Хозяин дневника: Black
Дата создания поста: 18 апреля 2012, 18:47
Основы техники айкидо
Секрет техники айкидо, дающей, как и во многих видах китайского цюань-шу, преимущество над противником любых физических данных, кроется прежде всего в движении по окружности. При исполнении всех захватов, блоков и бросков руки, ноги и корпус следуют по дугообразной траектории, хотя порой и в разных направлениях. Более того, проекция движений в трех измерениях
даст ярко выраженные контуры сферы или спирали. Вращательное движение позволяет "добавить" собственный вес к весу толкающего или перетягивающего на себя противника без боязни столкновения и лобового удара. За счет вращения достигается быстрый уход с линии атаки. При движении по прямой человек должен рано или поздно остановиться, чтобы двинуться вправо или влево, но при вращательном движении такой переход осуществляется плавно. Наиболее типичен круговой проворот на одной подсогнутой ноге, при котором вторая нога описывает дугу и руки, следуя за корпусом, как бы поглаживают поверхность большого шара. Варианты вращательных движений в айкидо чрезвычайно разнообразны. На них же основаны падения и уходы переворотом. Возвращаясь к истокам, мы увидим здесь много общего с принципами движения в китайской школе "внутреннего" направления Ба-гуа-чжан (Восемь триграмм). Вращательное движение, естественно, приводит в действие центробежную и центростремительную силы. Первая как бы втягивает нападающего в водоворот, вторая отбрасывает его в нужный момент по касательной. В айкидо противник выводится из равновесия почти исключительно скручиванием или уходом во вращении.
К примеру, если противник пытается нанести удар рукой с выпадом, достаточно слегка уклониться поворотом бедер вокруг оси и мягким толчком изменить траекторию удара, лишив его силы. Идею "входа" в оборону противника и выхода из опасной близости с ним отражает магическая фигура (см. рис monada). Не зная этот шифр, мы можем лишь предполагать, что здесь отражено вихре вое движение пяти первоэлементов по кругу (сфере) в области Инь и в области Ян. Однако прочтение
диаграммы без обозначения технических приемов фактически невозможно. Старые мастера сравнивали простой удар в кэмпо с вихрем, дующим по прямой, а удар во вращении - со смерчем. Как и во всех видах воинских искусств, важнейшую роль в айкидо играет скорость. Считается, что на
начальном этапе обучения необходимо добиться быстрой реакции на любое действие противника. Это так называемая нормальная скорость.
Следующий этап - опережение для перехвата инициативы - го-но-сэн. Допустим, вам на
голову падает небольшой камень. Заметив его и поймав руками, вы самортизируете и погасите удар, хотя подвергнетесь риску. Но при опережении вы сможете заранее отклониться в сторону и спокойно наблюдать, как камень врежется в землю. Именно такой скорости реакции добивается мастер айкидо. Скорость приходит как результат нового осознания пространства и времени. Вместе с ней приходит "шестое чувство", экстремальный разум (гоку-и) - интуитивное предвидение опасности и возможного поведения противника. Ощущение времени позволяет определить момент атаки и контратаки.
Наконец, правильное применение четырех описанных выше принципов аутотренинга приводит к максимальной концентрации силы - сютю-реку и сосредоточению жизненной энергии - ай-ки для проведения приема. Уэсиба, называвший айкидо манифестацией вселенской любви, учил искать в борьбе не победы, а единения с противником по принципу взаимодействия и взаимоотталкивания начал Инь и Ян. "Мы непрестанно молимся о том, чтобы боя не было вообще, писал он,- поэтому формально мы запрещаем проведение турниров айкидо. Дух айкидо заключается в любовном нападении и мирном исходе боя. Противники соединяются высшей силой любви и в любви достигают очищения". На практике то, что Уэсиба называл "любовью", можно охарактеризовать как
установление своего рода телепатического контакта между противниками, иногда с элементами гипноза. Не случайно вслед за древними мастерами основатель айкидо учил не смотреть противнику в глаза, чтобы не поддаться агрессивному влиянию его духа-разума, его ки. Как и в дзюдо, от бойца в айкидо требуется рассредоточенное зрение, способное мгновенно перехватить движение партнера. Как уже было сказано, Уэсиба в молодости наряду с кэмпо изучал классическое фехтование на мечах кэн-до и в своих странствиях по Японии не расставался с деревянным мечом (боккэн). Отголоски учений великих мастеров кэн-дзюцу и кэн-до мы находим и в теории айкидо.
