Хозяйка дневника: ya-lida
Дата создания поста: 22 октября 2009, 02:23
Истины...
Когда вы станете старше, вы поймете, что в мире можно хоть как-нибудь жить только при одном непременном условии: надо понять, что эгоизм - это естественное свойство человека. Вы требуете бескорыстия от других, но это ведь чудовищная претензия: вы хотите, чтобы они пожертвовали своими желаниями ради ваших. С какой стати? Когда вы примиритесь с мыслью, что каждый живет только для себя, вы будете куда снисходительнее к своим ближним. Они перестанут обманывать ваши надежды, и вы начнете относиться к ним куда милосерднее. Люди стремятся в жизни только к одному - к наслаждению.
- Вы встали на дыбы, как перепуганный жеребец, потому что я произнес слово, которое ваша христианская догма сделала бранным. У вас твердая шкала ценностей, и наслаждение находится в самом низу. Вы испытываете легкую дрожь самодовольства, говоря о долге, милосердии и правдолюбии. Вы считаете, что наслаждение бывает только чувственным; жалкие рабы, которые создали вашу мораль, презирали радость - она ведь была им так мало доступна! Вы бы не перепугались, если бы я заговорил не о наслаждении, а о счастье: это слово вас оскорбляет меньше, и ваши мысли, отдаляясь от Эпикурова стойла, вступают в его сады. Но я буду говорить о наслаждении, потому что вижу, как люди к нему стремятся, и не заметил, чтобы они стремились к счастью. Наслаждение - вот изнанка каждой из ваших добродетелей. Человек совершает тот или иной поступок потому, что ему от этого хорошо, а если от этого хорошо и другим людям, человека считают добродетельным; если ему приятно подавать милостыню, его считают милосердным; если ему приятно помогать другим, он - благотворитель; если ему приятно отдавать силы обществу, он - полезный член его; но вы ведь даете два пенса нищему для своего личного удовлетворения, так же как я для своего личного удовлетворения пью виски с содовой. Но я не такой лицемер, как вы, а потому не хвалю себя за это и не требую, чтобы вы мной восхищались.
- Но разве вы никогда не видели людей, которые делали то, чего им не хочется?
- Нет. Вы по-дурацки ставите вопрос. Вы хотите сказать, что бывают люди, которые предпочитают временное огорчение мимолетному удовольствию. Возражение так же бессмысленно, как и сама постановка вопроса. Люди предпочитают временное огорчение мимолетному удовольствию только потому, что ждут куда большего удовольствия в будущем. Часто это удовольствие бывает только кажущимся, но неверный расчет отнюдь не опровергает общего правила. Вы удивлены потому, что никак не можете избавиться от представления, будто удовольствия могут быть только чувственными, но, дитя мое, человек отдает свою жизнь за родину только потому, что ему это нравится, так же как он ест кислую капусту потому, что она ему нравится. Это закон природы. Если бы люди предпочитали страдание наслаждению, род человеческий давно бы вымер
- Вы встали на дыбы, как перепуганный жеребец, потому что я произнес слово, которое ваша христианская догма сделала бранным. У вас твердая шкала ценностей, и наслаждение находится в самом низу. Вы испытываете легкую дрожь самодовольства, говоря о долге, милосердии и правдолюбии. Вы считаете, что наслаждение бывает только чувственным; жалкие рабы, которые создали вашу мораль, презирали радость - она ведь была им так мало доступна! Вы бы не перепугались, если бы я заговорил не о наслаждении, а о счастье: это слово вас оскорбляет меньше, и ваши мысли, отдаляясь от Эпикурова стойла, вступают в его сады. Но я буду говорить о наслаждении, потому что вижу, как люди к нему стремятся, и не заметил, чтобы они стремились к счастью. Наслаждение - вот изнанка каждой из ваших добродетелей. Человек совершает тот или иной поступок потому, что ему от этого хорошо, а если от этого хорошо и другим людям, человека считают добродетельным; если ему приятно подавать милостыню, его считают милосердным; если ему приятно помогать другим, он - благотворитель; если ему приятно отдавать силы обществу, он - полезный член его; но вы ведь даете два пенса нищему для своего личного удовлетворения, так же как я для своего личного удовлетворения пью виски с содовой. Но я не такой лицемер, как вы, а потому не хвалю себя за это и не требую, чтобы вы мной восхищались.
