода.
Нищета ведет к еще большим порокам, чем богатство. Ибо порождает агрессию, жестокость, зависть, насилие. Не спорю, в сытых и богатых Германии или Швейцарии преступность тоже имеется, но ни количество преступлений на душу населения, ни степень их жестокости с нашими показателями не сравнимы.
В конце концов, каждый, кто имеет чуть больше, чем простой бомж, автоматически попадает в ряды жадин и скупцов - ведь ему есть что терять.
Но все это подлежит коррекции, и человек вполне способен наложить узду на свои природные инстинкты, на алчность.
Ведь деньги нужны для того, чтоб их тратили, чтоб они приносили человеку радость и удовольствие, расширяли его возможности. Деньги - это отчеканенная свобода, не цель, а средство для гармоничной и радостной человеческой жизни.
Мы легко расстаемся с деньгами, если в обмен удовлетворяем какую-то потребность. Мы покупаем цветы, так как они удовлетворяют потребность в красоте, платим страховку, которая удовлетворяет нашу потребность в безопасности и стабильности, покупаем билеты в первые, самые престижные места в театре, удовлетворяя потребность в уважении и значительности.
Если же у нас не хватает материальных средств, то мы мучаемся и страдаем.
Но и в этом случае у нас остается как минимум три выхода:
1. Ругать деньги и ненавидеть богатых.
2. Уменьшить свои потребности и осознать, что мы легко сможем прожить без них.
3. Найти дело по душе, пользующееся спросом в обществе, и заработать побольше денег.Итак, деньги не зло, а необходимый элемент этого мира.
В какой-то мере - это лезвие бритвы, по которой нам приходится идти. Если мы впадем в жадность, то обрекаем себя на вечную погоню за материальными благами, не даем себе покоя, мучаемся от того, что не смогли захватить еще один кусок мира.
Если отрицаем их ценность и гордимся своей бедностью, то ограничиваем свои возможности и прозябаем, а не живем.
И только если мы научимся зарабатывать их в достаточном количестве, чтобы взять от мира то, что нам действительно важно, но в то же время не поддадимся их злой магии, только тогда мы обретаем свободу, получаем возможность реализовать себя в этом мире и можем прожить долгую интересную жизнь.
Не стоит считать вышеизложенное за апологию жадности, скорее - это призыв к объективному взгляду на проблему. А вот похвальное слово бережливости вполне уместно, особенно в нашей стране.
Семьдесят лет народы России жили в условиях перманентного дефицита, ограничивая себя в еде, одежде и бытовых условиях.
А теперь, словно после 70-летнего поста, та часть россиян, которой удалось в процессе приватизации отхватить кусок пожирней, жадно объедается всеми благами мира.
Наши олигархи, крупные чиновники, топ-менеджеры, чей доход в сотни и тысячи превышает зарплату учителей и докторов, словно хотят продемонстрировать остальным согражданам, насколько им повезло.
Супердорогие автомобили, шикарные особняки, яхты, бриллианты - все это особенно бросается в глаза в стране, где миллионы людей живут в старых "хрущевках" и еле сводят концы с концами. Но особо показательны в этом плане частные вечеринки и корпоративные праздники.
Понятно, что эти деньги не последние и что пригласивший звезду олигарх твердо рассчитывает на утро компенсировать свои траты с помощью нефтяной или газовой трубы, по которым непрерывным потоком течет бывшее "народное достояние", но все-таки такая щедрость в стране бедняков смотрится хуже жадности...
...
русские богачи прикалываются над своими западными коллегами за их мелочность и экономию, но не стоит забывать, что большинство западных миллионеров по центу или пфенингу собирали свое достояние, в то время как большинство наших героев заработали богатство на несправедливом разделе общенародной собственности.
Апология жадности или путь соблазна
Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.
(Псалтирь 9; 24)
Если отбросить в сторону моральные нормы, совесть, стыд и чувство уважения к другим людям, оставив за основу поведения только эгоизм и гедонизм, то, конечно, можно найти много приятного в греховной жизни.
...
Большинство из семи смертных грехов (не считая уныния) дают грешнику много приятных минут. Возьмем, например, алчность. Чем больше у нас денег, тем больше возможностей мы получаем, тем больше удовольствий можем купить, тем больше органов чувств побаловать приятными ощущениями.
