Хозяйка дневника: Татьяна
Дата создания поста: 6 мая 2008, 19:52
Останкинский дворец
Весну я начала с того, что посетила шереметевские владения Останкино и Кусково. Сколько бы раз ни приезжала, обязательно что-то новенькое разгляжу и узнаю. Пожалуй, и вправду история - это просто чужая жизнь, бездонная и бесконечная... Судьба обеих усадеб оказалась тесно переплетена и накрепко связана с судьбой хозяев.
Я столько нового узнала в Останкино! Потихоньку восстанавливают регулярную часть парка. Оказывается, раньше Шереметевым принадлежали земли, где сейчас разместились ВДНХ, Ботанический сад и Лосиный остров. Останкинский дворец строили в 1792-98 гг. исключительно как развлекательный. В помещении этого дворца всего трижды! давали большие приемы с театральными постановками, последнее из трех - по случаю коронации Павла I. Ради этого даже вырубили лес, да так, чтобы деревья по команде падали разом, открывая аллею с замечательным видом на дворец при приближении царской кареты.
А актеры знаменитого крепостного театра и театральная школа размещались в Кусково. Здания, где они жили и учились, сейчас уже нет в Кусково, как мне сказала экскурсовод. Театр "гастролировал" во всех усадьбах и домах графа, где он собирался давать прием, и чаще всего в Кусково. Театр просуществовал 20 лет, и труппа была там немаленькая - из 200 актеров. Николай Петрович Шереметев выписал им преподавателей вокала и балета из Италии и Франции соответственно, что было тогда чрезвычайно дорого. Это после октября 1812 года пленные французы продавались казаками, эскортировавшими их в тыл, по рублю штука, их-то и брали в гувернеры детям помещиков и мещан, т. к. не уметь говорить по-французски было просто неприлично. Такой гувернер-капитан воспитывал Лермонтова. Но до этого времени Николай Шереметев не дожил.
Главное здание Останкинского дворца с куполом и является театром, а не дворцом для приемов, к нему постепенно пристроили два крыла с павильонами - Итальянским и Египетским. Итальянский павильон успели отреставрировать, там совершенно изумительный интерьер, над которым работал Бренна. Огромный зал освещался 3-мя люстрами по 30 свечей в центральной и по 12 в боковых и еще канделябры - всего примерно свечей на 80-100. Представляете освещенность в зале площадью около 100 кв. м.? Люстры там, кстати, все подлинные. И как только удалось их сохранить все эти 200 совсем не тихих лет российской истории? Паркет наборный из разных пород дерева и итальянская скульптура.
Итальянский павильон выполнял функцию фойе, а Египетский был банкетным залом на 200-250 мест, соответственно вместимости театра. Площадь сцены в театре примерно в два раза больше площади зрительного зала. Впервые в России разноуровневый зал театра за полчаса крепостные превращали в ровный бальный зал, а стулья при этом перемещались в банкетный зал.
Какие забавные приспособления для создания шумовых эффектов демонстрируют на сцене - машина дождя, грома, ветра или вьюги, волн. Например, машина ветра - это вертикальный барабан, который вертят руками, при этом он соприкасается с натянутой шершавой жесткой тканью, и раздается очень правдоподобное завывание ветра. А машина дождя какая смешная! Узкий высокий деревянный короб, внутри которого с двух сторон вставлены жестяные пластинки похожие на большие ложки из тонкой жести, сверху сыпали горох, который и прокатывался, отскакивая от этих пластин вниз. Театр был оснащен самыми современными по тем временам механизмами, вплоть до поднимающейся к потолку люстры в зрительном зале и выставлении отражающего экрана, направлявшего свет от люстры не в глаза зрителям, сидящим позади люстры в ложах, а на сцену. Шереметев был просто болен театром.
Египетский павильон - тоже шедевр в своем роде. Построенный по всем канонам классицизма павильон имел открытый проем в крыше, внизу на полу под проемом был маленький бассейн. Да только наш климат заставил проем в крыше застеклить, а вместо бассейна положить паркет с изображением волн.
История театра закончилась, когда Н. П. Шереметева пригласил на службу в Петербург Павел I. Отлучиться со службы у такого царя было просто немыслимо, и только через год! Шереметев написал управляющему письмо, спрашивая, как там поживают мои актеры. На что получил ответ, что поскольку уже год как спектакли не дают, то актрисам велено приискать себе женихов, а актеров перевели на другие работы, где нужны были грамотные.
Грустно сложилась жизнь графа Николая Петровича Шереметева... Казалось бы, с началом царствования Александра I он избавился от надоевшей службы, вернулся в Москву, женился на давно любимой Параше, добился признания брака и высочайшего разрешения, живи и радуйся наконец. Так нет, тут-то судьба и повернулась к нему задом. Жемчугова умерла, оставив крошечного сына, и граф впал в черную депрессию. Воспитание сына взяла на себя прима заброшенного хозяином театра, благо образование он своим актерам успел дать приличное.
