Хозяин дневника: ЛиСец всем ПиСец(С)
Дата создания поста: 6 февраля 2009, 11:48
Лада ВФТС
Все, кто интересовался отечественным автоспортом и уж тем более занимался ралли в Советском Союзе, знали что такое ВФТС.... Это слово произносилось с особым чувством..). В Вильнюсе на бывшей велосипедной фабрике было оргнанизовано производство отечественных гоночных автомобилей. Собственно по названию фабрики и стала называться машина... Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств.. получить ВАЗ-2105 ВФТС мечтали многие, но суперавтомобили Вильнюсской фабрики транспортных средств, за редким исключением, доставались только членам сборной СССР. На отдельные зарубежные гонки даже заводские гонщики ВАЗа ездили на литовских машинах.
Для школ ДОСААФ была сделана более дешевая модификация, которая получила название Лада Вихур...
Пиком расцвета Лады ВФТС стало начало восьмидесятых.... На фабрике, занимавшей
площадь около 1500 кв. м, был экспериментальный цех, свое КБ, были организованы и созданы лаборатории по испытанию двигателей и электроники. При этом коллектив всего из 50 человек строил в года до 200 гоночных машин разного уровня подготовки. Строили спортивные ВАЗ-21011 группы А с двигателем объемом 1600 куб. см, а с введением в мировом ралли группы Б
была подготовлена новая модель, полностью отвечающая требованиям регламента группы. Но наиболее успешным стал проект ВАЗ-2105 ВФТС.
На этом автомобиле нем гонщики сборной СССР несколько раз выиграли Кубок Социалистических стран в командном зачете и ряд этапов в личном. Технические возможности Лады ВФТС оценили и зарубежные пилоты - машины успешно продавались в Швецию, Норвегию, Германию. Немного машин было продано даже в Панаму и Колумбию. Конечно, основном на них выступали команды местных
импортеров вазовских машин. Но некоторые зарубежные гонщики покупали Ладу ВФТС в качестве
тренировочного автомобиля. Причиной болы то, что среди машин с таким серьезным уровнем
подготовки советская, стоившая тогда около 20 тысяч долларов, была, пожалуй, самой доступной. В музее главного конструктора Лады ВФТС, легендарного советского гонщика Стасиса Брундзы хранится Porsche 911, который одна из болгарских команд обменяла на два ВАЗ-2105 ВФТС.)) Регламент группы Б позволял изменять колею автомобиля, и сразу бросалось в глаза, что гоночная Лада была заметно шире стандартной. При постройке автомобиля широко применялись стеклопластик, алюминий и титановые сплавы. Из последних, например, были изготовлены
шатуны, тарелки пружин клапанов и каркас безопасности. Мощность 1600-кубового форсированного мотора, оснащенного двумя горизонтальными карбюраторами Weber, достигала 160 л. с.
Чтобы эффективно пепедать на колеса столь большой крутящий момент, в паре с двигателем устанавливалась спроектированная на ВФТС пятиступенчатая кулачковая коробка передач. Серьезным изменениям была подвергнута кинематика подвески. Былы установлены более мощные тормоза на всех колесах. На ВФТС планировалась постройка автомобиля и с полноприводной трансмиссией, но сделать его не успели...
В в 1989 г. FIA запретила группу Б.
В 1991 году прекратил свое существование СССР, и вместе с ним прекратила свое существование сборная СССР по автоспорту. Фабрика ВФТС была преобразована в самостоятельное предприятие ЭВА (Экспериментальный Вильнюсский Автозавод), который еще несколько лет готовил
машины на базе ВАЗ 2108. К сожалению в Литве это уже мало кому было нужно. Постепенно гоночное производство было преобразовано в группу предприятий по продаже и обслуживанию импортных автомобилей.
Но надо отметить, что спортивная программа не закончилась... Под руководством все того же Брундзы, сторятся гоночные автомобили... Обслуживаются гоночные команды...
