Хозяин дневника: Germanoid  

Дата создания поста: 20 декабря 2009, 19:53

Ко всем записям блога

О Городе и Деревне (1)

Надоело отвечать на стандартные вопросы. Наверное, имеет смысл один раз
копнуть эту тему поглыбже, а двадцать седьмого недоумённо спрашивающего
послать... вот сюда.

О мотивах и причинах перемены образа жизни говорить не стану - это дело
малоубедительное, поскольку сильноиндивидуальное. Здесь я просто
постараюсь честно, как сейсмограф, отметить те отличия городских и
деревенских людей и ту специфику городской и деревенской жизни, которые
мне за последние 10 лет привелось ощутить на себе, наблюдать и обдумать.



Начать с того, что люди городские и люди деревенские очень серьёзно
различаются между собой. Я не имею в виду уровень образованности,
индекс информированности или уровень так называемой культурности (под
которой чаще всего понимают культуру потребления). Всё это не суть
важно и легко нивелируется, стоит лишь приложить известные усилия. Я о
разнице в стереотипах поведения, которая неизбежна, потому что
порождается разной социальной ситуацией.

Когда я сюда приехал и немного влез в местные отношения, мне ярко, как
на экране, вспомнился нечитаный со школы Толстой с его салоном Анны
Павловны Шерер. Все эти разговоры на намёках, многоходовые интриги,
едкий сарказм двусмысленных фраз, презрение под маской вежливости, при
всём том взаимовыручка и круговая порука до степени почти
козаностровской, удивительная сплочённость по отношению к чужакам и
беспощадное "мнение света", в котором упасть легко, а вновь подняться
невозможно...

Всё то же самое. Минус французский язык.

Что же, высший ли свет, как его видел Толстой, так и не вышел из деревни, деревня ли овеликосветилась?



Ни то ни другое. Это явления одного ряда.

Сравнительно небольшое, спаянное разветвлёнными и переплетёнными
родственными связями общество, где все знают всех до последней
бородавки в левой ноздре общего двоюродного дедушки, где невозможно
казаться чем-то, чем не являешься, потому что все всё про тебя знают
ещё с младенческих лет, жизнь каждого по умолчанию публична и любые
события частной жизни мгновенно становятся общим достоянием.

Здесь невозможно, как в современном городе, расплеваться с неприятным
человеком и просто больше с ним не встречаться, даже если живёшь на
одной улице, потому что в столь небольшом социуме всё равно придётся с
этим человеком так или иначе пересекаться и взаимодействовать.

Поэтому в деревне почти нет явных конфликтов и откровенных врагов: это
слишком невыгодно. Нет рыцарственной дружбы: табачок врозь. Здесь очень
трудно стать своим, но если удалось - тебя прикроют в случае чего и те,
кто от тебя не в восторге, потому что хоть ты и гад, однако ж в одной
лодке, тонуть-то вместе придётся. Никто не сдаст тебя, если ты
обманываешь работодателя и государство, потому что этих двоих в меру
сил обманывают все. Но если тебе удалось их обмануть уж очень сильно,
будь готов к мелким пакостям исподтишка: зависть есть зависть.



Однако и язвы больших городов не имеют власти над деревенской жизнью.
Здесь никому в голову не придёт обзванивать милицию, больницу и морг,
если несовершеннолетнее чадо загуляло до ночи. Здесь не надо
круглосуточно бдить над первоклассником - достаточно, чтоб он не играл
на дороге областного значения, которая пересекает село и по которой
часто - раз в 5-10 минут - ездят машины. СЗдесь тринадцатилетние
безбоязненно уходят с корзиной в лес на целый день - и не было случая,
чтобы с ними чего приключилось серьёзнее промоченных ног. Слава Богу, поиграть и без того есть где. Здесь нет фашистов, гастарбайтеров, фанатов Спартака, уличной шпаны, драгдилеров, мунитов, адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы, продавцов
гербалайфа и чудодейственных средств от всех болезней, и маньяки с
террорюгами как-то тоже не наблюдаются.. Даже ментов почти нет - один
участковый на десяток деревень. Нет ночных клубов, ЖЭКов и ТСЖ,
вонючего мусоропровода, гнилых труб в общем на сотню человек подвале и
загаженного кошками подъезда. Нет солярной вони, летом воздух пахнет
цветами, травой и кое-где навозом, зимой - снегом и ёлками. Здесь снег
- белый, листва и трава- зелёная, овощи (как минимум) свои, вода
нехлорированная, а собаку не надо выгуливать на чахлом газоне, - она и
так на улице живет...

=====Продолжение следует=====

Было изменено: 12:46 05/01/2010.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Ant  
.....
правильно написано. :-)))) только вот фон бы хорошо поменять...
а то пришлось выделять.. чтоб почитать, так плохо видно.....

