Хозяйка дневника: Клинически счастлива  

Дата создания поста: 31 октября 2024, 10:23

Ко всем записям блога

О времени 1990-х *болит до сих пор* -

и о том, что советский человек так и остался на просторах РОдины...

ОТ режиссера "Мертвых душ" (по-новому) Григория Константинопольского


изменилось ощущение будущего. Есть ощущение, что будущего нет. Ни во что невозможно верить. И доверия никакого нет: ни между нами, ни между обществом и властью.
- Это правда. В 1990-е было ощущение будущего. Но чем дальше, тем меньше.


В 1980-х казалось, что как только рухнет коммунистическая система, дальше напрягаться не надо. Наше поколение просто отдыхало.


Мы свое право граждан отдали другим дядям, чтобы они решали за нас.
Мы не были гражданами. Мы были просто ничего не осознающими - ни себя, ни страну - прекрасными цветами.


Мы наслаждались музыкой, любовью, искусством. Мы были вещью в себе. А жизнь страны нас особо не волновала.


ну да, они там мухлюют... но эта вся подтасовка -
..., она для того, чтобы сохранить власть. Ничего-ничего, лишь бы не было коммунистов. А вот "ничего-ничего" оказалось, что "чего-чего".



"Восемь с половиной долларов", 1999
- То, что вы уже второй раз подряд обращаетесь к русской классике, условно дуракам и дорогам, этой былинности, русской хтони, и все это еще в вашей стилистике, которая выкристаллизовалась в 1990-е годы, - не есть ли это своего рода эскапизм?

- Я не знаю. Вообще, мне так не кажется.
Может быть, я не вижу себя со стороны.
Вообще, мне не кажется, что я апологет 1990-х.


Мне кажется, что то, что я делаю, созвучно сегодняшнему дню.
"Русский бес" не созвучен сегодняшнему дню?
Он как бы про человека 1990-х, который из последних сил пытается встроиться в сегодняшнюю систему.


- Ага, видите. Все-таки человек из 1990-х был другой, потому что сегодня ему надобно встроиться в систему. Значит, у нас сейчас какая-то другая система.

А покажите мне человека, из вышеперечисленных, которые из 1990-х годов, которые не пытаются встроиться в сегодняшнюю систему? Или, если их молодость прошла в 1990-е, дальше им пути нет?

- Допустим, Борис Березовский не смог встроиться в новую систему, и поэтому его с нами нет.
- БАБ был человек советский. И его время кончилось. Березовский из 1970-х годов, понимаете. Березовский из этой фарцы, из этой "Берёзки". Он оттуда. Он из талонов на ЖЗЛ. Он из очереди на "Ладу".

- Есть понятие "человек советский", "хомо советикус". Я как-то брала интервью у Дмитрия Глуховского, писателя. И он сказал, что мы все по-прежнему люди советские, даже те, кто гораздо моложе покойного ныне Березовского. Вы себя ощущаете советским?
Вы согласны с тем, что мы все - "совки"? Хотя я ненавижу это слово.

- Да, согласен, абсолютно. Но пытаюсь выдавить из себя по капле. Пытаюсь выдавливать из себя по капле. Но, конечно, согласен. Куда тут денешься? Кто нас воспитывал? Нас воспитывали советские люди. Мы выросли в советское время. Мы пели советские песни.

- И все же, этот интерес к русской классике, как вы себе его объясняете? Может быть, для вас, вообще, нет никаких писателей, если мы про экранизации, что работают сегодня, у которых получается ухватить эту действительность так же хорошо, как у Гоголя или Островского? Или они есть?

- Я почти ничего не читаю сегодняшнего. Мне как-то неинтересно. Я пробовал читать последние романы Пелевина и не мог их читать. Они мне неинтересны. Мне читать скучно их.

- Вот видите, Пелевин тоже кончился. Значит, все-таки есть смена парадигм.