Уникальный опыт коллектива все же используется... Пусть уже не с тем размахом..
А ЛАДА..? По прежнему не нациаональных соревнованиях в Прибалтике, прибалтийские и некоторые европейские гонщики выступают на Ладах....))
ЛАД ВФТС, на которых сегодня едут эстонцы - это современные машины, сделанные с
использованием технологии тех лет, как то укороченные рычаги, усиленный
задний мост, 5-ступенчатая кулачковая КПП, горизонтальные вебера,
максимальное облегчение, ну и характерный обвес. Стоимость новой около
20000 у. е. (Торгмашевкий вариант -скорее исключение, чем правило).
Почему быстрее едут? Да потому, что большинство эстонских ВФТС - почти 2
литра, а восьмерки - 1, 6. Опять такая резина, которая есть сейчас - не
было тогда
И еще один аспект классики в Прибалтике. ВАЗ - это самая дешевая машина,
которую можно купить за деньги, и при этом при весьма ограниченных
вложениях она весьма неплохо ездит....
Технические характеристики Автомобиля
Блок цилиндров чугунный (2106) с алюминиевой ГБЦ.
Рабочий объем 1588 см3.
Диаметр поршня 79, 5 мм, ход 80 мм.
Шатун стальной, весом 570 грамм, с прямым разъемом, длиной 136 мм.
Коленвал на подшипниках скольжения, литой, чугунный весом 10, 4 кг, диаметр шеек 50, 795 мм.
Маховик стальной, весом 4, 2 кг.
Карбюраторы WEBER 45 CDOE.
Распредвал: подъем впускного/выпускного клапана 11, 5 мм/11, 5 мм, фазы впуск 330 градусов, выпуск 320 градусов.
Диаметр впускного канала 39, 5 мм, выпускного 34, 5 мм.
Диаметр тарелки впускного клапана 41 мм, выпускного 36 мм.
Степень сжатия 11, 5 единиц.
Силовые характеристики - 160 л. с. при 7000 об/мин,
крутящий момент 164, 8 Нм при 5500 об/мин. (Имеются упоминания о машине
на которой выступал сам Стасис Брундза, развивавшей 180 л. с. при 7500
об/мин. и 182 Нм при 6000 об/мин).
Диаметр передних тормозных дисков 252, 7 мм, задние тормоза барабанные.
Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Передаточное число рулевого механизма 16, 4
Габариты машины длина 409 см, ширина 172, 5 см,
высота 140 см (варьировалась в зависимости от настроек подвески), колея
спереди/сзади 136, 5 см/132, 1 см. (варьировалась в зависимости от типа
применяемых колес)
На международные соревнования машину обували в шины Pirelli 210/595-15 или Dunlop 195/555-15.
Вес машины (в версии алюминиевыми элементами кузова) без топлива - 780 кг. Снаряженный вес со стальным кузовом 920 кг.
Главные пары 4, 3; 4, 4; 4, 77
КПП VAZ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения.
... И небольшой Постскриптум...
Лада ЭВА
Заднеприводный, среднемоторный прототип ВАЗ с 1б-клапанным турбированным двигателем.
Те, кто видел прототип в действии, говорил - и по звуку, и по езде - вылитая Lancia Stratos
От обычной восьмерки у этой машины остались лишь двери, лобовое
стекло да фары, все остальное было оригинальной конструкции, как у
лучших западных образцов, в центре пространственного каркаса
располагался 16-клапанный двигатель ВАЗ объемом 1860 см3, оснащенный
распределительным впрыском топлива и турбонаддувом мощностью 300 л. с.
Сверху все это накрывалось пластиковыми панелями оригинальной формы,
напоминавшими восьмерку. Интересно, что передняя часть пластикового
оперения имела два варианта оформления: дневной (без дополнительных
прожекторов) и ночной (с четырьмя мощными фарами), последний вариант
представлен на фото, аэродинамику этого автомобиля ВАЗ дорабатывали
специалисты Пренайского экспериментального завода ДОСААФ спортивной
авиации.
