Хозяйка дневника: Децтва  

Дата создания поста: 27 ноября 2012, 09:44

Ко всем записям блога

Наши слепота и глухота...


Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился
мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6
произведений. За это время, так как был
час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых
шли на работу. По прошествии трех минут мужчина средних лет обратил
внимание на музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько
мгновений и... поспешил далее по своим делам.
Минуту спустя скрипач
получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр и, без
остановки, продолжила свой путь. Еще несколько минут спустя мужчина
облокотился к стене и стал слушать, но, вскоре, он взглянул на свои часы
и продолжил путь.

Наибольшее внимание музыканту досталось от
трёхлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик
остановился чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее и
мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация
повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители
не дали им задержаться и на минуту.

За 45 минут игры только 6
человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь,
бросили деньги. Заработок музыканта составил $32. Никто из прохожих не
знал, что скрипачом был Джошуа Белл - один из лучших музыкантов в мире.
Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а
инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3, 5 миллиона. За
два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где
средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг.



Игра
Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты
Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей, принципы
которого были: в будничной среде в неподходящий момент ощущаем ли мы
красоту? Остановимся ли чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в
неожиданной обстановке? Один из выводов из этого эксперимента может быть
следующим: если мы не можем найти время на то что бы ненадолго
остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных
произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп
современной жизни настолько всепоглощающ, что мы становимся слепы и
глухи к таким вещам - тогда что же еще мы упускаем?

Это укороченный перевод статьи, написанной по материалам очерка Вашингтон Пост, который получил Пулитцеровскую премию.

Было изменено: 8:50 27/11/2012.

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Комментарии:

Щасвирнус  
***
Делу время - потехе час.

Жизнь слишком динамична, особенно в мегаполисах, где и так много внешних раздражителей - за всем происходящим просто физически нельзя уследить.
Если бы он играл, где-нить, в небольшом городке, где любое незначащее событие вызывает интерес - уверена, что зрителей было бы больше и они были бы благодарнее..)
Децтва  
Наташ,
скажи честно :) ты сколько раз за день глаза в небо поднимаешь?
А оно - не спецэффект, а самая обычная красота... :)
Щасвирнус  
)))
Вот про это хотела сразу написать..)

Каждый день, и еще много раз в день - выходя из дома, стоя на остановке, возвращаясь домой - в разное время суток - всегда смотрю на небо, облака, деревья, зверей, детей, что встречаются мне по дороге..)
Что со мной?..)
Щасвирнус  
)))
Юля - ты спросила меня о красоте природы, а пост у тебя о красоте творчества..
Много их, талантливых и не очень, играют в переходах - кто просто для себя, кто репетирует, кто реально зарабатывает..
Стоял бы этот Джошуа с табличкой, дескать - я очень известный музыкант и скрипка у меня не простая, а золотая - поможЫте, кто чем может - мигом толпа бы образовалась, несмотря на городскую суматоху.
Децтва  
:) я такая же...
особенно дети - для меня это всегда, в любом настроении как прикоснуться к настоящему и очень важному)

не думаю, Наташ, что здесь идёт речь только о творчестве:
в этом тексте я отметила для себя фразу "... так что мы ещё упускаем?"
видимо, созвучно моему состоянию :)

а ещё у меня сейчас звучит концерт Джошуа Белла - его легко найти в сети, это действительно очень красиво...
Щасвирнус  
***
В любом вопросе уже содержится ответ..

Что-то упускаем, что-то приобретаем - нельзя объять необъятное..
Если ты не богатый бездельник, спасающийся от скуки, у тебя всегда куча неотложных дел, и пройдя мимо такого концерта, отметишь про себя - да.. классная музыка.. эх.. что-то давно я не был в концерте.. может на следующей неделе сходить?..

да и забудешь благополучно за текучкой повседневности..
упустил?.. да..
Костян-Дракула  
+++
Нахрен нужен такой скрипач? Был эксперимент, точно такой же, в 1960 году, когда лауреат Ленинской и Сталинских премий, великий, мирового уровня музыкант, начал играть в ресторане. С той же целью, что и этот в метро. Ну так вот, в ресторане все перестали есть. Вечер плавно превратился в концерт. Причем публика в ресторане не знала, что это - Ойстрах, да и он постарался, чтоб его не узнали.

