Хозяйка дневника: Ушла в Вальхаллу
Дата создания поста: 19 марта 2012, 09:33
Правило 3. Свобода аморальна
Что есть мораль?
Мораль - это средство управления человеком. Хочешь заставить человека есть яблоки? Убеди его, что есть яблоки - это его долг. Хочешь заставить человека не есть яблок? Убеди его, что есть яблоки - стыдно и подло. Была бы у жертвы мораль, а направить её в нужную сторону - дело нехитрое.
Ева, райское яблоко и хитрая зверюшка...
Высокоморальный человек свободным быть не может. Даже если он живёт в лесу, и на сто километров вокруг нет ни одного опытного манипулятора, всё равно его действиями управляют призраки из прошлого: родители, друзья, учителя, голоса из прочитанных книжек.
Поэтому выведение морали из организма - это один из главных шагов к свободе.
В-3-1: Разве не является совесть естественной?
Да, некоторые полагают, будто человек "без стыда и совести" - это инвалид, лишённый одного из важнейших чувств, вроде зрения или слуха. Тем не менее, психологи, во главе с дедушкой Фрейдом, убедительно доказали, что это не так. Стыд и вину взрослые "подсаживают" нам в мозг ещё в детстве. Чтобы ребёнком было удобнее управлять.
В самом деле: как объяснить ребёнку, что надо себя "хорошо вести"?
Традиционных способов два - стыдить и упрекать. Чтобы ребёнок привыкал, соответственно, смущаться или страдать, когда он делает что-нибудь не так. Даже если вооружённая подзатыльником мама и не видит его прегрешения.
В итоге у ребёнка формируется поводок. Средство контроля и управления. Потянул поводок в одну сторону - ребёнок смотрит на банку с вареньем, облизывается, но не ест. Потянул в другую - ребёнок покорно садится за стол и делает уроки.
Рано или поздно, однако, ребёнок вырастает и становится взрослым. Уезжает из родительского дома, заводит свою семью. Но "поводок" морали никуда не исчезает: этот поводок свободно волочится по земле. Поэтому любой манипулятор может без особого труда этот поводок подобрать. Чтобы направить совестливого питомца в нужную манипулятору сторону.
Ссылки:
Совесть как ошейник.
В-3-2: Чем стыд отличается от вины?
О: Если не вдаваться в тонкости психологии, то определения будут вот такими.
Стыд - это неприятное чувство, которое человек испытывает, когда другие видят, что он плохо себя ведёт.
Вина - это неприятное чувство, которое человек испытывает, когда он плохо себя ведёт.
Разницу между стыдом и виной проще всего показать на примере. Допустим, высокоморальный юноша, возвращаясь поздним вечером домой из публичной библиотеки, остановился у стены дома, чтобы справить на неё малую нужду.
Даже если юношу никто не увидит, он будет испытывать чувство вины. А если юношу застанут за этим злодейством прохожие, юноша будет дополнительно испытывать ещё и чувство стыда.
В-3-3: Даже животные огорчаются, когда поступают неправильно
О: Когда животное поступает неправильно, оно не чувствует ни стыда, ни вины. Оно испытывает чувство досады. Чувство досады - здоровое и полезное чувство, которое указывает нам на ошибку. На ошибку при решении математической задачи, например.
Ну а вину и стыд человек испытывает, когда нарушает какой-нибудь запрет.
Разница принципиальная. Одно дело - понять и осознать свою ошибку. Совсем другое дело - быть наказанным за проступок.
В-3-4: Что такое чувство долга?
О: Чувство долга - это ощущение необходимости поступить определённым образом. Например, отслужить два года в пограничных войсках. Или встать на партсобрании и сказать всю правду о подлеце Сидорове.
В общем, в наличии чувства долга нет ничего плохого, когда мы действительно должны. Например, если мы взяли у соседа тысячу рублей до зарплаты, вполне разумно и правильно помнить про это.
Проблема с чувством долга только в том, что мы, как правило, ни у кого ничего не одалживали. Просто нам сказали, что мы должны. Ну, как в весёлые девяностые. Когда бандиты объясняли водителю, поцарапавшему бампер их автомобиля, что он должен теперь продать квартиру, чтобы компенсировать ущерб.
