Хозяйка дневника: Jollina  

Дата создания поста: 18 декабря 2012, 15:06

Ко всем записям блога

Маскарад Маркиза де Сада

Високосный 2012 год выстреливал в разных направлениях, при этом шальные пули каким-то невероятным образом попадали в цель и, вот, мы горячо обсуждаем панк-молебен Pussy-Riot, ураган Сэнди в США и Канаде, судебный иск против Мадонны в Санкт-Петербурге, скандальный фильм о мусульманах и угрозу закрыть YouTube, новый альбом "Aerosmith" со странным названием "Music from Another Dimension", Харуки Мураками, которому опять!!! не дали Нобелевскую премию, долгожданный концерт Placebo в Москве, сногсшибательную готическую фотосессию Кейт Мосс и Саския де Брау для Vogue Paris и...
Впрочем, в размеренной театральной жизни в этом году тоже происходили перемены, замены, нововведения, даже реформы. Театр Романа Виктюка долгожданные перемены не обходят. Во что это выльется, скорее всего, увидим уже в 2013, а пока...
"Маскарад Маркиза Де Сада"
Как вам живется, Магистр? И почему снова этот господин-вызов обществу? Ведь была уже изысканная "Философия в Будуаре", когда-то давным-давно в прошлой жизни.
Авторы, которые отдают свои пьесы в руки великого мистификатора, должны себе отдавать отчет в том что "после" эти пьесы уже не будут носить их имена, только формально. И вот сейчас, т. е. "после" новая пьеса Романа Виктюка "Маскарад Маркиза де Сада" дефилирует по сцене на фоне карикатурных картин. Эти вывернутые наизнанку физиономии уродуют себя сознательно, почти также как общество, которое глотает как голодная дворняжка любую приманку в виде желтой сплетни, пошлой шутки, грязной клеветы, ловко спланированной интриги и беззубого скандала. Из всего этого разноцветного хлама можно сделать легенду, которая постепенно обрастает новыми подробностями и мифами.
Чужая распущенность привлекает всегда и именно тем, что многим добродетельным особам обоего пола хочется попробовать. Когда-то также хотелось "попробовать" ТО, что делал господин Де Сад.
Но "У" выдуманного "Божества" есть не только последователи, находятся еще и преследователи и вот еще чуть-чуть, и божество может превратиться в "у-божество", которое начинают распинать за любой опрометчивый поступок, а бывшие восхищенные поклонники первыми могут бросить камень, ведь они никогда не прощают разочарований. Но мы говорим не о Дон Жуане, там была проблема в человеке, тут же проблемы создаются самим человеком.
В "Маскараде..." в любителя шпанской мушки бросают камни самые близкие люди. Любимая женщина, глуповатые слуги, революционно настроенные нимфоманки, которые не прочь раздвинуть... свое... недостаточно раздвинутое мировоззрение. Даже книги, которые выпускаются под его именем, оказываются дешевой подделкой. Почти как наши журналисты, которые даже не удосуживаются почитать информацию о человеке, про которого пытаются что-то написать, а самым тривиальным способом компилируют информацию из разных источников, создавая новый маразматический шедевр.
Извращения Донасье#769; на Альфо#769; нса Франсу#769; а де Са#769; да были возведены в культ еще при его жизни. Он находился в тюрьме, а на свободе нелегально издавались его книги. Многие пытались имитировать его вкус и стиль. А вкус, стиль и фантазию господин Де Сад проповедовал в самых интимных уголках нашей физиологии и, кстати, психологии. Действительно, физически иногда можно имитировать чужие фантазии, но как подретушировать скудную психологию, или элементарное невежество в интимных отношениях? Ну не накачать же ее силиконом чувственности? А сейчас мы пожинаем уродливые плоды искусно продуманной когда-то распущенности, только без вкуса и цвета, не говоря уже о стиле. А распущенность вкупе с невежеством может породить только уродов. Вот физиономии этих уродливых существ и смотрят на нас со сцены.