Тоску свою граф поначалу пытался унять благотворительностью. Завершил строительство давно начатого Странноприимного дома недалеко от Сухаревой башни в Москве, положил на его содержание огромную сумму в полмиллиона рублей и несколько деревень с 8 тыс. душ, доход от которых должен был идти на содержание призреваемых, помощь семьям, попавшим в беду, и на приданое бедным невестам. Да, приданое присуждалось 23 февраля - в день смерти Прасковьи Ивановны. Но и благотворительность не спасла графа от глубокой депрессии.
Граф старался спрятаться от всего, что напоминало ему об умершей от театра, людей, быта. Завел себе собачку и с ней только разговаривал по душам, мог сутками никого в кабинет не пускать. Когда и собачка умерла, велел сделать ее "чучелко" и с ним продолжал общаться, и таял, таял на глазах. Дворня говорила: "Ему стало незачем жить..." Так и зачах быстро и тихо, пережив жену на 6 лет.
Нам в наследство от этой грустной истории осталось только место в парке за останкинским дворцом, где должен стоять памятник той самой собачке. Место-то я по плану парка нашла, только пока оно пустует.
Потом был 1812 год и московский пожар. Я конечно спросила экскурсовода, какие потери понесло Останкино от нашествия французов. Ответ получила такой же, как в Люблино: все было оставлено в полном порядке, дом, мебель, посуда, кроме некоторых картин и тканей - портьеры и занавесы театра стащили. В доме стоял штаб дивизии генерала Демильгара и госпиталь дивизии из итальянского корпуса принца Евгения Богарне. Вполне возможно, что ткань пошла на перевязочный материал, с этим был тогда страшный дефицит, использовали даже любые исписанные бумаги, какие попадались под руки.
Сын Жемчуговой - Дмитрий Николаевич - унаследовал состояние Шереметевых, передав его двум своим сыновьям. Александр Шереметев, уезжая за границу в 1917 году еще задолго до октября официально подарил свои имения и земли государству, так что они после революции уцелели благодаря тому, что были государственным имуществом.
Уцелело Останкино и Кусково в 1812 г, уцелело в 1917 и в 1941, а вот теперь нужно срочно бежать смотреть, что от них осталось, потому что 200 лет - почтенный возраст для деревянных построек дворцов, и наши внуки уже могут ничего не застать.
Было изменено: 0:02 20/05/2008.
Было изменено: 8:46 21/05/2008.
Я столько нового узнала в Останкино! Потихоньку восстанавливают регулярную часть парка. Оказывается, раньше Шереметевым принадлежали земли, где сейчас разместились ВДНХ, Ботанический сад и Лосиный остров. Останкинский дворец строили в 1792-98 гг. исключительно как развлекательный. В помещении этого дворца всего трижды! давали большие приемы с театральными постановками, последнее из трех - по случаю коронации Павла I. Ради этого даже вырубили лес, да так, чтобы деревья по команде падали разом, открывая аллею с замечательным видом на дворец при приближении царской кареты.
А актеры знаменитого крепостного театра и театральная школа размещались в Кусково. Здания, где они жили и учились, сейчас уже нет в Кусково, как мне сказала экскурсовод. Театр "гастролировал" во всех усадьбах и домах графа, где он собирался давать прием, и чаще всего в Кусково. Театр просуществовал 20 лет, и труппа была там немаленькая - из 200 актеров. Николай Петрович Шереметев выписал им преподавателей вокала и балета из Италии и Франции соответственно, что было тогда чрезвычайно дорого. Это после октября 1812 года пленные французы продавались казаками, эскортировавшими их в тыл, по рублю штука, их-то и брали в гувернеры детям помещиков и мещан, т. к. не уметь говорить по-французски было просто неприлично. Такой гувернер-капитан воспитывал Лермонтова. Но до этого времени Николай Шереметев не дожил.
Главное здание Останкинского дворца с куполом и является театром, а не дворцом для приемов, к нему постепенно пристроили два крыла с павильонами - Итальянским и Египетским. Итальянский павильон успели отреставрировать, там совершенно изумительный интерьер, над которым работал Бренна. Огромный зал освещался 3-мя люстрами по 30 свечей в центральной и по 12 в боковых и еще канделябры - всего примерно свечей на 80-100. Представляете освещенность в зале площадью около 100 кв. м.? Люстры там, кстати, все подлинные. И как только удалось их сохранить все эти 200 совсем не тихих лет российской истории? Паркет наборный из разных пород дерева и итальянская скульптура.
