Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 3 июня 2010, 10:10

Ко всем записям блога

Русская борьба

Итак, начнем с названия того места, где происходила борьба. Называлось оно в старинные времена словом "баралище". Баралище изначально устраивалось на свежем воздухе. Местом для борьбы могла стать любая ровная площадка. Зимой боролись на снегу, летом на траве. Иногда баралище могло быть намеренно засыпано песком или присыпано соломой. Поскольку на схватках всегда присутствовало много зрителей, то они, становясь со всех сторон вокруг борцов, образовывали подобие круга, за шириной которого, следили заранее призванные к этому люди. Но, иногда, в случае поединка "на заклад", место борьбы огораживалось веревкой или цепью.
Борь, боренье, борьба под этими словами всегда понималось силовое противостояние. В древнерусском языке слово "борение", произносилось как "барание", отсюда "баралище". "Барати" означает не только бороться, но и сражаться. Это уже придает определению не только оттенок состязательности, но и обозначает прикладное действие.
Борцом мог считаться только человек "поученный", то есть тот, кого обучали этому искусству. Поученные борцы отличались от прочих мужчин тем, что знали "ухватку" или "ухватки", то есть, говоря современным языком, были обучены приемам ведения борьбы.
Одним из самых древних видов борьбы, бытовавших в России, можно без всякой натяжки признать медвежью борьбу. Медвежья борьба это самый настоящий пережиток древних обрядов, в самом лучшем смысле этого слова. Следы почитания духа медведя найдены на огромном пространстве, от Валдайской возвышенности до Уральского хребта. К концу двадцатого века возраст борьбы, покровителем которой является дух медведя, измеряется, самое малое, четырьмя тысячелетиями.
Медвежья борьба, вероятно, зародилась еще во времена общинных отношений, когда духовная жизнь любого племени была немыслима без обрядов почитания божественного духа-покровителя, воспринимаемого людьми в образе зверя-первопредка. Медведь на пространствах Восточной Европы издавна почитался охранителем жизненной силы рода. Образ медведя в славянских преданиях тесно связан с образом Бога мудрости и плодородия Велеса. Внутреннее, смысловое содержание богопочитания, влияет и на внешние, обрядовые проявления. В этой связи образовался обрядовый поединок борцов на родовом поле, призванный отогнать злых духов от посевов. Поединок это волшебный способ призвать дух покровителя для обережения будущего урожая.
Однако медвежью борьбу не стоит причислять к разряду единообразных, окончательно сложившихся единоборств. На протяжении существования этой борьбы она наполнялась различными выразительными средствами. Одной из основных таких особенностей стало подражание угрожающему поведению медведя и перенос, с наиболее возможной точностью, особенностей этого поведения в объем борцовского поединка. Так в борьбе появился мощный предварительный удар, оглушающий противника. После нанесения "медвежьего" удара намного проще переходить к захвату и броску.
Исходя из особенностей медвежьей борьбы можно с большой степенью достоверности утверждать, что борцы не всегда строго придерживались четких правил проведения приемов. Древнерусские обряды имели в себе больше от игры, нежели от строго соблюдаемых законов. Поэтому, главным в схватке оставалось соблюдение основного замысла действия и примерный порядок проведения приемов закрепленный с помощью обряда. Более важна была цель, а не средство.
Как следствие, борьба приняла вид труднейшего силового состязания, где каждый из борцов стремился не просто к победе, но к одержанию верха над противником, с помощью пусть одного из самых трудных, но и самых почетных приемов. Нужно было проявить не только силу, сноровку и ловкость, но и показать свою выносливость, то есть уметь пересилить противника не мгновенным рывком, а постепенно, тем самым, показывая безоговорочное превосходство своей телесной мощи.
Кроме обрядовых "медвежьих" схваток двух борцов между собой, исправно жила и еще одна разновидность медвежьей борьбы борьба человека со зверем. Причем известно было два рода таких схваток. Одна, считается относительно безопасной ярмарочной забавой, в которой боролись с изрядно подпоенным или тощим зверем. Медведи, ходившие по ярмаркам, были, кроме всего прочего, еще и обученными бороться с людьми так, что бы не калечить их. Другой род схватки с медведем был смертельно опасен для обоих участников, как для зверя, так и для человека. Это был бой "сам на сам", то есть один на один.

автор Максим Шатунов (с)

Было изменено: 10:11 03/06/2010.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Night Cat  
.....)
"Медведи, ходившие по ярмаркам, были, кроме всего прочего, еще и обученными бороться с людьми так, что бы не калечить их."
вот же, сказочники)))
Black  
)))
но ведь ведется же народ))
Night Cat  
дауш..)))
как-то у нас слишком на многое народ ведется.. ты не находишь?)))
Black  
)))
просто тема славянских единоборств неисчерпаемый кладезь))) вот только, как пить из него...
Night Cat  
хм..)
ты думаешь, сказочники оттуда черпнуть хотят?) по-моему, у них гораздо более прозаические желания)))
Black  
)))
сказочники на этом хорошие деньги делают)
Night Cat  
вот-вот-вот!)))
в дырочку)
и, по-моему, это единственное, что их интересует..
Black  
)))
а что такого?) удачный коммерческий проект) когда неудавшиеся каратисты одевают на себя лапти и примеряют на себя корону)))
Night Cat  
о, да..)
корону, это всем очень хочется)

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)