Мы можем вкушать изысканные вкусные блюда смотреть лучшие спектакли и концерты звезд шоу-бизнеса, слушать любую музыку, спать на мягких диванах, пользоваться системой климат-контроля и купаться в джакузи, - в общем, жизнь богатых людей на первый взгляд почти райская.
Кроме того, богатство означает власть, лесть и преклонение толпы, а это тоже может быть очень приятным.
Именно поэтому многие люди в этом мире не только не стараются искоренить свои пороки, а с наслаждением отдаются им и всячески потворствуют своему погружению в грех.
Состоятельные люди покупают себе новые машины, одежду, обувь, дома, яхты и т. д., но не всегда успевают даже пару-тройку раз поносить понравившиеся туфли.
Можно по-разному относиться к своим порокам: стараться их искоренить, не замечать их, гордиться ими, терзать себя чувством вины, и продолжать их культивировать и т. д.
Но хуже всего, когда человек не просто поддается своим грехам, но внутренне наслаждается ими, хотя на словах осуждает подобные пороки у других людей.
Подобное фарисейство, несомненно, заслуживает осуждения.
Огромные прибыли привлекАли в истории алчных монахов, и вскоре большинство монастырей превратилось в фабрики реликвий.
Уж во всяком случае эти лавчонки никогда не испытывали недостатка в ассортименте. Продавцы без особого труда удовлетворяли любой спрос.
Изъявлял ли кто-нибудь желание приобрести зуб святой Бригитты, ноготь святого Павла, кость любого апостола или мученика, - все было к услугам потребителя.
Вопрос сводился лишь к цене.
Повторилось чудо с хлебом, только теперь оно превратилось в чудо с реликвиями - хлеб заменили трупами.
Животворящий крест господень тоже был ходким товаром.
Если бы собрать все стружки с этого креста, которые раздавали верующим в память о смертных муках Иисуса, ими можно было бы отопить немало жилищ в самую суровую зиму.
Попадались и другие корыстолюбивые папы, алчно эксплуатировавшие веру своей паствы. Взять хотя бы Григория Великого, который ввел в обиход "выкуп душ" из чистилища.
Чистилищем (ignis purgatorium - очистительный огонь) называли место, где очищались человеческие души, чтобы в чистом виде попасть в рай, причем, согласно предположению Григория, земные священники могли повлиять на судьбу души.
Для этого родственники усопших должны были прийти в церковь и заказать обедню (специальную молитву), которая помогла бы душе умершего отправиться прямиком в рай. Фактически Григорий посмел взять на себя функцию Господа Бога. Папа Григорий провозгласил: "Душам могут принести облегчение молитвы, которые будут произноситься, пока они пребывают в чистилище. А освободить их из чистилища можно с помощью обеден, которые служат специально с этой целью".
Такой подход позволил значительно увеличить доходы католической церкви, так как принесло с собой массу индульгенций и обеден по 3 франка, по 100 су и 1 луидору.
"Срединный" путь
Когда бываю трезв, не мил мне белый свет,
Когда бываю пьян, впадает разум в бред.
Лишь состояние меж трезвостью и хмелем
Ценю я - вне его для нас блаженства нет.
(Омар Хайям)
... Тогда алчность новых знаний, новых впечатлений, новой любви, новых свершений уже не будет грехом. Учитывая притчу Иисуса Христа о заблудшей овце, где он сказал: "Hа небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии", [190 - Еванг. от Луки 15; 7.]
... можно чередовать периоды своей жизни, в которой вы то будете накапливать богатство, то каяться тратить заработанные деньги на благие дела.
Глава 7. Какая польза в унынии?
"Вторичная выгода"
Как счастливы пессимисты! Какую радость они испытывают, когда оказывается, что радости нет!
(М. Эбнер-Эшенбах)
Казалось бы, все понимают, что уныние - это плохо, что унывающий человек тяжко влачит груз своей жизни и страдает от собственных переживаний.
Но! Почему же он продолжает страдать?
Почему не отбросит свое плохое настроение и не улыбнется миру? Мы не берем здесь "медицинских" случаев депрессии, вызванных нарушением биохимических процессов в мозге.
Мы говорим о 90 % иного, психологического уныния людей, чей мозг с точки зрения медицины вполне нормален. Почему же они живут в унынии, жалуются на него, нo продолжают унывать?