Почему должен так много? Да должен и всё. Ты виноват уж тем, что хочется нам денег.
Распространённый пример. У высокоморальной девушки есть малознакомая подруга, которая страдает. Допустим, ей негде ночевать. И чувство долга говорит девушке, что она должна пустить знакомую переночевать к себе, пусть это и доставит ей серьёзные неудобства.
Девушка выполняет обязательство: "предоставлять ночлег знакомым, которым некуда больше пойти".
Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах девушка подписывалась под этим обязательством? Возможно, ангел-хранитель пообещал девушке увеличить грудь на два размера, если та будет заботиться о каждом бомже?
Разумеется, ничего подобного не было. Девушке просто в своё время объяснили, что она должна. Как тому водителю, поцарапавшему мерседес. Должна и всё. Должна потому что должна.
В-3-5: Но ведь должны же у человека быть какие-то правила?
Несомненно, правила быть должны. Хотя бы для удобства: чтобы сэкономить время на размышления. Вопрос только в том, будешь ли ты устанавливать себе правила самостоятельно, или разрешишь сделать это за тебя своему хозяину.
Кстати, я вовсе не хочу сказать, что наличие хозяина - это абсолютное зло. Иногда хозяева бывают полезны. Яркий пример: серийный украинский убийца Анатолий Оноприенко.
Никаких моральных запретов в его голове не было, отчасти поэтому он и убивал направо и налево. Полагаю, для него таки было бы лучше иметь совесть.
Однако для человека, который не получает удовольствия от убийств и способен подумать хотя бы на шаг вперёд, стыд и вина будут уже лишними. Мораль - это костыли, которые помогают ходить больным и мешают передвигаться здоровым.
В-3-6: Как отличить собственные правила от "хозяйских"?
Допустим, у тебя есть правило: уступать место старшим в общественном транспорте. Как узнать, чьё это правило: лично твоё или внедрённое хозяином?
Выяснить очень просто. Нарушение хозяйских правил влечёт за собой наказание. Представь себе, что ты сидишь в автобусе, а над тобой нависает взрослая женщина с толстой сумкой. Какое чувство будешь испытывать? Если досаду, что задумался и сел, хотя и не собирался, то "не сидеть в транспорте" - это твоё личное правило. Если стыд или вину - это таки правило хозяина.
В-3-7: Стыд и вина помогают мне, направляя меня на верный путь в жизни
О: К сожалению, совесть - далеко не лучший управляющий. Давай сравним работу разума и совести.
Предположим, к примеру, что мы решили делать зарядку каждое утро, а наш организм решил против этого, по мере своих сил, протестовать.
Вариант 1. У нас есть совесть
Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше. В девять утра, по дороге на работу, мы чувствуем себя виноватыми. И говорим себе: "я негодяй и подлец. Мне нужно было встать в восемь и сделать зарядку".
Следующее утро. Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше...
Вариант 2. У нас есть разум
Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше. В девять утра, по дороге на работу, мы испытываем досаду и задумываемся, почему нарушили принятое накануне решение. Приходим к выводу, что нам нужен внешний контролёр. И просим жену проконтролировать наш подъём.
Следующее утро. Восемь утра, звенит будильник. Жена приносит из кухни полстакана холодной воды и аккуратно выливает нам на голову. Мы тихим ласковым словом благодарим её, встаём и начинаем делать зарядку. Профит.
Короче, разум, в отличие от совести, позволяет нам работать над ошибками. Поэтому, при наличии разума, полагаться следует именно на него.
В-3-8: Как избавиться от чувств вины, стыда и долга?
О: Чувства вины, стыда и долга иррациональны. Бессмысленны. И это значит, что если придать им смысл, они потеряют свою силу.
То есть, надо задать себе вопросы: "почему я считаю нужным соблюдать это правило", "почему меня волнует мнение этих людей" и "почему я должен делать это".
После того, как ты на эти вопросы ответишь, невидимому контролёру в твоей голове будет гораздо сложнее управлять тобой. Логика рассеивает магический туман его "надо".
И, разумеется, следует помнить о существовании профессиональных психологов. Современные врачи отлично умеют лечить вину и стыд: было бы только у пациента желание вылечиться.
