Хозяин дневника: petrovich
Дата создания поста: 7 мая 2010, 07:01
Как правильно общаться с инспектором
Спорить с гаишником стоит только о погоде.
Взмах жезла, жест гаишника на вашу машину, потом на обочину придется остановиться. Стоит ли спорить с гаишником? Скорее всего вы ничего этим не добьетесь. Вот какие советы дал слушателям радио "Комсомольская правда" адвокат столичной коллегии "Адвокатская лига" Александр Разумовский: Будьте немногословны. Задавайте вопросы только по существу дела, уточните, из-за чего вас остановили и какие есть претензии. Если обвинения инспектора несправедливы, в протоколе обязательно укажите: "С инспектором не согласен". Если этого не сделать или в растерянности согласиться, то потом оспорить протокол будет почти нереально.
Требуйте у инспектора служебное удостоверение. Так он, во-первых, поймет, что имеет дело с человеком, знающим законы ("При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук", ст. 20 Административного регламента по безопасности дорожного движения") . Во-вторых, чтобы вы знали, в какое подразделение и на кого обращаться с жалобой. Ну и чтобы быть уверенным, что перед вами на самом деле сотрудник ГИБДД, а не преступник. Если есть свидетели, сразу же укажите их в протоколе. Это очень важный момент, потому что когда приходишь в суд с водителем и его
свидетелями, судья спрашивает: а почему эти свидетели не указаны в протоколе? Ведь так можно привести огромное количество "как бы свидетелей". Так что их показания не учитываются, что, в общем-то, резонно.
Если инспектор, со своей стороны, привлекает понятых, обратите внимание, откуда они взялись. Если это действительно люди нейтральные и непричастные ни к одной из сторон, это одно. Если же это коллега
гаишника то это уже нарушение закона, потому что согласно ст. 25. 7 КоАП "в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо".
А вот если вам учинили досмотр, (при котором, согласно закону, обязательно присутствие понятых, но инспектор их не привлек), то тут лучше не лезьте на рожон и понятых не требуйте. Потому что потом в суде
можно будет легко признать действия инспектора незаконными и дело против вас развалится.
Если инспектор пугает! лишением прав и дает вам повестку в суд берите... и радуйтесь, что вам попался такой гаишних-профан. Поскольку все вызовы в суд должны производиться только судом, а не сотрудниками ГИБДД. А так как вы повестку от суда не получили, то через два месяца (столько времени отведено российским законодательством для привлечения к ответственности) ваше дело закроется.
Инспектор обязан объяснить водителю все его права в рамках Кодекса об административных правонарушениях, но, понятное дело, что никто этого не делает. Поэтому в протоколе, где есть графа про эти разъяснения, подпись не ставьте: протокол, не заполненный полностью, считается неправильно оформленным. А значит, недействительным.
То же касается случаев, когда записывают фамилию с ошибками, не указывают статью нарушения или не заполняют остальные графы. Это тоже дает большие шансы на победу в суде. Главное, не забудьте взять у
инспектора копию протокола - на тот случай, если он позже что-то впишет от себя.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ САДИТЬСЯ В МАШИНУ ДПС?
В новом Административном регламенте (ст. 70) сказано, что инспектор ДПС вправе предложить водителю пройти в служебный автомобиль.
- Именно предложить, а не заставлять, тащить за руку и тому подобное, - разъясняет правила президент Коллегии! правовой защиты Виктор Травин. - А вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве. Хочу иду, не хочу не иду. Выбирайте, что вам удобнее. Я считаю, что удобнее остаться в своем автомобиле. Кроме того, в том же Регламенте прямо указывается, что сотрудник ГИБДД не вправе препятствовать водителям проведению аудио- и видеосъемки. Диктофонные записи в прокуратуре
работают вам на руку.
ЕСЛИ НА ВАС СОСТАВЛЯЮТ ПРОТОКОЛ
Главный Госавтоинспектор России Виктор Кирьянов дал рекомендации водителям, что делать в таких случаях.
Вы имеете право вписывать прямо в протокол свои пояснения и комментарии (Например, что не согласны с обвинением по той или иной причине; или что инспектор не вписывает в протокол свидетелей - Авт.)
