Хозяин дневника: Black  

Дата создания поста: 1 сентября 2012, 16:39

Ко всем записям блога

Шаолиньское ушу

Став настоятелем Шаолиня, Бодхидхарма обучил монахов
восемнадцати боевым приемам (в том числе: шести приемам для кулака, двум - для
ладони, одному - для локтя, четырем - для ног и пяти захватам), из которых
впоследствии был создан комплекс "восемнадцать рук архата" (шаолинь
шиба лохань шоу). Он состоит из 24 несложных движений с поэтическими
названиями. Например, "дракон танцует", "журавль танцует",
"сесть на лошадь", "красавица любуется цветком лотоса",
"мальчик молится Гуаньинь" и т. д. Этот комплекс явился основой для
известного шаолиньского стиля "кулак архата" (лохань цюань). На
протяжении многовековой истории монастыря в его стенах зародилось свыше 200
различных направлений боевых искусств, причем их основателями являлись как
воспитанники Шаолиня, так и знаменитые мастера-миряне, которых монастырь
приглашал для обучения послушников. Так, во времена династии Тан (618-907 гг.)
сокровищница шаолиньских стилей обогатилась "игрой пяти зверей" (у
цинь си) знаменитого врача Хуа То, техникой широкого меча "Весны и
Осени" выдающегося военачальника Гуань Юнь-чана, при династии Сун
(960-1279 гг.) - 36 приемами "длинного кулака" (чан цюань) -
направления, разработанного первым императором этой династии Чжао Куан-инем
(Тай-цзу), 18 приемами для рук известного полководца Юэ Фэя.



Живший во времена династии Юань (1271-1368 гг.) шаолиньский монах Цзюэ Юань в
поисках достойных учителей встретил мастеров Ли Coy и Бай Юй-фэна, которым
предложил п ринять монашество и совершенствовать свое искусство в Шаолине. Оба
мастера внесли значительный вклад в монастырское ушу: Ли Coy создал стили
"большого и малого красных кулаков" (да хун цюань и сяо хун цюань),
разработал технику фехтования с шестом (гунь шу) и систему захватов (циньна), а
Бай Юй-фэн создал стиль "пяти зверей" (у цюань) и комплексы
специальных дыхательных упражнений (цигун). При династии Мин (1368-1644 гг.)
Шаолинь посетил известный по сражениям против Японии генерал Юй Да-ю, который в
стенах монастыря существенно обогатил прикладную технику владения шестом. К
концу династии Цин (1644-1911 гг.) из-за противодействия императорского двора,
феодальной и военной аристократии Шаолинь пришел в упадок. Та же участь
постигла и его систему боевых искусств.

До настоящего времени сохранилось лишь немногим более тридцати стилей: большой
и малый "красные кулаки" (да хун цюань и сяо хун цюань),
"пушечный кулак" (бао цюань), "кулак архата" (лохань
цюань), "сливовый кулак" (мэйхуа цюань), "кулак обезьяны"
(хоу цюань), "семизвездный кулак" (цисин цюань), "кулак сердца и
мысли" (синь и цюань) и др.



Краткая характеристика некоторых шаолиньских школ



От Бодхидхармы монахи, как считает традиция, изучили первый комплекс
шаолиньского ушу "18 рук архатов" (архат - последователь Будды,
достигший последней, четвертой ступени святости на пути к нирване, полностью
освободившийся от земных желаний). Здесь монахи изучали пять обязательных
стилей цюаньшу- "Дракона", "Тигра", "Леопарда",
"3меи" и "Журавля".



"Школа пяти зверей" (шаолинь у цюань):



