Хозяин дневника: Black
Дата создания поста: 4 апреля 2009, 12:39
Музруков об ушу.
Многоликое единоборство
А когда зародилось ушу?
Это сложный вопрос. Слово "ушу" в действительности объединяет около 500 различных направлений единоборств. Еще три тысячи лет назад в древнекитайских источниках были первые упоминания об играх, имитировавших схватки разных животных и мифического великана Чию с огромным рогом на голове. Древние китайцы надевали маски с рогами, бодались, играли. Китайские историки говорят, что ушу пошло отсюда. Но понятно, что ритуальные пляски, имитирующие бои мифических героев и животных, - это еще не боевое искусство.
Скорее можно говорить о зарождении чего-то похожего на ушу в эпохи Весны и Осени (VIIIV вв. до н. э.) и Сражающихся царств (VIII вв. до н. э.). Просто в силу того что это было время постоянных междоусобных войн. Вражда способствовала бурному развитию военного дела, в том числе и боевых искусств.
Прежде всего началось развитие холодного оружия - мечей, а также палок, булав и прочего. А поскольку Китай - страна очень интенсивной культуры, то что бы там ни зарождалось, будь то письменность или медицина, оно сразу получало теоретическую базу. Письменность породила каллиграфию, и написание иероглифов наполнилось художественным смыслом: один начал символизировать полет феникса, другой - что-то еще. Медицина стала восприниматься как приведение человека в соответствие с пульсацией Вселенной, устранение энергетического дисбаланса. И так происходило с абсолютно любым явлением. Даже традиционная сучжоусская вышивка шелком в Китае несет философский компонент - хотя бы потому, что вышивать полотно зачастую начинал прадед, а заканчивал после его смерти правнук. А когда, начиная работу, знаешь, что плоды своих трудов тебе увидеть не суждено, поневоле будешь воспринимать то, что ты делаешь, философски. С одной стороны, для тебя это некое абстрактное измерение, с другой - очень приземленное и конкретное. Это совершенно по-китайски.
Принято считать, что ушу появилось в древних буддистских монастырях.
Это неправда. Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Ушу - это вообще-то современное название. Раньше его называли уи, гунфу, цзюньлянь. Цзюньлянь - это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде.
Откуда взялось убеждение, что ушу - это прежде всего монахи, Шаолинь и тому подобное? Просто в те далекие и жесshy; токие времена альтернативные направления ушу могли выжить только в монастырях. Кроме того, монахи не имели права носить оружие - буддистский монах не должен был проливать кровь. Поэтому у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты без применения оружия, учились биться голыми руками или посохом. В этом и заключается роль монастырей в развитии ушу.
Но ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии. И это совершенно разные вещи.
Исторически в Китае ушу не было каким-то элитарным искусством. С ним так или иначе соприкасались практически все китайцы - от простых крестьян, составлявших абсолютное большинство населения, до людей, оказавшихся в различных социальных изолятах вроде армии или монастыря. Были в истории Китая и периоды, особенно наглядно демонстрирующие массовость и народность ушу. Яркий пример - восстание ихэтуаней или "боксеров". Тогда все от мала до велика занимались ушу: крестьяне, ремесленники, торговцы. Националистические силы, опираясь на самые широкие слои населения, сопротивлялись иностранной интервенции: Китай в то время был оккупирован аж восемью государствами. И ушу тогда было мощным этноинтегрирующим фактором.
Как же тогда можно говорить о каких-то школах ушу, если его практиковали в каждой деревне?
Да никак нельзя. Школа - это мастер. Сколько мастеров, столько и школ. А учитывая, что ханьских китайцев никогда не было меньше нескольких сотен тысяч человек и жили они на огромной территории, можете себе представить, сколько там было разных школ.
До смешного доходит, когда люди находятся в плену этих стереотипов. Я встречал таких, которые заявляли: "Мы исповедуем стиль традиционного шаолиньского кулака учителя Ши Янгуя". Выражается это в том, что при ударе рукой они как-то странно загибают средний палец. Я спрашиваю: "Ты чего так палец оттопыриваешь?" - "Мой учитель так его держал!" Я посмотрел видеозапись и понял: у учителя просто не было одной фаланги на среднем пальце, и он не мог нормально сжать кулак. Вот вам и "стиль традиционного шаолиньского кулака"! И так сплошь и рядом. Нет одинаковых людей. Один высокий, другой низкий. У одного учителя нет фаланги на правой руке, у другого артроз левого бедshy; ра, и он может драться только руками. Вот вам и разные школы!
Да и люди в ушу разные приходят. Кто-то посмотрел фильм с Джеки Чаном и подумал: "Ну все, я - монах".
Пошел обрил голову, купил костюм, надел тапочки и пришел в зал тренироваться. У меня в школе была такая бригада "монахов". Особенно забавно это наблюдать, уже побывав в Шаолине и посмотрев, как там все устроено. Вот Шаолиньский монастырь, святая святых, куда уж традиционнее, казалось бы. И что? Ученики там ходят с мобильными телефонами, в кроссовках Adidas. Вы скажете: и это - монахи? А все, времена изменились, и ушу изменилось вместе с ними. Монастырь теперь заточен под туристов, зарабатывает на них деньги, и монахов там уже, считай, не осталось. (с)
Было изменено: 12:40 04/04/2009.
А когда зародилось ушу?
