Хозяйка дневника: Лана Свет
Дата создания поста: 25 апреля 2024, 14:20
ДОМОВОЙ ПОКАЖЕТСЯ В ЗАУТРЕНЮ
Существует множество обрядов, связанных с Пасхой.
В том числе есть особые, касающиеся нечистой силы, по народномй убеждению особенно злой в пасхальную ночь.
Согласно народным поверьям, в это время всем нечистым духам "солоно приходится", поскольку, как только ударит первый колокол к заутрене, бесы немедленно сыплются с колокольни на землю , а как только отойдет заутреня, их всех лишают свободы - скручивают, связывают и даже приковывают в аду ( либо на чеердаках, колокольняях, по углам двора и т.д.).
В некоторых местах верили также, что в ночь на Светлое воскресенье всех чертей замуровывают в церковные стены, где они мечутся, но не могут вырваться из тягостног плена. Коестьяне уверяли, что прикованных и мечующихся чертей можно слышать, если в пасхальный вечер прийти на то место, где они сидят. Более того, под Пасху можно и увидеть нечистых духов, лишенных своей дььявольской силы, нужно только пойти в какое - нибудь укромное место стой самой свечой, с которой стояли пасхальную службу. Кое - где указывали еще и способ поглумиться над нечистой силой: надо, советовали поселяне, выйти с пасхальным яйцом на перекресток и покатить яйцо вдоль по дороге, тогда черти неприменно выскочат и "пропляшут треапака".
Прмерно в таком же положении, что и злые духи, находятся на Пасху колдуны и ведьмы. По народному убеждению, в Светлую ночь их можно опознать, а, следовательно, и защититься от их пагубного влияния, и даже воздействовать на них, лишить их навсегда сверхъестественной силы. Например, во многих местах считалось, что чтобы узнать колдунов и ведьм, нужно прийтий в церковь в совершенно новой одежде и о время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: тогда все"чаровники" покажутся спиной к алтарю и иконам, лицом к двери. Про колдунов еще говорили, что за пасхальной утреней свечи у них не горят, то и дело гаснут, и по этой примете их можно опознать.
Иногда для распознования ведьм использовали особую освященную еду. Например, в некоторых русских селах верили, что , для того, чтобы узнать, которая из соседских женщн ведьма, нужно на Пасху держать за щекой кусочек сыра или творога, сбереженный с Чистого четверга; в этом случае, когда священник скажет: "Христос Воскресе!", все веьмы в церкви покажутся задом к иконам и с дойнцами на головах.
Особые поверья на Пасху связывались с домашними духами. Домовые , банник и прочие в общем не считались сущностями однозначно злыми, однако все-таки рассматривались как представители нечистой силы, а вотому с ними порой связывались такие же поверья, как и с чертями, бесами и другими "силами дьяольскими". Например, крестьяне верили, что домового, как и черта или ведьму, можно выследить именно в пасхальную ночь. Для этого нужно "скатать такую свеу, которой бы хватило, чтобы с нею простоять в Страстную пятницу у страстей, а в субботу и воскресенье у заутрени". В Светлое воскресенье, между зайтреней и обедней, надо зхажечь эту свечу и идти с нею прямо в хлеб или коровник, а так осмотреть углы - в самом темном из них и сидит, притаившись "дедушка".
Весьма распространено было и поверье о том, что выслеживать домового нужно под бороной, гадев на себя лошадиный хомут и спряттавшись между лошадьми, которыъ "суедка" особенно любит.
Иногда способность домового ходить по всему дому невидимым объясняли тем, что у него ( как и у других домашних духов) имеется шапка - неидимка, и говорили, что эту самую шапку можно заполучить во время пасхальной заутрени, когда церковь обходят крестным ходом.
В это время нужно бежать домой с христовой свечкой в руке, и тогда на дворе можно встретить своего домового в шапке; эту шапку нужно сорвать у него с головы, взамен надеть на него свой головной убор и сейчас же,с горящей сечой, бежать обратно в церковь, чтобы поспеть к крестному ходу.
Другие поверья советовали искать шапку - невидимку и прочие чудесные вещи не у домового, а у банника. Например, в некоторых местах верили, что человек, желающий получить шапку невидимку, должен в пасхальную полночь пойти в баню, положить нательный крет и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть; тогда из-под полки появится голй старик ( банник) и даст шапку - невидимку.
В других местах уверяли, что шапку - невидимку можно отобрать у банника во время "христовой заутрени", для чего нужно пойти в баню, найти там банника ( который в это время обыкновенно спит), снять с него шапку и с нею как можно скорее бежать в церковь; добежать нужно прежде, чем банник проснется, так как в противном случае он неприменно догонит и убьет вора.
В том числе есть особые, касающиеся нечистой силы, по народномй убеждению особенно злой в пасхальную ночь.
