Хозяйка дневника: Nothing compares 2 U  

Дата создания поста: 22 марта 2010, 13:28

Ко всем записям блога

Я поведу тебя в музей

Как и планировалось, в выходные мы с другом нацелились в музей имени Пушкина - на Пикассо.
Очередь была километра два, поэтому на Пикассо пришлось забить. Мы пошли в другое здание музея, где очереди не было.

Надо сказать, благими намереньями родители привили мне стойкое отвращение к просветительским акциям - как то посещение музеев, балетов, литературных вечеров и проч. В детстве нас приобщали к высокому искусству насильно, тогда как детьми мы не были в состоянии воспринять искусство вообще никак... Мы впитали только ощущение, что вот-вот сейчас мы ДОЛЖНЫ поразиться глубиной и шедевральностью, и чувствовали себя баранами, старательно высматривая нечто, чего в упор не видно.

Стало быть, настроение моё было решительное: не желая утомить себя лишний раз, я постановила - не заставлять себя... просто воспинимать. Или не воспринимать.

Мы ходили по залам, смотрели, останавливаясь у разных картин.
Возник вопрос: в чём вообще смысл искусства? Какова его функциональность? Зачем оно нужно? Почему ценится?

Учитывая, что до сих пор мы ценили искусство лишь потому, что нам внушили, что его надо ценить, вопрос оказался актуальным.
Зачем мы сюда припёрлись?

Развлечь себя? Нет, нам и так не скучно.
Получить новые яркие эмоции, впечатления? Ну, положа руку на сердце, никаких особых эмоций от изобразительного искусства со мной не случается. Я даже глядя на распятье не плачу.

К нам подошла женщина-экскурсовод и вежливо поинтересовалась: "do you speak Russian?", - а после утвердительного "yes i do" прокомментировала картину, которую мы внимательно и не без удовольствия рассматривали.
На картине были изображены две миловидные, воспитанные и, по всему видно, разумные девушки - в богатом доме, в дорогих платьях... цветы на столе.
Экскурсовод сказала, что это сёстры. Дед их был крепостным, а отец - сахарозаводчиком. Семья разбогатела, девочки получили образование. Но на дворе 1905 год. Как сохранить богатство? В России это невозможно.

Вот, оказывается, какой глубокий подтекст у картины. Мля, а мы-то и не знали...

В этом ли смысл искусства? В сопоставлении с историческими вехами и думами о судьбах мира?
ТО есть, глядя на картину, на цветы, на этих милых девушек, я должна заиндульгировать на тему "как страшно жить"?

Нет уж. Я не из любителей подр@чить на идею. Я желаю воспринимать непосредственно!


Потом мы пошли в буфет - пить чай.
Друг меня спросил - какая картина мне особенно понравилась?
- Утро в Париже, помнишь? Там, где дождь и всё мокро...
- Почему она?
- Потому что она создаёт особое настроение.

Настроение такое созвучное.
Холодное серое утро, на улице дождь - от дождя асфальт как зеркало. Просыпаешься и так хочется завернуться в одеяло. Встаешь. Пахнет свежим французским батоном. Шум города, крики, мокрый плащ, запах мокрого зонта. Волосы вьются. Сыро.

Воспринимать полно, не оценивая ничего, - это так вкусно!
Может быть смысл искусства в том и состоит, чтобы настраивать нас на восприятие мира?

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Пол  
Нет никакого смысла.
Творец творит, потому это его способ жизни. Затем приходят критики и выдумывают идею и смысл. Все остальные, до того не знавшие, как реагировать на произведение, радостно др@чат на идею и смысл. Колесо вертится, денежки идут.
То есть - я с тобой согласен;))))
Пол  
Коготок увяз...
пожалуй продолжу - раз уж сложилось.
Итак, отвлекаясь от сокровенного смысла творчества, рассуждаем о социальном аспекте - ибо музей, безусловно, отражает именно его.
Отуда растут ноги? С одной стороны, видимо есть гениальные произведения искусства, вызывающие душевный отклик у большинства людей. Но есть и другие, тоже неплохие, шедевральность которых обусловлена общественным мнением. А в условиях социального воспитания чистоту восприятия сохранить крайне сложно... поэтому ту же "Джоконду" практически невозможно оценить толком.
Где первые, а где вторые - сказать крайне сложно.
Но можно сказать про музей и откуда взялось общественное мнение. Всё оттуда же: из стремления завоевать себе место под солнцем. Искусство было одним из предметов салонных разговоров. Для формирования выгодного для себя имиджа рассуждения об искусстве с видом знатока могли оказаться важным рычагом. А имидж - это выгодное назначение или выгодный брак...
... Знаю одну хорошую женщину, одним из недостатков которой как раз является тяга к "культуре". А откуда - да оттуда же - плоды воспитания в правильной советской семье. Чтобы удачно выйти замуж, девочка должна уметь поддержать разговор об искусстве... отсюда это: "Мы впитали только ощущение, что вот-вот сейчас мы ДОЛЖНЫ поразиться глубиной и шедевральностью, и чувствовали себя баранами, старательно высматривая нечто, чего в упор не видно." И она исправно поражается до сих пор... и уже не может без этого. Бегает по выстакам и музеям, театрам и концертам... да она уже и правда получает от этого удовольствие. Не исключаю, что в результате такого длительного насилия над личностью она и правда сумела так перестроится, что получает от этого больше чем тратит. хотя это маловероятно.
Примерно так.
Nothing compares 2 U  
Нее, ну всё же...
отвлекаясь от социального аспекта и возвращаясь к сокровенному (то есть в со-крытому?) смыслу искусства... в чём он, смысл?