В-3-9: Но есть ведь области, где разумнее полагаться не на свой разум, а на чужой опыт?
О: Однозначно. Главное, делать это осознанно. Есть зияющая пропасть между двумя утверждениями:
а) Я не ем капусту, так как это запретил папа.
б) Я не ем капусту, так как это запретил папа, а я считаю, что папа лучше меня разбирается в медицине.
Одно дело, выполнять приказ царя, совсем другое дело - прислушиваться к рекомендации советника. Царь, в конце концов, редко руководствуется нашими интересами, когда отдаёт нам распоряжение.
В-3-10: Бывают ситуации, когда правило является одновременно и своим, и хозяйским?
О: Скажем чуть иначе. "Бывает так, что хозяин говорит разумные вещи".
Если мы хотим избавиться от власти хозяина, нам не нужно делать всё наперекор. Нелепо покупать охотничий топор и охотиться по ночам на бомжей только потому, что наш паук совести приказывает нам никого не убивать.
Нужно делать так, как мы сами считаем правильным. А что будет по поводу наших действий думать внутренний хозяин - это должно быть уже делом десятым.
Другими словами, услышав визгливый окрик совести, нужно не посылать её сходу в лес, а сначала примерить приказ на текущую ситуацию. Если приказ разумен, конечно же, имеет смысл согласиться с приказом и даже "исполнить" его. Превратив тем самым чужое правило в своё.
В-3-11: Дай, пожалуйста, ссылку на психологов, которые считают, что "вина и стыд подселены родителями"
О: Слово предоставляется Эриху Фромму (цитата из книги "Человек для себя"):
Даже в нашей неавторитарной культуре случается, что родители хотят, чтоб дети были "послушными"...
Чувство вины:
... Чувство вины доказало свою способность быть самым эффективным средством формирования и укрепления зависимости, а в этом как раз и состоит одна из социальных функций авторитарной этики на протяжении всей истории. Авторитет как законодатель заставляет подчиненных ему людей чувствовать себя виновными за свои многочисленные и неизбежные проступки. Вина за неизбежные проступки перед авторитетом и потребность в их прощении, таким образом, порождает бесконечную цепь прегрешения, чувства вины, потребности в отпущении грехов, которая держит человека в кабале, а благодарность за прощение сильнее критичности по отношению к требованиям авторитета. Именно это взаимодействие между чувством вины и зависимостью укрепляет прочность и силу авторитарных отношений. Зависимость от иррационального авторитета ведет к слабости воли у зависимого человека, и в то же время то, что парализует волю, усиливает зависимость. Так образуется замкнутый круг.
Самый эффективный способ ослабить волю ребенка - это вызвать в нем чувство вины...
Было изменено: 10:49 19/03/2012.
Мораль - это средство управления человеком. Хочешь заставить человека есть яблоки? Убеди его, что есть яблоки - это его долг. Хочешь заставить человека не есть яблок? Убеди его, что есть яблоки - стыдно и подло. Была бы у жертвы мораль, а направить её в нужную сторону - дело нехитрое.
Ева, райское яблоко и хитрая зверюшка...
Высокоморальный человек свободным быть не может. Даже если он живёт в лесу, и на сто километров вокруг нет ни одного опытного манипулятора, всё равно его действиями управляют призраки из прошлого: родители, друзья, учителя, голоса из прочитанных книжек.
Поэтому выведение морали из организма - это один из главных шагов к свободе.
В-3-1: Разве не является совесть естественной?
Да, некоторые полагают, будто человек "без стыда и совести" - это инвалид, лишённый одного из важнейших чувств, вроде зрения или слуха. Тем не менее, психологи, во главе с дедушкой Фрейдом, убедительно доказали, что это не так. Стыд и вину взрослые "подсаживают" нам в мозг ещё в детстве. Чтобы ребёнком было удобнее управлять.
В самом деле: как объяснить ребёнку, что надо себя "хорошо вести"?
Традиционных способов два - стыдить и упрекать. Чтобы ребёнок привыкал, соответственно, смущаться или страдать, когда он делает что-нибудь не так. Даже если вооружённая подзатыльником мама и не видит его прегрешения.
