Хозяин дневника: Forrest Gump Z
Дата создания поста: 26 июля 2012, 11:05
Кони невзыскательные (с)
За разговорами о том, что делал бы сегодня Владимир Высоцкий, совершенно забылся другой, куда более важный поворот темы: что делали бы мы, будь он с нами?
Во всем мире за кумирами охотятся, рвут на сувениры, грозятся пристрелить из ревности; а у нас с них всерьез делают жизнь, спрашивают о смысле, сверяют по ним собственные нравственные ориентиры. "Энергию стыда", как назвал это Искандер, в обществе поддерживали Сахаров, Трифонов, Окуджава, Аксенов, Стругацкие, Тарковский и в огромной степени Высоцкий. Не то чтобы все рвались им подражать - люди примерно понимали, чем платят эти герои за свою славу.
Но при них стыдно было делать некоторые вещи. Жизнь, которая шла в
присутствии Высоцкого, принципиально отличалась от жизни без него.
Советский Союз кончился не тогда, когда нефть подешевела, а когда в нем
умерло или постепенно из него уехало все то, ради чего его вообще стоило
терпеть.
В 1987 году Аркадий Стругацкий написал некролог Тарковскому, текст невероятной силы, пронизанный мыслью о собственном близком уходе. И при первом прочтении я запомнил наизусть строчки: "Андрей Тарковский умер. Жаль Андрея Тарковского. Что ж жалеть? Он теперь там, где нет ни терзаний, ни потерь. Где уже не настигнет его судорога творца", как он когда-то выразился. А вот нас жаль. Нас, оставшихся в этом мире без него".
При Высоцком, само собой, совершались и подлости, и подлоги, и предательства. И голосовали как надо, и друг друга душили по углам, и мирились с невыносимым; но, по крайней мере нечто про себя понимали. Мало кто, к сожалению, всерьез анализирует тексты Высоцкого (лучше всех, кажется, Вл. Новиков, автор первой его научной биографии); но задумался бы кто: что означает у него слово "привередливые" в названии одной из самых известных песен?
Окуджава в одном интервью сказал, что больше всего его раздражают разговоры о вековом долготерпении и всевыносящей кротости русского народа. "Это не терпение, а невзыскательность. Готовность пить спитой чай. Я люблю чай хорошо заваренный, а если его нет, буду пить воду". У Высоцкого "привередливый" - вполне позитивный эпитет, да и сами эти кони, несущие его к обрыву быстрей, чем ему хочется, никак не враги ему, не страшные и грозные кони, допустим, из "Сельского врача" Кафки: у Высоцкого ведь герой их сам погоняет. Это дар, судьба, характер, предназначение, все, над чем мы менее всего властны. И кони эти в самом деле привередливы; их не обманешь, они абы кого не понесут, и если седок будет слишком беречься; опрокинут сани, да и поминай как звали. Во времена Высоцкого мы были куда как требовательней к себе, куда как привередливей к другим наличествовала некоторая брезгливость, ныне совершенно утраченная.
Не знаю, как и что пел бы Высоцкий в девяностые, но знаю, что при нем меньше был бы бесстыдный разгул попсы; стыднее было бы участвовать в
хоре государственного вранья; меньше был бы разрыв между народом и так
называемой элитой, и сама эта элита стыдилась бы так себя называть, даже
в научном смысле.
Высоцкий сознавал свою роль нравственного камертона и отлично с ней справлялся. И в общении с людьми, в выборе друзей и учителей, женщин и коллег он был именно привередлив; не зря его круг составляли Муратова, Швейцер, Полока, Говорухин, Шемякин, авторы "Метрополя", не зря он ни разу, кроме вовсе уж дебютных лент, не поучаствовал в проходном фильме, не зря, при всех сложностях с Любимовым, мысли не допускал о другом театре. Чудовищная невзыскательность, отсутствие внятных требований к себе и окружающим - вот главная беда времени. И я не знаю, кого сегодня стыдиться. Каждый назовет два-три имени; но у каждого они будут разными. И за каждым "что-нибудь есть": конечно, виновата и власть, старающаяся
скомпрометировать всех, и капитал, активно скупающий творцов, но должно
же и внутреннее сопротивление какое-то быть, черт возьми, никто ведь не
обещал сплошного благоприятствования!
Вы спросите: какая польза от того, что человек днем на работе сидит на комсомольском собрании, а вечером дома слушает Высоцкого? Какой смысл в том, что он участвует в заведомо мертвых, а то и бесчеловечных делах, штаны просиживает в липовом НИИ или бомбу делает в нелиповом, а вечером слушает Высоцкого и духовно возвышается либо терзается: я скажу вам, я отвечу.