Иногда потому, что подсознательно не хотят вырваться из этого состояния. Подчеркну - подсознательно, а на сознательном уровне они уверяют, что им надоела такая жизнь, что они хотят быть радостными и активными.
В психологии есть термин "вторичная выгода".
Он означает, что человек может извлекать пользу из своих негативных эмоций, своего бедственного положения и т. д.
Бедных жалеют, за больными ухаживают, с глупых малый спрос, несчастным и беспомощным принято помогать.
Поэтому некоторым людям так трудно покинуть раковину уныния и тоски: ведь в противном случае им пришлось бы брать на себя ответственность за собственную жизнь, бороться за свое счастье и, возможно, страдать по-настоящему.
Антигрех - радость и оптимизм
Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего он не имеет, но радуется тому, что имеет.
(Демокрит)
Если уныние - это грех, то добродетелью должна стать радость. Мало перестать страдать и жаловаться на жизнь, нужно еще научиться быть счастливым и любить себя, свою жизнь и свое ближайшее окружение.
Максим Горький сказал, что "человек рожден для счастья, как птица для полета". Скорее всего, это так, но люди еще не научились жить таким образом.
Они напоминают птенцов, которые еще не пробовали летать и с опаской смотрят вниз из гнезда, думая, что гораздо удобней и безопасней сидеть на мягкой подстилке.
Их радость - это червячок, который принесут им заботливые родители, их горе - когда червячок запаздывает.
Порой они дерутся друг с другом за самое удобное место, иногда выталкивают самых слабых из гнезда. Им неведома истинная радость полета и познания мира.
Людей, подобных этим бескрылым птицам, много. Они печалятся по разным мелким поводам и жалуются на жизнь, не зная, что радость - повсюду.
Да и откуда этим людям научиться радости, если этого предмета нет в школьной программе, да и родители больше предостерегают своих чад от опасностей взрослой жизни, чем дарят им надежду на счастье.
"Жизнь трудна, она полна опасностей, проблем и страданий. Из праха ты вышел, в прах и вернешься", - подобные "истины" подрезают крылья людям, и они мечтают уже не о большом жизненном счастье, а о маленьких житейских удовольствиях.
"Так говорил Заратустра"
Быть счастливым и довольным стало неприлично, и, наоборот, жалобы на жизнь, болезни и здоровье воспринимаются нормально.
Философов, которые учили людей наслаждению (например, Эпикура), незаслуженно предавали забвению, а тех, кто концентрировался на страданиях и печали, окружали почетом.
Те, кто говорит о негативных сторонах жизни, не понимают, что избавить человека от боли и страданий - еще не значит научить его радоваться.
Наука научилась удалять больной зуб или воспаленный аппендикс, чтобы избавить человека от боли, но пока наука не научила людей быть счастливыми, и как только заболевание излечивается, человек впадает в уныние по любому поводу.
Один глупец, постигший все науки,
Сказал, что человек рожден для муки.
И это повторили все глупцы,
А у глупцов есть сыновья и внуки.
И стала жизнь проклятием для всех,
Хоть помирай не с горя, так со скуки.
И удлинились уши у людей,
Взгляд потускнел, и опустились руки.
(Мирза Шафи Вазех)
Нужно различать удовольствие и радость.
Удовольствие - кратковременное переживание от реализации актуальной потребности, а радость - это длительное состояние души.
Человек может получить удовольствие от еды (если он голоден), от глотка воды (если его мучает жажда), от секса (после долгого воздержания), от красивой вещи (если у него раньше ее не было).
Но эти удовольствия мимолетны, и после удовлетворения одной потребности, тут же возникает другая, а наше современное капиталистическое общество потребления научилось культивировать эти потребности быстрее, чем их можно удовлетворить.
И понимая это, люди впадают в уныние - ведь у них нет такой красивой машины, как на рекламе, такого особняка, как у поп-звезды, такого платья - как у топ-модели, такой яхты, как у олигарха и т. д.
Однако следует знать, что кроме низших потребностей есть и другие - более высокого порядка, например, в самореализации.
Известный американский психолог Абрахам Маслоу в своей книге "На подступах к психологии бытия" пишет: "Удовлетворение фундаментальных потребностей дарит нам множество таких мгновений, каждое из которых являет собой абсолютную радость, нечто совершенное само по себе, абсолютно достаточное доказательство того, что жизнь - это стоящая штука. Это все равно, что отказаться от представления, будто Рай находится где-то по другую сторону жизни. Рай рядом и ждет, чтобы мы заглянули в него на миг и познали радость, прежде чем вернуться к нашей обыденной суетной жизни. Посетив его один раз, мы будем помнить об этом всю жизнь, и эти воспоминания будут поддерживать нас во время невзгод".