Пользуйтесь своим правом. Требуйте предоставить вам копию протокола (это обязанность инспектора). Выясните звание, должность и ФИО инспектора. И ЭТО БЫЛО. Запишите себе, по какой статье КоАП РФ возбуждено дело, и после всех перипетий загляните в Кодекс и проанализируйте правильность квалификации совершенного вами правонарушения. Еще один важный момент: при серьезных, сложных, спорных правонарушениях, когда выбор идет между штрафом и лишением прав, можно повлиять на этот выбор и итоговое решение по делу. Причем законно.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В соответствии со статьей 4. 2 КоАП РФ такими признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
1. 1) добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении;
2) предотвращение вредных последствий административного
правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или
устранение причиненного вреда;
3) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения
(аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение правонарушения беременной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
НА ЗАМЕТКУ
А что, наоборот, может усилить наказание*:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование
уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения,
если за совершение первого административного правонарушения лицо уже
подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок,
предусмотренный статьей 4. 6 настоящего Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного
правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного
бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
* Согласно ст. 4. 3 КоАП РФ "Обстоятельства, отягчающие
административную ответственность".
Обсуждение
Все что здесь написано на практике не
применяется. Как бы не был составлен протокол с ошибками или без оных-
суд всегда принимает сторону ГИБДД, хотя в административном кодексе есть
статья, в которой говориться, что все ошибки трактуются в пользу
нарушителя (презумция невиновности). У моего сына в решении суда
написано что" сотрудником ГИБДД ОШИБОЧНО не был составлен акт..." ,
понятым был взят дружиник ГИБДД, но тем не менее прав все равно лишили.
Так что каждый должен решить для себя сам- потратить деньги на юристов, чтобы добиться правды и не в одной инстранции, потратить время,
нервы, или решать на месте все вопросы, в принципе, за те же деньги.
пока суды не будут работать по закону, ничего никто и никогла не сможет
отстоять по закону. Жаль....
Все правильно. Главное не суетиться и говорить с достоинством. Я вообще взяток не даю, правда стараюсь и не нарушать, а уж если нарушаете, то вот протокол и вперед.
Отца остановили за превышение скорости, ехал 60, а знак 40 висел. Так они в кустах прятались. и когда инспектор со своей стороны заполнил протокол и т. д. отец спросил "Вы все написали?", ответ "Да", ну он и грит, теперь писать буду я. он написал в протоколе, что они прятались и еще что-то. Так пока он писал, инспектор постоянно бегал к его авто и спрашивал: "А что Вы так долго там пишете?" Почаще так надо писать. например, если есть знак и он за листвой дерева невиден. Да еще и фото сделать. А то сколько можно их "кормить" сами выбрали такую работу.
Спорить с инспектором бесполезно, как и в суде доказывать свою правоту. Если у инспектора на уме было только "обуть", а денег вы не дали-всё!!!!! Хана!!!! И судья, видя вашу правоту всё-равно будет на стороне СВОЕГО инспектора. У них просто круговая порука. Убедилась летом, когда предоставила практически все факты и доказательства, что я правила не нарушала(выезд на встречку), т. к. было изменено движение(1 МАЯ!!!)и стёрлись напрочь разделительные линии при этом, да и знаки отсутствовали. Промурыжили со своими заседаниями ДВА!(4 заседания) месяца-всё думали-как меня виноватой сделать. И сделали- 4 месяца лишения прав. Лучше бы сразу денег дала бы, а то расчитывала на справедливость.
Люди добрые! Неужели все то, о чем сдесь пишется, имеет место быть. Сколько езжу сколько раз останавливали, один единственный раз "капитан" пытался колоть на Н. С., но очень, ну очень быстро остыл в своем желании.
Когда и как можно отказать инспектору!
История с "живым щитом" из авто, остановленных на МКАДе инспекторами ГИБДД для задержания преступников, инициировала очередной общественный скандал. Заинтересовались им и высшие органы власти Госдума, президент... На руководство и рядовых сотрудников ГИБДД посыпались наказания, а следственный комитет при Прокуратуре даже возбудил уголовное дело. Однако пока практически у любого водителя есть шанс стать участником подобных событий. Поэтому вместе с адвокатом Сергеем Радько попробуем разобраться, какими правами и обязанностями в такой ситуации мы обладаем и насколько правомерными можно считать действия инспектора...
Известно, что общие обязанности водителей закреплены в Правилах дорожного движения (раздел 2). По ним водитель обязан иметь при себе документы на автомобиль и право управления им, страховой полис, талон о прохождении технического осмотра и др., и передавать эти документы сотрудникам милиции для проверки. А пункт 2. 3. 3 ПДД обязывает водителя предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции в установленных законодательством случаях (о них ниже). Кстати, по требованию владельцев транспортных средств федеральные органы возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.
