Хозяйка дневника: Ольга
Дата создания поста: 9 июня 2024, 22:03
Творить добро
Удивительно, что во всей мировой литературе самые пронзительные, самые потрясающие образы людей с прекрасной душой обязательно связаны с тем, что они умственно неполноценны. Таков Дон-Кихот
Сервантеса, князь Мышкин в "Идиоте" Достоевского, таковы "Старосветские помещики" Гоголя, "Простая душа" Флобера, Герасим в "Муму" Тургенева, Матрена в "Матренином дворе" Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное?
Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем,
он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире - творить добро.
Фазиль Искандер
Сервантеса, князь Мышкин в "Идиоте" Достоевского, таковы "Старосветские помещики" Гоголя, "Простая душа" Флобера, Герасим в "Муму" Тургенева, Матрена в "Матренином дворе" Солженицына.
Не о них ли сказано в Писании, что нищие духом первыми войдут в царство небесное?
Но почему именно они отличаются такой привлекательной силой? Не потому ли, что нормальный развитый ум обладает способностью к самозащите. Что бы мы ни говорили, развитый ум прежде всего развивается для самозащиты. Кроме того, множеством вопросов, возникающих в нем,
он невольно отвлекает душу от ее главного дела.
И только эти люди, безоружные и беспомощные, как дети, брошенные в наш звериный мир, творят единственное, что они могут: любовь, добро. И они обречены погибнуть. И тут мы, так сказать, умственно полноценные люди, потрясаясь и выпрямляясь, хотя бы на время, догадываемся, что именно они лучше всех выполняли главное предназначение человека в этом мире - творить добро.
Фазиль Искандер
Комментарии:
Эльвира
Интересно
Интересно
Матренин двор читала относительно недавно.
Безнадёга такая... вряд ли буду перечитывать.
Мышкин, князь, всё же ближе.
Безнадёга такая... вряд ли буду перечитывать.
Мышкин, князь, всё же ближе.
Ненастенька
Русская литература
Русская литература
вообще не про радость. Только про ндравстаенные и физицкие мученья.
Клинически счастлива
Просто выскажусь. Не проповедуя, а догадываясь...
Просто выскажусь. Не проповедуя, а догадываясь...
Вот эти образы якобы "страдальцев" в русской лит-ре отсылают всегда к Заповедям
в христианстве, НЕ покалеченном протестантизмом, - всюду:
"Блаженны нищие духом...". "Блаженны плачущие...", "Блаженны кроткие...", "Блаженны изгнанные за правду..." и пр).
Заповеди блаженства не отменяют, - они дополняют заповеди из Ветхого завета.
Человеку, далёкому от христианства, это всё кажется странным: ведь в заповедях Блаженства перечислено то, что, в обычном, мирском понимании - ну никак не ведет к счастью.
Плакать, быть кротким, быть изгнанным... Зачем? Жизнь и так коротка!
У нас наоборот: "бери от жизни всё"!
*
Значение Нагорной проповеди - туда же.
Если я что понимаю, то - эти заповеди О том, что протестовать глупо, а сливаться с Богом, подчиняя себя (а это труд, иногда подвиг!) Евангельским заповедям - даст смысл жизни и вознаградит.
Согласно христианскому учению, счастлив (блажен) тот, кто соединён с Богом с Богом, который есть Любовь.
Заповеди блаженства - не ведут к земному счастью, успеху.
Они говорят о том, как, приблизившись к Богу или соединившись с Ним, достичь радости и покоя в душе.
НО! тогда большинство (усердных) христиан потенциально можно считать "блаженными", т. е. устремлёнными в Вечность, в Царство Небесное, к союзу с Богом. Об этом - в Евангелии: "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым" ...
Так что, я бы сказала НАОБОРОТ: образы страдальцев в русской литературе - это о Счастии. только невидимом массой народа...
в христианстве, НЕ покалеченном протестантизмом, - всюду:
"Блаженны нищие духом...". "Блаженны плачущие...", "Блаженны кроткие...", "Блаженны изгнанные за правду..." и пр).
Заповеди блаженства не отменяют, - они дополняют заповеди из Ветхого завета.
Человеку, далёкому от христианства, это всё кажется странным: ведь в заповедях Блаженства перечислено то, что, в обычном, мирском понимании - ну никак не ведет к счастью.
Плакать, быть кротким, быть изгнанным... Зачем? Жизнь и так коротка!
У нас наоборот: "бери от жизни всё"!
*
Значение Нагорной проповеди - туда же.
Если я что понимаю, то - эти заповеди О том, что протестовать глупо, а сливаться с Богом, подчиняя себя (а это труд, иногда подвиг!) Евангельским заповедям - даст смысл жизни и вознаградит.
Согласно христианскому учению, счастлив (блажен) тот, кто соединён с Богом с Богом, который есть Любовь.
Заповеди блаженства - не ведут к земному счастью, успеху.
Они говорят о том, как, приблизившись к Богу или соединившись с Ним, достичь радости и покоя в душе.
НО! тогда большинство (усердных) христиан потенциально можно считать "блаженными", т. е. устремлёнными в Вечность, в Царство Небесное, к союзу с Богом. Об этом - в Евангелии: "Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым" ...
Так что, я бы сказала НАОБОРОТ: образы страдальцев в русской литературе - это о Счастии. только невидимом массой народа...
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)