Хозяин дневника: petrovich  

Дата создания поста: 15 ноября 2009, 05:26

Ко всем записям блога

Таки почему евреи проводят Суккот в шалашах?

... как любил говорить мой сосед дядя Жора... он одессит обрусевший... ну так вот он любил спрашивать: Вы таки видели когда -нибудь еврея, работающего дворником? и говорить: шоб я так жил! и вспоминал часто за райские кущи... а вы не знаете шо это такое? тагда вам сюда - их у нас есть!

От жажды погибая, босиком бредут в пустыне баба с мужиком.
Того гляди пробьет их смертный час, Как вдруг мужик находит ананас...
и женщине вручает (пусть напьется) А та, ему за это... отдается....
Но вот вопрос! Попробуй-ка пойми, Какой национальности они?....
Смогли ответить (вот такой конфуз)
Лишь англичанин, русский и француз.
Англичанин:
Одно я знаю точно - Who is man! - Английский несомненно джентльмен!
Ведь только джентльмен в тяжелый час Мог женщине отдать свой ананас!
Француз:
О мужике судить я не берусь, Но женщина Француженка! Клянусь!
Она и лишь она способна враз, Отдаться за паршивый ананас!
Русский:
Кто женщина не знаю, суть не в ней. Мужчина ж - стопроцентно был еврей!
Ну кто еще, спросить позвольте вас, Найти в пустыне сможет ананас??!!!

***
Своим названием осенний праздник Суккот обязан заповеди строить суккот ("кущи")- спецшалаши, куда евреи должны переселяться на время праздника. Согласно Торе, эти шалаши должны были служить напоминанием о странствиях народа по пустыне после Исхода из Египта, когда за неимением постоянных жилищ евреи вынуждены были ютиться во времянках из веток и листьев: "В кущах живите семь дней; всякий туземец и израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш" (Лев 23:42-43). Однако, как водится, одного объяснения, даже столь авторитетного, евреям показалось мало, и на протяжении веков они настойчиво искали дополнительные причины тому, что 15 тишрея им следует покидать привычные жилища и на неделю переселяться в шалаши. Эти длительные интеллектуальные усилия не пропали втуне. Благодаря им у нас - помимо библейского - есть еще как минимум пять толкований заповеди о кущах.
Первое из них в I веке до н. э. предложил в своем сочинении "О частных законах" знаменитый Филон Александрийский, первый еврейский мыслитель, предпринявший попытку прочесть Тору сквозь призму греческой философии. По его мнению, пожив неделю в шалаше, напоминающем о тяготах скитания по пустыне, еврей должен наглядно почувствовать, насколько его жизнь с тех пор изменилась к лучшему. В результате он станет гораздо больше ценить то, что имеет, а кроме того его сердце переполнится благодарностью к Всевышнему, давшему ему столько благ по сравнению с бедствиями "поколения пустыни".
Второе объяснение предложил внук прославленного комментатора Раши р. Шмуэль бен Меир (Рашбам), живший в XII веке во Франции. Он обратил внимание на то, что Суккот празднуют вскоре после окончания сбора урожая ("Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего", Втор 16:13), т. е. в тот момент, когда земледелец достигает наивысшего благосостояния. В этот момент, полагал Рашбам, у человека может возникнуть ошибочное мнение, будто "моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие" (Втор 8:17). Чтобы подобных иллюзий не возникало, Бог повелел именно в этот момент оставить дома, полные всякого добра, и переселиться в шалаши, напоминающие о пребывании в пустыне, когда единственной пищей евреям служила манна небесная. Благодаря этому еврей всегда будет знать, кому он на самом деле обязан всем, что имеет: "Чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство" (Втор 8:18).
Насколько известно, Маймонид (XII век, Испания-Египет) никогда не слышал о своем земляке Филоне Александрийском. Но поскольку оба читали одних и тех же греческих философов, ход их мыслей нередко совпадал. Так произошло и в вопросе о кущах. По мнению Маймонида, пребывание в сукке должно "напоминать о днях бедствия в дни процветания". В своих последующих рассуждениях философ вторил не только Филону, но и Рашбаму: память о бедствиях должна не только пробудить желание "непрестанно благодарить Всевышнего", но и подтолкнуть человека "вести скромную и смиренную жизнь" (Путеводитель заблудших, 3:43).