В рассматриваемой нами ситуации автомобиль предоставлялся сотрудникам милиции не для использования его по прямому назначению. Применение авто в качестве препятствия или средства для принудительной остановки другого автомобиля не предусмотрено ни Правилами дорожного движения, ни другими нормативными актами.
Новый регламент действий сотрудников ГИБДД предлагает в подобных ситуациях использовать спецсредства и в крайних случаях грузовики. Однако есть пункт 6. 11 правил, предусматривающий, что при предъявлении
требования об остановке, выраженного жестом руки или при помощи громкоговорящего устройства, водитель должен остановиться в указанном ему месте. Вот здесь и возникает главный вопрос можно ли данную ситуацию рассматривать как остановку водителя "в указанном инспектором месте"?
Действительно, остановиться водитель обязан. Но предоставлять для каких-то действий свой автомобиль нужно лишь в совершенно определенных случаях. В частности, в законе РФ "О милиции" (пп. 28 ст. 11) говорится, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или
сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства.
Если вас попросили о чем-то из вышеупомянутого лучше согласиться. Но вот располагать свой автомобиль таким образом, чтобы перекрывать движение по дороге, такой обязанности у водителя нет, по крайней мере,
она не зафиксирована законодательно. Поэтому на подобное требование работника Госавтоинспекции можно смело отвечать отказом.
Правда, не исключено, что в таком случае водителя могут попробовать привлечь к административной ответственности (ст. 19. 3 КоАП "Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции"). Между тем,
полагаю, что даже наша слеповатая Фемида не решится наказать водителя, отказавшегося рисковать своей жизнью и здоровьем (а не только имуществом). Ведь наказание возможно только за игнорирование законного
распоряжения сотрудника милиции, а оно в этой ситуации законным считаться не может. Поэтому-то начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев уволил командира батальона спецполка Александра Козлова,
сотрудники которого работали на месте происшествия, а начальнику ГИБДД Москвы Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор. Следственный комитет при Прокуратуре возбудил уголовное дело по факту превышения милиционерами должностных полномочий.
Итак, если вас останавливает сотрудник ГИБДД остановиться необходимо, но если он потребует использовать ваш автомобиль в качестве препятствия это требование можно не исполнять. В случае же настойчивости инспектора нелишним будет позвонить в дежурную часть милиции (кстати, в 02 все разговоры записываются) и сообщить о неправомерных действиях сотрудника. В этой истории, кажется, все обошлось благополучно. Машины, пострадавшие во время ЧП, будут отремонтированы за счет ГУВД Москвы, во всяком случае, так пообещал министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. А начальник столичной ГИБДД Сергей Казанцев вручил владельцам автомобилей, стоявших в "щите" на Московской кольцевой, почетные грамоты (кстати, один из водителей получить грамоту отказался, заявив, что у него просто не было выбора и ослушаться сотрудников ГИБДД он не мог, следовательно о подвиге и сознательном решении помочь милиции речи быть
не может). Правоохранительные органы Москвы рапортуют о задержании банды барсеточников. Правда, не факт, что именно те бандиты 5 марта таранили заслон на МКАД у Ярославки, но это дело десятое...
Однако известно, что это не первый случай подобного использования столичной ГАИ автомобилей гражданских лиц. И, скорее всего, не последний. Если все ограничится грамотами пострадавшим, выговорами
виновным и не будет четкой законодательной нормы, регламентирующей поведение каждого должностного лица в такой ситуации.
Кстати
В Белоруссии cоздатели аналогичного "живого щита", устроенного в марте 2008 года на трассе Микашевичи Минск, признаны виновными в превышении служебных полномочий и осуждены на два года условно с отсрочкой исполнения приговора на три года. Условно только потому, что никто серьезно не пострадал. Суд также постановил взыскать с них крупную сумму денег в пользу потерпевших. Многие начальники получили взыскание и лишились должностей. Напомним, тогда сотрудники белорусской ГАИ преследовали автомобиль, мчащийся со скоростью 160 км/ч. Как выяснилось позже, машиной управлял пьяный водитель. Чтобы остановить нарушителя, инспекторы создали заслон из нескольких машин, в которых находились ничего не подозревавшие люди, в том числе ребенок.
Было изменено: 7:22 07/05/2010.
Было изменено: 7:25 07/05/2010.