В итоге у ребёнка формируется поводок. Средство контроля и управления. Потянул поводок в одну сторону - ребёнок смотрит на банку с вареньем, облизывается, но не ест. Потянул в другую - ребёнок покорно садится за стол и делает уроки.
Рано или поздно, однако, ребёнок вырастает и становится взрослым. Уезжает из родительского дома, заводит свою семью. Но "поводок" морали никуда не исчезает: этот поводок свободно волочится по земле. Поэтому любой манипулятор может без особого труда этот поводок подобрать. Чтобы направить совестливого питомца в нужную манипулятору сторону.
Ссылки:
Совесть как ошейник.
В-3-2: Чем стыд отличается от вины?
О: Если не вдаваться в тонкости психологии, то определения будут вот такими.
Стыд - это неприятное чувство, которое человек испытывает, когда другие видят, что он плохо себя ведёт.
Вина - это неприятное чувство, которое человек испытывает, когда он плохо себя ведёт.
Разницу между стыдом и виной проще всего показать на примере. Допустим, высокоморальный юноша, возвращаясь поздним вечером домой из публичной библиотеки, остановился у стены дома, чтобы справить на неё малую нужду.
Даже если юношу никто не увидит, он будет испытывать чувство вины. А если юношу застанут за этим злодейством прохожие, юноша будет дополнительно испытывать ещё и чувство стыда.
В-3-3: Даже животные огорчаются, когда поступают неправильно
О: Когда животное поступает неправильно, оно не чувствует ни стыда, ни вины. Оно испытывает чувство досады. Чувство досады - здоровое и полезное чувство, которое указывает нам на ошибку. На ошибку при решении математической задачи, например.
Ну а вину и стыд человек испытывает, когда нарушает какой-нибудь запрет.
Разница принципиальная. Одно дело - понять и осознать свою ошибку. Совсем другое дело - быть наказанным за проступок.
В-3-4: Что такое чувство долга?
О: Чувство долга - это ощущение необходимости поступить определённым образом. Например, отслужить два года в пограничных войсках. Или встать на партсобрании и сказать всю правду о подлеце Сидорове.
В общем, в наличии чувства долга нет ничего плохого, когда мы действительно должны. Например, если мы взяли у соседа тысячу рублей до зарплаты, вполне разумно и правильно помнить про это.
Проблема с чувством долга только в том, что мы, как правило, ни у кого ничего не одалживали. Просто нам сказали, что мы должны. Ну, как в весёлые девяностые. Когда бандиты объясняли водителю, поцарапавшему бампер их автомобиля, что он должен теперь продать квартиру, чтобы компенсировать ущерб.
Почему должен так много? Да должен и всё. Ты виноват уж тем, что хочется нам денег.
Распространённый пример. У высокоморальной девушки есть малознакомая подруга, которая страдает. Допустим, ей негде ночевать. И чувство долга говорит девушке, что она должна пустить знакомую переночевать к себе, пусть это и доставит ей серьёзные неудобства.
Девушка выполняет обязательство: "предоставлять ночлег знакомым, которым некуда больше пойти".
Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах девушка подписывалась под этим обязательством? Возможно, ангел-хранитель пообещал девушке увеличить грудь на два размера, если та будет заботиться о каждом бомже?
Разумеется, ничего подобного не было. Девушке просто в своё время объяснили, что она должна. Как тому водителю, поцарапавшему мерседес. Должна и всё. Должна потому что должна.
В-3-5: Но ведь должны же у человека быть какие-то правила?
Несомненно, правила быть должны. Хотя бы для удобства: чтобы сэкономить время на размышления. Вопрос только в том, будешь ли ты устанавливать себе правила самостоятельно, или разрешишь сделать это за тебя своему хозяину.
Кстати, я вовсе не хочу сказать, что наличие хозяина - это абсолютное зло. Иногда хозяева бывают полезны. Яркий пример: серийный украинский убийца Анатолий Оноприенко.
Никаких моральных запретов в его голове не было, отчасти поэтому он и убивал направо и налево. Полагаю, для него таки было бы лучше иметь совесть.
