Хозяин дневника: Black
Дата создания поста: 12 марта 2012, 18:00
СУРОВЫЙ БЫТ И ГЕГЕМОНИЯ СПАРТЫ
Спартанцам предписан был самый строгий образ жизни и
запрещалась всякая роскошь. Например, мужчины не могли обедать дома, они
собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот
обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества
доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали
они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная
на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. В одежде и жилищах
соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы
наряжались как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали
венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт. (Известие
Плутарха о том, что Ликург запретил в Спарте золотую и серебряную монету и
ввел тяжеловесную - железную, чтобы предупредить накопление больших сумм в
одних руках, - это известие нельзя признать вероятным: золотую и серебряную
монету начали чеканить в Греции уже после Ликурга.)
Воспитание детей было очень суровое. Они принадлежали
собственно не родителям, а государству.
Новорожденного мальчика отец должен был выставлять в
известном месте, где собирались старцы. Если они находили дитя слабым или
уродливым, то его бросали в пропасть с вершины Тайгета; только дети,
обещавшие стать здоровыми воинами, возвращались родителям и оставались на их
попечении до семилетнего возраста. С этого возраста мальчики отдавались в
гимназию - общественную школу, где они занимались более всего гимнастикой под
надзором особых чиновников (педономов). Здесь старались образовать из них
сильных воинов, твердых характером, способных переносить все лишения и
подчиняться самой строгой дисциплине; их заставляли привыкать к голоду, к
усталости и перенесению боли; с этой целью, например, мальчиков жестоко секли
розгами, и считалось признаком мужества не издавать при этом никаких стонов.
Даже спартанские девушки занимались гимнастическими упражнениями,
чтооы укрепить свои силы и производить потом здоровых детей. Спартанки были
известны своей красотой во всей Греции; спартанские кормилицы вошли в такую
славу, что везде богатые люди старались поручать им своих детей. Чтобы
развить в молодых спартиатах находчивость и ловкость, им позволялось
безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его
больно наказывали. Мальчикам не давали обуви, летом и зимой они носили
одинаковую одежду, спали на тростнике, который должны были сами наломать в
Эвроте без помощи острых орудий. Кроме гимнастики они учились в школе играть
на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к
старшим были первым домом молодых людей. Спартанские юноши обыкновенно ходили
по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и держа руки под плащом
(последнее считалось в Греции признаком скромности). Они с детства приучались
не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда подобные ответы и
теперь называются "лаконичными".
В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и
поступал в войско; в тридцать лет он становился супругом и пользовался всеми
правами гражданина; в шестьдесят лет он освобождался от военной службы. Брак
заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно
спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько
времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и
вводил в дом. Положение жены в Спарте и вообще у дорян было довольно
почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как
на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты
обнаруживала высокий патриотический дух. Например, один молодой спартиат,
показывая матери своей меч, заметил, что он очень короток. "Сделай еще один
шаг впереди,- отвечала мать. Другая спартанка, подавая щит сыну, отправлявшемуся
на войну, сказала лаконически: "С ним или на нем" (то есть возвращайся
победителем или мертвым).
В других дорийских государствах (особенно на острове Крит)
отмечаются те же отношения завоевателей и покоренных, те же общественные
столы, совет старейшин - герусия и прочее, только в Спарте дорийские обычаи
приобрели силу твердых законов Ликурга. (Они представляли ряд изречений или
правил и называли ретрами.) Положение дорян в Лаконии среди враждебного
им ахейского племени и постоянная необходимость силой оружия поддерживать
здесь свое господство над более многочисленным народом способствовали тому,
что спартанская община усвоила себе характер военного братства, всегда
готового к битве. Водворение Ликурговых учреждений действительно обеспечило Спарте
несколько сот лет замечательного могущества и наполнило ее историю громкими
делами любви к отечеству и благоговения перед его законами. С другой стороны,
они сообщили жизни спартанцев характер неподвижности. Пренебрегая мирным
трудом и умственными занятиями, они с течением времени отстали в этом
отношении от других греков. Не занимаясь торговлей, они могли еще скапливать
у себя богатства посредством военной добычи, но, чтобы построить храмы и
другие изящные здания, должны были приглашать художников из чужих областей;
на поприще литературы и науки они не дали ни одного гения. Спартанцы были
превосходными воинами: их армия возбуждала всеобщее удивление и заранее
наводила страх на неприятелей слаженностью движений, воинственным видом,
яркими плащами, блестящими медными шлемами; трусость была между ними большой
редкостью: она наказывалась общим презрением и отчуждением. Но в искусстве
брать укрепленные места спартанцы отстали от более образованных эллинских
народов. Победы увлекли спартанцев к военным предприятиям за пределы
отечества, о эти предприятия близко познакомили их с образом жизни других
народов и повлекли за собой впоследствии перемены в их простом суровом быте.
