Хозяин дневника: Black
Дата создания поста: 6 сентября 2012, 09:40
Пороги ощущений
Гера и Лена поспорили: у кого из них слух лучше?
- Зачем спорить, - вмешался я, - это можно сейчас проверить. Сядьте
боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закройте
глаза. К каждому из вас по очереди я буду приближать карманные часы.
Услышав тиканье, скажите: "Есть". Перестав слышать, скажите: "Нет". Так
мы определим в относительных линейных, но вполне сравнимых величинах
абсолютный порог слуховых ощущений.
Конечно, мне тотчас же задали вопрос:
- А что это такое - абсолютный порог?
Я ответил своим друзьям примерно так:
- Абсолютный порог ощущения - это минимальная величина раздражителя,
едва-едва заметно различимая. Само собой разумеется, что для большей
точности слуховой порог надо определять с помощью аудиометра - прибора,
издающего звуки точно дозированной высоты и силы, и записывать так
называемую аудио-грамму. Порог на звуки разной высоты у человека
различен, причем у каждого по-своему.
В нашем опыте можно было определить и относительный порог, или порог
различения, под которым понимают то минимальное различие между
раздражителями, которое позволяет отличить одно ощущение от другого.
Я поднес немного ближе часы к уху Лены и попросил девочку сказать, когда
звук механизма станет громче, когда тише. Расстояние, на которое я
передвинул часы, чтобы Лена заметила различие их звука, и определило
порог различения в относительных линейных величинах.
Результаты этих опытов мы замерили сперва на глаз, а потом уточнили с
помощью сантиметровой линейки. Замерив пороги несколько раз, можно
получить более точные среднеарифметические величины.
Так спор был решен. Абсолютный слуховой порог оказался выше у Геры, а порог различения - у Лены.
Если в ваши руки попадет камертон, сделайте такой опыт: ударьте по нему,
а затем поднесите к уху и слушайте звук, пока он не станет ниже порога и
вы перестанете его слышать. Тогда плотно прижмите ножку камертона ко
лбу: вы опять ясно услышите звук. Костная проводимость его лучше
воздушной.
Все эти явления давно были подмечены народом и отражены в сказках: "Лег
Иван-царевич на мать сыру землю, прильнул к ней ухом, слышит - скачет
погоня".
Использование порогов зрительных ощущений имеет практическое значение.
Ведь если предметы различной величины достаточно отчетливо видны только
на определенном расстоянии, то и наоборот - по видимости этих предметов
можно определять расстояние до них. Туристы и охотники знают это и
пользуются таблицами, подобными изображенной на рисунке. Однако надо
помнить, что точность определения зависит и от прозрачности воздуха, и
от остроты зрения, и от опыта смотрящего.
"Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз
замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла", - говорил Энгельс.
Пороги определяют только качество ощущения (как отражения отдельных
свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно
воздействующих на анализаторы). Качество же восприятия (как отражения
этих предметов и явлений в совокупности их различных свойств) зависит от
опыта, от умения видеть именно то, что в данном случае надо увидеть.
У старых штурманов есть поговорка: "Надо не просто смотреть, но и
видеть". Сказанное относится не только к зрительным ощущениям и
восприятиям, но и к слуховым и любым другим.
Понюхайте соль. Если она чистая, вы ничего не ощутите. Запаха хины мы
также не ощущаем. А собака различает запах соли и хинина даже при
разведении их в воде в отношении I : 10 000, то есть один грамм на ведро
воды. Но наше восприятие различий поваренной соли и хинина значительно
богаче, разнообразнее, чем у собаки.
Когда я все это рассказал в компании, в которой мы проверяли остроту
слуха, то все пришли к выводу, что Гера слышит значительно лучше Лены,
но Ленино ухо замечает в музыке значительно больше. Лена любит и умеет
слушать музыку, а для Геры музыка - только шум, хотя слух у него и
острее. (с)
с психовеб)
- Зачем спорить, - вмешался я, - это можно сейчас проверить. Сядьте
боком друг к другу на расстоянии примерно полутора метров и закройте
глаза. К каждому из вас по очереди я буду приближать карманные часы.
Услышав тиканье, скажите: "Есть". Перестав слышать, скажите: "Нет". Так
мы определим в относительных линейных, но вполне сравнимых величинах
абсолютный порог слуховых ощущений.
Конечно, мне тотчас же задали вопрос:
- А что это такое - абсолютный порог?
Я ответил своим друзьям примерно так:
- Абсолютный порог ощущения - это минимальная величина раздражителя,
едва-едва заметно различимая. Само собой разумеется, что для большей
точности слуховой порог надо определять с помощью аудиометра - прибора,
издающего звуки точно дозированной высоты и силы, и записывать так
называемую аудио-грамму. Порог на звуки разной высоты у человека
различен, причем у каждого по-своему.
В нашем опыте можно было определить и относительный порог, или порог
различения, под которым понимают то минимальное различие между
раздражителями, которое позволяет отличить одно ощущение от другого.
Я поднес немного ближе часы к уху Лены и попросил девочку сказать, когда
звук механизма станет громче, когда тише. Расстояние, на которое я
передвинул часы, чтобы Лена заметила различие их звука, и определило
порог различения в относительных линейных величинах.
Результаты этих опытов мы замерили сперва на глаз, а потом уточнили с
помощью сантиметровой линейки. Замерив пороги несколько раз, можно
получить более точные среднеарифметические величины.
Так спор был решен. Абсолютный слуховой порог оказался выше у Геры, а порог различения - у Лены.
Если в ваши руки попадет камертон, сделайте такой опыт: ударьте по нему,
а затем поднесите к уху и слушайте звук, пока он не станет ниже порога и
вы перестанете его слышать. Тогда плотно прижмите ножку камертона ко
лбу: вы опять ясно услышите звук. Костная проводимость его лучше
воздушной.
Все эти явления давно были подмечены народом и отражены в сказках: "Лег
Иван-царевич на мать сыру землю, прильнул к ней ухом, слышит - скачет
погоня".
Использование порогов зрительных ощущений имеет практическое значение.
Ведь если предметы различной величины достаточно отчетливо видны только
на определенном расстоянии, то и наоборот - по видимости этих предметов
можно определять расстояние до них. Туристы и охотники знают это и
пользуются таблицами, подобными изображенной на рисунке. Однако надо
помнить, что точность определения зависит и от прозрачности воздуха, и
от остроты зрения, и от опыта смотрящего.
"Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз
замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла", - говорил Энгельс.
Пороги определяют только качество ощущения (как отражения отдельных
свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно
воздействующих на анализаторы). Качество же восприятия (как отражения
этих предметов и явлений в совокупности их различных свойств) зависит от
опыта, от умения видеть именно то, что в данном случае надо увидеть.
У старых штурманов есть поговорка: "Надо не просто смотреть, но и
видеть". Сказанное относится не только к зрительным ощущениям и
восприятиям, но и к слуховым и любым другим.
Понюхайте соль. Если она чистая, вы ничего не ощутите. Запаха хины мы
также не ощущаем. А собака различает запах соли и хинина даже при
разведении их в воде в отношении I : 10 000, то есть один грамм на ведро
воды. Но наше восприятие различий поваренной соли и хинина значительно
богаче, разнообразнее, чем у собаки.
Когда я все это рассказал в компании, в которой мы проверяли остроту
слуха, то все пришли к выводу, что Гера слышит значительно лучше Лены,
но Ленино ухо замечает в музыке значительно больше. Лена любит и умеет
слушать музыку, а для Геры музыка - только шум, хотя слух у него и
острее. (с)
с психовеб)
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)