Хозяйка дневника: Лана Свет  

Дата создания поста: 19 апреля 2024, 13:36

Ко всем записям блога

ХРАНИТЕЛИ ДОМОВ

Человек часто оказывается бессилен перед многими вещами. Ему угрожали могущественные стихии, дикие животные, враждебные племена. Нужно было искать укрытие - безопасное место. Редко попадалось готовое и подходящее. Приходилось строить. В ход шло все, что попадалось под руку. Затем укреплялось магией защитных ритуалов и получало название - дом.

"НА КОСТЯХ" НЕ СТРОИЛИ"
Привязанность человека к дому, в котором он родился, издревле была очень сильной. Если мужчина отправлялся в далекое путешествие, то стремился вернуться, как бы ни было привлекательно иноземное житье-быие. Девушку, выходившую замуж "на чужую сторону", оплакивали, как покойницу. Тоска по родному дому была невыносимой - об этом сложено много сказок и песен. Но почему? Что такого притягательного в родном доме?
"Мой дом - моя крепость", - говорят англичане. Пожалуй, в справедливости этой старой как мир фразы не усомнился бы ни один представитель любого из народов. Даже если его соплеменники селились в непрочных с виду хижинах, сплетенных из веток и травы.
Любая крыша берегла не только от дождя и зноя, но и от посягательства злых духов. Поэтому даже кочевые племена, жившие в теплых краях, никогда не ночевали под открытым небом.Нв привале они непременно ставили "палатку" из ткани или шкур животных.
Место для постоянного жилища выбиралось с особенной тщательностью.
Отдавалось предпочтение тем местам, на которые указывала лоза, например. Дрогнет ветка в руках - значит, близко нечистая сила.Или, просто сосредоточившись, пытались почувствовать "дух места". Никогда не строили на бывших полях сражений или рядом с захоронениями ( "на костях") - потревоженные покойники могли навредить живым.

ПОД ЗАЩИТОЙ ДУХА ПРЕДКОВ
Однако беды ждали от "чужих" мертвецов, а заручиться поддержкой "своих" никогда не отказывались. Хранителем считали умершего предка. Славяне называли его Чур, или Щур. Играя в салки, вы кричали "чур - чура" или "чурики" - и даже не думали, что мимоходом совершаете магический ритуал, обращаясь за помощью к умершему прапрадедушке! Или произносили: "Я в домике!" - это тоже самое, в "доме-крепости" вы находитесь под защитой емейного духа - хранителя, никто не смеет вас тронуть. В древности эта детская игра ( как и другая - прятки) была не просто забавой, а чем-то вроде репетиции настоящей тревоги. Кто успел убежать или сумел спрятаться - тот остался жив.
Берегли жильцов и духи животных. начиная стротьельство, глава семьи уюивал жертву, ее мясо съедали, а голову ( череп) с почестями хоронили под фундаментом буущей постройки. Тогда и сам дом приобретал внешние черты совего защитника 0 недаром жилища народов Севера украшены оленьими рогами, а избы российских деревень - деревянными резныыми "коньяками" и "петушками".
В Мьянме до сих пор почитают натов - духов -защитников, охрраняющих жилища или даже целые леревни, города. Натами становятся не все умершие, а только те, кто при жизни совершал что-либо значительное или претерпел неправедливые мучения. Почти возле каждого дома можно увидеть небольшие открытые часовенки, в которых, как считается, и обитает дух, оберегающий домм и его обитателей. Натам приносят пожертвования - мелкие монеты, цветы и фрукты, покрывают их изображения золотой фольгой.
Похожий обычай есть и в Таиланде - рядом почти с каждым домом и даже офисом или учреждением можно увидеть маленький домик для духов - хранителй жилища. Перед ним ежедневно появляются подношения в виде еды, напитков и цветов. Здесь никто не удивляется, увидев, как деловой и важный безнесмен с благоговейной улыбкой ставит перед домиком тарелку с рисом. Тайцы верят, что любое жилище охраняют духи, и духов этих надо чтить.

БОЖЕСТВО ПО ИМЕНИ МАРА
Особого домашнего духа почитали восточные славяне. О нем сложено много популярных сказок и легенд, даже мультфильмы сняты, - это домовой.
Домовой - не имя, а прилагательное, замена имени. Могущественное существо нельзя было называть вслух по пустякам - беду накличешь.Домовой - тот, что в доме. Настоящим именем этого тихого, о сильного божества было Мара. Точнее , можно даже говорить о боге и богине, супружеской паре, носившей общее имя.
Мары помогали налаживать общение с духами умерших предков, и постепенно их стали связывать со смертью вообще, стали их бояться. Беорусы и поляки сейчас называют "марой" нечистую силу. А в Западной Европе это слово вообще превратилось в обозначение ужасных ночных сновидений ( отсюда французский cfuchermar (кошмар), английский nightmare).