Однако для человека, который не получает удовольствия от убийств и способен подумать хотя бы на шаг вперёд, стыд и вина будут уже лишними. Мораль - это костыли, которые помогают ходить больным и мешают передвигаться здоровым.
В-3-6: Как отличить собственные правила от "хозяйских"?
Допустим, у тебя есть правило: уступать место старшим в общественном транспорте. Как узнать, чьё это правило: лично твоё или внедрённое хозяином?
Выяснить очень просто. Нарушение хозяйских правил влечёт за собой наказание. Представь себе, что ты сидишь в автобусе, а над тобой нависает взрослая женщина с толстой сумкой. Какое чувство будешь испытывать? Если досаду, что задумался и сел, хотя и не собирался, то "не сидеть в транспорте" - это твоё личное правило. Если стыд или вину - это таки правило хозяина.
В-3-7: Стыд и вина помогают мне, направляя меня на верный путь в жизни
О: К сожалению, совесть - далеко не лучший управляющий. Давай сравним работу разума и совести.
Предположим, к примеру, что мы решили делать зарядку каждое утро, а наш организм решил против этого, по мере своих сил, протестовать.
Вариант 1. У нас есть совесть
Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше. В девять утра, по дороге на работу, мы чувствуем себя виноватыми. И говорим себе: "я негодяй и подлец. Мне нужно было встать в восемь и сделать зарядку".
Следующее утро. Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше...
Вариант 2. У нас есть разум
Мы проснулись в восемь утра. Высунули нос из-под одеяла. Вздохнули, легли спать дальше. В девять утра, по дороге на работу, мы испытываем досаду и задумываемся, почему нарушили принятое накануне решение. Приходим к выводу, что нам нужен внешний контролёр. И просим жену проконтролировать наш подъём.
Следующее утро. Восемь утра, звенит будильник. Жена приносит из кухни полстакана холодной воды и аккуратно выливает нам на голову. Мы тихим ласковым словом благодарим её, встаём и начинаем делать зарядку. Профит.
Короче, разум, в отличие от совести, позволяет нам работать над ошибками. Поэтому, при наличии разума, полагаться следует именно на него.
В-3-8: Как избавиться от чувств вины, стыда и долга?
О: Чувства вины, стыда и долга иррациональны. Бессмысленны. И это значит, что если придать им смысл, они потеряют свою силу.
То есть, надо задать себе вопросы: "почему я считаю нужным соблюдать это правило", "почему меня волнует мнение этих людей" и "почему я должен делать это".
После того, как ты на эти вопросы ответишь, невидимому контролёру в твоей голове будет гораздо сложнее управлять тобой. Логика рассеивает магический туман его "надо".
И, разумеется, следует помнить о существовании профессиональных психологов. Современные врачи отлично умеют лечить вину и стыд: было бы только у пациента желание вылечиться.
В-3-9: Но есть ведь области, где разумнее полагаться не на свой разум, а на чужой опыт?
О: Однозначно. Главное, делать это осознанно. Есть зияющая пропасть между двумя утверждениями:
а) Я не ем капусту, так как это запретил папа.
б) Я не ем капусту, так как это запретил папа, а я считаю, что папа лучше меня разбирается в медицине.
Одно дело, выполнять приказ царя, совсем другое дело - прислушиваться к рекомендации советника. Царь, в конце концов, редко руководствуется нашими интересами, когда отдаёт нам распоряжение.
В-3-10: Бывают ситуации, когда правило является одновременно и своим, и хозяйским?
О: Скажем чуть иначе. "Бывает так, что хозяин говорит разумные вещи".
Если мы хотим избавиться от власти хозяина, нам не нужно делать всё наперекор. Нелепо покупать охотничий топор и охотиться по ночам на бомжей только потому, что наш паук совести приказывает нам никого не убивать.
Нужно делать так, как мы сами считаем правильным. А что будет по поводу наших действий думать внутренний хозяин - это должно быть уже делом десятым.
Другими словами, услышав визгливый окрик совести, нужно не посылать её сходу в лес, а сначала примерить приказ на текущую ситуацию. Если приказ разумен, конечно же, имеет смысл согласиться с приказом и даже "исполнить" его. Превратив тем самым чужое правило в своё.
