Хозяин дневника: petrovich  

Дата создания поста: 22 ноября 2012, 09:39

Ко всем записям блога

Безальтернативный перелом: вечная загадка Сталинграда

Утром 19 ноября 1942 года, 70 лет назад, Ставка Верховного Главнокомандования (СВГК) начала наступательную операцию "Уран", ставшей переломной в истории Великой Отечественной войны.

Тем утром о подлинных масштабах затевавшегося в степях между Доном и Волгой знали менее 10 человек во всем Советском Союзе, и возможно, догадывались еще два-три человека с другой стороны фронта, имевшие доступ к картам, и способные их беспристрастно анализировать.
Утром 19 ноября для Вермахта и для всей Германии пришел час платить за авантюризм и самонадеянность командования, и только от того, насколько чисто советское командование сумеет провести первую свою операцию на стратегическое окружение противника, зависело, насколько тяжелой окажется эта расплата!

Захлопнуть ловушку
Замысел операции, родившийся 12 сентября 1942 года в разговоре Сталина, Жукова и Василевского был достаточно прост: наступая с севера-северо-запада и с востока-юго-востока в направлении Калача-на-Дону советские войска должны были окружить ударную группировку немцев, и пресечь ее коммуникации. Внешний фронт окружения должны были образовать танковые и механизированные части, внутренний стрелковые.
Советскому командованию удалось сохранить подготовку наступления в тайне, поэтому вплоть до самого его начала, призрак грядущей катастрофы считался лишь плодом воображения в головах некоторых впечатлительных штабистов Вермахта, обеспокоенных излишней растянутостью флангов и недостаточной стойкостью войск союзников Германии.
К этому моменту у Красной армии уже был ряд преимуществ, которыми она воспользовалась в полной мере прежде всего, это преимущество в коммуникациях: дорожная сеть в данном районе позволяла Советскому Союзу ежедневно подвозить к фронту больше грузов и людей, чем противнику, что обеспечило накопление резервов.
Вторым преимуществом стала слабость немецких флангов при этом скомпенсировать ее было нечем: разделив группу армий "Юг" на две, и разбросав их по разным стратегическим направлениям, немецкое командование уже не могло оперативно поддержать свои войска там, где это требовалось. Перебросить же войска откуда либо еще не представлялось возможным: к концу осени 1942 года "свободных войск" у Германии больше не было. Совсем.
Наступление войск Донского и Юго-западного фронтов с севера началось 19 ноября, Сталинградский фронт с востока начал днем позже 20-го. 23 ноября кольцо окружения замкнулось, при этом внутри кольца оказалось более 300 тысяч человек. Первоначально предполагалось, что "улов" будет втрое меньше.
Попытки деблокировать окруженную немецкую 6-ю армию начались практически сразу. Эта задача была возложена на созданную 21 ноября, когда угроза окружения стала очевидна, группу армий "Дон", под командованием одного из самых сильных немецких стратегов Эриха фон Манштейна.
Сил для прорыва, однако, было немного не считая уже сильно потрепанны в боях дивизий, Вермахт сумел найти только одно свежее соединение 6-ю танковую дивизию. 12 декабря немецкие войска начали наступление на Сталинград с юго-запада, из района Котельниково. Но даже в этих условиях Гитлер, оставаясь под властью иллюзий, запретил войскам окруженной 6-й армии прорыв из окружения, что делало надежды на успех Манштейна эфемерными.
Советским войскам пришлось выдержать жестокие бои, увековеченные повестью и фильмом "Горячий снег", и отступить на северо-восток. Прорыв немцам, однако, не удался в момент наибольшего развития успеха до окруженных войск оставалось около 40 километров. Параллельно советские войска начали очередное наступление уже на Среднем Дону, перемалывая на сей раз венгерские и итальянские дивизии, и судьба окруженной группировки немцев стала ясна.