По преданию, школа создана шаолиньским наставником Бай Юй-фэном на основе
"игры пяти зверей" врача Хуа То, жившего в эпоху "Восточная
Хань"(25-220 гг.). Включает в себя традиционные шаолиньскис методы и
приемы, подражающие движениям пяти животных: дракона, тигра, леопарда, змеи и
журавля. "Стиль дракона" тренирует сознание (шэнь), "стиль
тигра" - кости (гу), "стиль леопарда" - силу (ли), "стиль
змеи" - энергию (ци), "стиль журавля" - дух (цзин). В стиле
"Дракона" (лун), направленном на пробуждение и развитие жизненной
энергии и, прежде всего, на раскрепощение духа, синтезируются движения самых
разных животных. Образ дракона в китайской культуре отличался особенной
многозначностью и к тому же менялся по мере исторического развития китайской
цивилизации. Он возник, вероятно, из слияния нескольких родовых тотемов и
первоначально выражал собой единство земных, водяных и небесных тварей,
представленных чертами тигра, змеи и птицы. В нем воплощалась идея
преемственности и связи природного и человеческого миров в жизненных
метаморфозах. В движениях дракона ци должна быть сконцентрирована в Средоточии
(даньтянь), все тело пластично. Используются скрученные стойки и неожиданные
развороты, стелющиеся движения перемежаются со взрывными прыжковыми ударами.
"Пять органов" (сердце и четыре конечности) поддерживают четкую координацию.
В процессе исполнения формальных упражнений ци волнами разливается по телу.
Движения напоминают попеременно то взмахи крыльев, то удары лап дракона,
атакующего с воздуха или обороняющегося на земле. Стиль "Тигра" (ху),
предназначенный главным образом для укрепления костей,- наиболее
"жесткий" из пяти. Яростные, мощные, резкие движения вызывают в
воображении образ свирепого тигра. Ци активно циркулирует по всему телу в
бурной смене ударов и уходов, приседаний и подъемов, прыжков и рывков. Из
ударов руками чаще используется "лапа тигра" (хучжао); стойки
собранные, как у тигра, готовящегося к прыжку".

Стиль "Леопарда" (бао) воплощает упругую силу, которая накапливается
и выплескивается в стремительных бросках. Считается, что поясница и конечности
у леопарда относительно сильнее, чем у тигра, а мгновенная реакция и проворство
делают его самым опасным из четвероногих хищников. Удары руками часто наносятся
вторыми суставами фаланг плотно сжатых пальцев - "лапа леопарда"
(баоцюань).

Стиль "Журавля" (хэ) направлен на развитие выносливости, равновесия.
Укрепляет сухожилия и связки, требует хорошей координации рук и ног, равновесия
и гибкости. Основу его составляют широкоамплитудные вращательные
"закручивающие" блоки и удары руками, а также мгновенный переход к
короткой ударной дистанции (с использованием "короткого крыла
журавля").

Для стиля "Змеи" (шэ), характерным является культивирование жизненной
энергии ци. "Змея" двигается непрерывно перетекая, преимущественно в
низких стойках. Как известно, змея в спокойном состоянии может обвисать,
подобно безжизненной веревке. Ее можно обмотать вокруг руки, завязать в узел,
поддеть палкой. В то же время, стоит ее рассердить, как она мгновенно
"оживает", превращается в стальную пружину - бьет хвостом, прыгает на
врага, чтобы поразить его ядом, обвивается и душит. Не имея лап, она, тем не
менее, передвигается с удивительной быстротой. Китайцы считают, что это удается
змее благодаря ее способности мгновенно переносить ци из одной части тела в
другую. Образ Чаншаньской змеи, ставшей символом непобедимости, приведен в
известном трактате Сунь цзы: "Когда ее ударяют по голове, она бьет
хвостом, когда ее ударяют по хвосту, она бьет головой, когда ее ударяют
посередине, она бьет и головой и хвостом". Удары руками по болевым точкам
противника часто наносятся концами пальцев.



Школа "тринадцати захватов" (шаолинь шисань чжуа):



Создана также Бай Юй-фэном. Включает в себя разделы: "движения
дракона", "изгибы змеи", "взмахи феникса",
"ужимки обезьяны", "приседания тигра", "голова леопарда",
"брыкание лошади", "клюв журавля", "бодание
буйвола", "подвижность зайца", "полет ласточки",
"топтание курицы". Некоторые правила: - тело движется как ветер, ноги
- как молнии, руки следуют одна за другой, перемещения быстрые и короткие; -
голова подпирает небо, источник - в пальцах ног; - плечи опущены, макушка
поднята вверх, сердце спокойно, энергия (ци) опускается в область
"даньтянь". Основные запреты: - "гусиная" (опущенная)
голова; - "окоченевшие" (напряженные и неподвижные) руки; - втянутый живот;
- изогнутая поясница. "Сила не победит кулак, кулак не победит работу,
работа не победит метод, метод не победит искусство". "Школа пяти
форм, восьми способов" (шаолинь усин бафа цюань) Входит в северную ветвь
шаолиньских стилей. К "пяти формам" относятся: "кулаки"
дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. К "восьми способам"
относятся: внутренняя работа (нэйгун), внешняя работа (вэйгун), работа сознания
(инянь), способы движения туловищем, руками и ногами, захваты и броски, перемещения,
издавание криков.



