Хозяин дневника: Black
Дата создания поста: 22 марта 2012, 18:28
Размышления об илицюань
Когда я впервые встретился с искусством илицюань, оно напомнило по своим формальным упражнениям и методам парной наработки, тайцзицюань. Я спросил у учителя от какого
стиля тайцзицюань произошло его искусство. Ответ его меня немало удивил. Он сказал, что илицюань происходит, скорее от синъицюань, чем от тайцзи. По-началу, я сильно удивился. Но, в процессе своих занятий, а также, читая различного рода теоретические материалы, я понял, что не
исторически, а даже скорее, _эволюционно_, илицюань был развит из синъицюань. На счет историчности, можно посмотреть раздел "История", хотя, там тоже не очень конкретно описана история. Есть имена, есть названия стилей, но генеалогии не наблюдается. Скорее всего, это
произошло от того, что представители семьи Чин не отличались особой грамотностью, семейные хроники не велись. Ну, да я хотел поразмышлять, а не покопаться в истории...
Что я подразумеваю под эволюционностью развития от синъицюань? В очень многих традиционных
стилях идет речь о "форме" и "бесформенности". Классический даосский подход к этой теме заключается в том, что сначала необходимо овладеть формой, постичь её в совершенстве, и тогда она может быть отброшена за ненадобностью, ибо ты становишься бесформенным, как само Дао. Так было в течении многих веков, но в процессе развития разного рода боевых искусств, часто вставал вопрос "прямого пути", т. е. к бесформенному без постижения формы. Один из вариантов бесформенного стиля, который мне приходилось видеть, назывался "Солнечный дракон". Это была форма перемещения по кругу (64 шага), при которой руки вращаются по круговым
траекториям, описывая монаду тайцзи, и есть всего два вида вращений - "дракон летает вокруг Солнца", и "дракон летает вокруг Луны". В формальном упражнении не было ни одного технического действия, которое можно было бы назвать "приемом"...
Другая попытка создать бесформенный стиль, это знаменитый цзецюаньдао (джиткундо), от бессмертного Брюса Ли...
Думаю, что было еще много попыток аналогичного рода, но наиболее удачная из них, а так же самая известная - это ицюань, созданный Ван Сянчжаем. Как известно, Ван Сянчжай, обучившись у известных мастеров различным "внутренним" стилям, так же пришел к идее "бесформенного искусства", и даже сумел его скомпоновать в систему и назвать ицюань - "кулак воли". Искусство доказало свою дееспособность, и стало искусством не одного мастера, а стало передаваться, существует до сих пор. И даже один мой знакомый имел неосторожность ввязаться в бой с внуком Вана, результатом был полет, потеря сознания, и три сломанных ребра (может он и сам об этом
напишет, т. к. посещает форумы).
Но все же, Ван Сянчжай начал постижение боевых искусств с синъицюань, занимаясь у Го Юньшеня, где он стал официальным преемником школы...
Син - форма, и - воля. Ван решил отбросить "син", и заняться развитием "и" . В основном он использовал методы "столбового настаивания". Но, как говорят источники, немного нашлось желающих заниматься таким скучным образом. В результате Ван ввел в свою практику конкретные технические действия, чем весьма разнообразил процесс занятий...
Илицюань можно рассматривать как следующий этап эволюции ицюань. Не внутри какой-то школы, потому что я уверен, что нет прямой связи между этими стилями а как процесс эволюции боевых искусств в целом. С этой точки зрения можно рассматривать рождение илицюань именно от синъицюань. В синъицюань говориться, что через форму мы проявляем "и"(волю), проявленной волей мы направляем "ци", а через "ци" проявляется "ли" (сила). Но, принятие любого вида формы, выполнение любого вида технического действия, вырывает нас из реального течения времени. Т. е. когда техническое действие начато, вы не можете изменяться с изменяющейся ситуацией, пока действие не будет закончено, а значит, в этот момент вы можете быть поражены противником.
Поэтому форма должна быть отброшена...
В илицюань, как и в ицюань, различного рода "столбовая работа" является основным видом практики.
Форма столба, так называемых, "трех кругов", с верхним, средним и нижним держанием рук, является основной. Она используется в илицюань везде. И как самостоятельные упражнения, и как способы специфической наработки, и даже формальный комплекс илицюань - это, фактически, "динамический столб". В формальном комплексе нет "приемов", а есть различные виды
изменения в "столбе", и различные виды применения усилий "цзинь". В парной работе, так же нет технических элементов, а есть элементарные движения руками (вращения по и против часовой стрелке), где вы учитесь чувствовать точку контакта, контролировать воплощенные в теле принципы, и изменяться телом в зависимости от происходящих изменений в точке контакта с рукой партнера. Это дает возможность воспринимать направленное усилие в то же мгновение, как только произошел контакт с рукой противника, будь то удар, захват, или другое действие...
Конечно, в илицюань есть регламентированные действия, но в основном они связаны не с техническими элементами, а с природой человеческого тела (так называемые, физические
принципы).
В илицюань много динамики, и этим он, возможно, является более интересным для обучения, чем ицюань. Динамика илицюань уже ближе к тайцзицюань. И здесь воплощаются базовые принципы
тайцзи, такие как гармония "Инь-Ян", не-сопротивление, изменение с изменениями... Внешне, таолу илицюань "родной брат" тайцзи, и ничто не напоминает о синъишных корнях.
Вот какая любопытная метаморфоза произошла в процессе эволюции. Синъицюань трансформировался в тайцзицюань в поисках бесформенности.
