Хозяин дневника: Буч
Дата создания поста: 7 июня 2010, 19:03
Размышления о популярности стрессов.
В очередной раз задумался, почему на тренировки в любом виде спорта или боевого искусства приходит так мало людей, а остаётся ещё меньше.
Вопрос мотивации сейчас я оставлю за кадром. Что побуждает людей прийти - предмет отдельного рассмотрения. Что заставляет уйти или мешает остаться?
Первый стресс следует назвать "ломка распорядков". Он сводится к тому, что для включения тренировок в свой образ жизни приходится управлять своим временем, делать подвижки устоявшемся распорядке, смещать одни дела во времени, а от других отказываться. На это изначально способны немногие.
Стресс "смена образа жизни" очень похож на ломку распорядков, но заключается в управлении не временем, а своим поведением: отказе от некоторых привычек и включении новых в свою жизнь.
Стресс "места в иерархии" прост и понятен: приходя в какую либо группу, люди вступают в иерархические отношения с другими её членами. Не все способны спокойно воспринять подчинённую роль по отношению к учителю. Ещё меньше - по отношению к старшим ученикам. Опять же, не все ученики умеют себя контролировать; кого-то и на место поставить надо, за себя постоять.
Стресс "ломки стереотипов" приходится переживать всем, кто вынужден переучиваться. Он, чаще всего, - достояние тех, кто пришёл из какой-то другой системы, но может быть обусловлен и другими имеющимися двигательными стереотипами. Отказ от старого и восприятие нового очень болезненны.
Стресс "испытания на прочность" относится не столько к физической нагрузке, хотя она очень значительна: тело в таком режиме работать просто не привыкло. Новую нагрузку испытывает мозг, которому приходится решать новые двигательные задачи. И главная нагрузка ложится на вашу волю: когда нужно выполнить следующее упражнение - раз; когда надо собрать сумку на следующую тренировку - два.
Стресс "ничего не получается" многолик и насчитывает, минимум, пять разных аспектов:
1) несоответствие собственным представлениям о себе, своих возможностях и способностях; приводит к разочарованиям разной степени тяжести. Происходит от детского желания "выглядеть круто". Самый невинный аспект такого стресса.
2) несоответствие воображаемому образу себя в глазах окружающих; сопряжено с переживанием своего места в иерархии. Наш подлинный образ в глазах окружающих нам просто неизвестен. И кто сказал, что мы вообще должны соответствовать чьим-то представлениям? Но гложет.
3) и 4) аспекты факультативные: "раньше получалось" и "у нас получалось". Принадлежат тем, кто возобновил тренировки после перерыва (это в самом деле трудно) или практиковал другую систему; очень обидно быть не в состоянии выполнить задачу, которую раньше выполнял тем же или иным способом;
5) многократная ошибка создаёт ощущение себя лохом вообще или в сравнении с другими; самый опасный аспект, поскольку вроде бы основан на объективных данных. В самом деле, если не можешь выполнить задание в первый раз, то в душе есть защита от переживания неудачи. Если ошибка повторяется от раза к разу после неоднократных объяснений и показов, пережить это безболезненно гораздо сложнее. Если при этом видишь примеры, что "другие-то делают", становится ещё тяжелее. А если это делают ученики, которые пришли вместе с тобой или позже, переживание неудачи может стать невыносимым.
Стресс "боязнь схватки". Не поражения, а самой схватки, свободной или обусловленной. Преодолевается только работой в парах. Боязнь поражения - это первый аспект стресса "ничего не получается".
Неудивительно, что из-за такого обилия стрессов на тренировки приходит так мало новичков. А ещё меньше остаются.
Было изменено: 19:32 07/06/2010.
Вопрос мотивации сейчас я оставлю за кадром. Что побуждает людей прийти - предмет отдельного рассмотрения. Что заставляет уйти или мешает остаться?
Первый стресс следует назвать "ломка распорядков". Он сводится к тому, что для включения тренировок в свой образ жизни приходится управлять своим временем, делать подвижки устоявшемся распорядке, смещать одни дела во времени, а от других отказываться. На это изначально способны немногие.
Стресс "смена образа жизни" очень похож на ломку распорядков, но заключается в управлении не временем, а своим поведением: отказе от некоторых привычек и включении новых в свою жизнь.
Стресс "места в иерархии" прост и понятен: приходя в какую либо группу, люди вступают в иерархические отношения с другими её членами. Не все способны спокойно воспринять подчинённую роль по отношению к учителю. Ещё меньше - по отношению к старшим ученикам. Опять же, не все ученики умеют себя контролировать; кого-то и на место поставить надо, за себя постоять.
Стресс "ломки стереотипов" приходится переживать всем, кто вынужден переучиваться. Он, чаще всего, - достояние тех, кто пришёл из какой-то другой системы, но может быть обусловлен и другими имеющимися двигательными стереотипами. Отказ от старого и восприятие нового очень болезненны.