Это сложный вопрос. Слово "ушу" в действительности объединяет около 500 различных направлений единоборств. Еще три тысячи лет назад в древнекитайских источниках были первые упоминания об играх, имитировавших схватки разных животных и мифического великана Чию с огромным рогом на голове. Древние китайцы надевали маски с рогами, бодались, играли. Китайские историки говорят, что ушу пошло отсюда. Но понятно, что ритуальные пляски, имитирующие бои мифических героев и животных, - это еще не боевое искусство.
Скорее можно говорить о зарождении чего-то похожего на ушу в эпохи Весны и Осени (VIIIV вв. до н. э.) и Сражающихся царств (VIII вв. до н. э.). Просто в силу того что это было время постоянных междоусобных войн. Вражда способствовала бурному развитию военного дела, в том числе и боевых искусств.
Прежде всего началось развитие холодного оружия - мечей, а также палок, булав и прочего. А поскольку Китай - страна очень интенсивной культуры, то что бы там ни зарождалось, будь то письменность или медицина, оно сразу получало теоретическую базу. Письменность породила каллиграфию, и написание иероглифов наполнилось художественным смыслом: один начал символизировать полет феникса, другой - что-то еще. Медицина стала восприниматься как приведение человека в соответствие с пульсацией Вселенной, устранение энергетического дисбаланса. И так происходило с абсолютно любым явлением. Даже традиционная сучжоусская вышивка шелком в Китае несет философский компонент - хотя бы потому, что вышивать полотно зачастую начинал прадед, а заканчивал после его смерти правнук. А когда, начиная работу, знаешь, что плоды своих трудов тебе увидеть не суждено, поневоле будешь воспринимать то, что ты делаешь, философски. С одной стороны, для тебя это некое абстрактное измерение, с другой - очень приземленное и конкретное. Это совершенно по-китайски.
Принято считать, что ушу появилось в древних буддистских монастырях.
Это неправда. Наиболее широкий пласт ушу, конечно, военный. Ушу - это вообще-то современное название. Раньше его называли уи, гунфу, цзюньлянь. Цзюньлянь - это военная тренировка. Любой солдат должен был этим заниматься. Государство выделяло средства на обучение своей армии, готовя солдат-профессионалов. Поэтому ушу первоначально развивалось именно в воинской среде.
Откуда взялось убеждение, что ушу - это прежде всего монахи, Шаолинь и тому подобное? Просто в те далекие и жесshy; токие времена альтернативные направления ушу могли выжить только в монастырях. Кроме того, монахи не имели права носить оружие - буддистский монах не должен был проливать кровь. Поэтому у себя в монастырях они развивали навыки самозащиты без применения оружия, учились биться голыми руками или посохом. В этом и заключается роль монастырей в развитии ушу.
Но ушу было разное. Было солдатское, было монастырское, было императорское. И было народное ушу, которым занимались в деревнях, - самое что ни на есть боевое искусство безо всякой философии. И это совершенно разные вещи.
Исторически в Китае ушу не было каким-то элитарным искусством. С ним так или иначе соприкасались практически все китайцы - от простых крестьян, составлявших абсолютное большинство населения, до людей, оказавшихся в различных социальных изолятах вроде армии или монастыря. Были в истории Китая и периоды, особенно наглядно демонстрирующие массовость и народность ушу. Яркий пример - восстание ихэтуаней или "боксеров". Тогда все от мала до велика занимались ушу: крестьяне, ремесленники, торговцы. Националистические силы, опираясь на самые широкие слои населения, сопротивлялись иностранной интервенции: Китай в то время был оккупирован аж восемью государствами. И ушу тогда было мощным этноинтегрирующим фактором.
Как же тогда можно говорить о каких-то школах ушу, если его практиковали в каждой деревне?
Да никак нельзя. Школа - это мастер. Сколько мастеров, столько и школ. А учитывая, что ханьских китайцев никогда не было меньше нескольких сотен тысяч человек и жили они на огромной территории, можете себе представить, сколько там было разных школ.
До смешного доходит, когда люди находятся в плену этих стереотипов. Я встречал таких, которые заявляли: "Мы исповедуем стиль традиционного шаолиньского кулака учителя Ши Янгуя". Выражается это в том, что при ударе рукой они как-то странно загибают средний палец. Я спрашиваю: "Ты чего так палец оттопыриваешь?" - "Мой учитель так его держал!" Я посмотрел видеозапись и понял: у учителя просто не было одной фаланги на среднем пальце, и он не мог нормально сжать кулак. Вот вам и "стиль традиционного шаолиньского кулака"! И так сплошь и рядом. Нет одинаковых людей. Один высокий, другой низкий. У одного учителя нет фаланги на правой руке, у другого артроз левого бедshy; ра, и он может драться только руками. Вот вам и разные школы!
Да и люди в ушу разные приходят. Кто-то посмотрел фильм с Джеки Чаном и подумал: "Ну все, я - монах".
Пошел обрил голову, купил костюм, надел тапочки и пришел в зал тренироваться. У меня в школе была такая бригада "монахов". Особенно забавно это наблюдать, уже побывав в Шаолине и посмотрев, как там все устроено. Вот Шаолиньский монастырь, святая святых, куда уж традиционнее, казалось бы. И что? Ученики там ходят с мобильными телефонами, в кроссовках Adidas. Вы скажете: и это - монахи? А все, времена изменились, и ушу изменилось вместе с ними. Монастырь теперь заточен под туристов, зарабатывает на них деньги, и монахов там уже, считай, не осталось. (с)
Было изменено: 12:40 04/04/2009.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)