- Ну почему? Например, мне нравится читать Улицкую. Мне кажется, это интересный автор. Глуховский - ну да, наверное.
Но Гоголь - это матрица. Гоголь - это роман о самоидентификации. Есть несколько таких романов, но их не так много; "Евгений Онегин" - тоже матрица.



Это русский мир, русская жизнь, которые на все времена.




И конечно, их интерпретировать и смотреть на сегодняшнее время через них - очень увлекательная игра, потому что через них что-то транслировалось об этой земле. Они ухватили что-то...


Например, Гоголь ухватил вечное: типажи, архетипы. Он ухватил какую-то сермягу, то, что не меняется.
"Гроза", вообще, мне всегда нравилась. Она мне всегда представлялась такой тоскливой, мрачной. Эта несчастная Катерина. У меня вообще получилось не то, что я хотел, с "Грозой".


Я бы этот фильм снял черно-белым, я бы его снял на три часа, со всем текстом. Сегодня снимешь кино - о, черно-белое, - но кто же его будет смотреть?


"Гроза", 2019

- Да, действительно. Netflix только что выпустил черно-белого длинного разговорного "Манка".

... вот нулевые... Некоторые гордятся тем, что они создали киноиндустрию, а я считаю, что был создан суррогат и отрава.
- Это вы про блокбастеры?
- Да, весь этот попкорн. Вся эта пластмасса, которая отравила вкус публики навсегда. Возврата нет. Возврата к умному кино, к смешному кино, к тонкому кино нет.



- Ну, не спешите всех нас, то есть отечественный кинематограф, хоронить. Все же за это время появились какие-то ВЕЩИ. Не только же "Ёлки" снимали. Звягинцев появился, допустим.

- Бог с вами. Что такое Звягинцев для современной широкой аудитории? Это скандальчик. Кто всерьез смотрит его фильмы? Они же скучны широкой аудитории. Мне интересно, вам интересно смотреть, и нашему кругу интересно смотреть. А большой аудитории, на мой субъективный взгляд, скучновато.

Есть режиссеры типа Быкова, который пытается то же самое делать для ширнармасс.


Иногда у него получается, иногда нет. Но это интересно. Он очень востребован. Он не пластмасса. Его можно любить, можно не любить. Это другой вопрос. Но нельзя недооценивать то, что он делает.
А Звягинцев работает чисто на фестивальную аудиторию. Он работает для фестиваля.


Последний его фильм, который был снят для самого себя - это прекрасный, блистательный фильм "Елена". Это блистательный, шикарнейший фильм с таким перевертышем в качестве героини, ты просто млеешь. Этот человек, который у тебя вызывал такое глубокое сочувствие, к концу фильма вызывает у тебя полнейшее отвращение.

Это надо так постараться снять, написать такой сценарий. Блистательная работа.

Плюс - финал грандиознейший. Совершенно грандиозный финал. Об этой гальке.
Мы все - галька, песчинки на побережье. И вот волна - хоп!
Мы-то про себя думаем, что мы что-то представляем в космосе.
Да них... Вот эта вот волна - раз, смыла, намыла новую галечку, которая пока что там внизу играет в волейбол. Но они придут и сметут. А потом новые придут, сметут этих. Блистательное кино.

- У нас же был в девяностые и нулевые режиссер, которому удавалось снимать серьезное кино и который был при этом популярен у публики.

- Балабанов?
- Да, конечно.

- Балабанов, ну что Балабанов? Да, Балабанов велик. Он повлиял на всех сегодняшних героев очень. Дудь, вдуть. Все говорят, что сила в правде.

- А вас это раздражает?
- В какой правде? Ты думай головой, е-мое! Ну какая правда? В жизни сила в бабле, а в сердце сила - в милосердии. А правда - это такая субъективная вещь. Правда все равно восторжествует. Да когда она восторжествовала? Покажите мне хоть один момент, когда торжествовала правда.

- На Нюрнбергском процессе.
- Это да.


- Считаете ли вы, что сюрреализм, абсурд, бурлеск, пастиш - это единственная отмычка к нашей современности? Если мы хотим снимать кино про современность, мы только таким...