(Почти как у Сунь Лутана :-)))
P. S. Прошу не ругать за стиль изложения, ибо это не статья, а обрывочные мысли, навеянные различного рода вопросами об илицюань.(c)
Александр Скалозуб
Было изменено: 17:33 22/03/2012.
стиля тайцзицюань произошло его искусство. Ответ его меня немало удивил. Он сказал, что илицюань происходит, скорее от синъицюань, чем от тайцзи. По-началу, я сильно удивился. Но, в процессе своих занятий, а также, читая различного рода теоретические материалы, я понял, что не
исторически, а даже скорее, _эволюционно_, илицюань был развит из синъицюань. На счет историчности, можно посмотреть раздел "История", хотя, там тоже не очень конкретно описана история. Есть имена, есть названия стилей, но генеалогии не наблюдается. Скорее всего, это
произошло от того, что представители семьи Чин не отличались особой грамотностью, семейные хроники не велись. Ну, да я хотел поразмышлять, а не покопаться в истории...
Что я подразумеваю под эволюционностью развития от синъицюань? В очень многих традиционных
стилях идет речь о "форме" и "бесформенности". Классический даосский подход к этой теме заключается в том, что сначала необходимо овладеть формой, постичь её в совершенстве, и тогда она может быть отброшена за ненадобностью, ибо ты становишься бесформенным, как само Дао. Так было в течении многих веков, но в процессе развития разного рода боевых искусств, часто вставал вопрос "прямого пути", т. е. к бесформенному без постижения формы. Один из вариантов бесформенного стиля, который мне приходилось видеть, назывался "Солнечный дракон". Это была форма перемещения по кругу (64 шага), при которой руки вращаются по круговым
траекториям, описывая монаду тайцзи, и есть всего два вида вращений - "дракон летает вокруг Солнца", и "дракон летает вокруг Луны". В формальном упражнении не было ни одного технического действия, которое можно было бы назвать "приемом"...
Другая попытка создать бесформенный стиль, это знаменитый цзецюаньдао (джиткундо), от бессмертного Брюса Ли...
Думаю, что было еще много попыток аналогичного рода, но наиболее удачная из них, а так же самая известная - это ицюань, созданный Ван Сянчжаем. Как известно, Ван Сянчжай, обучившись у известных мастеров различным "внутренним" стилям, так же пришел к идее "бесформенного искусства", и даже сумел его скомпоновать в систему и назвать ицюань - "кулак воли". Искусство доказало свою дееспособность, и стало искусством не одного мастера, а стало передаваться, существует до сих пор. И даже один мой знакомый имел неосторожность ввязаться в бой с внуком Вана, результатом был полет, потеря сознания, и три сломанных ребра (может он и сам об этом
напишет, т. к. посещает форумы).
Но все же, Ван Сянчжай начал постижение боевых искусств с синъицюань, занимаясь у Го Юньшеня, где он стал официальным преемником школы...
Син - форма, и - воля. Ван решил отбросить "син", и заняться развитием "и" . В основном он использовал методы "столбового настаивания". Но, как говорят источники, немного нашлось желающих заниматься таким скучным образом. В результате Ван ввел в свою практику конкретные технические действия, чем весьма разнообразил процесс занятий...
Илицюань можно рассматривать как следующий этап эволюции ицюань. Не внутри какой-то школы, потому что я уверен, что нет прямой связи между этими стилями а как процесс эволюции боевых искусств в целом. С этой точки зрения можно рассматривать рождение илицюань именно от синъицюань. В синъицюань говориться, что через форму мы проявляем "и"(волю), проявленной волей мы направляем "ци", а через "ци" проявляется "ли" (сила). Но, принятие любого вида формы, выполнение любого вида технического действия, вырывает нас из реального течения времени. Т. е. когда техническое действие начато, вы не можете изменяться с изменяющейся ситуацией, пока действие не будет закончено, а значит, в этот момент вы можете быть поражены противником.
Поэтому форма должна быть отброшена...
В илицюань, как и в ицюань, различного рода "столбовая работа" является основным видом практики.
Форма столба, так называемых, "трех кругов", с верхним, средним и нижним держанием рук, является основной. Она используется в илицюань везде. И как самостоятельные упражнения, и как способы специфической наработки, и даже формальный комплекс илицюань - это, фактически, "динамический столб". В формальном комплексе нет "приемов", а есть различные виды
изменения в "столбе", и различные виды применения усилий "цзинь". В парной работе, так же нет технических элементов, а есть элементарные движения руками (вращения по и против часовой стрелке), где вы учитесь чувствовать точку контакта, контролировать воплощенные в теле принципы, и изменяться телом в зависимости от происходящих изменений в точке контакта с рукой партнера. Это дает возможность воспринимать направленное усилие в то же мгновение, как только произошел контакт с рукой противника, будь то удар, захват, или другое действие...
Конечно, в илицюань есть регламентированные действия, но в основном они связаны не с техническими элементами, а с природой человеческого тела (так называемые, физические
принципы).
В илицюань много динамики, и этим он, возможно, является более интересным для обучения, чем ицюань. Динамика илицюань уже ближе к тайцзицюань. И здесь воплощаются базовые принципы
тайцзи, такие как гармония "Инь-Ян", не-сопротивление, изменение с изменениями... Внешне, таолу илицюань "родной брат" тайцзи, и ничто не напоминает о синъишных корнях.
Вот какая любопытная метаморфоза произошла в процессе эволюции. Синъицюань трансформировался в тайцзицюань в поисках бесформенности.
(Почти как у Сунь Лутана :-)))
P. S. Прошу не ругать за стиль изложения, ибо это не статья, а обрывочные мысли, навеянные различного рода вопросами об илицюань.(c)
Александр Скалозуб
Было изменено: 17:33 22/03/2012.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)