"СУСЕДУШКА" В КОРОТКИХ ШТАНИШКАХ
Но на самом деле российский домовой со своей женушкой кикиморой - добродушные персонажи. Лентяям, неряхам, спуску не дают, а старательным, трудолюбивым хозяевам благоволят. Деревенские жители, особенно пожилые, по сей день стараются поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывают обратиться к "дедушке -суседушке" с ласковым словом, оставить немного вкусной еды, молока.
Суеверия неграмотных старушек? Но один мой знакомый, весьма уважаемый профессор университета, рассказывал, как в детстве ( жил он в деревеньке под Архангельском) видел в избе маленького человечка в точно таких же , как у него самого, коротеньких штанах на лямках. Бабушка объяснила изумленному мальчику, что это и был домовой.
Почему же домашнее божество предстало будущему профессору в столь несерьезном обличье? Ведь обычно "хозяина" описывают как седого старичка или крепкого мужичка с бородой... Дело в том,ч то этот дух не имеет собственного облика, он копирует внешность старшего мужчины в доме. Наш герой рос без отца, среди женщин, - вот домовой и выбрал его главой семьи, наложив тем самым на мальчика огромную ответственность за судьбы матери и бабушки.

ЗЛЫЕ СИЛЫ БОЯТЬСЯ ЧИСТОТЫ
У тюрков Южной Сибири, в особенности у алтайцев, большим почтением пользовались Эжик Тенерези (дух-хозяи дверей) и Позого (дух-хозяин порога).
Для алтайцев ( да и для других народов) порог дома - один из важнейших элементов внутреннего устройства жилища. Он мыслился границей между освоенным и неосвоенным пространствами. И неудивительно, что именно здесь обитал "хозяин дома". По народным поверьям, когда в доме порог чистый, то злые духи не могут пробраться в дом, если же грязный - входит беспрепятственно. Поэтому не только комнаты, но и порог алтайцы намыливали до леска. Строго запрещалось наступать , а тем более садиться на порог, так как "хозяин" мог обидеться.
В Китае тоже почитают бога дверей -Мэньшэнь.Кроме того, у китайцев есть другие "домашние" боги, каждый со своей специализацией, но с одной общей чертой: любовью к чистоте и порядку. Цзао-ван "заведует" кухней и очагом, а Цзы-гу - извините, отхожим местом. ( И незачем смеяться! Китайцам ничто человеческое не чуждо, а чисто и уютно должно быть в каждом уголке дома).

БЕСТИЯ В ПУШИСТОЙ ШУБКЕ
Добрым гение жилища египтян была...кошка. Священные животные оберегали от грызунов хранилища с хлебом, спасая людей от голодной смерти. ночной образ жизни кошку считали умеющей завораживать, убаюкивать и предсказывать будущее. За убийство кошки в Египте преступника ждала казнь. Если же кошка умирала естественной смертью, то в доме объявлялся глубокий траур: все брили себе головы и выщипывали бровы, трупик животного бальзамировали , мумию хоронили на специально священном кладбище.
Мы знаем богиню - кошку под имене Баст, однако это не совсем точное произношение. В египетских папирусах она читается как "БСТ" - египтяне обозначали на письме только согласне. Но... в русском языке есть похожее слово - "бестия". По словарю В.И.Даля - шустрый зверек, длвкий пролаза, неслух. Ну, в общем, - кошка. В России это животное тоже наделяется недюжиминной смышленностью и магическими способностями.
Мы и сейчас, переезжая на новую квартиру, первой пускаем через порог именно кошку. Так не "родня" ли наша серенькая Мурка египетскоой "бестии"Баст?
Кстати, в Египте существовало поверье, что душа хорошей хозяйки дома после смерти может переселиться в кошку. В Японии считалось, что кошки превращщаются в женщин, а женщины в кошек, и, убив кошку, человек вполне мог лишить жизни свою заколдованную возлюбленую. Китайцы говорили, что кошка - как никто другой способна рассеять тьму и прогнать злых лухов. А в русских поверьях в тело кота мог вселиться...домовой, кошка же - оказаться его супругой, домашним духом женского рода. Распространненая кошачья кличка - Мурка - слишком уж подозрительно походит на Мару!
...Так в чем же все-таки тайна родного дома? Наверное, вы уже догадались. Конечно, не в стенах и крыше, а в людях, в памяти о них. Там все свои - близкие, знакомые. И даже духи - хранители - родня друг дружке и самим обитателям жилища.


Автор: А.Толкачева
Журнал: Чудеса и тайны планеты Земля 10(58) 2007

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

KonungBuyan  
Лане Свет :
"Как изобразить русичам "глубокого старика" своим детям? - Начать молодым папе с мамой "щуриться", морщины делать, стать как бы Щуром".

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)