Взмах жезла, жест гаишника на вашу машину, потом на обочину придется остановиться. Стоит ли спорить с гаишником? Скорее всего вы ничего этим не добьетесь. Вот какие советы дал слушателям радио "Комсомольская правда" адвокат столичной коллегии "Адвокатская лига" Александр Разумовский: Будьте немногословны. Задавайте вопросы только по существу дела, уточните, из-за чего вас остановили и какие есть претензии. Если обвинения инспектора несправедливы, в протоколе обязательно укажите: "С инспектором не согласен". Если этого не сделать или в растерянности согласиться, то потом оспорить протокол будет почти нереально.
Требуйте у инспектора служебное удостоверение. Так он, во-первых, поймет, что имеет дело с человеком, знающим законы ("При остановке транспортного средства или пешехода сотрудник, по требованию участника дорожного движения, обязан предъявить в развернутом виде служебное удостоверение, не выпуская его из рук", ст. 20 Административного регламента по безопасности дорожного движения") . Во-вторых, чтобы вы знали, в какое подразделение и на кого обращаться с жалобой. Ну и чтобы быть уверенным, что перед вами на самом деле сотрудник ГИБДД, а не преступник. Если есть свидетели, сразу же укажите их в протоколе. Это очень важный момент, потому что когда приходишь в суд с водителем и его
свидетелями, судья спрашивает: а почему эти свидетели не указаны в протоколе? Ведь так можно привести огромное количество "как бы свидетелей". Так что их показания не учитываются, что, в общем-то, резонно.
Если инспектор, со своей стороны, привлекает понятых, обратите внимание, откуда они взялись. Если это действительно люди нейтральные и непричастные ни к одной из сторон, это одно. Если же это коллега
гаишника то это уже нарушение закона, потому что согласно ст. 25. 7 КоАП "в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо".
А вот если вам учинили досмотр, (при котором, согласно закону, обязательно присутствие понятых, но инспектор их не привлек), то тут лучше не лезьте на рожон и понятых не требуйте. Потому что потом в суде
можно будет легко признать действия инспектора незаконными и дело против вас развалится.
Если инспектор пугает! лишением прав и дает вам повестку в суд берите... и радуйтесь, что вам попался такой гаишних-профан. Поскольку все вызовы в суд должны производиться только судом, а не сотрудниками ГИБДД. А так как вы повестку от суда не получили, то через два месяца (столько времени отведено российским законодательством для привлечения к ответственности) ваше дело закроется.
Инспектор обязан объяснить водителю все его права в рамках Кодекса об административных правонарушениях, но, понятное дело, что никто этого не делает. Поэтому в протоколе, где есть графа про эти разъяснения, подпись не ставьте: протокол, не заполненный полностью, считается неправильно оформленным. А значит, недействительным.
То же касается случаев, когда записывают фамилию с ошибками, не указывают статью нарушения или не заполняют остальные графы. Это тоже дает большие шансы на победу в суде. Главное, не забудьте взять у
инспектора копию протокола - на тот случай, если он позже что-то впишет от себя.
ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ САДИТЬСЯ В МАШИНУ ДПС?
В новом Административном регламенте (ст. 70) сказано, что инспектор ДПС вправе предложить водителю пройти в служебный автомобиль.
- Именно предложить, а не заставлять, тащить за руку и тому подобное, - разъясняет правила президент Коллегии! правовой защиты Виктор Травин. - А вы имеете полное право оставаться в своем транспортном средстве. Хочу иду, не хочу не иду. Выбирайте, что вам удобнее. Я считаю, что удобнее остаться в своем автомобиле. Кроме того, в том же Регламенте прямо указывается, что сотрудник ГИБДД не вправе препятствовать водителям проведению аудио- и видеосъемки. Диктофонные записи в прокуратуре
работают вам на руку.
ЕСЛИ НА ВАС СОСТАВЛЯЮТ ПРОТОКОЛ
Главный Госавтоинспектор России Виктор Кирьянов дал рекомендации водителям, что делать в таких случаях.
Вы имеете право вписывать прямо в протокол свои пояснения и комментарии (Например, что не согласны с обвинением по той или иной причине; или что инспектор не вписывает в протокол свидетелей - Авт.)