Стресс "испытания на прочность" относится не столько к физической нагрузке, хотя она очень значительна: тело в таком режиме работать просто не привыкло. Новую нагрузку испытывает мозг, которому приходится решать новые двигательные задачи. И главная нагрузка ложится на вашу волю: когда нужно выполнить следующее упражнение - раз; когда надо собрать сумку на следующую тренировку - два.
Стресс "ничего не получается" многолик и насчитывает, минимум, пять разных аспектов:
1) несоответствие собственным представлениям о себе, своих возможностях и способностях; приводит к разочарованиям разной степени тяжести. Происходит от детского желания "выглядеть круто". Самый невинный аспект такого стресса.
2) несоответствие воображаемому образу себя в глазах окружающих; сопряжено с переживанием своего места в иерархии. Наш подлинный образ в глазах окружающих нам просто неизвестен. И кто сказал, что мы вообще должны соответствовать чьим-то представлениям? Но гложет.
3) и 4) аспекты факультативные: "раньше получалось" и "у нас получалось". Принадлежат тем, кто возобновил тренировки после перерыва (это в самом деле трудно) или практиковал другую систему; очень обидно быть не в состоянии выполнить задачу, которую раньше выполнял тем же или иным способом;
5) многократная ошибка создаёт ощущение себя лохом вообще или в сравнении с другими; самый опасный аспект, поскольку вроде бы основан на объективных данных. В самом деле, если не можешь выполнить задание в первый раз, то в душе есть защита от переживания неудачи. Если ошибка повторяется от раза к разу после неоднократных объяснений и показов, пережить это безболезненно гораздо сложнее. Если при этом видишь примеры, что "другие-то делают", становится ещё тяжелее. А если это делают ученики, которые пришли вместе с тобой или позже, переживание неудачи может стать невыносимым.
Стресс "боязнь схватки". Не поражения, а самой схватки, свободной или обусловленной. Преодолевается только работой в парах. Боязнь поражения - это первый аспект стресса "ничего не получается".
Неудивительно, что из-за такого обилия стрессов на тренировки приходит так мало новичков. А ещё меньше остаются.
Было изменено: 19:32 07/06/2010.
Комментарии:
то есть опять же рулит страх.
Страх (само)неодобрения, страх перемен.
Я бы ещё добавила: есть такой психический аффект, когда боишься перенапрячься. Чувствуешь усталость как бы заранее. При выполнении сложного упражнения, если тренер говорит "и последние 5 раз" - все сразу как-то активизируются, ОЖИДАЯ окончания. Такой настрой (настрой ожидания, когда наконец всё закончится и можно будет расслабиться) существенно снижает результативность.
В общем мы думаем, что не можем, гораздо больше, чем не можем на самом деле.
Вообще, конечно, тренировки - прекрасная площадка для изучения себя. Ох, сколько любопытнейших тараканчиков выползает у казалось бы устойчивых продвинутых людей. Зоопарк - ботанический сад.))
Страх (само)неодобрения, страх перемен.
Я бы ещё добавила: есть такой психический аффект, когда боишься перенапрячься. Чувствуешь усталость как бы заранее. При выполнении сложного упражнения, если тренер говорит "и последние 5 раз" - все сразу как-то активизируются, ОЖИДАЯ окончания. Такой настрой (настрой ожидания, когда наконец всё закончится и можно будет расслабиться) существенно снижает результативность.
В общем мы думаем, что не можем, гораздо больше, чем не можем на самом деле.
Вообще, конечно, тренировки - прекрасная площадка для изучения себя. Ох, сколько любопытнейших тараканчиков выползает у казалось бы устойчивых продвинутых людей. Зоопарк - ботанический сад.))
ХариКришна
задумалас
задумалас
много куда ходила тренироваться. бадминтон, керлинг, плаванье, качалка...
до сих пор безумно люблю восточные танцы, но за 2 года не научилась танцевать ни один танец)) поняла в каком месте проблема, пошла в йогу.
но есть какой-то барьер у меня в занятиях с тренером именно для йоги. занимаюсь сама по диску на двд. иногда хожу посмотреть как это делают другие. везде были хорошие тренеры, прекрасные люди,
но йога эт не спорт...
но точно подмечено, да.
в спорте любом психотерапия уже заложена автоматом.
причем групповая))
до сих пор безумно люблю восточные танцы, но за 2 года не научилась танцевать ни один танец)) поняла в каком месте проблема, пошла в йогу.
но есть какой-то барьер у меня в занятиях с тренером именно для йоги. занимаюсь сама по диску на двд. иногда хожу посмотреть как это делают другие. везде были хорошие тренеры, прекрасные люди,
но йога эт не спорт...
но точно подмечено, да.
в спорте любом психотерапия уже заложена автоматом.
причем групповая))
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)