Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 21 марта 2012, 19:57

Ко всем записям блога

"Русская борьба на опоясках" (Отрывок)

Условные названия борьбы

На сегодняшний день, данный вид борьбы зафиксирован исследователями на Урале (Пермская и Свердловская обл.) и в Западной Сибири (Тюменская обл.). В Тобольской губернии / Тюменской области эта борьба имела ряд условных названий: "на поясах", "под пояски", "сибирская", "деревенская", "крестьянская", просто "борьба", "в охотку", "русская / руськая", но чаще "на опоясках".


Опояска

Опояска - это широкая полоска ткани, пояс или верёвка длинной более 2 метров, которую повязывали на себя участники состязаний по борьбе. Чаще всего опояску повязывали через правое плечо и вокруг талии, на левом боку, скручивая трижды, делали сверток-ручку, а на правом боку вязали узел на один бант. Узел вязался внутрь или наружу.

Подстраиваясь под леворукого борца опояску на тело соперника могли повязать наоборот, либо он просто мог поменять захват, взявшись, не за свёрток, а за узел.

Опояску повязывали на голое тело или на одежду. Если одежду было жалко, её снимали чтобы не порвать. Если одежда была крепкая повседневная, боролись в ней. Если боролись в верхней одежде, например зимой, опояску повязывали поверх верхней одежды.


Время и место борьбы


Состязания в борьбе проводились круглый год: в праздники, будни, выходные и торгово-ярмарочные дни.
Интенсивность состязаний в течение года менялась. Она увеличивалась летом, и уменьшалась весной и осенью.
Сказывалось проведение сезонных сельскохозяйственных работ, и погодные условия.


В праздничные, ярмарочные, и выходные дни борьба традиционно проводилась в одном и том же месте, в самом населённом пункте или за его пределами. Характерными местами проведения были: центральная "площадь", на которой располагались церковь, магазин или правление, перекрёстки или развилки дорог, возвышенность, берег реки или пруда, поляна. Выбор места был обусловлен удобством и красотой места.


Взрослые в будние дни могли устроить состязания в поле во время отдыха, возле магазина или правления в ходе долгой очереди. Дети проводили состязания во время школьных перемен, после уроков, во время игр.


Способы формирования захвата и местные особенности


Борцы делали захват одной рукой за сверток-ручку, другой рукой за лямку перекинутую через плечо. Захват за сверток-ручку был стационарным, а за лямку условно стационарный, так как рука могла перемещаться по опояске.
Отпускать захват или перехватываться за одежду запрещалось.


Если человек был левша и опояска на сопернике была повязана через левое плечо, то при обоюдном захвате руки соприкасались на уровне верхнего захвата. Если опояска на сопернике была повязана через правое плечо, леворукий борец мог произвести захват левой рукой за узел, а правой захватить опояску перекинув руку за спину.


Но были захваты которые не вписывались в общие правила. В д. Речкина Свердловской обл. был зафиксированы способы смены захвата, при котором, борющиеся могли отпускать захват от опояски на плече и перехватываться из под руки или производить хват за пояс на талии.


В д. Иска Велижанского р-на Тюменской обл. борьба проходила без опояски и начиналась стандартным хватом - одна рука на плече, другая на боку. В ходе борьбы можно было перехватываться за одежду и за руки, переводить борьбу в партер.


В д. Юшкова Тугулымского р-на Свердловской обл. боролись повязывая опояску как через плечо, так и по талии. Во втором варианте хват производился за опояску и одежду на плече.


Было два варианта хвата за опояску перекинутую через плечо. Первый вариант, предполагал хват, обращённый сжатой ладонью к себе, второй вариант предполагал хват обращённый сжатой ладонью к сопернику. Второй более удобен, так как в натяжение лямки участвует большой палец, с помощью которого можно было в определенных случаях подцеплять и надергивать противника за шею.


Если опояски или верёвка отсутствовали, хват осуществлялся за одежду. В этом случае одной рукой захватывался воротник, складки одежды на плече, груди, или нагрудный карман, другой брались за ремень, складки одежды на боку, брюки, брючный карман.


Если боролись с голым торсом без опояски, боролись в обхват. Обхват не был стационарным, разрешалось расцеплять замок, обхватывать одной рукой шею, а другой, поясницу, перехватываться за брючный ремень.


Во время борьбы обувь обычно снимали, чтобы не покалечить ноги сопернику. Однако в д. Шестакова, д. Зонова Заводоуковского района боролись всегда только в обуви.


Техника борьбы


Стойка и требования к хвату за опояску


Борьба проводилась в положения стоя. Стойка могла быть любая: прямая, согнутая,
правосторонняя, левосторонняя, фронтальная. Специальные требования к стойке отсутствовали. Хват за свёрток-ручку был стационарным, вторая рука могла скользить по опояске. Это позволяло совершать оборонительные действия.