Для общества смысла особенного нет, да для него ведь и ничто не имеет смысла. Оно живет у нас не по нравственным, а по физическим и статистическим законам. Но человеку польза, безусловно, есть; и я даже рискнул бы сказать, что если Богу от человека что-нибудь надо; то именно те пограничные и трудноформулируемые эмоции, которые возникают при сопоставлении собственной жизни с чужой, интереснейшей. Те странные ощущения, которые появляются при соприкосновении с чем-то безусловно значительным. То, о чем сказал Бродский, формулируя главное впечатление об Ахматовой: видно было, что перед тобой человек, который гораздо лучше тебя. Благоговение перед значительностью - не последняя вещь, она ничего общего не имеет с визгом фанатов и так называемых сырих. В семидесятые-восьмидесятые СССР был, возможно, тухлейшим местом, но, право же, там было на кого посмотреть и перед кем преклониться; Высоцкий играл в формировании нескольких поколений значительнейшую роль; они формировались в его присутствии. И потому, когда при этих людях бьют женщину, они не отводят глаз и не семенят мимо; когда им лезут в душу; "тем более, когда в нее плюют"; они реагируют адекватно, то есть резко. А когда они "болеют или пьют" - они по крайней мере себя не любят. Вообще не слишком себя любят. Потому что у них перед глазами есть образец. Все было при нем можно: и воровать, и врать; нельзя было только все это себе прощать и думать, что так и надо.
И сам он себе не прощал, и эта нота в его песнях; едва ли не пронзительнейшая; не совестью нации себя считал, а таким же больным и
заблудшим, как другие. Я далек от мысли, что присутствие Высоцкого в
нашей жизни упасло бы Россию от чеченской войны, от Беслана, "Наших" или
ОМОНа на Триумфальной площади. Но оно могло упасти ее от чего-то
бесконечно большего и опаснейшего, от того, чем все названные вещи и
порождаются: от нравственной небрезгливости и от безразличия к
собственной душе.
Мы не можем сегодня сказать: "У нас есть Высоцкий". Высоцкого у нас нет, как нет и права на него. Но, может, кого-то еще способно остановить хотя бы то, что он у нас был?
Было изменено: 11:11 26/07/2012.
Во всем мире за кумирами охотятся, рвут на сувениры, грозятся пристрелить из ревности; а у нас с них всерьез делают жизнь, спрашивают о смысле, сверяют по ним собственные нравственные ориентиры. "Энергию стыда", как назвал это Искандер, в обществе поддерживали Сахаров, Трифонов, Окуджава, Аксенов, Стругацкие, Тарковский и в огромной степени Высоцкий. Не то чтобы все рвались им подражать - люди примерно понимали, чем платят эти герои за свою славу.
Но при них стыдно было делать некоторые вещи. Жизнь, которая шла в
присутствии Высоцкого, принципиально отличалась от жизни без него.
Советский Союз кончился не тогда, когда нефть подешевела, а когда в нем
умерло или постепенно из него уехало все то, ради чего его вообще стоило
терпеть.
В 1987 году Аркадий Стругацкий написал некролог Тарковскому, текст невероятной силы, пронизанный мыслью о собственном близком уходе. И при первом прочтении я запомнил наизусть строчки: "Андрей Тарковский умер. Жаль Андрея Тарковского. Что ж жалеть? Он теперь там, где нет ни терзаний, ни потерь. Где уже не настигнет его судорога творца", как он когда-то выразился. А вот нас жаль. Нас, оставшихся в этом мире без него".
При Высоцком, само собой, совершались и подлости, и подлоги, и предательства. И голосовали как надо, и друг друга душили по углам, и мирились с невыносимым; но, по крайней мере нечто про себя понимали. Мало кто, к сожалению, всерьез анализирует тексты Высоцкого (лучше всех, кажется, Вл. Новиков, автор первой его научной биографии); но задумался бы кто: что означает у него слово "привередливые" в названии одной из самых известных песен?
Окуджава в одном интервью сказал, что больше всего его раздражают разговоры о вековом долготерпении и всевыносящей кротости русского народа. "Это не терпение, а невзыскательность. Готовность пить спитой чай. Я люблю чай хорошо заваренный, а если его нет, буду пить воду". У Высоцкого "привередливый" - вполне позитивный эпитет, да и сами эти кони, несущие его к обрыву быстрей, чем ему хочется, никак не враги ему, не страшные и грозные кони, допустим, из "Сельского врача" Кафки: у Высоцкого ведь герой их сам погоняет. Это дар, судьба, характер, предназначение, все, над чем мы менее всего властны. И кони эти в самом деле привередливы; их не обманешь, они абы кого не понесут, и если седок будет слишком беречься; опрокинут сани, да и поминай как звали. Во времена Высоцкого мы были куда как требовательней к себе, куда как привередливей к другим наличествовала некоторая брезгливость, ныне совершенно утраченная.
Не знаю, как и что пел бы Высоцкий в девяностые, но знаю, что при нем меньше был бы бесстыдный разгул попсы; стыднее было бы участвовать в
хоре государственного вранья; меньше был бы разрыв между народом и так
называемой элитой, и сама эта элита стыдилась бы так себя называть, даже
в научном смысле.