Благодаря военному устройству общины, спартанцы докончили
покорение лаконских ахейцев, а затем обратили свое оружие на соседнюю область
- Мее-сснию. Вражда с мессенцами возникла из-за пограничных споров в VIII
веке. Спартанцы вели с ними так называемые Мессенские войны.
Подробности этих войн украшены разными невероятными
сказаниями. В Первой Мессенской войне отличился царь Арисгодем, который ради
спасения отечества заколол в жертву богам собственную дочь, а потом, когда
отчаялся в спасении, убил себя на ее могиле. Во второй войне вождем мессенцев
стал герой Аристомен. В числе его легендарных приключений следующее. Взятый в
плен спартанцами, он вместе со своими товарищами был брошен в глубокую
пропасть, но остался жив и спасся из нее с помощью лисицы: та пришла к трупам
и открыла, таким образом, ход, через который Аристомен выполз из пропасти.
Победы Аристомена, нашедшего союзников в аркадянах и аргивянах, навели такой
страх на Спарту, что она, по совету Дельфийского оракула, обратилась за
помощью к афинянам, и те прислали ей поэта Тиртея. Его воинственные гимны
воодушевили спартанцев, и счастье перешло на их сторону. Вследствие измены
аркадян, Аристомен проиграл большое сражение; он долго еще защищался в горной
крепости Ира и, наконец, с оставшейся горстью храбрецов удалился в Аркадию.
Мессения была завоевана спартанцами, многие ее жители переселились
в Южную Италию и Сицилию, а оставшиеся были обращены в илотов (середина VII
века). Затем последовали упорные войны Спарты с другими соседями: ар-кадянами
и аргивянами (у первых спартанцы отняли пограничную горную область Тегею, у
вторых - Кинурию). К эпохе греко-персидских войн Лакедемон являлся самым
сильным государством Греции. Почти все народы Пелопоннеса признали над собой
спартанскую гегемонию. Она выражалась в том, что на общих советах и во время
общих походов предводительство принадлежало спартанским царям. (с)
Иловайский Д. И.
запрещалась всякая роскошь. Например, мужчины не могли обедать дома, они
собирались за общие столы, где обедали группами, или товариществами. Этот
обычай общественных столов назывался сиссития. Каждый член товарищества
доставлял к столу определенное количество муки, вина, плодов и денег. Обедали
они очень умеренно, любимое кушанье их составляла черная похлебка, сваренная
на свинине, с приправой из крови, уксуса и соли. В одежде и жилищах
соблюдалась также величайшая простота. Только перед битвой спартанцы
наряжались как на праздник: они надевали тогда багряные плащи, украшали
венками свои длинные волосы и шли с песнями под звуки флейт. (Известие
Плутарха о том, что Ликург запретил в Спарте золотую и серебряную монету и
ввел тяжеловесную - железную, чтобы предупредить накопление больших сумм в
одних руках, - это известие нельзя признать вероятным: золотую и серебряную
монету начали чеканить в Греции уже после Ликурга.)
Воспитание детей было очень суровое. Они принадлежали
собственно не родителям, а государству.
Новорожденного мальчика отец должен был выставлять в
известном месте, где собирались старцы. Если они находили дитя слабым или
уродливым, то его бросали в пропасть с вершины Тайгета; только дети,
обещавшие стать здоровыми воинами, возвращались родителям и оставались на их
попечении до семилетнего возраста. С этого возраста мальчики отдавались в
гимназию - общественную школу, где они занимались более всего гимнастикой под
надзором особых чиновников (педономов). Здесь старались образовать из них
сильных воинов, твердых характером, способных переносить все лишения и
подчиняться самой строгой дисциплине; их заставляли привыкать к голоду, к
усталости и перенесению боли; с этой целью, например, мальчиков жестоко секли
розгами, и считалось признаком мужества не издавать при этом никаких стонов.
Даже спартанские девушки занимались гимнастическими упражнениями,
чтооы укрепить свои силы и производить потом здоровых детей. Спартанки были
известны своей красотой во всей Греции; спартанские кормилицы вошли в такую
славу, что везде богатые люди старались поручать им своих детей. Чтобы
развить в молодых спартиатах находчивость и ловкость, им позволялось
безнаказанно красть что-либо из съестного, но если вор попадался, то его
больно наказывали. Мальчикам не давали обуви, летом и зимой они носили
одинаковую одежду, спали на тростнике, который должны были сами наломать в
Эвроте без помощи острых орудий. Кроме гимнастики они учились в школе играть
на флейте и петь религиозные воинственные гимны. Скромность и уважение к
старшим были первым домом молодых людей. Спартанские юноши обыкновенно ходили
по улицам тихим, ровным шагом, с опущенным взором и держа руки под плащом
(последнее считалось в Греции признаком скромности). Они с детства приучались
не плодить речей, а отвечать коротко и сильно. Отсюда подобные ответы и
теперь называются "лаконичными".