Вспомогательные действия


Для задуманной атаки использовали обманные и сковывающие движения, толчки, давления, рывки, потягивания, ущемления. Последние проводились при помощи скручивания и давления опояски, либо давящих, скручивающих и пилящих действий руками.


Группы бросков и приёмы


В борьбе выделяли группы бросков и сваливаний. Они имели свои названия.

1."C холки" (холочка, с холочки, с бедёрки, через холку, через бедро, через бедёрку, брать на холку, брать на бедёрку) - это броски через бедро, через спину, подбивы и подхваты бедром.

2."С носка" (через носок, брать на носок, подшибать ногой, подбивать ногой, ударить с носка) - это подбивы пальцевой частью своей подошвы ног противника. Воздействие осуществляется на стопу, голень, подколенный сгиб.
Подбивы выполнялись изнутри или снаружи, с воздействием на одноимённую и разноимённую ногу противника, выходом на бросок спереди, сзади, сбоку. Выбивались одна или обе ноги.

3."С крючка" (с крюка, крюк, крючок, подножка, с подножки, брать на крюк, брать с крюка, на крючок, оплести, захватить винтом) - это подножки, зацепы голенью и стопой, обвивы, отхваты, подбивы голенью, подсечки изнутри в колено (упором стопы), некоторые подсады.

4."С пятки" (через пятку, брать на пятку, подшибать пяткой) - это зацепы пяткой, стопой, часть подсечек в колено ("задние подсечки в колено" упором стопы). Цеплять пяткой можно было одноимённую и разноимённую ногу, изнутри или снаружи.

5."С колена" (через колено, брать на колено) - это броски подсадом бедра, броски через колено с
предварительным отжиманием колена противника изнутри или снаружи.

6."С вертка" (брать на верток, верток, на силу, руками) - сваливания противника рывком или жимом
вправо/влево или вперёд/назад. Повязанная через плечо опояска выполняла, роль рычага. Она создавала дополнительное воздействие на конструкцию соперника. Хват за опояску увязывал работу обеих руки. При смещении свёртка-ручки на живот или поясницу варианты тактико-технических действий увеличивались.

7."С кружка" (кружок, брать на кружок) - сваливание противника выведением из равновесия путём раскручивания противника в горизонтальной плоскости, используя центробежную и центростремительную силу.

8."Осадить" (осаживание, посадить на задницу, посадить на корчажку, подломить спину) - сваливание противника на спину жимом или толчком.

9."Через спину" (через себя, под рёбра) - это броски типа "мельница" в положении стоя без захвата за ноги, броски через спину, через плечо, перевороты. Могли выполнить только очень сильные. При таком хвате за опояску выполнить бросок было сложно.

10."Подвал" (с подвала, с подвальца, на головку, через голову, через себя) - это броски через грудь, через голову в падении.

11. Толчки и надавливания головой или грудью, наступания на ноги, подминающие действия корпусом, локтями, предплечьями, а так же ущемления отдельно не выделялись и не имели названия. Возможно потому, что носили вспомогательный характер и были естественны для борьбы.


Приём - это отдельное законченное действие. Они объединялись в группы по определённому принципу.
Принцип - это образ, идея, на основе которой объединялись сходные по своей механике приёмы. Похожие деление на группы были характерно для греков и гагаузов. Эти принципы отражались в понятных, ёмких названиях. Названия помогали систематизировать и классифицировать знания, объединить борьбу в систему доступную для понимания и освоения. Любые новшества легко вписывались в систему и классификацию. Хотя народная терминология и классификация полностью не соответствует современной, она не противоречит принятым в современном спорте понятиям рычаг, равновесие, точка опоры, инерция, сила тяжести, центр тяжести, центры масс, структура и т. д.


Трудности классификация


Одни и те же названия групп бросков по набору технических действий различались по местностям. Например в Тюменском районе бросок "через себя" - это броски вперёд (через спину, плечо, "мельница"), а в Ишимском и Бирдюжском р-фигня броски "через себя" - это броски назад (через голову, передняя подсечка с падением, бросок через грудь и т. д.)


Ряд технических действий не поддаются чёткой классификации. Причина в том, что отсутствовали чёткие критерии правильности выполнения того или иного броска. Поэтому иногда трудно чётко классифицировать отдельные приёмы.
Так, совпадают по своей механике отдельные технические действия в группе бросков "через спину" и "с холки", а так же "с крючка", "с пятки" и "с носка". Отсюда не случайно исследователь Суэтин А. классифицирует броски с "пяточки" и "с носка" как разновидность "крючка".


Это говорит о том, что к названиям относились условно, так как не ставилась задача оценивать действия как в современном спорте. В народной борьбе существовали другие критерии победы.