Если обрубить социальную обусловленность - как мы воспринимаем?
Ок, допустим Джоконду дикий Маугли быть может не воспримет, но музыку - наверняка.

Каково оно - неикаженное (социумом или чем-то другим) восприятие?
виола  
.....
Восприятию живописи, как и музыки надо учиться, только некоторым счастливчикам эта способность дается от природы и музыку Прокофьева Маугли вряд ли воспримет, хотя Моцарта наверняка, потому что таков он Моцарт, всемиядный. (Это мое личное мнение)
Nothing compares 2 U  
виола
а каким образом можно учиться восприятию живописи?.)
виола  
.....
Казалось бы заковыристый вопрос, отвечу. Если Вас с детства будут водить по тем же музеям и научат просто смотреть на картину, расскажут из чего состоит цвет, как ложится свет и тень на предмет, как меняется цвет от темературы предмета и т. д., научат отличать подлинное от ложного, у Вас разовьется вкус и Вы будете видеть нЕчто, чего раньше не замечали.
Снежана  
"дураки вы все" (с)
вы просто открываетесь, открываете свою душу и свое восприятие и РЕЗОНИРУЕТЕ или НЕ резонируете с тем, что видите.
Пока душа закрыта, резонанс не возможен... Ваши ожидания увидеть там глубокий сакральный смысл закрывают возможность восприятия...

Пинк, возможно, ты просто не видела еще СВОЮ живопись...
Ищи... Посмотри, например, на импрессионистов (я их очень люблю)
Когда найдешь, все вопросы могут отвалиться сами собой.
Пока оцениваешь сюжет, цветопередачу, искать подлинное и ложное, работает ум... Искусство не им воспринимают.
Nothing compares 2 U  
виола
Кхм... как бы Вам сказать.) Дело в том, что именно этому меня и учили в детстве. Не знаю, можт я была невосприимчивым ребёнком.

Волшебство баланса света и тени я восприняла впервые, страшно сказать, в прошлом году - на природе, в лесу на берегу озера в холодный солнечный день.
Это, конечно, не значит, что прежде я не видела цветов, фактур, но не так. Видела, но меня это, как правило, не трогало.

А отличать подлинное от ложного - это задача, по-моему, глобальная. Этому всю жизнь надо учиться, а может и больше.)
Nothing compares 2 U  
Снежан.))
Я вообще-то видела "свою" живопись - душа вроде открыта.))
Может это прошло незамеченным, но вообще-то это был наверное мой лучший поход в музей.))

Я никогда не получала такого удовольствия от изобразительного искусства, потому, полагаю, что мне удалось расслабиться, снять обусловленность, не ожидать тех или иных эффектов. Просто воспринимать, а не пытаться воспринять как прежде..)
виола  
Ну... значит
Вы подготовлены к восприятию, вперед и с песней))
Nothing compares 2 U  
виола
моя мама отреагировала бы также... в точности
Null  
Ань,
возможно, зрение не было твоим ведущим каналом восприятия.
По тому, как пишешь, тебе скорее ближе аудио-кинестетическая комбинация.
Теперь зрение "включилось".
Попытки "впихнуть невпи ххх мое" (прости, а не то мейбишный фильтр вырубит) свойственны родителям.
Твоя нелюбовь к "большому искусству" скорее напоминает ненависть некоторых людей к.. гречке или манке, или овсянке, которыми перекормили в детстве, чем неспособность его воспринимать.
У тебя всё в порядке с чувствительностью. И с восприятием тоже.
Я и музыку и живопись воспринимаю только по субъективным критериям "нравится - не нравится".
Пол  
что меня особенно умиляет -
как тебя, Аня, хорошо знают и понимают... ты к ним обращайся, к подругам, они тебе тебя живо разъяснят! По-дружески...
Nothing compares 2 U  
Блин, вот правда!..)))
ну с какого перепугу мне приписали нелюбовь к большому искусству, восприятие умом, закрытость?..)
Null  
вряд ли с перепугу
это фильтры собственного восприятия.
Не всем же дано видеть суть без них.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)