В-3-11: Дай, пожалуйста, ссылку на психологов, которые считают, что "вина и стыд подселены родителями"
О: Слово предоставляется Эриху Фромму (цитата из книги "Человек для себя"):
Даже в нашей неавторитарной культуре случается, что родители хотят, чтоб дети были "послушными"...
Чувство вины:
... Чувство вины доказало свою способность быть самым эффективным средством формирования и укрепления зависимости, а в этом как раз и состоит одна из социальных функций авторитарной этики на протяжении всей истории. Авторитет как законодатель заставляет подчиненных ему людей чувствовать себя виновными за свои многочисленные и неизбежные проступки. Вина за неизбежные проступки перед авторитетом и потребность в их прощении, таким образом, порождает бесконечную цепь прегрешения, чувства вины, потребности в отпущении грехов, которая держит человека в кабале, а благодарность за прощение сильнее критичности по отношению к требованиям авторитета. Именно это взаимодействие между чувством вины и зависимостью укрепляет прочность и силу авторитарных отношений. Зависимость от иррационального авторитета ведет к слабости воли у зависимого человека, и в то же время то, что парализует волю, усиливает зависимость. Так образуется замкнутый круг.
Самый эффективный способ ослабить волю ребенка - это вызвать в нем чувство вины...
Было изменено: 10:49 19/03/2012.
Комментарии:
Клинически счастлива
Красиво, четко, ясно сформулировано
Красиво, четко, ясно сформулировано
Но никем не откомментировано.
Заметили?
И, скорее всего, не будет.
Потому как людям с терпением все это прочесть - разбираться в истоках своей зависимости от чувств долга, стыда и вины - неприятно;
Людям, у которых перечисленные чувства ослаблены или отсутствуют - НЕзаЧЕМ читать это.
Они предпочитают лаять и полаивать на жидкие идейки о противоречиях женского и мужского восприятия секса, а еще плодотворнее откликаются на методические пояснения, как, с кем и где сношаться.
А здесь чего - скукота. простите.
Буду рада ошибиться.
А за пост - еще раз спасибо. С собой я разобралась и совершенно с выводами согласна; сама "поводка" лишаться не собираюсь, иначе жизнь станет уже совсем бессмысленной (для меня), поводок для сына создала о-о-очень длинный и щадящий (к добру ли? - Бог весть),
а бывшего мужа давно с поводка (ему поводок навесила не я, я взяла уже с ним) спустила. ((Так и сидит, грустный и недоуменный, без поводка, никуда гулять не ходит. полает - снова сидит)))
Заметили?
И, скорее всего, не будет.
Потому как людям с терпением все это прочесть - разбираться в истоках своей зависимости от чувств долга, стыда и вины - неприятно;
Людям, у которых перечисленные чувства ослаблены или отсутствуют - НЕзаЧЕМ читать это.
Они предпочитают лаять и полаивать на жидкие идейки о противоречиях женского и мужского восприятия секса, а еще плодотворнее откликаются на методические пояснения, как, с кем и где сношаться.
А здесь чего - скукота. простите.
Буду рада ошибиться.
А за пост - еще раз спасибо. С собой я разобралась и совершенно с выводами согласна; сама "поводка" лишаться не собираюсь, иначе жизнь станет уже совсем бессмысленной (для меня), поводок для сына создала о-о-очень длинный и щадящий (к добру ли? - Бог весть),
а бывшего мужа давно с поводка (ему поводок навесила не я, я взяла уже с ним) спустила. ((Так и сидит, грустный и недоуменный, без поводка, никуда гулять не ходит. полает - снова сидит)))
ЧавоЧаво_клон 805920
Хорошая статья
Хорошая статья
Спасибо)
Ушла в Вальхаллу
странная такая
странная такая
Спасибо.
Может бояться сатанизм комментировать? Хммм...
Но я обычно беру проблемные статьи - чтобы неоднозначно, эгоизм это, гедонизм это, а метасатанизм - то ли абсолютное зло, то ли автор просто такое слово подобрал... обывателей подразнить.
Я выложу всю подборку с иллюстрациями.
Если слово "метасатанизм" оскорбляет чьи -то религиозные чувства, не заходите в мой дневник ещё постов 38.