Пользуйтесь своим правом. Требуйте предоставить вам копию протокола (это обязанность инспектора). Выясните звание, должность и ФИО инспектора. И ЭТО БЫЛО. Запишите себе, по какой статье КоАП РФ возбуждено дело, и после всех перипетий загляните в Кодекс и проанализируйте правильность квалификации совершенного вами правонарушения. Еще один важный момент: при серьезных, сложных, спорных правонарушениях, когда выбор идет между штрафом и лишением прав, можно повлиять на этот выбор и итоговое решение по делу. Причем законно.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В соответствии со статьей 4. 2 КоАП РФ такими признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
1. 1) добровольное сообщение лицом о совершенном им правонарушении;
2) предотвращение вредных последствий административного
правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или
устранение причиненного вреда;
3) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения
(аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
4) совершение правонарушения несовершеннолетним;
5) совершение правонарушения беременной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
НА ЗАМЕТКУ
А что, наоборот, может усилить наказание*:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование
уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения,
если за совершение первого административного правонарушения лицо уже
подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок,
предусмотренный статьей 4. 6 настоящего Кодекса;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного
правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного
бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
* Согласно ст. 4. 3 КоАП РФ "Обстоятельства, отягчающие
административную ответственность".
Обсуждение
Все что здесь написано на практике не
применяется. Как бы не был составлен протокол с ошибками или без оных-
суд всегда принимает сторону ГИБДД, хотя в административном кодексе есть
статья, в которой говориться, что все ошибки трактуются в пользу
нарушителя (презумция невиновности). У моего сына в решении суда
написано что" сотрудником ГИБДД ОШИБОЧНО не был составлен акт..." ,
понятым был взят дружиник ГИБДД, но тем не менее прав все равно лишили.
Так что каждый должен решить для себя сам- потратить деньги на юристов, чтобы добиться правды и не в одной инстранции, потратить время,
нервы, или решать на месте все вопросы, в принципе, за те же деньги.
пока суды не будут работать по закону, ничего никто и никогла не сможет
отстоять по закону. Жаль....
Все правильно. Главное не суетиться и говорить с достоинством. Я вообще взяток не даю, правда стараюсь и не нарушать, а уж если нарушаете, то вот протокол и вперед.
Отца остановили за превышение скорости, ехал 60, а знак 40 висел. Так они в кустах прятались. и когда инспектор со своей стороны заполнил протокол и т. д. отец спросил "Вы все написали?", ответ "Да", ну он и грит, теперь писать буду я. он написал в протоколе, что они прятались и еще что-то. Так пока он писал, инспектор постоянно бегал к его авто и спрашивал: "А что Вы так долго там пишете?" Почаще так надо писать. например, если есть знак и он за листвой дерева невиден. Да еще и фото сделать. А то сколько можно их "кормить" сами выбрали такую работу.
Спорить с инспектором бесполезно, как и в суде доказывать свою правоту. Если у инспектора на уме было только "обуть", а денег вы не дали-всё!!!!! Хана!!!! И судья, видя вашу правоту всё-равно будет на стороне СВОЕГО инспектора. У них просто круговая порука. Убедилась летом, когда предоставила практически все факты и доказательства, что я правила не нарушала(выезд на встречку), т. к. было изменено движение(1 МАЯ!!!)и стёрлись напрочь разделительные линии при этом, да и знаки отсутствовали. Промурыжили со своими заседаниями ДВА!(4 заседания) месяца-всё думали-как меня виноватой сделать. И сделали- 4 месяца лишения прав. Лучше бы сразу денег дала бы, а то расчитывала на справедливость.
Люди добрые! Неужели все то, о чем сдесь пишется, имеет место быть. Сколько езжу сколько раз останавливали, один единственный раз "капитан" пытался колоть на Н. С., но очень, ну очень быстро остыл в своем желании.
Когда и как можно отказать инспектору!
История с "живым щитом" из авто, остановленных на МКАДе инспекторами ГИБДД для задержания преступников, инициировала очередной общественный скандал. Заинтересовались им и высшие органы власти Госдума, президент... На руководство и рядовых сотрудников ГИБДД посыпались наказания, а следственный комитет при Прокуратуре даже возбудил уголовное дело. Однако пока практически у любого водителя есть шанс стать участником подобных событий. Поэтому вместе с адвокатом Сергеем Радько попробуем разобраться, какими правами и обязанностями в такой ситуации мы обладаем и насколько правомерными можно считать действия инспектора...
Известно, что общие обязанности водителей закреплены в Правилах дорожного движения (раздел 2). По ним водитель обязан иметь при себе документы на автомобиль и право управления им, страховой полис, талон о прохождении технического осмотра и др., и передавать эти документы сотрудникам милиции для проверки. А пункт 2. 3. 3 ПДД обязывает водителя предоставлять транспортное средство сотрудникам милиции в установленных законодательством случаях (о них ниже). Кстати, по требованию владельцев транспортных средств федеральные органы возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.
