Хозяйка дневника: Белая Акация  

Дата создания поста: 12 октября 2010, 15:28

Ко всем записям блога

Модернизация России- удачный опыт прошлого

...
В российской истории было несколько удачных модернизационных и цивилизационных рывков. Ближе нам по смыслу и сути, не советский прорыв, отягощенный и мотивированный идеологией, а реформы Петра Первого. В современных терминах, это была грамотно выстроенная пиар-компания, направленная на привлечение специалистов-экспатов, готовых с какого-то момента, считать интересы чужой страны, своими интересами. Кампания получилась долгая, учитывая скорость распространения информации в те времена, и очень затратная.
Первые попытки сманить из Европы в Россию специалистов, закончились так же плачевно, как и недавняя история с приглашением одного нобелевского лауреата. Ни английские литейщики, ни голландские корабелы, не собирались менять привычный цивилизованный быт на жизнь в неизвестной и дикой стране. Ситуация изменилась с европейским туром "Великого посольства", которое, гуляя напропалую и бросая деньги направо и налево, сформировало любопытное общественное мнение - "Россия страна богатая, веселая и... безумная".
Для регламентированной на века, беспросветно-скромной и тесной европейской жизни, это был интересный поворот сюжета. Когда на голландских верфях, с плотницким топором наперевес, появился сам "варварский царь", это был натуральный слом шаблона.
Потом, на европейских предприятиях стали появляться отправленные из России на обучение дети элиты - чувствовалось, что в неведомой варварской стране идет какая-то нешуточная "движуха". Любой человек, отягощенный знаниями и разумом, падок на такие знаки прогресса. Более того, по степени привлекательности эти знаки равны жалованью, а зачастую и превосходят его.
Так был решен вопрос с кадрами, и на долгие два столетия, иностранный-специалист, искавший милости у подножия российского престола, стал обычным явлением. Можно догадаться, какие чувства при виде такого оттока кадров испытывали в Европе - точно такие же, как и в современной России, когда узнали о "былинном" отказе нобелевского лауреата. Была еще одна важная линия поведения, определившая успех петровских реформ - очень жесткое, местами просто жестокое размежевание на "старое" и "новое". "Старое" было тотально отвергнуто даже на бытовом уровне - кофе вместо сбитня, табак вместо лиственничной серы-жвачки, бритва вместо гребешка для бороды...

У нас, с этой линией модернизации пока все осталось по-старому.
Я, например, не могу вспомнить ни одного сериала с героями-учеными. Или с рабочими, не смотря на то, что квалифицированный оператор станка с ЧПУ, получает больше любого распальцованного менеджера и тоже может позволить себе кредитный "Фокус". В героях сплошные менты, мусора, опера, уркаганы, бизнесмены и модели. Можно догадаться, какой стандарт поведения и мировсприятия формирует телепрограмма любого канала. Как Петр, борясь с косностью мышления, рубал топором бороды, сейчас нужно рубить глянцевые журналы - современная дикость кроется именно в них. Я представляю, какой вой подымется, если наше государство наконец-то займется цензурой нравственной.
Даже не цензурой, а коррекцией - чтобы хотя бы на пять сериалов "прорвемся, опера" приходился один многосерийный фильм про группу молодых аспирантов-биохимиков истребляющих неведомую заразу. Чтобы эти молодые ученые гибли во время экспериментов, жертвуя собой, ссорились, влюблялись... Потребуется коренная ломка сознания, срывание покровов и истребление стереотипов.
Людям опять, заново, придется объяснять, что бизнесмен не производящий ничего, а лишь перепродающий - разновидность социального паразита. И если такой паразит ездит на "майбахе", это не материальное подтверждение его гениальной коммерческой хватки, а недоработка налоговой полиции.
"Профессии" дизайнера, флориста, стилиста - род социальной милостыни. "Работа" модели - это всего лишь форма проституции в социально-приемлемых рамках. Петр, кстати, не стеснялся демонстративно ставить литейщика или плотника, человека созидающего, выше боярина-чиновника, и, в итоге, у него все получилось. Причем, на века.
Несложно догадаться, кто заложил в 18 веке на Васильевском острове грядку, на которой до сих пор всходят Нобелевские премии. Хочется, чтобы история повторилась, и не как фарс, а как космоопера.

(с) Дмитрий Стешин

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)