По аналогичной схеме были построены и два другие советские
автомобили: Нами 0290 88 года выпуска, оснащенный 180-сильным
карбюраторным двигателем с турбонаддувом, официально сообщалось, что
этот автомобиль изготовлен на базе ЗАЗ 1102 ТАВРИЯ, но от Таврии у него
были лишь двери и лобовое стекло. Другой автомобиль, построенный на
АЗЛК в 88 году в управлении конструкторских и экспериментальных работ -
АЗЛК 2141 КР. Машина была оснащена двигателем объемом 1995 см3, 175
л. с. с двумя карбюраторами VEBER. Интересно, что на всех
вышеперечисленных автомобилях, за исключением АЗЛК, использовался
двигатель ВАЗ 2106. Правда, от него в процессе доработки серийным
оставался лишь блок цилиндров, и то расточенный. В перспективе
конструкторы рассчитывали довести до ума эти машины, повысить мощность,
доработать трансмиссию, подвеску, оснастить машины полным приводом,
снизить массу, короче, работа шла полным ходом. Конечно, несмотря на
все усилия конструкторов, наши раллисты вряд ли могли бы бороться за
первые места, в 87 году мощность автомобилей ведущих команд мирового
чемпионата должна была приблизиться к отметке 600 л. с., а потом стать
еще выше. Но наши раллисты уже не выглядели бы бедными родственниками,
они имели бы пусть и не чемпионскую, но достойную технику, и вполне
могли бы рассчитывать на места в десятке в абсолютном зачете.
Впрочем, после запрета в 87 году автомобилей группы В все эти рассуждения потеряли смысл....
Было изменено: 11:49 06/02/2009.
Было изменено: 11:50 06/02/2009.
Было изменено: 11:51 06/02/2009.
Было изменено: 11:52 06/02/2009.
Было изменено: 11:54 06/02/2009.
Было изменено: 11:56 06/02/2009.
Было изменено: 12:00 06/02/2009.
Было изменено: 12:14 06/02/2009.
Было изменено: 12:20 06/02/2009.
Было изменено: 12:21 06/02/2009.
Было изменено: 12:37 06/02/2009.
Было изменено: 15:27 06/02/2009.
Для школ ДОСААФ была сделана более дешевая модификация, которая получила название Лада Вихур...
Пиком расцвета Лады ВФТС стало начало восьмидесятых.... На фабрике, занимавшей
площадь около 1500 кв. м, был экспериментальный цех, свое КБ, были организованы и созданы лаборатории по испытанию двигателей и электроники. При этом коллектив всего из 50 человек строил в года до 200 гоночных машин разного уровня подготовки. Строили спортивные ВАЗ-21011 группы А с двигателем объемом 1600 куб. см, а с введением в мировом ралли группы Б
была подготовлена новая модель, полностью отвечающая требованиям регламента группы. Но наиболее успешным стал проект ВАЗ-2105 ВФТС.
На этом автомобиле нем гонщики сборной СССР несколько раз выиграли Кубок Социалистических стран в командном зачете и ряд этапов в личном. Технические возможности Лады ВФТС оценили и зарубежные пилоты - машины успешно продавались в Швецию, Норвегию, Германию. Немного машин было продано даже в Панаму и Колумбию. Конечно, основном на них выступали команды местных
импортеров вазовских машин. Но некоторые зарубежные гонщики покупали Ладу ВФТС в качестве
тренировочного автомобиля. Причиной болы то, что среди машин с таким серьезным уровнем
подготовки советская, стоившая тогда около 20 тысяч долларов, была, пожалуй, самой доступной. В музее главного конструктора Лады ВФТС, легендарного советского гонщика Стасиса Брундзы хранится Porsche 911, который одна из болгарских команд обменяла на два ВАЗ-2105 ВФТС.)) Регламент группы Б позволял изменять колею автомобиля, и сразу бросалось в глаза, что гоночная Лада была заметно шире стандартной. При постройке автомобиля широко применялись стеклопластик, алюминий и титановые сплавы. Из последних, например, были изготовлены
шатуны, тарелки пружин клапанов и каркас безопасности. Мощность 1600-кубового форсированного мотора, оснащенного двумя горизонтальными карбюраторами Weber, достигала 160 л. с.