Все названные мыслители отталкивались в своих рассуждениях от тех или иных библейских стихов. Испанский раввин XV века Ицхак Абоаб в своем сочинении Менорат га-маор ("Светильник") в качестве отправной точки использовал слова Талмуда: "[в праздник Суккот следует] переселиться из постоянного жилища во временное" (Сукка 2а). По мнению Абоаба, это должно служить напоминанием о том, что не следует полагаться на стены своего дома, даже если он полон сокровищ, или на помощь человека из плоти и крови, даже если тот - правитель всей страны, но следует "положиться лишь на того, что вызвал мир из небытия, ибо только Он действительно могуч, верен своему слову и всегда исполняет то, что обещал".
Наконец, в XIX веке отец германской неоортодоксии р. Шимшон Рафаэль Гирш увидел в сукке символ всеобщего братства. Он полагал, что шалаш, в котором еврей пребывает в течение праздника, должен напоминать слова субботней и праздничной молитвы: "Раскинь над нами шатер (сукка) милосердия, благополучия, жизни и мира", - и символизировать "мир и братство, которые опираются не на экономические или политические интересы, но на общую веру в Бога" ("Хорев, или Этюды об обязанностях Израиля в диаспоре"). Кстати, при всей неожиданности это объяснение вполне соответствует традиционному дискурсу: пока существовал Храм, в течение праздника Суккот там приносили семьдесят праздничных жертв, которые принято считать жертвоприношениями за народы мира (каковых, согласно традиции, именно семьдесят).
И уже в наши дни упомянутый выше профессор Давид Голинкин, ведущий галахический авторитет консервативного иудаизма, предложил еще одно объяснение заповеди жить в сукке: пребывание в ветхом шалаше, открытом солнцу и всем ветрам, должно напомнить нам о том, что в мире есть еще много людей, чей уровень жизни гораздо ниже нашего, и, следовательно, побудить нас больше и охотнее жертвовать на помощь нуждающимся.

Одним словом, объяснений, зачем надо сидеть в сукке, в еврейской традиции предостаточно. Хотя, на мой взгляд, по крайней мере в Израиле эту заповедь вполне можно исполнять без всяких философий, а просто ради нее самой. В Суккот здесь уже не жарко, однако еще не холодно и почти никогда не бывает дождей. Поэтому в шалаше может оказаться гораздо приятнее, чем в душной, прокалившейся за лето квартире...
***
... я вот что подумал: ну ведь умеют же жить оне... ну ни как все... ну не хуже ведь? а почему уних Новый год в сентябре? Шо вы не знаете? ну тада вам снова сюда...)))

Когда заходит речь о Рош га-шана, или Новолетии, на ум обычно приходят раскаяние, суд и другие серьезные вещи: "В четыре момента времени мир судим. В Рош га-шана все люди мира проходят перед Ним словно ягнята как сказано: Создает сердца их разом, вникает во все их дела" (Пс 33:15). Но сейчас мы попробуем взглянуть на этот праздник под другим углом.
Как учит еврейская традиция, 1 тишрея, когда евреи празднуют Новолетие, Бог завершил Сотворение мира, начатое в конце месяца элуль. В этот день Он создал "зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их", а также того, ради кого, собственно, и был затеян весь этот грандиозный шестидневный проект: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт 1:26).
Интересно сравнить этот библейский рассказ с представлениями о сотворении человека других народов древнего Ближнего Востока. Согласно вавилоно-аккадскому эпосу - бог Мардук принял решение создать людей, дабы избавить богов от необходимости тяжко трудиться:
Кровь соберу я, скреплю костями,
Создам существо, назову человеком.
Воистину я сотворю человеков.
Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули.
Божьи пути изменю и улучшу.