Итальянский павильон выполнял функцию фойе, а Египетский был банкетным залом на 200-250 мест, соответственно вместимости театра. Площадь сцены в театре примерно в два раза больше площади зрительного зала. Впервые в России разноуровневый зал театра за полчаса крепостные превращали в ровный бальный зал, а стулья при этом перемещались в банкетный зал.
Какие забавные приспособления для создания шумовых эффектов демонстрируют на сцене - машина дождя, грома, ветра или вьюги, волн. Например, машина ветра - это вертикальный барабан, который вертят руками, при этом он соприкасается с натянутой шершавой жесткой тканью, и раздается очень правдоподобное завывание ветра. А машина дождя какая смешная! Узкий высокий деревянный короб, внутри которого с двух сторон вставлены жестяные пластинки похожие на большие ложки из тонкой жести, сверху сыпали горох, который и прокатывался, отскакивая от этих пластин вниз. Театр был оснащен самыми современными по тем временам механизмами, вплоть до поднимающейся к потолку люстры в зрительном зале и выставлении отражающего экрана, направлявшего свет от люстры не в глаза зрителям, сидящим позади люстры в ложах, а на сцену. Шереметев был просто болен театром.
Египетский павильон - тоже шедевр в своем роде. Построенный по всем канонам классицизма павильон имел открытый проем в крыше, внизу на полу под проемом был маленький бассейн. Да только наш климат заставил проем в крыше застеклить, а вместо бассейна положить паркет с изображением волн.
История театра закончилась, когда Н. П. Шереметева пригласил на службу в Петербург Павел I. Отлучиться со службы у такого царя было просто немыслимо, и только через год! Шереметев написал управляющему письмо, спрашивая, как там поживают мои актеры. На что получил ответ, что поскольку уже год как спектакли не дают, то актрисам велено приискать себе женихов, а актеров перевели на другие работы, где нужны были грамотные.
Грустно сложилась жизнь графа Николая Петровича Шереметева... Казалось бы, с началом царствования Александра I он избавился от надоевшей службы, вернулся в Москву, женился на давно любимой Параше, добился признания брака и высочайшего разрешения, живи и радуйся наконец. Так нет, тут-то судьба и повернулась к нему задом. Жемчугова умерла, оставив крошечного сына, и граф впал в черную депрессию. Воспитание сына взяла на себя прима заброшенного хозяином театра, благо образование он своим актерам успел дать приличное.
Тоску свою граф поначалу пытался унять благотворительностью. Завершил строительство давно начатого Странноприимного дома недалеко от Сухаревой башни в Москве, положил на его содержание огромную сумму в полмиллиона рублей и несколько деревень с 8 тыс. душ, доход от которых должен был идти на содержание призреваемых, помощь семьям, попавшим в беду, и на приданое бедным невестам. Да, приданое присуждалось 23 февраля - в день смерти Прасковьи Ивановны. Но и благотворительность не спасла графа от глубокой депрессии.
Граф старался спрятаться от всего, что напоминало ему об умершей от театра, людей, быта. Завел себе собачку и с ней только разговаривал по душам, мог сутками никого в кабинет не пускать. Когда и собачка умерла, велел сделать ее "чучелко" и с ним продолжал общаться, и таял, таял на глазах. Дворня говорила: "Ему стало незачем жить..." Так и зачах быстро и тихо, пережив жену на 6 лет.
Нам в наследство от этой грустной истории осталось только место в парке за останкинским дворцом, где должен стоять памятник той самой собачке. Место-то я по плану парка нашла, только пока оно пустует.
Потом был 1812 год и московский пожар. Я конечно спросила экскурсовода, какие потери понесло Останкино от нашествия французов. Ответ получила такой же, как в Люблино: все было оставлено в полном порядке, дом, мебель, посуда, кроме некоторых картин и тканей - портьеры и занавесы театра стащили. В доме стоял штаб дивизии генерала Демильгара и госпиталь дивизии из итальянского корпуса принца Евгения Богарне. Вполне возможно, что ткань пошла на перевязочный материал, с этим был тогда страшный дефицит, использовали даже любые исписанные бумаги, какие попадались под руки.
Сын Жемчуговой - Дмитрий Николаевич - унаследовал состояние Шереметевых, передав его двум своим сыновьям. Александр Шереметев, уезжая за границу в 1917 году еще задолго до октября официально подарил свои имения и земли государству, так что они после революции уцелели благодаря тому, что были государственным имуществом.
Уцелело Останкино и Кусково в 1812 г, уцелело в 1917 и в 1941, а вот теперь нужно срочно бежать смотреть, что от них осталось, потому что 200 лет - почтенный возраст для деревянных построек дворцов, и наши внуки уже могут ничего не застать.
Было изменено: 0:02 20/05/2008.
Было изменено: 8:46 21/05/2008.
Извините, но прежде чем оставить комментарий, следует ввести логин и пароль!
(ссылку "ВХОД" в правом верхнем углу страницы хорошо видно? :)