Высоцкий сознавал свою роль нравственного камертона и отлично с ней справлялся. И в общении с людьми, в выборе друзей и учителей, женщин и коллег он был именно привередлив; не зря его круг составляли Муратова, Швейцер, Полока, Говорухин, Шемякин, авторы "Метрополя", не зря он ни разу, кроме вовсе уж дебютных лент, не поучаствовал в проходном фильме, не зря, при всех сложностях с Любимовым, мысли не допускал о другом театре. Чудовищная невзыскательность, отсутствие внятных требований к себе и окружающим - вот главная беда времени. И я не знаю, кого сегодня стыдиться. Каждый назовет два-три имени; но у каждого они будут разными. И за каждым "что-нибудь есть": конечно, виновата и власть, старающаяся
скомпрометировать всех, и капитал, активно скупающий творцов, но должно
же и внутреннее сопротивление какое-то быть, черт возьми, никто ведь не
обещал сплошного благоприятствования!
Вы спросите: какая польза от того, что человек днем на работе сидит на комсомольском собрании, а вечером дома слушает Высоцкого? Какой смысл в том, что он участвует в заведомо мертвых, а то и бесчеловечных делах, штаны просиживает в липовом НИИ или бомбу делает в нелиповом, а вечером слушает Высоцкого и духовно возвышается либо терзается: я скажу вам, я отвечу.
Для общества смысла особенного нет, да для него ведь и ничто не имеет смысла. Оно живет у нас не по нравственным, а по физическим и статистическим законам. Но человеку польза, безусловно, есть; и я даже рискнул бы сказать, что если Богу от человека что-нибудь надо; то именно те пограничные и трудноформулируемые эмоции, которые возникают при сопоставлении собственной жизни с чужой, интереснейшей. Те странные ощущения, которые появляются при соприкосновении с чем-то безусловно значительным. То, о чем сказал Бродский, формулируя главное впечатление об Ахматовой: видно было, что перед тобой человек, который гораздо лучше тебя. Благоговение перед значительностью - не последняя вещь, она ничего общего не имеет с визгом фанатов и так называемых сырих. В семидесятые-восьмидесятые СССР был, возможно, тухлейшим местом, но, право же, там было на кого посмотреть и перед кем преклониться; Высоцкий играл в формировании нескольких поколений значительнейшую роль; они формировались в его присутствии. И потому, когда при этих людях бьют женщину, они не отводят глаз и не семенят мимо; когда им лезут в душу; "тем более, когда в нее плюют"; они реагируют адекватно, то есть резко. А когда они "болеют или пьют" - они по крайней мере себя не любят. Вообще не слишком себя любят. Потому что у них перед глазами есть образец. Все было при нем можно: и воровать, и врать; нельзя было только все это себе прощать и думать, что так и надо.
И сам он себе не прощал, и эта нота в его песнях; едва ли не пронзительнейшая; не совестью нации себя считал, а таким же больным и
заблудшим, как другие. Я далек от мысли, что присутствие Высоцкого в
нашей жизни упасло бы Россию от чеченской войны, от Беслана, "Наших" или
ОМОНа на Триумфальной площади. Но оно могло упасти ее от чего-то
бесконечно большего и опаснейшего, от того, чем все названные вещи и
порождаются: от нравственной небрезгливости и от безразличия к
собственной душе.
Мы не можем сегодня сказать: "У нас есть Высоцкий". Высоцкого у нас нет, как нет и права на него. Но, может, кого-то еще способно остановить хотя бы то, что он у нас был?
Было изменено: 11:11 26/07/2012.
Комментарии:
Tata
ой многа всего написано
ой многа всего написано
и "стыдно было делать некоторые вещи"
и "мы были куда как требовательней к себе"
"Высоцкий играл в формировании нескольких поколений значительнейшую роль"
и "воровать при нем было нельзя"
и даже "присутствие Высоцкого в нашей жизни упасло бы Россию от чеченской войны"
и все это привязано к Высоцкому? Да чего это вы все к нему то привязали?
Многие и знать не знали про него и кто он такой на самом деле (или свято верили в официальные версии) а жили по чести и совести и без Высоцкого!
Не надо уж все в одну кучу валить на волне его популярности...
и "мы были куда как требовательней к себе"
"Высоцкий играл в формировании нескольких поколений значительнейшую роль"
и "воровать при нем было нельзя"
и даже "присутствие Высоцкого в нашей жизни упасло бы Россию от чеченской войны"
и все это привязано к Высоцкому? Да чего это вы все к нему то привязали?
Многие и знать не знали про него и кто он такой на самом деле (или свято верили в официальные версии) а жили по чести и совести и без Высоцкого!
Не надо уж все в одну кучу валить на волне его популярности...
Forrest Gump Z
Tata
Tata
Вам значок (с) о чём-нибудь говорит?
это просто чужие мысли, которые мне созвучны... не более того!
это просто чужие мысли, которые мне созвучны... не более того!
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)