Такой же точки зрения придерживались древние шумеры. Согласно их мифологии, первоначально о пропитании бессмертных заботились двое богов: дева Ашнан, занимавшаяся земледелием, и ее брат, пастух Лахар. Однако со временем племя великих богов и подвластных им ануннаков слишком умножилось, и тогда боги обратились к премудрому Энки, чтобы он создал помощников заботливой паре, поставляющей пропитание бессмертным:
Встань же, сын мой, со своего ложа, поднимись,
Покажи свою искусность и мудрость,
Создай нечто, что богов заменит,
Пусть оставят свои корзины!

После нескольких неудачных попыток Энки удалось справиться с этой задачей. Так возникли люди, которые должны были служить великой семье богов и богинь и помогать божественной деве Ашнан и ее брату Лахару доставлять в храмы пищу и питье (или, проще говоря, совершать жертвоприношения).
Такого же мнения об обязанностях людей в отношении богов придерживался и грек Гесиод! Ссылки Запрещены!/w/weresaew_w_w/text_0300. shtml">По его словам, люди серебряного века возгордились и перестали совершать положенные жертвоприношения, и за это были уничтожены Зевсом:
Жили лишь малое время, на беды себя обрекая
Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах
Были они воздержаться, бессмертным служить не желали,
Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам,
Как по обычаю людям положено. Их под землею
Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди
Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим.

Совершенно иную картину рисует Писание. Сотворив человека, Бог отдает ему в пользование все мироздание:
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт 1:28).

И при этом решительно ничего не требует взамен: ни молитв, ни славословий, ни жертвоприношений.
О жертвоприношениях, пожалуй, стоит сказать особо. Жертвы Всевышнему приносили и Каин с Авелем, и Ной, и праотцы. Однако каждый раз это происходило сугубо добровольно, по инициативе снизу: "Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их" (Быт 4:3); "И устроил Ной жертвенник Господу" (Быт 8:20); "И он устроил там жертвенник и призвал имя Господа" (Быт 26:25). Лишь накануне Исхода Всевышний впервые повелел евреям принести в жертву агнца и пометить его кровью косяки своих домов. И только после дарования Торы был установлен порядок обязательных регулярных жертвоприношений. Так что поневоле соглашаешься с Маймонидом, который считал, что в принципе Бог вовсе не нуждался в жертвах и допускал их только потому, что в то время люди, в силу низкого уровня развития, не представляли себе религии без жертвоприношений.
Разумеется, существует целый ряд теологических и философских объяснений, почему Бог проявил такую щедрость к Адаму и Еве. Но можно также объяснить все очень просто: поскольку первые люди были сотворены 1 тишрея, в этот день у них был первый в их жизни день рождения. А на день рождения принято делать подарки, совершенно бескорыстно. Вот Всевышний и поступил в полном соответствии с обычаем.
Таким образом, в Рош га-шана евреи, среди прочего, празднуют "коллективный день рождения" всего человечества. И это, на наш взгляд, позволяет ответить на вопрос, над которым ломали голову поколения еврейских мыслителей: если Новолетие - день Суда, то почему же мы в этот день радуемся, веселимся и устраиваем праздничные трапезы? Когда же еще праздновать и веселиться, как не в собственный день рождения?
Кстати, следует помнить, что хотя Рош га-Шана - праздник еврейский, свой день рождения отмечает все человечество, поскольку все люди, согласно Торе, произошли от сотворенного 1 тишрея Адама. Поскольку Бог заповедовал людям "плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю", было бы логично создать сразу много пар. Однако, согласно Талмуду, Всевышний сознательно начал с одного человека (Ева была сотворена в тот же день, но несколько позже) - "дабы никто не мог сказать, что мой предок выше твоего предка; и чтобы научить, что тот, кто уничтожил одну душу - как будто уничтожил весь мир" (Сангедрин 37а).
Впрочем, поскольку законы Новолетия устанавливали евреи, "всеобщий день рождения" получился не обычным, а двойным. Связано это с тем, что во времена Второго Храма и Мишны постоянного календаря не существовало, и решение, какой день считать началом нового месяца, принимал еврейский суд на основании показаний двух свидетелей, видевших на небе молодой месяц. После захода солнца на исходе 29 дня месяца наблюдатели следили, появится ли новая луна. Если два или более человека вместе видели над Землей Израиля новую луну, они шли в Сангедрин, где их подробно расспрашивали, что именно они видели: "Какой ты видел луну - впереди солнца или сзади от солнца? К северу от него или к югу от него? Насколько высоко месяц стоял и в какую сторону был наклонен? И насколько был он широк?" (Мишна Рош га-шана 2:6). И если справедливость показаний подтверждалась, Сангедрин объявлял, что предыдущий месяц состоял из 29 дней, новый месяц освящен, а текущий день - это первый день нового месяца. Если же на тридцатый день новой луны еще никто не видел, это означало, что месяц полный и состоит из 30 дней, и тридцать первый день, независимо от наблюдений, объявлялся в таком случае первым днем нового месяца.
Новолетие - единственный праздник, выпадающий на первый день месяца. А поскольку невозможно было заранее угадать, когда свидетели увидят луну и, соответственно, какой день, тридцатый или тридцать первый от начала предыдущего месяца, станет 1 тишрея, мудрецы на всякий случай объявили праздничными оба этих дня. И в результате Новолетие оказалось единственным праздником, который отмечают два дня не только в диаспоре, но и в Земле Израиля.
Впрочем, если верить Торе, то в Новолетие мы празднуем день рождения очень и очень достойного именинника, которого Бог сотворил "по образу Своему" (Быт 1:27) и который, согласно Талмуду, имеет полное право сказать: "Весь этот мир был создан для меня" (Сангедрин 37а). А по такому поводу не грех повеселиться и на протяжении двух дней.


