Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 12 марта 2012, 18:00

Ко всем записям блога

СУРОВЫЙ БЫТ И ГЕГЕМОНИЯ СПАРТЫ

Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни и
запрещалась всякая роскошь. Например, мужчины не могли обедать дома, они
собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот
обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества
доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали
они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная
на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. В одежде и жилищах
соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы
наряжались как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали
венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт. (Известие
Плутарха о том, что Ликург запретил в Спарте золотую и серебряную монету и
ввел тяжеловесную - железную, чтобы предупредить накопление больших сумм в
одних руках, - это известие нельзя признать вероятным: золотую и серебряную
монету начали чеканить в Греции уже после Ликурга.)
Воспитание детей было очень суровое. Они принадлежали
собственно не родителям, а государству.
Новорожденного мальчика отец должен был выставлять в
известном месте, где собирались старцы. Если они находили дитя слабым или
уродливым, то его бросали в пропасть с вершины Тайгета; только дети,
обещавшие стать здоровыми воинами, возвращались родителям и оставались на их
попечении до семилетнего возраста. С этого возраста мальчики отдавались в
гимназию - общественную школу, где они занимались более всего гимнастикой под
надзором особых чиновников (педономов). Здесь старались образовать из них
сильных воинов, твердых характером, способных переносить все лишения и
подчиняться самой строгой дисциплине; их заставляли привыкать к голоду, к
усталости и перенесению боли; с этой целью, например, мальчиков жестоко секли
розгами, и считалось признаком мужества не издавать при этом никаких стонов.
Даже спартанские девушки занимались гимнастическими упражнениями,
чтооы укрепить свои силы и производить потом здоровых детей. Спартанки были
известны своей красотой во всей Греции; спартанские кормилицы вошли в такую
славу, что везде богатые люди старались поручать им своих детей. Чтобы
развить в молодых спартиатах находчивость и ловкость, им позволялось
безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его
больно наказывали. Мальчикам не давали обуви, летом и зимой они носили
одинаковую одежду, спали на тростнике, который должны были сами наломать в
Эвроте без помощи острых орудий. Кроме гимнастики они учились в школе играть
на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к
старшим были первым домом молодых людей. Спартанские юноши обыкновенно ходили
по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и держа руки под плащом
(последнее считалось в Греции признаком скромности). Они с детства приучались
не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда подобные ответы и
теперь называются "лаконичными".
В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и
поступал в войско; в тридцать лет он становился супругом и пользовался всеми
правами гражданина; в шестьдесят лет он освобождался от военной службы. Брак
заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно
спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько
времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и
вводил в дом. Положение жены в Спарте и вообще у дорян было довольно
почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как
на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты
обнаруживала высокий патриотический дух. Например, один молодой спартиат,
показывая матери своей меч, заметил, что он очень короток. "Сделай еще один
шаг впереди,- отвечала мать. Другая спартанка, подавая щит сыну, отправлявшемуся
на войну, сказала лаконически: "С ним или на нем" (то есть возвращайся
победителем или мертвым).
В других дорийских государствах (особенно на острове Крит)
отмечаются те же отношения завоевателей и покоренных, те же общественные
столы, совет старейшин - герусия и прочее, только в Спарте дорийские обычаи
приобрели силу твердых законов Ликурга. (Они представляли ряд изречений или
правил и называли ретрами.) Положение дорян в Лаконии среди враждебного
им ахейского племени и постоянная необходимость силой оружия поддерживать
здесь свое господство над более многочисленным народом способствовали тому,
что спартанская община усвоила себе характер военного братства, всегда
готового к битве. Водворение Ликурговых учреждений действительно обеспечило Спарте
несколько сот лет замечательного могущества и наполнило ее историю громкими
делами любви к отечеству и благоговения перед его законами. С другой стороны,
они сообщили жизни спартанцев характер неподвижности. Пренебрегая мирным
трудом и умственными занятиями, они с течением времени отстали в этом
отношении от других греков. Не занимаясь торговлей, они могли еще скапливать
у себя богатства посредством военной добычи, но, чтобы построить храмы и
другие изящные здания, должны были приглашать художников из чужих областей;
на поприще литературы и науки они не дали ни одного гения. Спартанцы были
превосходными воинами: их армия возбуждала всеобщее удивление и заранее
наводила страх на неприятелей слаженностью движений, воинственным видом,
яркими плащами, блестящими медными шлемами; трусость была между ними большой
редкостью: она наказывалась общим презрением и отчуждением. Но в искусстве
брать укрепленные места спартанцы отстали от более образованных эллинских
народов. Победы увлекли спартанцев к военным предприятиям за пределы
отечества, о эти предприятия близко познакомили их с образом жизни других
народов и повлекли за собой впоследствии перемены в их простом суровом быте.
Благодаря военному устройству общины, спартанцы докончили
покорение лаконских ахейцев, а затем обратили свое оружие на соседнюю область
- Мее-сснию. Вражда с мессенцами возникла из-за пограничных споров в VIII
веке. Спартанцы вели с ними так называемые Мессенские войны.
Подробности этих войн украшены разными невероятными
сказаниями. В Первой Мессенской войне отличился царь Арисгодем, который ради
спасения отечества заколол в жертву богам собственную дочь, а потом, когда
отчаялся в спасении, убил себя на ее могиле. Во второй войне вождем мессенцев
стал герой Аристомен. В числе его легендарных приключений следующее. Взятый в
плен спартанцами, он вместе со своими товарищами был брошен в глубокую
пропасть, но остался жив и спасся из нее с помощью лисицы: та пришла к трупам
и открыла, таким образом, ход, через который Аристомен выполз из пропасти.
Победы Аристомена, нашедшего союзников в аркадянах и аргивянах, навели такой
страх на Спарту, что она, по совету Дельфийского оракула, обратилась за
помощью к афинянам, и те прислали ей поэта Тиртея. Его воинственные гимны
воодушевили спартанцев, и счастье перешло на их сторону. Вследствие измены
аркадян, Аристомен проиграл большое сражение; он долго еще защищался в горной
крепости Ира и, наконец, с оставшейся горстью храбрецов удалился в Аркадию.
Мессения была завоевана спартанцами, многие ее жители переселились
в Южную Италию и Сицилию, а оставшиеся были обращены в илотов (середина VII
века). Затем последовали упорные войны Спарты с другими соседями: ар-кадянами
и аргивянами (у первых спартанцы отняли пограничную горную область Тегею, у
вторых - Кинурию). К эпохе греко-персидских войн Лакедемон являлся самым
сильным государством Греции. Почти все народы Пелопоннеса признали над собой
спартанскую гегемонию. Она выражалась в том, что на общих советах и во время
общих походов предводительство принадлежало спартанским царям. (с)


Иловайский Д. И.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)