Журавль Большого Сатурна
Первоначальный успех советской операции заставил Ставку задуматься о возможном продолжении, и Генштаб разработал план операции "Сатурн". Ее замысел нельзя не признать весьма эффектным: прорвав позиции итальянцев и венгров на среднем Дону, советские войска должны были начать наступление вдоль реки на юго-запад, к Ростову, отсекая тем самым уже всю южную группировку немцев. Снабжение ее через Керченский пролив и Тамань не представлялось возможным, а захватить черноморские порты Вермахт так и не сумел.
Успех этой операции означал бы поражение, по масштабам способное перекрыть любой стратегический успех Вермахта на первом году войны. Однако уже через несколько дней, к концу ноября, Ставка принимает решение уменьшить масштаб операции: на место несостоявшемуся "Большому Сатурну" пришел "Малый". Окончательно от удара на Ростов было решено отказаться после того, как немцы начали попытку деблокировать окруженные войска.
Отказ от "Большого Сатурна" представляется многим историкам крупнейшей ошибкой 1942 года, причем часто "непростительной". Однако такие точки зрения рождены в основном послезнанием.
Тогда же выбор "синицы" "Малого Сатурна" был обусловлен вполне внятными предпосылками. Война шла уже полтора года. Все это время противник демонстрировал высокий уровень подготовки и штабной культуры, регулярно пресекая и отрезая советские войска, начавшие очередное наступление с далеко идущими целями. Катастрофы контрударов лета 1941 года, Харьков и 2-я ударная армия были свежи в памяти советского командования, побуждая к осторожности более, чем что бы то ни было.
Советские войска за прошедшее время также научились многому, но до плетения кружевных узоров многосоставных наступательных операций 1944-45 годов было еще далеко. Советские танковые соединения еще не выковались в то совершенное орудие, которым они станут к концу войны история глубоких рейдов "тридцать четверок" только начиналась.
В этих условиях уже полученный приз в виде окруженных войск под Сталинградом и практически одним ударом сметенных с карты восточного фронта войск немецких союзников был весьма увесистой синицей, позволявшей пережить отказ от смелых замыслов.
Итоги Сталинградской битвы, окончившейся с капитуляцией остатков окруженной армии 2 февраля 1943 года и без "Большого Сатурна", оказались катастрофически не в пользу немцев.
Потери Вермахта и войск сателлитов с лета 1942 года превысили миллион человек, более чем вдвое превзойдя советские. План отсечь Советский Союз от источников горючего и южного маршрута Ленд-Лиза завершился провалом. Будучи окружены под Сталинградом, немцы были вынуждены начать отвод войск с Кавказа, где они уже достигли большого Кавказского хребта.
Вопросов об исходе войны больше не оставалось. Оставался вопрос только о сроках и итогах.


