Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 29 февраля 2012, 22:15

Ко всем записям блога

... ПОДДАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОБЕДИТЬ...

с сайта будзютсу... Однажды создатель джиу-джитсу японский врач Акаяма Сиробеи не спеша
прогуливался по своему заснеженному саду, созерцая все, что окружало
его. И вдруг он с изумлением заметил, что толстые ветви деревьев не
выдерживают тяжести снега и ломаются, а тонкие ветки пригибаются, а
потом сбрасывают снег и выпрямляются как ни в чем не бывало.- Мягкость
побеждает силу и зло! - воскликнул пораженный собственным открытием
Сиробеи. И с тех пор главным принципом джиу-джитсу и еще целого ряда
боевых искусств стало: поддаться, чтобы победить... Согласно наиболее
популярной версии, джиу-джитсу (более точное произношение - дзю-дзюцу,
так как в японском языке отсутствуют звуки "ж", "ч", "ш") возникло во
времена войны феодальных кланов Тайра и Минамото в XI-XII вв. н. э. Врач
Акаяма Сиробеи, в совершенстве владевший распространенными тогда
единоборствами коуг соку (в переводе - "латы, которые всегда при себе") и
косино мавари, или коси мавари ("панцирь, защищающий поясницу"),
отправился для совершенствования своих познаний в области медицины в
Китай, где познакомился с рядом местных единоборств и изучил два из них -
шубаку и тайцзытуйшоу. К счастью, искусство рукопашного боя
интересовало его ничуть не меньше медицины - вернувшись, он решил
систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать
единую систему со своими принципами и методами. Прекратив практику, он
заперся в своем доме вместе с лучшими учениками и единомышленниками и 12
месяцев спустя представил специально созванной императорской комиссии 3
тысячи приемов рукопашного боя, заявив, что с их помощью может
справиться с любым соперником, как невооруженным, так и вооруженным.
После долгого просмотра и основательного обсуждения комиссия отобрала
лишь 300 приемов - остальные заканчивались смертельно и потрясали своей
жестокостью. Так возникло новое искусство, которое разнесли по Японии
ученики Сиробеи. Особо оно пришлось по вкусу вой нстве иным самурайским
кланам, которые сразу взяли его на вооружение. А оружием оно
действительно было мощным. По преданиям, самураи, хватая в пылу борьбы
противника, вырывали у него куски мяса вместе с обломками костей, сами
того не замечая, а уж если человек попадался на прием, то можно было
считать, что бой окончен. Кстати, рассказывают, что у Гитина Фунакоси
был учитель джиу-джитсу, который, сколько бы ни брал в руку бамбуковых
палок, расщеплял их одним движением. О самураях хотелось бы сказать
особо. Из нашей литературы складывается впечатление, что они были
жестокими кровожадными убийцами, и у нас понятие "самурай" употребляется
с отрицательным оттенком. Но это неверно. Самураев можно сравнить со
средневековыми рыцарями Запада, и это военное сословие не было ни
жестоким, ни кровожадным (слово "самурай" происходит от глагола
"сабурахи" - служить великому человеку, человеку высшего сословия).
Благородные воины, настоящие джентльмены, они наносили противнику
смертельные раны только в том случае, если он посягал на их жизнь, и
жили они согласно бусидо - кодексу чести и традиционной самурайской
морали, в котором главными принципами были прямота, мужество, доброта,
вежливость, уважение к людям, искренность и честность (слово самурая
было законом), верность долгу ("самурай не оставит своего господина,
даже если число его вассалов сократится со ста до десяти и с десяти до
одного"), скромность. Самурай никогда не нападал на слабого, презирал
деньги, а прежде чем напасть на врага, кричал: "Извольте защищаться!"
или "Извольте умереть!" В бусидо говорилось, что обладающий лишь грубой
силой недостоен звания самурая, и они изучали науки, владели живописью,
были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи,
воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника, в
совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию - как и искусство боя.