Чтобы эффективно пепедать на колеса столь большой крутящий момент, в паре с двигателем устанавливалась спроектированная на ВФТС пятиступенчатая кулачковая коробка передач. Серьезным изменениям была подвергнута кинематика подвески. Былы установлены более мощные тормоза на всех колесах. На ВФТС планировалась постройка автомобиля и с полноприводной трансмиссией, но сделать его не успели...
В в 1989 г. FIA запретила группу Б.
В 1991 году прекратил свое существование СССР, и вместе с ним прекратила свое существование сборная СССР по автоспорту. Фабрика ВФТС была преобразована в самостоятельное предприятие ЭВА (Экспериментальный Вильнюсский Автозавод), который еще несколько лет готовил
машины на базе ВАЗ 2108. К сожалению в Литве это уже мало кому было нужно. Постепенно гоночное производство было преобразовано в группу предприятий по продаже и обслуживанию импортных автомобилей.
Но надо отметить, что спортивная программа не закончилась... Под руководством все того же Брундзы, сторятся гоночные автомобили... Обслуживаются гоночные команды...
Уникальный опыт коллектива все же используется... Пусть уже не с тем размахом..
А ЛАДА..? По прежнему не нациаональных соревнованиях в Прибалтике, прибалтийские и некоторые европейские гонщики выступают на Ладах....))
ЛАД ВФТС, на которых сегодня едут эстонцы - это современные машины, сделанные с
использованием технологии тех лет, как то укороченные рычаги, усиленный
задний мост, 5-ступенчатая кулачковая КПП, горизонтальные вебера,
максимальное облегчение, ну и характерный обвес. Стоимость новой около
20000 у. е. (Торгмашевкий вариант -скорее исключение, чем правило).
Почему быстрее едут? Да потому, что большинство эстонских ВФТС - почти 2
литра, а восьмерки - 1, 6. Опять такая резина, которая есть сейчас - не
было тогда
И еще один аспект классики в Прибалтике. ВАЗ - это самая дешевая машина,
которую можно купить за деньги, и при этом при весьма ограниченных
вложениях она весьма неплохо ездит....
Технические характеристики Автомобиля
Блок цилиндров чугунный (2106) с алюминиевой ГБЦ.
Рабочий объем 1588 см3.
Диаметр поршня 79, 5 мм, ход 80 мм.
Шатун стальной, весом 570 грамм, с прямым разъемом, длиной 136 мм.
Коленвал на подшипниках скольжения, литой, чугунный весом 10, 4 кг, диаметр шеек 50, 795 мм.
Маховик стальной, весом 4, 2 кг.
Карбюраторы WEBER 45 CDOE.
Распредвал: подъем впускного/выпускного клапана 11, 5 мм/11, 5 мм, фазы впуск 330 градусов, выпуск 320 градусов.
Диаметр впускного канала 39, 5 мм, выпускного 34, 5 мм.
Диаметр тарелки впускного клапана 41 мм, выпускного 36 мм.
Степень сжатия 11, 5 единиц.
Силовые характеристики - 160 л. с. при 7000 об/мин,
крутящий момент 164, 8 Нм при 5500 об/мин. (Имеются упоминания о машине
на которой выступал сам Стасис Брундза, развивавшей 180 л. с. при 7500
об/мин. и 182 Нм при 6000 об/мин).
Диаметр передних тормозных дисков 252, 7 мм, задние тормоза барабанные.