Не случайно Миямото Мусаси в одном из своих трактатов заметил: "Все воинские искусства, в том числе кэн-дзюцу и со-дзюцу, имеют свои тайны, но руководствуются они общим законом всепроницающего единства, законом, который не выразить словами".
Влияние кэн-до сказывается не только в психической подготовке бойца, но и во многих канонических движениях. Даже основная исходная стойка ханми-гамаэ (вполоборота к противнику, ступни под прямым углом друг к другу на расстоянии в полторы стопы, руки на разных уровнях перед грудью пальцами вперед) идентична стойке фехтовальщика, сжимающего двуручный меч. В такой стойке, придающей телу устойчивость, кисти рук должны находиться на линии, соответствующей
вертикальной оси тела, правая рука дальше от корпуса и выше левой, левая - ближе к корпусу, взгляд устремлен в точку между глаз противника, на "третий глаз" - тэн-тэй. Спина и бедра прямые. В исходной стойке нужно ощущать приток ки от ног к пальцам рук. Еще до начала схватки мастер
должен правильно определить дистанцию для нападения и защиты (ма-ай), оценив данные противника. В среднем дистанция до начала решительной атаки составляет от полутора до двух метров.
Одним из важнейших навыков в айкидо, ориентированном прежде всего на защиту и использование действий противника, является так называемое базовое движение (кихон-доса). Используя кихон-доса, можно легко уйти с линии атаки при помощи маха бедер и скользящего движения ноги (сури-аси) по окружности, поставив тем самым противника в невыгодное положение. Второй необходимый навык называется ири-ми (вхождение). Он заключается в синхронизации рывка
нападающего с шагом и толчком обороняющегося. Третий навык - сюмацу-доса (фиксирующее движение) находит применение в дестабилизации противника при захвате рук и основан на фехтовальном приеме. Внешне движение воспроизводит подъем тяжелого меча и рубящий удар.
Четвертый навык, дающий ключ к большинству бросков, называется тэнкан (проворот) и заключается в умении провернуться под рукой противника для выхода на болевой захват. Арсенал
приемов айкидо весьма обширен. Некоторые авторитеты, например Сиода Годзо, называют цифру три тысячи, другие доводят эту цифру до десяти тысяч. Вряд ли найдется человек, способный проверить подобные утверждения. Во всяком случае, около полутора сотен приемов относятся к
числу важнейших и составляют базовую технику айкидо. Они рассчитаны на всевозможные ситуации: борьбу двух невооруженных противников, двух вооруженных противников, безоружного против вооруженного, одного против нескольких нападающих и т. д.
Приемы в айкидо могут проводиться из положения стоя (та- ти-вадза), из положения обоих противников сидя или на коленях (сувари-вадза) и из положения сидя противостоящего (ханми ханта- ти-вадза). В наше время, когда обычай сидеть на татами почти изжил себя, изучаются преимущественно тати-вадза. По характеру действий все приемы подразделяются на три категории: броски (на- гэ-вадза), болевые захваты с удержанием (осаэ-вадза) и, как вспо- могательные, удары (атэми-вадза).
Осаэ-вадза чаще всего служат логическим продолжением бросков. Техника падений и уходов переворотом называется, как и в дзюдо, укэми. Подавляющее большинство приемов айкидо, осваиваемых на начальном этапе обучения, имеют условные названия по порядковым номерам (иккадзе - первый вариант, никадзе - второй и т. д.). Прочие базовые приемы, за редким исключением, содержат в названии пояснение действия. Например, усиро ката тори кодэ гаэси означает буквально "перехват руки с болевым замком при захвате за плечи сзади". Конечно, как и во всех воинских искусствах Востока, раньше названия приемов были зашифрованы в звучных метафорических образах, по которым даже отдаленно нельзя было догадаться о сути. Самурайские кланы и дзэнские священники ревностно охраняли тайны кэмпо. Но рассекречивание айкидо, как и рассекречивание дзюдо, потребовало переименования приемов для удобства обучения.