Вторая мировая война месяц за месяцем. Август 1942 года

Август 1942 года, 36-й месяц Второй мировой войны. Части вермахта форсировали Дон и вышли к Волге в районе Сталинграда, одновременно был захвачен Майкопский нефтяной район, а немецкие горные части поднялись на самую высокую гору Кавказа, Эльбрус.
Август 1942 года, 36-й месяц Второй мировой войны. Части вермахта форсировали Дон и вышли к Волге в районе Сталинграда, одновременно был захвачен Майкопский нефтяной район, а немецкие горные части поднялись на самую высокую гору Кавказа, Эльбрус. На Тихом океане американцы высадили десант на остров Гуадалканал, за который вскоре завязались ожесточенные бои.
Гнев фюрера
Август стал временем тяжелейшего кризиса для Советского Союза враг на юге страны стремительно продвигался вглубь страны, и в какой-то момент многим казалось, что отлаженной германской военной машине, как и в 1941-м, нечего противопоставить. Попытки как-то затормозить этот "паровой каток" приводили к тому, что вермахт наносил Красной армии одно поражение за другим, продвигаясь сразу в двух расходящихся направлениях.
Боевые действия на Северном Кавказе развивались драматически для советских войск, которые стремительно отступали под натиском соединений группы армий "А". Локомотивом наступления выступила 17-я германская полевая армия, поддержанная 1-й германской танковой армией. Об их железный кулак разбивались контратаки советских частей.
Немцам сравнительно легко удалось преодолеть реку Кубань, захватить города Ставрополь, Армавир, Майкоп, а затем и Краснодар. Майкопские нефтескважины в спешном порядке пришлось уничтожить. 19 августа начались кровопролитные бои за Новороссийск, которые не утихали ни днем, ни ночью. Город обороняли не только стрелковые части 47-й армии, но и моряки Черноморского флота и Азовской военной флотилии.
Нацисты вышли к предгорьям Главного Кавказского хребта, и 21 августа водрузили на Эльбрусе флаг со свастикой. В тот же день начальник штаба верховного командования сухопутных войск вермахта генерал Гальдер меланхолично записал в свой дневник: "У фюрера большое возбуждение по поводу медленного овладения перевалами Кавказа". Министр вооружений и военной промышленности Германии Шпеер позднее вспоминал, что Гитлер был вне себя от поступка горных егерей, называя их "сумасшедшими скалолазами", которые, мол, вместо того, чтобы наступать на Сухуми, тешат свое самолюбие совсем в другой стороне Кавказа.
Фюрер зря ругал своих подчиненных 25 августа пал Моздок и противник стал угрожать Грозному. В конце месяца немцы захватили Анапу, и части советской морской пехоты, оборонявшие Таманский полуостров, оказались в окружении, из которого им пришлось прорываться с помощью кораблей Азовской военной флотилии.
В целом, первый раунд битвы за Кавказ остался за Третьим рейхом, который вплотную приблизился к запасам стратегического сырья СССР в виде грозненской и бакинской нефти, а также месторождениям вольфрамо-молибденовых руд, необходимых в производстве танковой брони. С военно-политической точки зрения захват Кавказа мог подтолкнуть Турцию к вступлению в войну на стороне Германии.
Город, превращенный в горящие руины
Не лучше обстояли дела на Сталинградском направлении, где в начале августа группа армий "Б" окружила четыре советских дивизии 62-й армии западнее города Калача, расположенного в большой излучине Дона, в 80 километрах от Сталинграда. Через две недели боев из немецкого "мешка" к своим выбрались немногие.
5 августа Ставка верховного главнокомандования, учитывая слишком широкую полосу обороны, разделило части Красной Армии, сражающиеся на этом направлении, на Юго-Восточный (командующий генерал Еременко) и Сталинградский фронты (командующий генерал Гордов). Первому поручалась оборона южного фаса Сталинградского внешнего обвода, второму непосредственная защита города. Вскоре выяснилось, что разделение фронтов вносит путаницу в общую оборону, в частности, мешая массированно использовать авиацию. Поэтому Ставка приняла решение, по которому Сталинградский фронт подчинялся командующему Юго-Восточным фронтом.
9 августа, в директиве 493 Сталин и генерал Василевский (в качестве начальника Генерального штаба) потребовали от командующих фронтами, "не щадить сил и не останавливаться ни перед какими жертвами для того, чтобы отстоять Сталинград и разбить врага".
Помимо призывов, Ставка выделила из своего резерва 1-ю гвардейскую армию и 4-ю танковую армии, которые обрушили с севера на врага ряд контрударов, стремясь затормозить его наступление на восток. Тем самым, на некоторое время им удалось остановить немцев на дальних подступах к Сталинграду. Тот же Гальдер озабоченно отмечал: "У Паулюса [командующего 6-й полевой армией] на северном участке тяжелые оборонительные бои".
Однако через три недели ожесточенных боев, после того, как советские танки были выбиты, главный германский "таран" на этом направлении, 6-я армия, пополнившись резервами, 19 августа возобновил наступление на восток, к Сталинграду, до которого оставалось 60 километров. 22 августа части 6-й армии формировали Дон. На следующий день авиация люфтваффе нанесла по Сталинграду массированный авиаудар, в ходе которого погибло более 40 тысяч человек, в основном местных жителей. Город покрылся горящими руинами.
Еременко позднее вспоминал: "Многое пришлось мне пережить в минувшую войну, но то, что предстало перед нами 23 августа в Сталинграде, поразило как тяжелый кошмар... Визг летящих с высоты бомб, смешивался с гулом взрывов, скрежетом и лязгом рушившихся построек, треском бушевавшего огня. Стонали гибнувшие люди, надрывно плакали и взвывали к помощи женщины и дети".
23 же августа немецкие танковые части прорвались к Волге, близ северной окраины Сталинграда, тем самым отрезав 62-ю армию от остальных сил Сталинградского фронта. Телефонно-телеграфная связь армии с Москвой прервалась, и доклад Сталину о прорыве врага удалось передать только по радио.
Захват такого крупного индустриального населенного пункта на берегу Волги позволял Германии перерезать жизненно важные для СССР водные и сухопутные пути, создав серьезные трудности со снабжением для Красной Армии. Кроме того, падение города, носящего имя Сталина, помогало нацистам нанести сильный идеологический и пропагандистский удар по противнику.
Но сражение за Сталинград только начиналось, и параноидальное стремление Гитлера овладеть им привело Третий рейх к тяжелому поражению и, в конечном счете, к началу коренного перелома во Второй мировой войне. Непосредственные же бои за сам город развернулись лишь в сентябре 1942 года, после того, как войска 62-й и 64-й советских армий по приказу Ставки отошли в Сталинград.