- Нет, я так не считаю совсем. То, что вы перечисляете - просто тот язык, на котором я разговариваю, на котором свойственно разговаривать мне. Но я вообще не считаю, что это отмычка к сегодняшнему дню.
"Елена", 2011

- Вам страшно было дописывать и додумывать за Николая Васильевича финал?- Нет. Николай Васильевич - не застывшая субстанция. Это человек или божество, с которым ты ведешь все время внутренний диалог, образно выражаясь. Нет, не страшно. Я, вообще, к этому не относился, как к предмету культа.

- Я видела определенную критику в сети. Мне-то "Мёртвые души" как раз очень нравятся. Но пишут следующее - вы сделали Чичикова сотрудником трехбуквенной конторы и в то же время харизматичным персонажем - налицо очередная ода ФСБ, вы встраиваетесь в тренд: ФСБ-шники хорошие и нас спасут. Как бы вы ответили на эти претензии?

- Я только у Аркус видел критику. Я не буду давать оценки ее мнению. Но вы мне задаете этот вопрос, и вам, так же, как и Любе, и остальным людям, хочется получить однозначный ответ: да или нет. А ну-ка предъяви, пожалуйста, ответик. Ваша идеологическая позиция: вы за кого, любезнейший? А я не буду предъявлять этот ответ.


Знаете, почему? Потому что нет хороших и плохих. Я зеркало. Про что роман? Кто такой Чичиков? Это герой нового времени, это новый герой. Мой Чичиков - герой сегодняшнего времени, участник спецоперации, который едет в птице-тройке. Он хозяин жизни. Это не моральные оценки. Это констатация факта. Я зеркало.

- То есть герой сегодняшнего времени - это сотрудник спецслужб? Зеркало, скажи.

- Хозяин сегодняшнего времени. Да, конечно. А что? У вас есть на этот счет какие-то возражения или сомнения?

-У меня - нет.
- Мне вообще эти разговоры странны. Мне кажется, что настолько очевидно... Мне просто нравится, как эти люди вместе с вами, вы требуете от меня написать под черным черное, а под белым белое.
Журналист: Вообще, нет. Вот у Фёдора Сергеевича я требовала. И он все равно ничего не сказал. Отсутствие ответа - тоже ответ. У меня нет никаких сомнений по поводу ваших политических взглядов. Мне просто реально интересно, почему вы решили Чичикова сделать ФСБ-шником. Вы ответили.
- А разве это не очевидно?

- Да, но просто Чичиков - очень харизматичный образ. Конечно, всем интересно, особенно учитывая новые данные по отравлению Навального, зачем ФСБ вводить во вселенную Гоголя? ФСБ в таком контексте напрягает.
Даже Кончаловскому с его разоблачительным как бы фильмом "Дорогие товарищи!" многие критики вменяли, что героиню Юлии Высоцкой спасает КГБ-шник. Значит, и у силовиков есть душа. Людям хочется, наверное, наоборот, как в начале 1990-х думали о КГБ. Снести Дзержинского, КГБ пусть горит в аду. Чтобы черное было черным. Есть сегодня на это запрос.

- Нет, есть запрос на то, чтобы под черным написать: это черное, а это белое. Вот на что есть запрос. А это - следствие 2000-х и всей нашей великой поп-революции и всей этой индустрии, которая создала ядовитый, пластмассовый продукт, когда людей били по голове дубиной, если они пытались думать. Думать не надо, надо смеяться и хлопать в ладоши. Но все советское кино было построено на тезисе "А вы подумайте". А то кино, которое пришло вслед за ним, оно: "Не смейте думать, жрите попкорн и отдайте нам свои условные 150 рублей".

Кстати, вспомнил на эту тему прекрасный анекдот. Где-то я его читал.
"- Послушайте, как вы можете трахаться в кинотеатре? Здесь же люди, вообще-то, едят."

Где-то я прочел эту шутку. В сегодняшнем кинотеатре люди едят.

Было изменено: 12:12 04/11/2024.

Было изменено: 13:42 04/11/2024.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)