Броски в айкидо в отличие от дзюдо и даже каратэ, как правило, вообще не требуют применения силы для подъема противника, подбива, подхвата и даже для простой подножки. Силы нужно не больше, чем для того, чтобы отбить рукой летящую в грудь стрелу, но если стрела пропущена, то никакая сила уже не послужит защитой. Чаще всего ключевым "инструментом" для броска служат руки (или рука) атакующего противника с уязвимыми для излома плечевым, локтевым и
лучезапястным суставами. Слегка изменив положение руки, можно добиться болевого эффекта с последующим падением. Все преимущества такого броска можно оценить, если вспомнить, что на поле боя самураю приходилось зачастую сталкиваться с хорошо подготовленным противником в доспехах, иногда с мечом или кинжалом. Наиболее типичен для техники айкидо "бросок на четыре стороны" (сихо-нагэ), применяющийся как универсальное освобождение от захвата. Например, если нападающий захватил запястье горы разноименной рукой (правой левую), тори, наложив кисть правой руки на пальцы противника, скользящим движением прокручивается по часовой стрелке под рукой укэ, освобождая с перехватом свое запястье, и нажатием одновременно в локтевом и лучезапястном суставе валит противника на спину. На земле для удержания используется только сгиб в запястье. Само название сихо-нагэ происходит от родственного движения "рубки на четыре
стороны" в кэн-до. При разучивании приема Уэсиба рекомендовал ученикам мыслить терминами кэн-до: поднятие меча, вращение меча по дуге, затем рубящий удар вниз. При проведении любого эффективного броска существенным компонентом является использование так называемой силы
дыхания (кокю-реку), используемой также в дзю-дзюцу и дзюдо. Другими словами, необходимо проникновение в ритм движений противника, подстройка к его действиям, позволяющая направленно изливать ки. Теоретически при помощи кокю можно повалить противника вообще без противодействия. Броски за счет кокю-реку предполагают максимальную концентрацию. Например, в положении сидя, будучи схвачен за обе руки в запястьях, тори слегка поддается рывку вперед, затем выводит руки вверх, словно вздымая меч, и коротким рубящим движением по диагонали вниз выводит укэ из равновесия.
Еще более эффективен бросок "неба и земли" (тэнти- нагэ), где также используется сила кокю. При аналогичном предыдущему захвате рук в положении сидя тори вращательным движением правой руки против часовой стрелки поднимает левую руку укэ как ось и опускает свою левую руку. В результате укэ беспомощно заваливается на бок лицом вверх. Название приема содержит явную аллюзию на триаду "Небо - Земля - Человек", в которой человек, используя силы Земли и секс, повергает противника (чья левая рука в этот момент указывает на небо, а правая на землю).
Сложнейшую технику айкидо нельзя, к сожалению, ни описать в кратком очерке, ни представить по описанию. Профессор Уэсиба, утверждая, что в айкидо нет определенных форм и определенного стиля, сравнивал секрет своего учения с загадкой мироздания. Он не признавал спортивного айкидо и требовал от учеников прежде всего глубинного самопознания. Наследие Уэсиба и поныне живет в триединой сущности воинских искусств сингитай, где качества духовные и телесные сливаются в техническом совершенстве.(с)
Было изменено: 19:00 18/04/2012.
даст ярко выраженные контуры сферы или спирали. Вращательное движение позволяет "добавить" собственный вес к весу толкающего или перетягивающего на себя противника без боязни столкновения и лобового удара. За счет вращения достигается быстрый уход с линии атаки. При движении по прямой человек должен рано или поздно остановиться, чтобы двинуться вправо или влево, но при вращательном движении такой переход осуществляется плавно. Наиболее типичен круговой проворот на одной подсогнутой ноге, при котором вторая нога описывает дугу и руки, следуя за корпусом, как бы поглаживают поверхность большого шара. Варианты вращательных движений в айкидо чрезвычайно разнообразны. На них же основаны падения и уходы переворотом. Возвращаясь к истокам, мы увидим здесь много общего с принципами движения в китайской школе "внутреннего" направления Ба-гуа-чжан (Восемь триграмм). Вращательное движение, естественно, приводит в действие центробежную и центростремительную силы. Первая как бы втягивает нападающего в водоворот, вторая отбрасывает его в нужный момент по касательной. В айкидо противник выводится из равновесия почти исключительно скручиванием или уходом во вращении.
К примеру, если противник пытается нанести удар рукой с выпадом, достаточно слегка уклониться поворотом бедер вокруг оси и мягким толчком изменить траекторию удара, лишив его силы. Идею "входа" в оборону противника и выхода из опасной близости с ним отражает магическая фигура (см. рис monada). Не зная этот шифр, мы можем лишь предполагать, что здесь отражено вихре вое движение пяти первоэлементов по кругу (сфере) в области Инь и в области Ян. Однако прочтение
диаграммы без обозначения технических приемов фактически невозможно. Старые мастера сравнивали простой удар в кэмпо с вихрем, дующим по прямой, а удар во вращении - со смерчем. Как и во всех видах воинских искусств, важнейшую роль в айкидо играет скорость. Считается, что на
начальном этапе обучения необходимо добиться быстрой реакции на любое действие противника. Это так называемая нормальная скорость.