Прогрызая оборону врага
Тем временем, на центральном направлении советско-германского фронта бушевала не менее грандиозная Ржевская битва, в которой, в отличие от Сталинградского сражения, стратегическая инициатива находилась у советских войск. Тем не менее, почти весь август 1942 года Калининский и Западный фронты буквально прогрызали с тяжелыми боями глубокоэшелонированную немецкую оборону на подступах к Ржеву.
Сильно затормозило продвижение советских войск и развернувшееся в десятых числа августа встречное наступление частей вермахта в полосе Западного фронта, где противник контратаковал силами четырех дивизий, в том числе двух танковых. В итоге гитлеровцы не добились успеха, однако и силы Красной Армии были измотаны, и потому к Ржеву советским частям удалось выйти лишь в двадцатых числах августа.
Как и в Сталинграде, бои в самом городе начались лишь в сентябре 1942 года, по своему накалу и ожесточению не уступая друг другу.
26 августа командующий Калининским фронтом генерал Конев был назначен командующим Западным фронта вместо генерала Жукова, который стал заместителем Верховного главнокомандующего. Конева же на посту главкома Калининским фронтом сменил генерал Пуркаев.
Позднее Жуков, в своих мемуарах (в которых он много рассказывал о своей роли в Сталинградской битве) уделил Ржевско-Сычевской операции всего лишь несколько предложений. В частности, он констатировал, что после прорыва немецкой обороны и выхода к железной дороге Ржев-Вязьма наступление руководимых им войск Западного фронта было приостановлено. При этом он подчеркивал, что "город Ржев войскам Калининского фронта взять не удалось, и он остался в руках противника".

Десанты против немцев и японцев
В августе 1942 года союзники провели с разной степенью успешности две крупных морских десантных операции. 19 августа 6 тысяч британских и канадских пехотинцев высадились на побережье северной Франции и атаковали портовый город Дьепп. Целями штурма было удержать на какое-то время порт в своих руках, проверяя обороноспособность немцев, параллельно разрушить их оборонительные сооружения и захватить пленных. Ничего этого сделать не удалось, а сама атака была отбита через несколько часов.
Основная ударная сила наступавших, танки, частью застряли в полосе прибоя, где стали жертвой германской артиллерии и люфтваффе, частью оказались в западне узких улочек города. Бронемашины, оказавшись без поддержки пехоты, были или подбиты немцами, или брошены своими экипажами.
В итоге потери наступавших убитыми, раненными и попавшими в плен, составили почти 4 тысячи солдат и матросов, потери оборонявшихся 561 человек.
Воздушные силы союзников также потерпели неудачу в сражении с авиацией немцев, потеряв 106 самолетов против 48 у люфтваффе. Следующий раз союзники высадятся на севере Франции лишь почти спустя два года, 6 июня 1944 года, в ходе операции "Оверлорд", учтя все ошибки неудачного десанта.
Гораздо успешнее действовали подразделения морской пехоты США, которые 7 августа высадились на Гуадалканале и ряде других островов в Тихом океане, чтобы перерезать морские и воздушные коммуникации японцев (они, в частности, строили на Гуадалканале крупный аэродром). Своевременно обнаружить морской десант японцам помешали плохие погодные условия и потому они упустили возможность уничтожить транспорты с американскими войсками еще на подходе к цели.
Серьезные же бои начались лишь спустя несколько недель после американского вторжения, когда японцы пришли в себя и перешли в контрнаступление. В целом же, сражение за Гуадалканал длилось до 9 февраля 1943 года и стало одним из самых ожесточенных на Тихоокеанском театре военных действий.
Параллельно разворачивались боевые действия и на море. 24 и 25 августа в районе Соломоновых островов произошло сражение между объединенной японской эскадрой под командованием адмирала Ямамото и американской, руководимой вице-адмиралом Флетчером. Несмотря на то, что поле боя осталось за японцами, они не смогли догнать поспешно отходивших американцев и, опасаясь вражеских авианалетов, быстро отступили.


Было изменено: 16:23 22/11/2012.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)