Рыцарями они оставались даже в случае поражения - самурай называл
победителю свое имя и с улыбкой на устах делал харакири. Примерно до XIV
века развитие джиу-джитсу шло по замкнутой клановой системе. А в XIV
веке, в ходе усмирения крестьянских восстаний на Окинаве, самураи с
ужасом убедились, что их искусство неэффективно против ударной техники,
созданной как средство борьбы с джиу-джитсу. Но опытные воины не
собирались опускать руки - самураю такое не к лицу. Они раскрывали
секреты "школы в зарослях" и начали интенсивно обогащать технику
джиу-джитсу новыми приемами. С этого момента начинается новый этап
развития джиу-джитсу. Часть кланов продолжала сохранять верность
традициям и культивировать классическое направление, уже утратившее
эффективность, другие вообще отказались от борцовских приемов, полностью
переняв технику окинавского рукопашного боя, а третьи начали
комбинировать борцовскую технику с ударной. А в XVI веке появился и сам
термин "джиу-джитсу". В русском языке он имеет порядка десяти
эквивалентов, наиболее распространенными вариантами перевода являются
"тайное искусство", "незаметное искусство", "искусство четырех пальцев",
"искусство незаметного отключения" и поэтический - "ветка, не
сломленная снегом". Джиу-джитсу в отличие от ушу и каратэ-до никогда не
становилось всеобщим достоянием и преимущественно культивировалось
самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем
направлении и фактически создавал фамильную школу. В 1868 году Японию
потрясла буржуазная революция Мэйдзи, разрушившая феодализм и отнявшая у
самураев былое влияние, почет и уважение. Многие японцы покинули
родину, эмигрировав в Европу и США, и вместе с ними эмигрировало и
джиу-джитсу, вызвавшее повышенный интерес спецслужб европейских стран - в
первую очередь Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии,
Франции. Кстати, очень сильные мастера джиу-джитсу были в генеральном
штабе русской армии, в армейской разведке и контрразведке, а также в
Третьем департаменте полиции, где оно использовалось в основном для
разгона демонстраций без применения оружия. Массовое развитие
джиу-джитсу получило в России уже после Октябрьской революции, в
двадцатых годах, благодаря Василию Ощепкову. Родившись в тюрьме, он
затем волею судьбы оказался в русской миссии в Японии, занимался дзюдо в
центральной школе Кодокан (дзюдо тех времен было во многом схоже с
джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный
вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. Ощепков (в
1937 году он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики
обогатили японскую технику приемами национальных видов борьбы, успешно
выступали на международных соревнованиях - так, борьба вольного стиля и
борьба в одежде или дзюу-до, как называл ее сам Ощепков, получивший в
Кодокане второй дан, входила в программу первой рабочей Спартакиады 1926
года. Параллельно полковник НКВД Спиридонов на базе джиу-джитсу
разработал САМОЗ - прикладную технику самозащиты, которой прекрасно
владели представители советской военной разведки и контрразведки. Так, в
книге В. Богомолова "В августе сорок четвертого..." (другое название -
"Момент истины") описываются работники СМЕРШа, которые могли голыми
руками задерживать хорошо вооруженных диверсантов, уклоняться от
выстрелов с близкого расстояния и т. п. В 1946 году искусство
самообороны получило название самбо, а затем этот вид, еще в 1938 году
включавший по классификации А. Харлампиева 8, 5 тысячи приемов (для
сравнения: в джиу-джитсу 10 тысяч приемов), утратил прикладное значение,
ударную технику и стал спортивной дисциплиной. Ну а сам спорт приобрел
политическую окраску, так как победы оказались важнее знания искусства в
целом. Широкое распространение в мире джиу-джитсу, как и другие боевые
искусства, получило лишь в пятидесятых годах, после того как
представители различных видов совершили демонстрационно-коммерческие
турне по всем континентам. Правда, джиу-джитсу уступило в популярности
каратэ-до, ушу и таэквондо, но тем не менее оно культивируется многими
международными организациями - Всеяпонской Международной Федерацией Джиу
Джитсу (AJJIF), Всемирной федерацией джиу-джитсу WJJF, Международной
организацией боевых искусств IMAO, Международной федерацией будо (WKF).
Международной федерацией ниндзюцу (KJJR) и многими другими. Сегодняшнее
джиу-джитсу - это искусство ведения боя с оружием и без оружия, в
техническом арсенале которого примерно 60 процентов бросковых приемов (в
том числе болевых и удушающих) и 40 процентов ударных. Но соотношение
это может варьироваться в зависимости от стиля и традиций национальной
федерации. Наверное, среди всех боевых искусств джиу-джитсу является
наиболее демократической системой, поскольку по ее уставу каждая
федерация имеет право вводить в свою программу и методику те базовые
элементы, которые присущи для традиций этой страны. То есть здесь
полностью отсутствует железная направляющая рука, нет диктата, нет
рельсов, по которым можно ехать только в одном направлении и никуда
больше, и дается право на творчество. Благодаря этому идет обогащение
системы, так как каждый вносит в нее то, что считает нужным (хотя,
конечно же, в ней есть определенная база и генеральное направление).