Комментарии: всем добрый день. к сожалению нам ничего не получится добавить относительно почему новый год празднуется в сентябре. Но могу рассказать некоторые вещи затронутые в этой статье. Попробуйте заменить слово Бог на слово Любовь (источник любви) и многое станет на свои места. Человек создан по подобию Божьему. Речь идет о том, что у человека существует множество желаний и все они связаны с материальным миром, кроме желания любить, верить, надеяться. Так вот когда речь идет о подобии божьем, то говориться о том что человек может любить. Когда человек умирает, есть два варианта, либо он умирает с любовью в сердце, либо без. Если без любви, то просто наступает смерть. Если с любовью, то происходит маленькое чудо, источник любви выталкивает душу человека из тела и факта сметри не происходит. Относительно желаний человека. Если вам например захотелось купить домой красивые шторы и вы удовлетворили свое желание, то формально вы совершили грех, так как удовлетворив свое желание - душа прикаснулась к материальному миру и стала его заложником. Но вот если вы покупаете красивые шторы для того что бы создать для своих близких домашний уют, то вы излучаете в материальный мир источник любви - изменяя его - то есть покупая шторы, изготовляя их и так далее. То есть вы становитесь инструментом в руках Бога и приближаете царствие его, цели и планы которые он ставил изначально. Ведь живая природа вокруг нас создана им, и материальный мир - дома, заводы, общество, все это создано источником любви и являет собой живую природу, а не живую, как принято считать. Зачатие ребенка если оно носит случайный характер, то евляет собой грех. Если же вы вынуждены были заниматься сексом для того что бы зачать ребенка, которого вы хотите любить, заботиться о нем, воспитывать, то это не может считаться грехом, так как вами движет источник любви, то есть Бог. Есть отдельная интересная тема об Адаме, Еве и Боге. Если перевести на современный язык то речь идет о Мужчине, Женщине и Любви. Венчание это союз трех. Кроме этого из двух половинок (мужчина, женщина) осуществляется объединение в одно целое, союзом которого выступает Бог, то есть любовь. Это таинство, является ключом в том мире, в который попадает наша душа после материальной смерти. Вот к сожалению мы не знаем, к чему именно оно является ключем, возможно к вратам в рай...

Было изменено: 5:52 15/11/2009.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)