Следующий этап - опережение для перехвата инициативы - го-но-сэн. Допустим, вам на
голову падает небольшой камень. Заметив его и поймав руками, вы самортизируете и погасите удар, хотя подвергнетесь риску. Но при опережении вы сможете заранее отклониться в сторону и спокойно наблюдать, как камень врежется в землю. Именно такой скорости реакции добивается мастер айкидо. Скорость приходит как результат нового осознания пространства и времени. Вместе с ней приходит "шестое чувство", экстремальный разум (гоку-и) - интуитивное предвидение опасности и возможного поведения противника. Ощущение времени позволяет определить момент атаки и контратаки.
Наконец, правильное применение четырех описанных выше принципов аутотренинга приводит к максимальной концентрации силы - сютю-реку и сосредоточению жизненной энергии - ай-ки для проведения приема. Уэсиба, называвший айкидо манифестацией вселенской любви, учил искать в борьбе не победы, а единения с противником по принципу взаимодействия и взаимоотталкивания начал Инь и Ян. "Мы непрестанно молимся о том, чтобы боя не было вообще, писал он,- поэтому формально мы запрещаем проведение турниров айкидо. Дух айкидо заключается в любовном нападении и мирном исходе боя. Противники соединяются высшей силой любви и в любви достигают очищения". На практике то, что Уэсиба называл "любовью", можно охарактеризовать как
установление своего рода телепатического контакта между противниками, иногда с элементами гипноза. Не случайно вслед за древними мастерами основатель айкидо учил не смотреть противнику в глаза, чтобы не поддаться агрессивному влиянию его духа-разума, его ки. Как и в дзюдо, от бойца в айкидо требуется рассредоточенное зрение, способное мгновенно перехватить движение партнера. Как уже было сказано, Уэсиба в молодости наряду с кэмпо изучал классическое фехтование на мечах кэн-до и в своих странствиях по Японии не расставался с деревянным мечом (боккэн). Отголоски учений великих мастеров кэн-дзюцу и кэн-до мы находим и в теории айкидо.
Не случайно Миямото Мусаси в одном из своих трактатов заметил: "Все воинские искусства, в том числе кэн-дзюцу и со-дзюцу, имеют свои тайны, но руководствуются они общим законом всепроницающего единства, законом, который не выразить словами".
Влияние кэн-до сказывается не только в психической подготовке бойца, но и во многих канонических движениях. Даже основная исходная стойка ханми-гамаэ (вполоборота к противнику, ступни под прямым углом друг к другу на расстоянии в полторы стопы, руки на разных уровнях перед грудью пальцами вперед) идентична стойке фехтовальщика, сжимающего двуручный меч. В такой стойке, придающей телу устойчивость, кисти рук должны находиться на линии, соответствующей
вертикальной оси тела, правая рука дальше от корпуса и выше левой, левая - ближе к корпусу, взгляд устремлен в точку между глаз противника, на "третий глаз" - тэн-тэй. Спина и бедра прямые. В исходной стойке нужно ощущать приток ки от ног к пальцам рук. Еще до начала схватки мастер
должен правильно определить дистанцию для нападения и защиты (ма-ай), оценив данные противника. В среднем дистанция до начала решительной атаки составляет от полутора до двух метров.
Одним из важнейших навыков в айкидо, ориентированном прежде всего на защиту и использование действий противника, является так называемое базовое движение (кихон-доса). Используя кихон-доса, можно легко уйти с линии атаки при помощи маха бедер и скользящего движения ноги (сури-аси) по окружности, поставив тем самым противника в невыгодное положение. Второй необходимый навык называется ири-ми (вхождение). Он заключается в синхронизации рывка
нападающего с шагом и толчком обороняющегося. Третий навык - сюмацу-доса (фиксирующее движение) находит применение в дестабилизации противника при захвате рук и основан на фехтовальном приеме. Внешне движение воспроизводит подъем тяжелого меча и рубящий удар.
Четвертый навык, дающий ключ к большинству бросков, называется тэнкан (проворот) и заключается в умении провернуться под рукой противника для выхода на болевой захват. Арсенал
приемов айкидо весьма обширен. Некоторые авторитеты, например Сиода Годзо, называют цифру три тысячи, другие доводят эту цифру до десяти тысяч. Вряд ли найдется человек, способный проверить подобные утверждения. Во всяком случае, около полутора сотен приемов относятся к
числу важнейших и составляют базовую технику айкидо. Они рассчитаны на всевозможные ситуации: борьбу двух невооруженных противников, двух вооруженных противников, безоружного против вооруженного, одного против нескольких нападающих и т. д.