Рулевое управление: глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
Передаточное число рулевого механизма 16, 4
Габариты машины длина 409 см, ширина 172, 5 см,
высота 140 см (варьировалась в зависимости от настроек подвески), колея
спереди/сзади 136, 5 см/132, 1 см. (варьировалась в зависимости от типа
применяемых колес)
На международные соревнования машину обували в шины Pirelli 210/595-15 или Dunlop 195/555-15.
Вес машины (в версии алюминиевыми элементами кузова) без топлива - 780 кг. Снаряженный вес со стальным кузовом 920 кг.
Главные пары 4, 3; 4, 4; 4, 77
КПП VAZ-R3 прямозубая, с кулачковыми муфтами включения.
... И небольшой Постскриптум...
Лада ЭВА
Заднеприводный, среднемоторный прототип ВАЗ с 1б-клапанным турбированным двигателем.
Те, кто видел прототип в действии, говорил - и по звуку, и по езде - вылитая Lancia Stratos
От обычной восьмерки у этой машины остались лишь двери, лобовое
стекло да фары, все остальное было оригинальной конструкции, как у
лучших западных образцов, в центре пространственного каркаса
располагался 16-клапанный двигатель ВАЗ объемом 1860 см3, оснащенный
распределительным впрыском топлива и турбонаддувом мощностью 300 л. с.
Сверху все это накрывалось пластиковыми панелями оригинальной формы,
напоминавшими восьмерку. Интересно, что передняя часть пластикового
оперения имела два варианта оформления: дневной (без дополнительных
прожекторов) и ночной (с четырьмя мощными фарами), последний вариант
представлен на фото, аэродинамику этого автомобиля ВАЗ дорабатывали
специалисты Пренайского экспериментального завода ДОСААФ спортивной
авиации.
По аналогичной схеме были построены и два другие советские
автомобили: Нами 0290 88 года выпуска, оснащенный 180-сильным
карбюраторным двигателем с турбонаддувом, официально сообщалось, что
этот автомобиль изготовлен на базе ЗАЗ 1102 ТАВРИЯ, но от Таврии у него
были лишь двери и лобовое стекло. Другой автомобиль, построенный на
АЗЛК в 88 году в управлении конструкторских и экспериментальных работ -
АЗЛК 2141 КР. Машина была оснащена двигателем объемом 1995 см3, 175
л. с. с двумя карбюраторами VEBER. Интересно, что на всех
вышеперечисленных автомобилях, за исключением АЗЛК, использовался
двигатель ВАЗ 2106. Правда, от него в процессе доработки серийным
оставался лишь блок цилиндров, и то расточенный. В перспективе
конструкторы рассчитывали довести до ума эти машины, повысить мощность,
доработать трансмиссию, подвеску, оснастить машины полным приводом,
снизить массу, короче, работа шла полным ходом. Конечно, несмотря на
все усилия конструкторов, наши раллисты вряд ли могли бы бороться за
первые места, в 87 году мощность автомобилей ведущих команд мирового
чемпионата должна была приблизиться к отметке 600 л. с., а потом стать
еще выше. Но наши раллисты уже не выглядели бы бедными родственниками,
они имели бы пусть и не чемпионскую, но достойную технику, и вполне
могли бы рассчитывать на места в десятке в абсолютном зачете.
Впрочем, после запрета в 87 году автомобилей группы В все эти рассуждения потеряли смысл....
Было изменено: 11:49 06/02/2009.
Было изменено: 11:50 06/02/2009.
Было изменено: 11:51 06/02/2009.
Было изменено: 11:52 06/02/2009.
Было изменено: 11:54 06/02/2009.
Было изменено: 11:56 06/02/2009.
Было изменено: 12:00 06/02/2009.
Было изменено: 12:14 06/02/2009.
Было изменено: 12:20 06/02/2009.
Было изменено: 12:21 06/02/2009.
Было изменено: 12:37 06/02/2009.
Было изменено: 15:27 06/02/2009.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)