"Школа белого журавля" (бай хэ шаолинь цюань):



Относится к южной ветви шаолиньского ушу. Наиболее распространена в провинции
Фуцзянь.

Включает в себя разделы: "полет", "пение",
"ночлег", "добывание пищи". Кисти и локти имитируют
движения крыльев журавля; пальцы рук немного согнуты, подражая когтям птицы.
Когда "журавль спокоен", стойки "стройные, как сосна".
Движения журавля очень резкие, "сотрясающие горы и разверзающие
землю". Во время исполнения комплексов обязательны крики, увеличивающие
силу ударов.



"Красный кулак" (шаолинь хун цюань):



Один из базовых шаолиньских стилей. Состоит из малого и большого "красных
кулаков". Движения простые и строгие, равное внимание уделяется атаке и
защите; в "твердом" присутствует "мягкое", в
"мягком" - "твердое". Выполняемые в комплексах атаки и
отходы, подъемы и опускания, вращения и наклоны совершаются вдоль одной прямой.
Руки постоянно "выпрямлены и не выпрямлены, согнуты и не согнуты".
Предпочтение отдается бою на ближней дистанции. Основные требования: устойчивость,
готовность к любым действиям, воинственность, скорость, ясность сознания,
изменчивость. Наиболее часто применяемой стойкой является высокая стойка
"лука". Стойки большого "красного кулака" тоже высокие,
движения широкоамплитудные и зрелищные. В малом "красном кулаке"
стойки сравнительно ниже и устойчивее, движения короче и быстрее, в основном
проводятся приемы открытой ладонью. Из-за своей простоты стиль "красный
кулак" является начальным в системе шаолиньских боевых искусств.



"Мягкая школа" (шаолинь жоу цюань):



Относится к "внутренним" шаолиньским стилям, т. н. "шаолиньский
тайцзицюань". Движения "мягкой школы" величественные, широкие,
постоянно сменяющие друг друга. Временами они то "скользят по морской
глади", то "сотрясают небеса", то похожи на "бесцельные
прогулки в саду", то на "скачку резвого коня". Основные
требования: - сознание управляет движением и дыханием, сердце и мозг пусты и
спокойны, энергия (ци) опускается в область "даньтянь"- сначала
мысль, затем действие; - из мягкого рождается жесткое; - мягкость, округлость,
уравновешенность, заманивание; - двигаться, как свирепый тигр, покоиться, как
огромная гора; - снаружи тренировать мышцы и кости, внутри - пять органов.
Упражнения "мягкой школы" оказывают благотворное влияние на работу сознания,
внутренних органов, костно-мышечной системы человека.



Очень трудно определить, какие стили следует относить к шаолиньским, ибо в
разных концах Китая существуют стили, занимающиеся которыми свято уверены, что
их стиль продолжает линию Бодхидхармы.

Сейчас к шаолиньским стилям обычно относят стили, практиковавшиеся и
практикующиеся в монастыре постоянно и стили, носители традиций которых
проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение которых
несомненно.



В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства с уверенностью можно
отнести следующие: сяо хунцюань (малый хунцюань), дахунцюань (большой хунцюань
- 3 комплекса), паоцюань (пушечный кулак), чжаоянцюань (кулак, обращенный к
солнцу), мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), цисинцюанъ, лоханьцюань, тунбицюань
(кулак проникающих рук), цзиньганцюань (алмазный кулак), синсекс (захват сердца
и мысли) и ряд других.



Шаолиньские стили широко распространены в различных регионах КНР. Некоторые
школы шаолиньцюань возникли на Западе, в США, Канаде и других странах мира. В
России искусство "шаолиньского бокса" также весьма популярно.

В парные таолу входят: люхэцюань (кулак шести соединений), ухэцюанъ (кулак пяти
соединений), "72 приема Цзюэюаня " и другие. Основные виды оружия:
шест, копье, широкий меч-дао, прямой меч - цзянь, пернач, крюк тигриной головы,
серп для травы, лопата с полумесяцем, девятизвезный хлыст, трехсекционный цеп,
кинжал, алебарда - цзи, трезубец.



К смешанным таолу относятся: "голыми руками против широкого меча",
"с голыми руками против копья", "с голыми руками против
кинжала", "алебарда против копья", "широкий меч против
копья", "шест против копья", "серп для травы против
копья", "пара широких мечей против копья", "шест высотой до
бровей против копья", "костыль против копья", "костыль
против шеста высотой до бровей", "девятизвенный хлыст против
шеста", "пернач с хлыстом против копья", "цеп против
копья" и многие другие.



