Хозяин дневника: Germanoid  

Дата создания поста: 23 апреля 2010, 16:56

Ко всем записям блога

Одно примечание к антитезе знание - вера

Когда вера была социологически жива, мир воспринимался вот так-то и так-то сотворённым, у него были недвусмысленные свойства и не всегда ясная, но несомненная предназначенность. С очередным крушением (опять оговорюсь - социологическим) религиозной веры мифологию жизни в мире стало формировать знание (наука).

А знание не может, не кривя умом, сказать "это - есть, а того - нет". Единица веры - догмат, единица мифа - мифологема, единица научного знания - гипотеза. То есть "предположим, что это - есть. Тогда того - нет." Истина как безусловная ценность уступила место продуктивности той или иной теории, истинность как сущностный критерий - релевантности положений в рамках тех или иных (по-разному и для разных целей продуктивных, перспективных и т. д.) концепций.

Социологически отсюда вытекает не к ночи будь помянутый плюрализм всего, что возможно, несмотря ни на что, конкретно выражаемый в ужимках демократии вроде феминизма, политкорректности, сугубой защиты прав секс-меньшинств и иных прочих уродов.

Юридически - принцип "закон что дышло" как руководство к действию, откуда диктатура юристов в "развитых" демократиях. Юрист есть тот, кто профессионально умеет это дышло поворачивать.

Просто на дворе в очередной раз эпоха, когда ясное мышление, оставаясь честным и не прижмуривая один глаз, не может признать ничего абсолютной истиной. Если это мышление безрелигиозно. Причём я не имею в виду какую-либо конкретную религиозность, - марксизм тоже религиозен, в этом смысле. Только для положительной религиозности надо иметь кой-какую внутреннюю силу, если хотите - пассионарность.
А силы-то в наши времена у людей маловато.
И тут учёный разрабатывает свои проблемы не чтобы "поистине", а чтобы поперспективнее, солдат - "служи, сынок, как дед служил, а дед на службу известно что ложил", продолжите сами - врач, учитель, мент, гаишник, политик...

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

rita  
А силы-то в наши времена у людей маловато.
Заранее извиняюсь за "неформат"
анекдот, ну что тут сделаешь :)

-Товарищи солдаты! Поднимите танк!
гык (в смысле попытка поднятия танка)
-Не можем товарищ командир!
-Епть, сорок тонн.... в общем, примерно так, как вариант:))
Germanoid  
40 тонн - оно конешно.
Оно того... Никто и никогда сорок тонн не подымал. Люди же, имевшие силу жить всерьёз и без скидок по правилам, которые они же сами считали достойными и праведными - известны. В наше время таких людей, кажется, совсем мало, но не это обидно. Обидно то, что они перестали быть образцом...
rita  
Ну уж нет!
Самые что ни есть сорок тонн, сорокотонистые. Человек всегда стремится к невозможному. Такому невозможному, такому невозможному, что и смысла нет об этом говорить:)))

... а уж вера сама по себе, эт еще то изобретение.
Germanoid  
"Человек всегда стремится к невозможному."
Увы, Рита, должен вас разочаровать: человек к невозможному стремился (и стремится) не всегда. Стремление достигать недостижимое как культурная доминанта возникло в европейской христианской культуре, и возникло исторически достаточно недавно - см. об этом у Освальда Шпенглера в его "Закате Европы".
Ну да шут с ним, даже не это важно. Важно, что невозможное бывает разного фасона. Один, к примеру, стремится ни единою буквой не лгать, совсем ни разу, а другой - перецеловать всех девушек, совсем всех без изъятья. Они оба стремятся к невозможному, однако разница между ними очевидна...
Хотя, возможно, и не всем очевидна. Ведь с позиций чистого знания нет никаких преимуществ у одной невозможности перед другой, плюрализм, знаете ли, и каждый по-своему с ума сходит...
rita  
Здравствуйте!
Лето подходит к концу, дз выполнено, "Закат Европы" Шпенглера прочитан. Понятно, что мы с вами разговариваем несколько на разных языках, но иногда и иностранца интересно послушать, что он там балякает :))) Так что представляю на суд вам. Что-то вроде того, а чтобы я сделала из Шпенглера...