- Но разве вы никогда не видели людей, которые делали то, чего им не хочется?
- Нет. Вы по-дурацки ставите вопрос. Вы хотите сказать, что бывают люди, которые предпочитают временное огорчение мимолетному удовольствию. Возражение так же бессмысленно, как и сама постановка вопроса. Люди предпочитают временное огорчение мимолетному удовольствию только потому, что ждут куда большего удовольствия в будущем. Часто это удовольствие бывает только кажущимся, но неверный расчет отнюдь не опровергает общего правила. Вы удивлены потому, что никак не можете избавиться от представления, будто удовольствия могут быть только чувственными, но, дитя мое, человек отдает свою жизнь за родину только потому, что ему это нравится, так же как он ест кислую капусту потому, что она ему нравится. Это закон природы. Если бы люди предпочитали страдание наслаждению, род человеческий давно бы вымер
Комментарии:
Germanoid
О логике
О логике
Ваша логика безупречна, дружище, но логика перемалывает то, что под неё подкладывают, и базируется на предпосылках(аксиомах), часто неосознаваемых. Измените базовый набор предпосылок, и при той же самой логике получите иные результаты. Пример с Эвклидом и Лобачевским слишком хрестоматиен, чтоб долго об этом рассуждать. В приведённом рассуждении просматриваются всего две таких аксиомы:
1. Всё, к чему стремится нормальный человек, редуцируемо к наслаждению, и все, кто утверждает о себе и других иное, лгут или ошибаются.
2. Я знаю людей насквозь, и мои оценки безошибочны, потому что верны.
Вы свободны верить в эти аксиомы, но какого чёрта вы требуете, чтобы в них верили все остальные?
1. Всё, к чему стремится нормальный человек, редуцируемо к наслаждению, и все, кто утверждает о себе и других иное, лгут или ошибаются.
2. Я знаю людей насквозь, и мои оценки безошибочны, потому что верны.
Вы свободны верить в эти аксиомы, но какого чёрта вы требуете, чтобы в них верили все остальные?
ya-lida
А я и не требую...
А я и не требую...
Я цитирую Моэма. Он мне нравится)))
Каждый имеет право на собственное мнение, главное чтоб его манера жить не мешала другим и никто от неё не страдал. Живи в гармонии с окружающим миром и всё будет хорошо. А большинство людей мыслят стереотипами, которые навязывают инокомыслящим, убивая в них любое проявление свободы мысли.
Я за здоровый диалог и всегда готова признать неправоту вообще или в кокай-то определённой ситуации. Всегда имеются исключения))))
Каждый имеет право на собственное мнение, главное чтоб его манера жить не мешала другим и никто от неё не страдал. Живи в гармонии с окружающим миром и всё будет хорошо. А большинство людей мыслят стереотипами, которые навязывают инокомыслящим, убивая в них любое проявление свободы мысли.
Я за здоровый диалог и всегда готова признать неправоту вообще или в кокай-то определённой ситуации. Всегда имеются исключения))))
Germanoid
Die Gedanken sind frei
Die Gedanken sind frei
Если Вашей мысли возможно что-то навязать - она несостоятельна как мысль, и её свобода ничего не стоит.
"Каждый имеет право на собственное мнение, главное чтоб его манера жить не мешала другим и никто от неё не страдал. Живи в гармонии с окружающим миром и всё будет хорошо" - эту сентенцию можно с хорошим основанием тоже рассматривать как стереотип, притом избитый, оспорить его не составляет труда. Например: Обожаю, когда моя манера жить мешает кому-то делать гадости. Если у меня есть на свете враги, нехай страдают, мне не жалко. Зачем мне жить в гармонии с окружающим миром, если я не наблюдаю в нём гармонии и изменяю его в меру сил и возможностей?
"Каждый имеет право на собственное мнение, главное чтоб его манера жить не мешала другим и никто от неё не страдал. Живи в гармонии с окружающим миром и всё будет хорошо" - эту сентенцию можно с хорошим основанием тоже рассматривать как стереотип, притом избитый, оспорить его не составляет труда. Например: Обожаю, когда моя манера жить мешает кому-то делать гадости. Если у меня есть на свете враги, нехай страдают, мне не жалко. Зачем мне жить в гармонии с окружающим миром, если я не наблюдаю в нём гармонии и изменяю его в меру сил и возможностей?
ya-lida
идеи...