Поэтому, например, в финской федерации приоритет отдается ударной
технике, так как в Финляндии очень популярно контактное каратэ, во
Франции федерация джиу-джитсу объединена с федерацией дзюдо (что говорит
о приоритете бросковой техники), а в Дании дан по джиу-джитсу можно
получить только после сдачи на дан по каратэ (стиль Сётокан).
Естественно, что есть свои отличительные особенности и у крупных
мастеров, которых только в Европе насчитывается порядка 20 человек. У
каждого из них свой индивидуальный вариант, даже если они занимаются по
одной школе, а если стили разные, то различий еще больше. Главенствующее
положение в мире джиу-джитсу занимают его родоначальники - японцы.
Федерация в Японии отсутствует, и представляют джиу-джитсу фамильные
мастера, то есть прямые потомки самурайских родов, культивировавших
издавна тот или иной стиль. Всего существует более 200 стилей, но
наиболее крупных - 10-12: Хонтай-йосин-рю, Хакко-рю, Ямата-рю, Дайто-рю,
Такэнаучи-рю, Саоситцу-рю и некоторые другие. Остальные же давно стали
синтетическими и развиваются лишь по инерции - они либо культивируются
очень узким кругом людей, либо являются подстилем. Различия между
стилями, которые в своей базовой технике не используют оружие, в целом
незначительны - в основном касаются стоек, положений корпуса,
определенных элементов входа и выхода из приема, проведения тех или иных
технических действий. И различия эти видны только высоко классному
специалисту, потому что они заключаются только в базовых фамильных
традициях - один клан издревле делал упор на удар кулаком, другой - на
залом пальцев, и это было введено в ранг абсолюта и остается в этом
ранге по сей день. Но зато у стилей, которые применяют различные
варианты оружия, отличий много, так как техника подстраивается под
предмет, будь то явара (короткая палка), джо (средняя палка), бо
(двухметровый шест), нагината (бо с сабелькой на конце), вэй (веревка,
пояс) или другой вид. Классическое джиу-джитсу фамильных мастеров - это
красивое исполнение сложной техники, преимущественно в системе парных
кат, когда один партнер заранее знает, что будет делать другой -
выигрывая в зрелищности, проигрывает в эффективности, так как в боевой
ситуации практически бесполезно. Но, тем не менее, именно оно считается
основой, и им обязан владеть любой мастер. Главное отличие джиу-джитсу
от других боевых искусств заключается не только в его демократичности и в
наличии в техническом арсенале и ударной, и борцовской техники. Дело в
том, что в джиу-джитсу практически полностью отсутствует спортивная
конкуренция, которая заставляет держать технику в тайне от других,
обуживать ее, делать серой и убогой, так как все подчинено одному -
победе. (Правда, фамильные мастера ревностно берегут свои секреты и
раскрывают лишь малую их часть, заключая за немалые деньги контракты с
той или иной федерацией.) Поэтому на соревнованиях, проводящихся по
системе показательных турниров, побеждает тот, кто демонстрирует высокий
класс в большом спектре. Ведь человек здесь может заниматься и чисто
рукопашным поединком, и кобудо (работой с оружием), и вэй-джитсу
(работой с веревкой), и стю-джитсу (так называемое пальцевое джитсу, то
есть работа с пальцами соперника, заплетение и связывание пальцев с
вставлением между ними явары), и прочими направлениями. Хотя есть и
система соревновательных поединков, называемая до-артс. В соревнованиях,
проводимых в легкий или полный контакт, т. е. удары не обозначаются, а
наносятся (в легкий контакт /как правило/ работают любители, в полный -
представители различных спецслужб и антитеррористических подразделений),
могут участвовать мастера каратэ-до, таэквондо, дзюдо, ушу, айкидо -
словом, всех видов, где каждый может использовать свою технику; в
поединках допускаются удары, броски, захваты, болевые и удушающие
приемы, все, кроме воздействия на жизненно важные центры. При сдаче
экзамена на мастерскую степень занимающийся, кроме различных направлений
джиу-джитсу, сдает также бу-джитсу, или полис-джитсу (полицейский
вариант, то есть техника задержания, связывания, обыска, конвоирования
плюс работа со специальным полицейским оружием- ножами, дубинками и т.
д.). Что касается эффективности техник джиу джитсу, то правильно
говорить о синтезе бросковых техник с техниками каратэ и других
единоборств с обилием ударной техники. Именно по этой причине в работе
на ближней дистанции преимущество по-прежнему остается за совокупностью
ударных техник и техник джиу-джитсу. Очень эффективно использование
джиу-джитсу в разного рода нестандартных ситуациях, так что интерес к
нему спецслужб многих стран не случаен. Именно поэтому, несмотря на все
перипетии и конкуренцию, "ветка, которую не в силах сломить снег" ,
выдержала и напор веков и становится еще гибче и сильней, чем прежде... (с)

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Deleted  
Вообще то в классике
про "ветку... " изначально всегда было в словах основателя Дзю-До, Дзигоро Кано, ну да ладно. Я уже давно привык к тому, что всё перепутано))) (дилетанты)
Вернблум_клон 74743  
а не хотите ли байку про веник?