Эта книга захватывает насыщенностью фактов и их согласованностью. Такая внутренняя взаимоувязанность вполне может послужить обоснованием, привязкой для построения некоего образа, а также определения и уточнения, конечно же, чисто субъективных характеристик существующей действительности. А уж считать шпенглеровскую систему рабочей гипотезой, уверовать в нее или совершать с ее помощью магические обряды, это чисто личное дело. Как впрочем и критика книги.
Так какой же можно попробовать представить, физиогномическую индивидуальность нашего времени.
Стоит признаться, что методичное наяривание упаднических струн в книге, наводит тоску. У меня, например, нет требуемого величия, я не белый человек, хотя и цветастость моя какая-то недовыраженная. Подозреваю, что я не одна такая. В этом и проблема. Все смешалось. Или смешивается. И граница глобального смешения на этот раз проходит не по контурам стран, городов, улиц, домов, семей. Она проходит внутри множества людей. В душах, в крови, в мыслях, в повседневной жизни. Но и это всего лишь черта. Просто самая явная. Коммуникабельность. Во многом, она уже сама по себе, причина и следствие. Все связаны со всеми. Выбор формы существования и наполнение ее содержанием, дело вкуса. Виртуальная полисность. Символ- интернет.
А в мире вещей, среди бесчетного множества нарочитостей и подчеркиваний, царит открытая архитектура, как условие большого стиля. Да-да-да. Причем само строительство завязло между блочностью и усадебностью. Храмовая проникновенность уступает место экологичности и прочим Э-полезностям. Ландшафт находит свое выражение не в человеческом духе, а в качестве человеческой жизни. Вавилонская башня растиражирована, в самом, что ни есть наличном виде.
Сверхфункциональность делает вещь, вещь создает сверхфункциональность. Возможно, когда-нибудь, образуется определенный набор таких идеальных вещей, в качестве канона, ставшего.
А пока: старое искусство вовсю реализует себя в картинах, которые живут на экране, скульптурах которые ездят, летают, готовят, звонят.
А вот с музыкой особенно не понятно, той которая во всех динамиках. Под нее обязательно нужно двигаться и двигаться. Какая-то она странная, телесная.
Математическая функция стремится стать осязаемой в искусстве информационных систем. Дискретная математика прикладная наука.
Достаточно ли этого, для обозначения черт искомого образа, как аналогичных античным. А может быть, тогда и вправду, уж лучше упадок. Тем более, что отныне приходится мириться со сложившейся ситуацией с многобожием. Века работы человеческой души по созданию единого бога, привели к пантеону. Мало того, в протест против собственной маргинальности, люди начинают привязывать отличительные поведенческие характеристики своему богу, в зависимости от происхождения. Христиане пьющие, мусульмане конфликтные, восточные религии предприимчивые. Ценным, важным и принципально уважаемым становится культ.
Соответственно по Шпенглеру политическая борьба становится борьбой за право быть центром будущей мировой цивилизации. И опять же, согласно Шпенглеру, впереди у человечества - пятьсот лет, молодой, деятельной культуры, а вместе с нею тот самый эфир античности, из которого образуются фаустовские дали последующих тысячелетий.
Germanoid  
Хорошая работа.
Лично мне Шпенглер не догма, а хорошая школа)) Его способность видеть разрозненное связанным и противоречивое единообусловленным есть то, чему следует учиться.
Помня, что, живя сейчас и здесь, мы принципиально видим картину иначе, чем видел её Шпенглер. Я и вы не немцы излёта Просвещения, даже, честно говоря, не европейцы, что бы там ни вещали политики.
Поэтому что ж удивляться, что мы не влазим в его белое величие, которое слишком лестно для его собственной идентификации, чтобы не быть подозрительным для всех иных прочих, вроде нас, например)))
Отмеченную вами смешанность иные зовут постмодерном, иные попросту бардаком. Рим эпохи упадка практически то же самое, вплоть до необозримости пантеона, самодовлеющего культа, коммуникабельности и цивилизованного самодовольства обывателя.
Germanoid  
Что касается 500 лет
молодой культуры, так ведь ей ещё надобно родиться из того первичного бульона, в качестве которого можно рассматривать помянутый бардак, и притом в качестве антитезы бардаку. Немецкий националсоциализм и российский коммунизм были заявками на это место, но оба выродились в химеры. На очереди неоисламские вариации и кто знает что ещё.
Впрочем, за отведённый нам срок мы вряд ли успеем понять, чьи 500 лет предстоят нашим потомкам))) А коли так, следует придерживаться своего, у кого оно есть, дабы изгнать бардак хотя бы из себя самого. Из своей и своих детей души, крови, мыслей, души и по возможности повседневной жизни. В первом приближении, именно такая решимость и соответствующая решимости деятельность и зовётся, в широком смысле, верой.

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)