В двадцать лет спартиат оканчивал свое воспитание и
поступал в войско; в тридцать лет он становился супругом и пользовался всеми
правами гражданина; в шестьдесят лет он освобождался от военной службы. Брак
заключался между молодыми людьми свободно, по склонности. Обыкновенно
спартиат похищал свою подругу (впрочем, с ведома родителей) и несколько
времени виделся с ней тайком, а потом уже открыто объявлял ее своей женой и
вводил в дом. Положение жены в Спарте и вообще у дорян было довольно
почетное: она была госпожою в доме, не вела такой затворнической жизни, как
на Востоке и отчасти у других греческих племен, и в лучшие времена Спарты
обнаруживала высокий патриотический дух. Например, один молодой спартиат,
показывая матери своей меч, заметил, что он очень короток. "Сделай еще один
шаг впереди,- отвечала мать. Другая спартанка, подавая щит сыну, отправлявшемуся
на войну, сказала лаконически: "С ним или на нем" (то есть возвращайся
победителем или мертвым).
В других дорийских государствах (особенно на острове Крит)
отмечаются те же отношения завоевателей и покоренных, те же общественные
столы, совет старейшин - герусия и прочее, только в Спарте дорийские обычаи
приобрели силу твердых законов Ликурга. (Они представляли ряд изречений или
правил и называли ретрами.) Положение дорян в Лаконии среди враждебного
им ахейского племени и постоянная необходимость силой оружия поддерживать
здесь свое господство над более многочисленным народом способствовали тому,
что спартанская община усвоила себе характер военного братства, всегда
готового к битве. Водворение Ликурговых учреждений действительно обеспечило Спарте
несколько сот лет замечательного могущества и наполнило ее историю громкими
делами любви к отечеству и благоговения перед его законами. С другой стороны,
они сообщили жизни спартанцев характер неподвижности. Пренебрегая мирным
трудом и умственными занятиями, они с течением времени отстали в этом
отношении от других греков. Не занимаясь торговлей, они могли еще скапливать
у себя богатства посредством военной добычи, но, чтобы построить храмы и
другие изящные здания, должны были приглашать художников из чужих областей;
на поприще литературы и науки они не дали ни одного гения. Спартанцы были
превосходными воинами: их армия возбуждала всеобщее удивление и заранее
наводила страх на неприятелей слаженностью движений, воинственным видом,
яркими плащами, блестящими медными шлемами; трусость была между ними большой
редкостью: она наказывалась общим презрением и отчуждением. Но в искусстве
брать укрепленные места спартанцы отстали от более образованных эллинских
народов. Победы увлекли спартанцев к военным предприятиям за пределы
отечества, о эти предприятия близко познакомили их с образом жизни других
народов и повлекли за собой впоследствии перемены в их простом суровом быте.
Благодаря военному устройству общины, спартанцы докончили
покорение лаконских ахейцев, а затем обратили свое оружие на соседнюю область
- Мее-сснию. Вражда с мессенцами возникла из-за пограничных споров в VIII
веке. Спартанцы вели с ними так называемые Мессенские войны.
Подробности этих войн украшены разными невероятными
сказаниями. В Первой Мессенской войне отличился царь Арисгодем, который ради
спасения отечества заколол в жертву богам собственную дочь, а потом, когда
отчаялся в спасении, убил себя на ее могиле. Во второй войне вождем мессенцев
стал герой Аристомен. В числе его легендарных приключений следующее. Взятый в
плен спартанцами, он вместе со своими товарищами был брошен в глубокую
пропасть, но остался жив и спасся из нее с помощью лисицы: та пришла к трупам
и открыла, таким образом, ход, через который Аристомен выполз из пропасти.
Победы Аристомена, нашедшего союзников в аркадянах и аргивянах, навели такой
страх на Спарту, что она, по совету Дельфийского оракула, обратилась за
помощью к афинянам, и те прислали ей поэта Тиртея. Его воинственные гимны
воодушевили спартанцев, и счастье перешло на их сторону. Вследствие измены
аркадян, Аристомен проиграл большое сражение; он долго еще защищался в горной
крепости Ира и, наконец, с оставшейся горстью храбрецов удалился в Аркадию.
Мессения была завоевана спартанцами, многие ее жители переселились
в Южную Италию и Сицилию, а оставшиеся были обращены в илотов (середина VII
века). Затем последовали упорные войны Спарты с другими соседями: ар-кадянами
и аргивянами (у первых спартанцы отняли пограничную горную область Тегею, у
вторых - Кинурию). К эпохе греко-персидских войн Лакедемон являлся самым
сильным государством Греции. Почти все народы Пелопоннеса признали над собой
спартанскую гегемонию. Она выражалась в том, что на общих советах и во время
общих походов предводительство принадлежало спартанским царям. (с)
Иловайский Д. И.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)