Согласно народным поверьям, в это время всем нечистым духам "солоно приходится", поскольку, как только ударит первый колокол к заутрене, бесы немедленно сыплются с колокольни на землю , а как только отойдет заутреня, их всех лишают свободы - скручивают, связывают и даже приковывают в аду ( либо на чеердаках, колокольняях, по углам двора и т.д.).
В некоторых местах верили также, что в ночь на Светлое воскресенье всех чертей замуровывают в церковные стены, где они мечутся, но не могут вырваться из тягостног плена. Коестьяне уверяли, что прикованных и мечующихся чертей можно слышать, если в пасхальный вечер прийти на то место, где они сидят. Более того, под Пасху можно и увидеть нечистых духов, лишенных своей дььявольской силы, нужно только пойти в какое - нибудь укромное место стой самой свечой, с которой стояли пасхальную службу. Кое - где указывали еще и способ поглумиться над нечистой силой: надо, советовали поселяне, выйти с пасхальным яйцом на перекресток и покатить яйцо вдоль по дороге, тогда черти неприменно выскочат и "пропляшут треапака".
Прмерно в таком же положении, что и злые духи, находятся на Пасху колдуны и ведьмы. По народному убеждению, в Светлую ночь их можно опознать, а, следовательно, и защититься от их пагубного влияния, и даже воздействовать на них, лишить их навсегда сверхъестественной силы. Например, во многих местах считалось, что чтобы узнать колдунов и ведьм, нужно прийтий в церковь в совершенно новой одежде и о время пасхальной заутрени обернуться и поглядеть на народ: тогда все"чаровники" покажутся спиной к алтарю и иконам, лицом к двери. Про колдунов еще говорили, что за пасхальной утреней свечи у них не горят, то и дело гаснут, и по этой примете их можно опознать.
Иногда для распознования ведьм использовали особую освященную еду. Например, в некоторых русских селах верили, что , для того, чтобы узнать, которая из соседских женщн ведьма, нужно на Пасху держать за щекой кусочек сыра или творога, сбереженный с Чистого четверга; в этом случае, когда священник скажет: "Христос Воскресе!", все веьмы в церкви покажутся задом к иконам и с дойнцами на головах.
Особые поверья на Пасху связывались с домашними духами. Домовые , банник и прочие в общем не считались сущностями однозначно злыми, однако все-таки рассматривались как представители нечистой силы, а вотому с ними порой связывались такие же поверья, как и с чертями, бесами и другими "силами дьяольскими". Например, крестьяне верили, что домового, как и черта или ведьму, можно выследить именно в пасхальную ночь. Для этого нужно "скатать такую свеу, которой бы хватило, чтобы с нею простоять в Страстную пятницу у страстей, а в субботу и воскресенье у заутрени". В Светлое воскресенье, между зайтреней и обедней, надо зхажечь эту свечу и идти с нею прямо в хлеб или коровник, а так осмотреть углы - в самом темном из них и сидит, притаившись "дедушка".
Весьма распространено было и поверье о том, что выслеживать домового нужно под бороной, гадев на себя лошадиный хомут и спряттавшись между лошадьми, которыъ "суедка" особенно любит.
Иногда способность домового ходить по всему дому невидимым объясняли тем, что у него ( как и у других домашних духов) имеется шапка - неидимка, и говорили, что эту самую шапку можно заполучить во время пасхальной заутрени, когда церковь обходят крестным ходом.
В это время нужно бежать домой с христовой свечкой в руке, и тогда на дворе можно встретить своего домового в шапке; эту шапку нужно сорвать у него с головы, взамен надеть на него свой головной убор и сейчас же,с горящей сечой, бежать обратно в церковь, чтобы поспеть к крестному ходу.
Другие поверья советовали искать шапку - невидимку и прочие чудесные вещи не у домового, а у банника. Например, в некоторых местах верили, что человек, желающий получить шапку невидимку, должен в пасхальную полночь пойти в баню, положить нательный крет и нож в левый сапог, сесть лицом к стене и все проклясть; тогда из-под полки появится голй старик ( банник) и даст шапку - невидимку.
В других местах уверяли, что шапку - невидимку можно отобрать у банника во время "христовой заутрени", для чего нужно пойти в баню, найти там банника ( который в это время обыкновенно спит), снять с него шапку и с нею как можно скорее бежать в церковь; добежать нужно прежде, чем банник проснется, так как в противном случае он неприменно догонит и убьет вора.
Комментарии:
KonungBuyan
Лане Свет :
Лане Свет :
Любой уважающий себя русский домовой всегда скептически относится к заморскому празднику "Пейсаху".
Как и к не менее заморскому труду Карла Маркса "Капиталъ".
Как и к не менее заморскому труду Карла Маркса "Капиталъ".
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)