В рассматриваемой нами ситуации автомобиль предоставлялся сотрудникам милиции не для использования его по прямому назначению. Применение авто в качестве препятствия или средства для принудительной остановки другого автомобиля не предусмотрено ни Правилами дорожного движения, ни другими нормативными актами.
Новый регламент действий сотрудников ГИБДД предлагает в подобных ситуациях использовать спецсредства и в крайних случаях грузовики. Однако есть пункт 6. 11 правил, предусматривающий, что при предъявлении
требования об остановке, выраженного жестом руки или при помощи громкоговорящего устройства, водитель должен остановиться в указанном ему месте. Вот здесь и возникает главный вопрос можно ли данную ситуацию рассматривать как остановку водителя "в указанном инспектором месте"?
Действительно, остановиться водитель обязан. Но предоставлять для каких-то действий свой автомобиль нужно лишь в совершенно определенных случаях. В частности, в законе РФ "О милиции" (пп. 28 ст. 11) говорится, что милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или граждан для проезда к месту стихийного бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств и проезда к месту происшествия или
сбора личного состава милиции по тревоге в случаях, не терпящих отлагательства.
Если вас попросили о чем-то из вышеупомянутого лучше согласиться. Но вот располагать свой автомобиль таким образом, чтобы перекрывать движение по дороге, такой обязанности у водителя нет, по крайней мере,
она не зафиксирована законодательно. Поэтому на подобное требование работника Госавтоинспекции можно смело отвечать отказом.
Правда, не исключено, что в таком случае водителя могут попробовать привлечь к административной ответственности (ст. 19. 3 КоАП "Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции"). Между тем,
полагаю, что даже наша слеповатая Фемида не решится наказать водителя, отказавшегося рисковать своей жизнью и здоровьем (а не только имуществом). Ведь наказание возможно только за игнорирование законного
распоряжения сотрудника милиции, а оно в этой ситуации законным считаться не может. Поэтому-то начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев уволил командира батальона спецполка Александра Козлова,
сотрудники которого работали на месте происшествия, а начальнику ГИБДД Москвы Сергею Казанцеву объявлен строгий выговор. Следственный комитет при Прокуратуре возбудил уголовное дело по факту превышения милиционерами должностных полномочий.
Итак, если вас останавливает сотрудник ГИБДД остановиться необходимо, но если он потребует использовать ваш автомобиль в качестве препятствия это требование можно не исполнять. В случае же настойчивости инспектора нелишним будет позвонить в дежурную часть милиции (кстати, в 02 все разговоры записываются) и сообщить о неправомерных действиях сотрудника. В этой истории, кажется, все обошлось благополучно. Машины, пострадавшие во время ЧП, будут отремонтированы за счет ГУВД Москвы, во всяком случае, так пообещал министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев. А начальник столичной ГИБДД Сергей Казанцев вручил владельцам автомобилей, стоявших в "щите" на Московской кольцевой, почетные грамоты (кстати, один из водителей получить грамоту отказался, заявив, что у него просто не было выбора и ослушаться сотрудников ГИБДД он не мог, следовательно о подвиге и сознательном решении помочь милиции речи быть
не может). Правоохранительные органы Москвы рапортуют о задержании банды барсеточников. Правда, не факт, что именно те бандиты 5 марта таранили заслон на МКАД у Ярославки, но это дело десятое...
Однако известно, что это не первый случай подобного использования столичной ГАИ автомобилей гражданских лиц. И, скорее всего, не последний. Если все ограничится грамотами пострадавшим, выговорами
виновным и не будет четкой законодательной нормы, регламентирующей поведение каждого должностного лица в такой ситуации.
Кстати
В Белоруссии cоздатели аналогичного "живого щита", устроенного в марте 2008 года на трассе Микашевичи Минск, признаны виновными в превышении служебных полномочий и осуждены на два года условно с отсрочкой исполнения приговора на три года. Условно только потому, что никто серьезно не пострадал. Суд также постановил взыскать с них крупную сумму денег в пользу потерпевших. Многие начальники получили взыскание и лишились должностей. Напомним, тогда сотрудники белорусской ГАИ преследовали автомобиль, мчащийся со скоростью 160 км/ч. Как выяснилось позже, машиной управлял пьяный водитель. Чтобы остановить нарушителя, инспекторы создали заслон из нескольких машин, в которых находились ничего не подозревавшие люди, в том числе ребенок.
Было изменено: 7:22 07/05/2010.
Было изменено: 7:25 07/05/2010.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)