Другой выдающийся психолог XX века - Эрик Фромм также отмечал, что каждый человек может научиться быть счастливым, но для этого нужно работать над собой и своей жизнью, нужно учиться не испытывать страданий от неблагоприятных обстоятельств, а или преодолевать их, или игнорировать.
В статье "Человек для себя" он писал: "Счастье - не какой-то Божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью.
Счастье и радость - не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой плодотворной активности - в мысли, чувстве, поступке.
Счастье - показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования, а значит, и единства с миром, и цельности своего "Я". Счастье - это критерий совершенства в искусстве жить.
...
Счастье часто считают прямой противоположностью горя или страдания.
Физические и душевные страдания - часть человеческого существования, и их неизбежно приходится испытывать.
Уберечь себя от горя во что бы то ни стало, можно только ценой полной отчужденности, исключающей возможность испытывать счастье.
Таким образом, противоположностью счастья является не горе и страдание, а подавленность, возникающая в результате внутренней бесплодности".
Таким образом, мы получаем единственный достойный человека способ избавить себя от греха уныния и тоски: найти себе большое дело по душе,дело, которое доставляло бы нам удовольствие, и было бы нужно или полезно людям.
Каждый человек в чем-то обязательно талантлив, каждый человек - уникален.
Если он будет делать то, в чем силен, то, что нравится ему и доставляет радость, и если плоды его труда будут нужны людям, то ему просто некогда будет унывать.
Он всегда будет востребован, занят и удовлетворен.
Первое правило счастливой жизни - будь в поиске, ищи свой талант,
не бойся отбросить то, что навязывают тебе другие, проявляй свою самобытность. Экспериментируй с жизнью, профессиями, социальным окружением до тех пор, пока не найдешь своего призвания.
Второе правило - учись позитивному взгляду на жизнь.
Ищи и находи хорошее, старайся не фокусироваться на плохом.
Пчелы ищут цветы - и получают мед, навозные мухи ищут испражнения - и живут в дерьме. Мир богат и многообразен. Если мы видим в нем много хорошего - он поворачивается к нам светлой стороной.
Если мы ищем в людях хорошие черты - они именно их и проявляют.
Третье правило - дари людям свою любовь, и она вернется к тебе удвоенной.
Кому-то скажи комплимент или доброе слово, кому-то сделай подарок, кому-то помоги советом или делом - и твое уныние растворится, как тень под лучами полуденного солнца, а люди согреют тебя ответным теплом своей души.
При этом старайся общаться с людьми, настроенными позитивно, и избегай тех, кто наполнен ядом ненависти и раздражения. Бери пример с тех, кто полон радости и оптимизма, и уходи от тех, кто тянет тебя в болото уныния и тоски.
Четвертое правило - улыбайся!
Улыбка делает тебя счастливым, вызывает ответные улыбки окружающих и гонит прочь болезни и меланхолию. Сначала ищи смешные или радостные поводы для улыбки, а потом твоя улыбка сама начнет создавать радость.
Улыбайся другим, улыбайся себе, улыбайся миру - и ты поймаешь в зеркале отражение своих улыбок.
Пятое правило благодари мир за то, что тебе выдался шанс жить в нем: ведь миллиарды людей не родились вовсе или умерли во младенчестве, не познав жизни. Многие люди на земле страдают от войн и болезней, от землетрясений и голода, а ты живешь во благе и ропщешь на Бога, надоедая ему своими мелкими жалобами.
Имей совесть, ты и так получил очень много, а остальное зависит от тебя. Поблагодари судьбу за то, что есть у тебя. И если хочешь - приумножь свое богатство, здоровье или друзей, но не клянчь все это у судьбы или у людей. Если ты преисполнишься благодарности за все хорошее в твоей жизни, то в сердце уже не останется места для уныния.
(Ю. В. Щербатых)
Было изменено: 9:11 23/02/2024.
Было изменено: 11:35 23/02/2024.
Было изменено: 11:35 23/02/2024.
Было изменено: 9:01 29/02/2024.
Было изменено: 11:23 06/03/2024.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)