а можно еще узнать.. о пьянстве... :-)))) как у нас еще не прекратили самогонку делать как слеза..... и пить постоянно?????
Ant  
..... в москве.... :-)))))
"но вот местный менталитет начинается сослов..... :-) Зачем тады сюды приехал?
в канаде говорят.... мололодец что приехал.. все у тебя получиться..... :-)))))"

:-)))))..... что там у нас в деревне.
Кошка в мешке  
А вот не знаю
как в деревне, а в маленьких городках принято не только дружно помогать, но и топить "слишком умных" или "не таких" всем кагалом. Это вписывается в идиллическую деревенскую картинку?
Germanoid  
Дверь в лето,
посмотри внимательно второй-третий абзац, там есть и об этом. И это у нас, увы, повсеместное явление, не исключительно деревенское.
Germanoid  
О пьянстве и о "зачем приехал"
-сегодня не успею, прошу пардону, это в следующем посте.
Кошка в мешке  
Germanoid
прочитала ещё в первый раз. Поэтому и написала. А если человек не "свой" и не стремится стать "своим", потому что, во-первых, бесполезно, во-вторых - не нужно? Вот просто хочет жить себе тихонько, с соседями общение ограничить "здрасьте-прощайте" и что б его никто не трогал. Такое в принципе возможно?
Vityaz  
ну...
что касается пьянки... у меня товарищ есть из деревенских. очень обижается на тех, кто говорит, что деревня поголовно пьет. Дескать, чего судить о том, чего не знаешь?
А что касается обособленности, так можно-то можно, да нужно ли? В итоге, все равно все о вас знать будут, только за чужого считать, за странного...
Germanoid  
Витязь житейски прав,
тут и рассуждать нечего. Добавлю, что "не нужно" - никак не бывает. Если у Вас нет отношений с соседями, то даже дачником жить будет очень неуютно. Не буду загромождать перечислением всех вопросов, которые нужно решать с соседями - поверьте на слово, этот список велик. И вопросы эти лучше решать на базе добрых отношений, которые предварительно должны быть созданы :-) Если привлечь бизнес-логику, ответ на ваш вопрос будет таков: да, это возможно. Но очень, очень, очень проблемно и дорого обходится:-)

А если более широко - деревня существует в системе "свой-чужой", город же - в системе "свой - никакой - чужой". Вот этим самым никаким в деревне быть невозможно - система не предусматривает. Кто не свой, тот чужой, и точка. Кто не хочет быть ни своим, ни чужим, тот проявляет высокомерие, обидеть норовит. Враг, короче. Ср.: ни рыба, ни мясо; ни то, ни сё; ни два, ни полтора; ни Богу свечка, ни чёрту кочерга; и нашим и вашим и т. д. - отношение к выламывающимся из двоичных различений просматривается однозначное.
no  
А поговорить? :)))))
Всё прекрасно, всё замечательно, но вы разве не чувствуете, что всё, что выходит за рамки бытового интереса, вовсе не приветствуется?
И вы будете странны и непонятны, вздумай вы увлечься йогой, и вдруг встать посреди своего огорода в немыслимой позе в ожидание чего-то столь же немыслимого? ) И плевать, что огород - ваш, и стоять вы вольны в нем как-угодно, даже удивленных местечковых ворон распугаете, себе и соседям на пользу.
Но даже местных аборигенов, нет-нет, а и захлестнет тоска по чему-то неведомому, иначе не было бы столько чудиков у Шукшина. И вот, вырвавшись в это неведомое, они становятся смешными, нелепыми, и до абсурда неприспособленными...
Germanoid  
С чудиками
дело обстоит совершенно так же, как и с алкоголиками. Во-первых, их на самом-то деле не так много, как у Шукшина или, скажем, Шолохова (а хоть и Жюля Верна). Введение чудика в ткань повествования - весьма выгодный писательский приём, и пользовались им господа корифеи вполне себе беззастенчиво. Во-вторых, чудиков в городе не меньше, просто они не известны всему городу каждый :-) Чудик - это ведь социальная ниша. В любой достаточно крупной группе обязательно есть хотя бы один чудик - если его нет, его придумают, и эту роль кому-то всё равно навяжут. :-)
Разумеется, будете странны и непонятны. Огород - это производственная зона, и в ней по штату положены всего три позы: поза стоя с длинным орудием труда или лейкой, поза на корточках с коротким орудием труда и поза раком при прополке. :D
Простите, а так ли уж необходимо ДЕМОНСТРИРОВАТЬ Ваше выходящее за рамки бытового интереса? Топайте на чердак и принимайте себе там любые трудномыслимые позы, сколько Вам заблагорассудится. Делать это в огороде - это как танцевать на столе - однозначно шоу...

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)