Об этом даже писали в газетах.

Так что дело не в обстановке, и не в народе, а в ТАЛАНТЕ. Значит, Джошуа Белл - плохой скрипач. По-крайней мере - хуже, чем Ойстрах и тот парень, что играл в начале двухтысячных на метро "Павелецкая", вокруг него заворожённо стояли толпы народу, некоторые люди плакали.
Децтва  
плохие скрипачи
не получают аншлаг на своих концертах и мировых турне :)
Костя, речь не о скрипаче и не о музыке...
Костян-Дракула  
+++
"плохие скрипачи
не получают аншлаг на своих концертах и мировых турне"

Аншлаги на концертах и мировых турне получают даже Филипп Киркоров и Коля Басков. Это совсем не критерий. ))

Я понял о чём речь. Не о том, о чём ты думаешь. Мы вовсе не слепые и не глухие, и способности удивляться у нас предостаточно. Нас просто не удивляют. Нет Ойстрахов, Лемешевых и Каллас, также как и нет Ван Клибернов и Рихтеров. В театре давно нет даже подобия Петру Фоменко и Георгию Товстоногову. Есть раскрученный эрзац типа Джошуа белла, способного удивлять, как выяснилось, только когда продюсеры раскрутят его имя и под соусом "мировых турне". Вот в чём проблема, а не в "слепоте и глухоте" слушателей и зрителей. ))
Костян-Дракула  
+++
И на этом уровне падения качества и наполнением классической и эстрадной музыки эрзацами народонаселение, кнечно, тянется к китчу. Оттуда бешеная популярность Пусси риот или как их там. Станцевать в храме - гораздо легче, чем сыграть гениально Листа, а известности побольше будет ))
Децтва  
Костя, согласна со всем, что ты изложил, но...
не об этом речь, здесь творчество скрипача только ярко показало ситуацию и, возможно, в рамках этого социального эксперименты были и другие проекты (я не интересовалась).
Моё видение поднятой темы в том, что из жизни людей уходит (по крайней мере в больших городах) радость бытия с точки зрения ценности каждого её мига (уж прости, если пафосно прозвучало).
И я не думаю, что скрипку возможно сравнить с примитивным пением некоторых эстрадников.
Ну и по-моему, да, времена меняются и приходят другие люди, которые совсем иначе чувствуют и отражают это в своём творчестве. Это ничуть не умоляет величие, например, Шаляпина или Обонзинского, а мне лично не мешает увидеть красоту в исполнении Алессандро Сафино или Марии Каллос, из наших - Дмитрий Хворостовский, Александр Градский, Николай Носков...
И ещё... пипл хавает не потому, что ему силой впихивают, а потому что другого усвоить не в состоянии. И в этом-то и дело - нет чувства красоты, как личного (подчёрнуто!) к ней стремления :)
Ежик в тумане  
Может быть,
надо было играть самые красивые произведения, а не самые сложные?)
Децтва  
Ёжик :)
Вы скрипку слышали когда-нибудь?
красиво и просто только на балалайке :)))
Любопытное Лето  
чет вы глубоко копнули,... особенно костя
все мне кажется проще, на уровне пипла, я вам скажу почему у того скрипача была публика, он играл то что было в моем детстве, ту музыку, что была не просто музыкой, а еще и чувствами, она была прожита, и потому снова слышимая вызывала бурю эмоций, заставляла останавливаться вспоминать, заново чувствовать пережитое, потому и слезы,...
ваш Джошуа скорее всего играл. лучшие произведения, круто играл скорее всего, думаю кому попало страдивари не доверят,)), но не ТО что были КОГДА-ТО! популярны!! вот и все, а так да красиво, наверняка всем кто слышал нравилось, но не цепляло...
Любопытное Лето  
Ежик прав,)
скрипка сложна...
для пипла...
Любопытное Лето  
кстати костик,
твой пример не..., вспоминая ссср, думаю согнали там всех и предупредили КТО будет петь, вот и весь сказ... была система! которая сбоев давать не должна была!))она и не давала
Любопытное Лето  
сорьки оговорилась
играть!))
Децтва  
LLeto :)
ребёнка-то зацепило, много ли он прожить чувств успел?
а пипл имхо это то, что только уп-ца-ца музыкой считает :) это можно любым инструментом изобразить...
Любопытное Лето  
а дети как раз
и есть единственно тонко чувствующие натуры,
так что тут не прав костик, что джош плохой скрипач!))
Любопытное Лето  
пипл, это я, те кто хотят быть и не могут
я мечтала играть на скрипке, был такой клип в новогоднем огоньке не помню за какой лохматый год, там папа с сыном ехали по зимней дороге в карете и играли оба на скрипках, я тогда влюбилась в эту музыку, в этого мальчика,
мечтала научиться играть сама, и потом... когда вырасту мы с ним встретимся на какомнить концерте... и будет любовь-розы-свадьба-дети,))