идеи...
Боюсь я не совсем улавливаю вашу мысль. И соответственно неспособна на спор, возможно от недостатка ума, никто от этого не застрахован.
Вы не то что бы противоречите мне, вы просто изворачиваете всё в удобное вам положение. Я никому ничего не навязываю, и допускаю, что мне возможно "что-то навязывать"- учиться никогда не поздно... Конечно возможно лучше быть упёртым бараном и быть ВСЕГДА уверенным в своей правоте. Я долго училась признавать свою неправоту, хоть иногда
Вы не то что бы противоречите мне, вы просто изворачиваете всё в удобное вам положение. Я никому ничего не навязываю, и допускаю, что мне возможно "что-то навязывать"- учиться никогда не поздно... Конечно возможно лучше быть упёртым бараном и быть ВСЕГДА уверенным в своей правоте. Я долго училась признавать свою неправоту, хоть иногда
Germanoid
Мысль и недомыслие
Мысль и недомыслие
Я не читал Моэма и не представляю даже, авторскую позицию Вы процитировали или речь персонажа (вообще, неплохо бы со ссылками цитировать и кавычки не забывать :-))
Я о том, что приведённое рассуждение - софистика, рассчитаннная на недомыслие читателя, и как раз таки представляет собой попытку сбить с толку, запутать и навязать весьма малосимпатичную точку зрения на мир и жизнь. (Мир и жизнь вообще не сводимы на что-нибудь одно, тем более на такую простую и пошлую вещь, как удовольствие. Истории известны попытки и более остроумных теорий "однониточного" типа, пытавшихся всё на свете объяснить то уровнем производства, то расовой доминантой, то уровнем либидо... Все эти попытки приводили к одному - засилью агрессивной тупости)
Я о том, что мысль, коли она дана в каком-либо уме, свободна по определению, и с её свободой никто ничего сделать не в силах. Можно и нужно ограничивать свободу поступков; можно и нужно ограничивать свободу высказываний; свободу мысли ограничить никаким образом невозможно, разве только это делает сам мыслящий, не умея или не разрешая себе, в силу психологических причин, выдержать мысль до конца и попадая тем самым на не-до-мыслие.
Я о том, что трезвому уму, сознавшему свои аксиомы и владеющему элементарной логикой, никаких стереотипов навязать не возможно. Убедить в ходе честного, без передёргиваний, диалога - возможно, а навязать - нет.
Я о том, наконец, что всякому, претендующему на романтическое звание "инакомыслящий" необходимо сперва стать мыслящим - "инако" придёт само, если это неизбежно; и о том, что стереотип - всего лишь устоявшаяся форма, которая совсем необязательно дурна: над иными стереотипами невредно и задуматься всерьёз.
Я о том, что приведённое рассуждение - софистика, рассчитаннная на недомыслие читателя, и как раз таки представляет собой попытку сбить с толку, запутать и навязать весьма малосимпатичную точку зрения на мир и жизнь. (Мир и жизнь вообще не сводимы на что-нибудь одно, тем более на такую простую и пошлую вещь, как удовольствие. Истории известны попытки и более остроумных теорий "однониточного" типа, пытавшихся всё на свете объяснить то уровнем производства, то расовой доминантой, то уровнем либидо... Все эти попытки приводили к одному - засилью агрессивной тупости)
Я о том, что мысль, коли она дана в каком-либо уме, свободна по определению, и с её свободой никто ничего сделать не в силах. Можно и нужно ограничивать свободу поступков; можно и нужно ограничивать свободу высказываний; свободу мысли ограничить никаким образом невозможно, разве только это делает сам мыслящий, не умея или не разрешая себе, в силу психологических причин, выдержать мысль до конца и попадая тем самым на не-до-мыслие.
Я о том, что трезвому уму, сознавшему свои аксиомы и владеющему элементарной логикой, никаких стереотипов навязать не возможно. Убедить в ходе честного, без передёргиваний, диалога - возможно, а навязать - нет.
Я о том, наконец, что всякому, претендующему на романтическое звание "инакомыслящий" необходимо сперва стать мыслящим - "инако" придёт само, если это неизбежно; и о том, что стереотип - всего лишь устоявшаяся форма, которая совсем необязательно дурна: над иными стереотипами невредно и задуматься всерьёз.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)