Критерии победы


Для победы необходимо было дважды уронить соперника на землю или заставить его коснуться земли третьей точкой.
В случае равного счёта, боролись на победителя третий раз. Если падали оба, побеждал тот, кто оказывался сверху соперника. Если при падении соперников результат был спорным, боролись до нового броска. Бывали случаи, когда схватка заканчивалась досрочно после первого броска "... иногда так сильно бросят, что друзья под руки из круга выводили, аж дышать не можешь".


Были и локальные местные особенности: где победа определялась после первого броска, либо после того как противник прижат к земле или положен на лопатки.


Существовало две системы проведения поединка: каждый за себя или коллектив на коллектив, другое название "стенка на стенку". Поединок проводился по принципу один на один "на победителя". Победитель поединка оставался бороться со следующим, вышедшим на него борцом, и так до выбывания пока не останется один победитель. Система "коллектив на коллектив" имела свою тактику, здесь было важно выставлять бойцов в определённой последовательности, чтобы измотать схватками сильных борцов противника, сохраняя силы своих на финальные поединки. Подобные системы отмечены и в кулачных боях один на один.

Обучение борьбе


В большинстве случаев обучение борьбе шло от практики к теории, от общего к частному. В большей степени самостоятельный поиск в рамках борцовского поединка. Процесс обучения был прерывистый и непостоянный, сказывалось проведение сельскохозяйственных работ, погодные условия. Главным методом обучения борьбе был поединок и самостоятельный поиск. "Борись и борьба сама тебя научит" - Молчанов Ф. В. Вначале мальчики участвовали в борьбе как наблюдатели. Наглядный пример создавал общее представление о борьбе: критериях победы, захватах, терминологии.


Наблюдая, а затем, личного участвуя, дети и подростки учились сравнивать действия, видеть сходства и различия, учились мысленно объединять отдельные броски в группы, замечать частные
удачные моменты, в общем, ходе поединка, обмениваться находками и использовать их. В ходе борьбы действия ребёнка корректировались взрослыми, путём натурального показа и устных поправок. Вначале ребёнок учился взаимодействовать с противником по ситуации, и лишь затем корректировать свои действия и отдельные приёмы.
Так шёл процесс формирования и закрепления двигательного навыка, навыка сбивоустойчивочти, вариативности.


Однако народная борьба не выкристализовала понятия академизм, которое позволяло бы оценить чистоту выполнения технических действий и их тщательную отработку. Поэтому борьба, впрочем, как и кулачный бой, остались состязанием с набором индивидуальных прикладных навыков.


Народ не ставил задачи глубокого теоретического изучения борьбы, развития технической вариативности, составления подробной и чёткой классификации. Элементарных знаний и практических навыков хватало для участия в поединках и решении военно-прикладных задач.

Сильные стороны борьбы


Борьба легко воспроизводилась и восстанавливалась в случае потери большей части мужского населения. Большую роль в этом сыграло два фактора:

1. Отсутствие академизма, стилевых критериев, чётких технических границ, которые не перегружали борьбу теоретическими знаниями, делали её максимально доступной и понятной для массового обучения и передачи.

2. Борьба была частью единой информационной системы народной культуры. Даже при большой потере населения информация сохранялась в рамках традиционного коллектива, и борьба воспроизводилась следующим поколением через практику.


Слабые стороны борьбы


1. С разрушение традиционного общества стала разрушаться традиционная культура. Традиционная информационная система была постепенно вытеснена, заменена или частично переплавлена новой советской, отвечающей интересам нового общества, новым задачам.

2. Развитие в стране массового спорта и ускоренная милитаризации общества, требовали развития таких видов борьбы, в которых уже были разработаны методики последовательного теоретического и практического обучения, объясняющие причинно-следственные связи, имеющие разработанную базу подводящих упражнений, для оттачивания технических действий, углубления и совершенствования знаний, умений, навыков.


Модели поединка в ситуации реального боя

Действия в зависимости от остроты ситуации, обстановки, количества участников, силы и навыков бойца могли быть следующими. В ситуации драки, внезапного нападения или другой опасности боец мог:

-разбить противника броском о землю,

-бросить на какой-либо предмет

-завершить бросок собственным падением на противника

-повредить позвоночник, "раздернув" его

-использовать для нанесения ударов предметы

-наносить удары ногами, головой ("на калган"), руками

В последнем случае это могли быть удары сформированным кулаком (пястно-фаланговой частью кулака, внутренней стороной кулака, кулаком с выставленными костяшками среднего, а так же среднего и безымянного пальцев, "гребнем" выставленных пальцев), удары открытой рукой (ладонью, тыльной стороной, ребром ладони, основанием ладони), локтями, плечом, внутренней стороной предплечья, болевые надавливания пальцами на глаза. При этом борцовские навыки были существенным частью общих навыков ведения рукопашного боя. (с)

Александров А. В.
с одного хорошего сайта взял) Буза называется)

Было изменено: 19:07 21/03/2012.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)