Правда одно существенное НО, не надо забывать, что создает спектакль человек с превосходным и проницательным вкусом, который пытается показать не только изнанку спорной идеи. Среди балагана и шутовства, мы почти попадаем в музей дОрсе, когда нашему взору предстает Платон с обнаженными апостолами. Красивая аналогия не сгнила, эстетика прошлого вызывает восхищение, и на время мы забываем о том, к чему нас ежедневно приучают.
В новом спектакле незаметным шлейфом проносятся человеческие проблемы, сомнения, разочарования и комплексы. Из совершенно потрясающего образа революционерки Жюстины (Е. Карпушина) эти комплексы предстают в полнейшем гипертрофированном бурлеске, вызывающем гомерический хохот. Каждая фраза из уст этой новоявленной Орлеанской Девы достойна стать цитатой для сильных женщин. Инспектор Маре (А. Дзюба), со своим обезоруживающим и провокационным обаянием, один из немногих имеет сильную нишу для своих убеждений. Он так входит во вкус Маркиза де Сада, что впоследствии просто теряешься в догадках, а где же настоящий Маркиз? Да и можно ли поверить в то, что Маркиз де Сад, тот самый Де Сад будет уязвим, унижен, оскорблен изменой любимой женщины, так рьяно воплощающей его фантазии в обществе другого мужчины. Маркиз де Сад и его возлюбленная Лакоста (Л. Погорелова), вынужденная носить мужское платье и прятать свое тело от чужих глаз это маленькая, но все-таки, семья. Ничто человеческое не чуждо "великому и ужасному Де Саду" и ему можно сделать больно, если очень постараться.
Этому человеку грозились отрубить голову, а прах развеять по ветру, а он боится звука собственных мыслей и отголоска своего таланта. Де Сад (Д. Бозин) предстает в пьесе неким серым кардиналом, усталым, издерганным, испуганным и местами жалким. Не жизнь его потрепала, а люди и мысли, не дающие покоя, а чуть позже, после тюремных скитаний, лечебница для умалишенных Шарантон. Поражаешься, как такой красивый и статный человек, играющий Саломею, Воланда, Дон Жуана и Нуреева сначала трансформируется в маленького и жалкого человечка, а в конце раскрывается в красивый и благородный цветок, исполняющий танец-прощание. От этого зрелища захватывает дух и разыгрывается воображение.
Гремящие ведра, разноцветные клоунские парики, маскарад кривляк и забияк, спектакль внутри спектакля, моментально переходящий из фарса в трагедию. Узнаваемые и такие необходимые штрихи сценографического декора выглядят беспристрастно и холодно, даже, несмотря на то, что акценты делаются на агрессивные и яркие цвета. Промелькнули в спектакли и знаменитые настроения "Служанок", правда, в "Маскараде..." эти отголоски приводят к мысли о тщетности попыток выбраться из силков, который человек незаметно расставил для себя. Не всем удается перешагнуть через грязные лужи и остаться незапятнанным и чистым, все равно споткнешься о чье-то знакомое тело, или подножку подставят бывшие подельники.
Брызги краски по всей сцене дополняются визгливыми нотками "The Tiger Lillies" и изысканным голосом контр-тенора Эрика Курмангалиева. Каждый музыкальный штрих и вздох выверен до максимального предела. Такое впечатление, что Роман Виктюк решил не злоупотреблять музыкой, чтобы подслушать чужие мысли. И финальное повествование о дальнейшей судьбе Де Сада зачитывается уже при полной тишине. При этом почему-то першит в горле и хочется закрыть глаза. Странная и давно заброшенная на полку прошлого чувствительность, все-таки, дает о себе знать.
И трудно согласится с одной из ключевых фраз, которую с горечью произносит Де Сад:
"... спектакль не получился, пьеса-то хорошая... актеры играли, как всегда, плохо..."

Ко всем записям блога

☍ Поделиться

Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!

(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)