Приемы в айкидо могут проводиться из положения стоя (та- ти-вадза), из положения обоих противников сидя или на коленях (сувари-вадза) и из положения сидя противостоящего (ханми ханта- ти-вадза). В наше время, когда обычай сидеть на татами почти изжил себя, изучаются преимущественно тати-вадза. По характеру действий все приемы подразделяются на три категории: броски (на- гэ-вадза), болевые захваты с удержанием (осаэ-вадза) и, как вспо- могательные, удары (атэми-вадза).
Осаэ-вадза чаще всего служат логическим продолжением бросков. Техника падений и уходов переворотом называется, как и в дзюдо, укэми. Подавляющее большинство приемов айкидо, осваиваемых на начальном этапе обучения, имеют условные названия по порядковым номерам (иккадзе - первый вариант, никадзе - второй и т. д.). Прочие базовые приемы, за редким исключением, содержат в названии пояснение действия. Например, усиро ката тори кодэ гаэси означает буквально "перехват руки с болевым замком при захвате за плечи сзади". Конечно, как и во всех воинских искусствах Востока, раньше названия приемов были зашифрованы в звучных метафорических образах, по которым даже отдаленно нельзя было догадаться о сути. Самурайские кланы и дзэнские священники ревностно охраняли тайны кэмпо. Но рассекречивание айкидо, как и рассекречивание дзюдо, потребовало переименования приемов для удобства обучения.
Броски в айкидо в отличие от дзюдо и даже каратэ, как правило, вообще не требуют применения силы для подъема противника, подбива, подхвата и даже для простой подножки. Силы нужно не больше, чем для того, чтобы отбить рукой летящую в грудь стрелу, но если стрела пропущена, то никакая сила уже не послужит защитой. Чаще всего ключевым "инструментом" для броска служат руки (или рука) атакующего противника с уязвимыми для излома плечевым, локтевым и
лучезапястным суставами. Слегка изменив положение руки, можно добиться болевого эффекта с последующим падением. Все преимущества такого броска можно оценить, если вспомнить, что на поле боя самураю приходилось зачастую сталкиваться с хорошо подготовленным противником в доспехах, иногда с мечом или кинжалом. Наиболее типичен для техники айкидо "бросок на четыре стороны" (сихо-нагэ), применяющийся как универсальное освобождение от захвата. Например, если нападающий захватил запястье горы разноименной рукой (правой левую), тори, наложив кисть правой руки на пальцы противника, скользящим движением прокручивается по часовой стрелке под рукой укэ, освобождая с перехватом свое запястье, и нажатием одновременно в локтевом и лучезапястном суставе валит противника на спину. На земле для удержания используется только сгиб в запястье. Само название сихо-нагэ происходит от родственного движения "рубки на четыре
стороны" в кэн-до. При разучивании приема Уэсиба рекомендовал ученикам мыслить терминами кэн-до: поднятие меча, вращение меча по дуге, затем рубящий удар вниз. При проведении любого эффективного броска существенным компонентом является использование так называемой силы
дыхания (кокю-реку), используемой также в дзю-дзюцу и дзюдо. Другими словами, необходимо проникновение в ритм движений противника, подстройка к его действиям, позволяющая направленно изливать ки. Теоретически при помощи кокю можно повалить противника вообще без противодействия. Броски за счет кокю-реку предполагают максимальную концентрацию. Например, в положении сидя, будучи схвачен за обе руки в запястьях, тори слегка поддается рывку вперед, затем выводит руки вверх, словно вздымая меч, и коротким рубящим движением по диагонали вниз выводит укэ из равновесия.
Еще более эффективен бросок "неба и земли" (тэнти- нагэ), где также используется сила кокю. При аналогичном предыдущему захвате рук в положении сидя тори вращательным движением правой руки против часовой стрелки поднимает левую руку укэ как ось и опускает свою левую руку. В результате укэ беспомощно заваливается на бок лицом вверх. Название приема содержит явную аллюзию на триаду "Небо - Земля - Человек", в которой человек, используя силы Земли и секс, повергает противника (чья левая рука в этот момент указывает на небо, а правая на землю).
Сложнейшую технику айкидо нельзя, к сожалению, ни описать в кратком очерке, ни представить по описанию. Профессор Уэсиба, утверждая, что в айкидо нет определенных форм и определенного стиля, сравнивал секрет своего учения с загадкой мироздания. Он не признавал спортивного айкидо и требовал от учеников прежде всего глубинного самопознания. Наследие Уэсиба и поныне живет в триединой сущности воинских искусств сингитай, где качества духовные и телесные сливаются в техническом совершенстве.(с)
Было изменено: 19:00 18/04/2012.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)