Хозяин дневника: Forrest Gump Z  

Дата создания поста: 3 ноября 2010, 11:34

Ко всем записям блога

Бамбуковый самолет (с)

На днях стало известно: вот-вот в Сочи начнут строить трассу "Формулы-1". Душа по этому поводу не то чтобы страданиями переполняется, а смутно прозревает... Да я это уже видел!
Видел я это дело в Океании, в Меланезии, на острове Танна, в государстве Вануату.

Не то чтобы лично, но смотрел ленту Годфри Реджио "Коянискацци" - сейчас этот документальный фильм, как принято говорить, является культовым.
В нем показывается, как изощренная, технологичная евроамериканская цивилизация сталкивается с невинной островной жизнью, и какие удивительные формы, вплоть до религиозных, столкновение принимает.
Одна из таких форм - это карго-культ, о котором всему миру стало известно благодаря нобелевскому лауреату физику Ричарду Фейнману (тому самому, что придумал теорию множественности историй - недавно у нас шел фильм "Господин Никто", где эта теория художественно осмыслена). В 1974 году Фейнман прочел в Калифорнийском технологическом
институте лекцию "Наука самолетопоклонников" - и это стало сенсацией.

Суть культа в следующем. Во время Второй мировой войны меланезийские аборигены столкнулись с потоком никогда не виданных даров цивилизации - с консервами и колой, машинами и радио, которые на острова, ставшие военными базами, доставляли американские самолеты. Эти удивительные вещи были прозваны местными жителями "карго" - cargo, груз.
Когда война окончилась, самолеты улетели и поток карго иссяк, аборигены решили приманить его обратно. Они стали расчищать взлетные полосы и строить на них неотличимые от настоящих самолеты, вышки диспетчеров и т. д., только из пальм и бамбука. Они уверовали, что если построят такие же самолеты, как у американцев, то божество вспомнит про них и вернет карго.
С тех пор про карго-культы написаны сотни статей и десятки книг, а исследователи обнаружили, что такие верования нередко возникают там, где наивная цивилизация хочет прыжком приобщиться к плодам цивилизации изощренной. Первые карго-культы вообще появились в конце XIX века, например на Фиджи. Закономерность, однако.

Если кто пропустил: в октябре генеральный промоутер "Формулы-1" Берни Экклстоун (похожий на Энди Уорхола пожилой господин с железной хваткой) в присутствии Владимира Путина (чья хватка тоже сомнений не вызывает) подписал договор, согласно которому
Краснодарский край получает право проводить знаменитые гонки с 2014 по 2020 год. Имена прочих подписантов, а также потенциальных заказчиков и подрядчиков я опущу, чтобы лучше был виден уровень сделки.

А вот теперь, прежде чем разделить общий восторг, ответьте, пожалуйста: сколько автодромов (не "формульных", а просто спортивных) существует, например, в таких странах, как США или Франция? Или, например, в Мексике?
Не мучайтесь. В США - 242, Мексике - 20, Великобритании и Японии - по 19, Франции, Испании, ЮАР - по 9.

В великой России сегодня, по сути, всего три автодрома. По этой причине у нас еле жив профессиональный автоспорт, не говоря уж про массовый. По этой причине наш владелец спорткара обречен на глуповатую демонстрацию амбиций у ресторана "Причал" на Рублевке, но лишен возможности превратиться в gentleman-driver, водителя-джентльмена,
полупрофессионала. Негде превращаться, понимаете ли.
Сочинская "Формула" на этом пустом фоне - она, конечно, самолет, но все-таки слегка бамбуковый.
Потому что внутренний смысл соревнований уровня "Формулы" - быть украшением, жемчужиной автоспорта. А смысл автоспорта - быть украшением, жемчужиной на фоне сети хайвеев, автобанов и прочих многополосных дорог, по которым передвигаются обычные машины. А Олимпийских игр - быть жемчужиной спорта как такового. А "Сколково" - быть жемчужиной науки и образования.

Но хоть один из мужчин с железной хваткой может мне объяснить, почему, скажем, готовясь к Олимпиаде-2012 в Лондоне и нацеливаясь на рекорды, мы четвертый год держим без воды бассейн школы олимпийского резерва в Москве на Миуссах (да-да, денег нет и неизвестно,
когда будут: позвоните директрисе - услышите плач Ярославны).

И почему, готовясь с помпой к зимней Олимпиаде в Сочи, мы имеем в стране, цитирую знакомых сноубордистов из числа профи, "полтора хаф-пайпа"? (Хаф-пайп - это такой огромный заснеженный желоб, перелетая с края на край которого, спортсмены совершают трюки; это обязательная - и крайне зрелищная! - дисциплина во фри-райде.) Причем
"полтора хаф-пайпа" возводят в России исключительно к международным соревнованиям, не пуская любителей покататься, "чтобы не испортили". Это что, не бамбуковые полтрубы? Для сравнения: в Финляндии к услугам 5, 5 млн населения около 100 горнолыжных курортов. Почти на всех сноупарки - с трамплинами, рампами, хаф-пайпами.

Главная опасность карго-культа не в том, что самолет не взлетит. Деревянные планеры летают и без мотора; болиды по сочинской трассе будут ездить. Главная опасность - в пестуемой уверенности, будто обладание каким-нибудь инноградом, Олимпиадой и F1
сделает Россию страной, способной завалить весь мир карго.
Боюсь, что не так.

Было изменено: 11:37 03/11/2010.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)