типа, переломить можно только разодрав?
Вернблум_клон 74743  
чуть перефразирую:
отдаться, чтобы победить.
нашим дамам в данном искусстве нет равных. )
Black  
)))
я тоже, еще в советские времена, читал это про Дзигоро Кано. По большому счету, дзю до - техника, в которой меньше 200 приемов, тоже плагиат... но кто спрашивает?) Более того, я читал, что Кано сам вообще не отстаивал честь своей школы ни разу...
АЛЕКСЕЙ ЛЫСЕНКО РА  
Кодекс чести самурая... класс.
Молодцы японцы. Не то что наши некоторые дерьмураи. Пояс повязал, страшную рожу изобразил, три приема кое-как освоил, и думает, что уже великий боец.
Black  
Алексей
откуда такой опыт?) я знаю много достойных людей с поясом и без)))
АЛЕКСЕЙ ЛЫСЕНКО РА  
Опыт из жизни. И из наблюдений на мейби.
Я, кстати, тоже знаю немало достойных людей, не владеющих ни одним боевым приемом. Это как раз не обязательно.
А то, что в данном тексте названо кодексом чести самурая, на мой взгляд, является в сущности кодексом настоящего мужчины. Что такое воин, боец, мужчина без благородства? Жалкая пародия. Хоть с поясом, хоть без.
АЛЕКСЕЙ ЛЫСЕНКО РА  
Если нужна живая иллюстрация. Извольте.
Есть тут у нас один типа воин. Так он на весь этот кодекс самурая положил с большим прибором. Потому и дерьмурай. Его даже представлять нужно. Все и так уже догадались.
АЛЕКСЕЙ ЛЫСЕНКО РА  
За пост огромное спасибо.
А за кодекс самурая втройне. Очень полезная штука, чтобы настоящих мужиков со всякими пугалами огородными не путать.
капитан звездолета  
откуда взят материал?
ни слова не сказано о Бразильском варианте впрочем как и о адаптированнои американскои технике...
...  
есть
один нюанс в вопросе о самураях. они пид*расы, также как и спартанцы. вот в боевой подготовки славян, такой голубой нюанс отсутствовал.
Black  
Antony)))
говоря по правде, не люблю новоделы. бразильский вариант адаптирован для миксфайта... в нем есть интересные приемы, но он не близок к реальному бою. хотя, я не скажу, что не применим в драке... но лом тоже применим, но не особо удобен.
триточки. откуда такие познания в... личностном аспекте подготовки японских, греческих и славянских воинов? или уже нашли бересту с трактатом подготовки славянских самураев?
...  
нашел в инете:)
Гомосексуальные отношения самураев, Шудо (Shudo), очень напоминали отношения мужчин в древней Греции. Они основывались не только на эротическом влечении старших наставников к молодым ученикам, но и на духовной близости между ними. Такие связи помогали юношам при вступлении во взрослую жизнь и порой формировали их моральные принципы и этические воззрения. Шудо практиковалось фактически всеми в военной касте, независимо от занимаемой в ней позиции. В отличие от древних греков, в однополых отношениях именно юноша должен был добиваться расположения взрослого мужчины. Как и греки, сексуальные отношения прекращались тогда, когда молодой человек взрослел. Наставник и его подопечный обычно оставались хорошими друзьями, но случалось и так, что они продолжали отношения вопреки обычаю. Интересно, что самураи не придерживались одной сексуальной ориентации. Они также как и другие японцы женились и воспитывали детей, но это в их жизни происходило чуть позже.
Ингвар_Удален!  
а не хотите ли байку про веник?
"Однажды один грузин решил научить своего сына Вано древней мудрости. Он протянул ему веник со словами"попробуй сломать". Вано был здоровенным детиной и веник переломил. Дураком родился- дураком помрешь, вздохнув сказал отец" :)))
Ингвар_Удален!  
Что такое воин, боец, мужчина без благородства?
лёха, вот смотри. ты во- первых не боец ни разу. Во- вторых благородства в тебе ни на грош. В третьих- ты просто трус. Так что твои рассуждения о чести и благородстве могут вызвать только улыбку. :)
Black  
)))
ну вот... кажется здесь начинается дуэль. кто первый кинет латную перчатку?

триточки... а про славян где написано?)

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)