но слуха у меня нет, это не значит, что я не чувствую когда музыка играется с душой!
но и джошуа навряд ли отличу от уличных музыкантов, а вот эмоции вложенные почувствую...
Децтва  
вот пуля просвистела
и ага... (цы) :)))
мужчины... не перечь им, слушай, но не оценивай... ибо всегда прав...)

LLeto, а что толку от эмоций? по мне, если уркаганская, пусть и с душой навыворот- не трогает:)
Ежик в тумане  
Децтва
Ежик скрипку слышал. И не только скрипку.
Часто самое технически сложное - не самое красивое. Больше всего в музыке, в том числе классической, цепляет красивая мелодия. А при усложнении техники частенько от мелодии мало что остается... (сугубо ИМХО)
Щасвирнус  
***
Цепляет необычность, неординарность -
не зря же местные жители приморских городков не понимают стремления приезжающих всего на две недели отдыхающих, не вылезать из моря - для них оно, давняя и непреходящая, часть привычного пейзажа..
Играл бы этот скрипач, допустим, голым, или в мороз 45 гр., или стоя на голове, или еще каким - либо способом привлек внимание публики, а так, что - до него на этом месте уже, небось, добрая дюжина играла всяких - ну, вот еще один - разница невелика..
И совсем неважно, насколько красивую или сложную музыку он исполнял, и сколько стоит его скрипка - он часть пейзажа.
Ника  
...
в метро не время и не место потому что. Лучше бы он в парке поиграл. Там бы много людей послушало бы.
Ника  
...
форма подачи имеет значение. Если вам подадут деликатесы в ночном горшке (чистом и не использованном ни разу по назначению) вы тоже вряд ли покушать захотите, потому как у нас есть установки и образы что есть правильно, а что нет. Результат эксперимента абсолютно предсказуем.
Децтва  
оу! спасибо накометившим тридцатку! :)
ну раз такое дело, по праву хозяйки дневника освободила место, удалив некоторые комментарии по принципу "высказал своё мнение ПО СУЩЕСТВУ, дай другому слово" :)

не, дрУги не согласна я вами, не убедили!
в чём-то ваши комментарии подтвердили этот социальный эксперимент и вы все писали, что вот если бы... и далее условие при котором вами была бы услышана удивительная музыка, т. е. вы, как и те люди в метро - каждый на своей волне... и никто не написал личное впечатление от исполнения Джошуа, которое легко найти в сети.
И если читать текст внимательно, - дети услышали красоту, а их родители тащили дальше, не дав даже просто удовлетворить детское любопытство, настолько не значимым это событие было для большинства взрослых (LLeto, молодец! это тоже заметила)...

Наташ, вот да - если бы музыкант стоял голым или что-то продавал, выкрикивая матерное, но в рифму, оф кос не остался бы без внимания, ибо с таким проще войти в резонанс :)))

а это запись с видеокамер в метро, где звучала великая скрипка в руках великого музыканта и я не могу понять, правда, друзья, как можно пройти мимо и даже на секунду не задержаться! ютубточкаком watch? v=hnOPu0_YWhwfeature=player_embedded
Щасвирнус  
Юля..)
Это не резонанс, а просто нечто выбившееся из привычного визуального ряда..)
У детей нет необходимости проходить мимо - им, слава Богу, еще многое интересно, и гуляя! с детьми, старалась привлечь их внимание к красивому, интересному и необычному - но, повторю - всему свое время и место - это, как все равно, вкушать прекрасно приготовленное и изысканное кушанье на бегу - как ты можешь им насладиться?..)
Децтва  
Так в этом
и есть суть проведённого исследования: живя на бегу, мы что-то неизбежно теряем. Об этом и речь, Наташ :)

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)