Может бояться сатанизм комментировать? Хммм...
Но я обычно беру проблемные статьи - чтобы неоднозначно, эгоизм это, гедонизм это, а метасатанизм - то ли абсолютное зло, то ли автор просто такое слово подобрал... обывателей подразнить.
Я выложу всю подборку с иллюстрациями.
Если слово "метасатанизм" оскорбляет чьи -то религиозные чувства, не заходите в мой дневник ещё постов 38.
........
Сложно... О-)
Сложно... О-)
Фрицморгена напомнило. Решила его путь повторить?
В анкете процитировала наши диалоги)))Так меня любишь?
Эт правильно!
В анкете процитировала наши диалоги)))Так меня любишь?
Эт правильно!
Ушла в Вальхаллу
Аленький цветочек
Аленький цветочек
Да, это Фриц Морген, хотя я читала и Антона Ла Вея "Сатанинскую Библию".
Здесь акцент несколько смещён, я бы сказала, в сторону психологии Тени.
Читателей своих люблю, взращиваю, пестую.
Здесь акцент несколько смещён, я бы сказала, в сторону психологии Тени.
Читателей своих люблю, взращиваю, пестую.
Nothing compares 2 U
На мой взгляд,
На мой взгляд,
есть ряд некоторая путаница с понятием "совесть".
Собственно, не сказано - что такое совесть. Стыд и совесть стоят как бы на одной ступени, а ведь они - не тождественны.
Совесть - это не чувство, как стыд, и не мысль, рождаемая разумом или рассудком.
Совесть - это знание, СОвместная ВЕСТЬ, которым человек либо обладает, либо не обладает в силу своей от-со-един-ненности от всего сущего (ну это как раз тот случай, когда имеет место быть разделения на "я" и "хозяин" и вообще на "я" и "не я").
Посему выражение, что дескать для человека "таки было бы лучше иметь совесть" - звучит несколько морализаторски вопреки общей идее данной статьи.
Чем, собственно, лучше-то?
Человеку может лучше грабить и убивать, - ему может быть нравится именно это. Что тогда?
Это жертвам лучше, чтобы у их обидчиков была совесть, а обратное - вовсе не факт.
Другой вопрос, что возможно лучше быть в единстве с миром и обладать знанием, чем не быть и не обладать. Но это уже сугубо практический вопрос.)
Собственно, не сказано - что такое совесть. Стыд и совесть стоят как бы на одной ступени, а ведь они - не тождественны.
Совесть - это не чувство, как стыд, и не мысль, рождаемая разумом или рассудком.
Совесть - это знание, СОвместная ВЕСТЬ, которым человек либо обладает, либо не обладает в силу своей от-со-един-ненности от всего сущего (ну это как раз тот случай, когда имеет место быть разделения на "я" и "хозяин" и вообще на "я" и "не я").
Посему выражение, что дескать для человека "таки было бы лучше иметь совесть" - звучит несколько морализаторски вопреки общей идее данной статьи.
Чем, собственно, лучше-то?
Человеку может лучше грабить и убивать, - ему может быть нравится именно это. Что тогда?
Это жертвам лучше, чтобы у их обидчиков была совесть, а обратное - вовсе не факт.
Другой вопрос, что возможно лучше быть в единстве с миром и обладать знанием, чем не быть и не обладать. Но это уже сугубо практический вопрос.)
Ушла в Вальхаллу
Pink_Panther
Pink_Panther
Я тоже думала, как бы ответить... Извините, что не сразу.
Можно цитатами побросаться:
- Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью".
Фридрих Ницше.
А я думаю, что СО - весть это типа Со-причастие. То есть *тебе не совестно?* предполагает, что поступок (уже или будет) известен. И дело только в огласке.
А стыд - это да. Он либо задан, либо...
Можно цитатами побросаться:
- Есть степень заядлой лживости, которую называют "чистой совестью".
Фридрих Ницше.
А я думаю, что СО - весть это типа Со-причастие. То есть *тебе не совестно?* предполагает, что поступок (уже или будет) известен. И дело только в огласке.
А стыд - это да. Он либо задан, либо...
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)