Особенности шаолиньского ушу:



Общие особенности стилей цюаньшу, восходящих к тем, что преподавались в
монастырях Шаолинь, заключаются в следующем: простота и отсутствие вычурности,
жесткая силовая манера; движения кулаками могут выполняться и по изогнутой
траектории, и по прямой, "пустота" и "наполненность"
присутствуют в равной степени; движения корпусом выполняются в стороны, вверх,
вперед и вниз, с тем, чтобы содействовать лучшей реализации физического усилия;
перемещения вперед, вниз, назад, вверх выполняются легко и устойчиво;
произвольно вызывается своего рода "вибрация", посредством которой с
началом движения рукой усилие возникает, с окончанием движения - доходит до
предела; энергия-ци выходит из области даньтянь, движение рукой следует за
изданием звука, звук следует за окончанием движения рукой; "тяжелые"
движения подобны горе Тайшань, "легкие" - лебяжьему пуху; в
заключительной фазе движение подобно притаившейся кошке, начало движения
подобно выпущенному на свободу тигру; перемещения вперед и назад, наклоны и
повороты выполняются то в одну, то в другую сторону.

В шаолиньском ушу есть методики циньна (болевых захватов,
заломов), специальные методы боя на короткой дистанции и множество методов
жесткой и мягкой наработки. Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в
том, что подъемы и опускания, наступления и отступления происходят по одной
линии, подъемы поперечные - опускания продольные. Так как шаолиньское ушу
утверждалось в боях, считают, что атака и защита должны происходить фронтально
или с боковой стороны, незачем тратить силы и ходить кругами. Бытует поговорка:
"кулак бьет на пространстве, где может улечься корова". Это означает,
что в бою наступления и отступления делаются на два-три шага, поэтому при
занятиях шаолиньским ушу не требуется большие площади, не надо и специального
оборудования.



В шаолиньском кулачном искусстве требуется согласованная кординация внутренней
работы (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и внешней (кистей и стоп, локтей
и коленей, плеч и бедер). Манера шаолиньских кулачных методов такова: движешься
- подобно ветру, стоишь - подобен вбитому гвоздю, тяжел - словно железо, легок
- словно листок, защищаешься - словно девственница, нападаешь - как свирепый
тигр.



К прикладным методам также относятся правила "внешне свиреп - внутри
спокоен", "поднять шум на востоке и атаковать с запада",
'"указать вверх и ударить снизу", "пустое и полное используются
параллельно", "есть методы для инь, есть методы для ян".
Движения мощные и ловкие, смысл глубокий - и выражен просто.



Шаолиньская школа ушу характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие,
храбрость, быстрота, свирепость и подлинность. "Наработка" означает,
что мастерство должно быть совершенным. Как гласит поговорка, "кулак бьет
тысячу раз, а корпус движется естественно" В действиях кулаками нужно,
чтобы проникновение в суть достигало сверхъестественности, чтобы была живая
маневренность, нужно демонстрировать "один прием на одну позицию", в
атаке есть защита, в защите есть атака.



"Соответствие": ци должно двигаться в соответствии с движением,
защиты должны согласовываться с атаками, помогая силе и следуя форме, не нужно
входить в свое столкновение с надвигающимся приемом, "четырьмя лянами
можно извлечь тысячу цзиней". "Храбрость" - это решительность.
Появилась возможность - и атакуешь без колебаний. "Быстрота" - это
скорость. В движении подобен - убегающему зайцу, окидываешь взглядом - будто
летящий лебедь.



"Свирепость" означает, что в движениях должна быть сила.
"Подлинность" - это означает, что не надо тренировать красивых пустых
движений, прием за приемом, форма за формой. Если не удар - то защита, но в
защите есть удар, в ударе есть защита.



В стратегии прорабатывают принцип "встречаешь жесткое мягкой
трансформацией, встречаешь мягкое жестким наступлением". В закалке
основным методом является "столбовое стояние" (стойка мабу).

"Столбовое стояние" - база шаолиньского кулачного искусства, это один
из важнейших способов тренировки силы ног и регулирования дыхания.
"Натренировал столбовое стояние - будешь устойчивым, словно гора
Тайшань". (с)


править ничего не буду) как сайт перевернет так и читайте) с вушу

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)