"ЕЖЕ" от 9 июня 2011 г.
А вот в мое время было так...

вернуться на список записей

9
Июнь 2011

А вот в мое время было так...

Ну, и чего тут так пусто? Вот вам для разогрева воспоминания о былом:))

В профессиональном лексиконе такелажников - людей, перемещающих тяжести с помощью грузоподъемных механизмов, совсем мало терминов. Эта, не сложная на взгляд работа, требует сосредоточенности, хорошей реакции и слаженности в действиях. Оттого и термины-команды такие короткие. Все, наверное, знают два основных слова: майна и вира. Есть их вариант: майна (вира) по-малу. Что значит: малым ходом, медленно. Третье важное слово - стоп!
Для исключительных случаев есть четвертое.

Наблюдая недавно за действиями такелажников, стыковавших опоры будущей ЛЭП, вспомнил я случай, приключившийся со мной в студенческом стройотряде. В огромном, протянувшемся на пару сотен метров цехе будущего завода студенты сооружали бетонный пол. В определенных местах цеха, до покрытия пола слоем бетона, делались усиленные фундаменты под какие-то мощные станки, которые должны были работать в этом цехе. Под фундаменты были приготовлены глубокие опалубки, в которые закладывали плиты из керамзито-бетона, а после этот штабель плит заливался крепким бетонным раствором.

В тот день, о котором я вспомнил, меня и моего однокурсника отрядили в дальний конец цеха заполнять опалубки плитами. Крыши у цеха еще не было. Это давало возможность подавать всякие тяжести прямо на первый этаж с помощью башенного крана. Рельсы крана были проложены снаружи, вдоль здания, и кран, двигаясь по ним, своей стрелой брал груз снаружи и подавал в нужное место внутри цеха.

Каждую плиту мы, молодые здоровяки, могли поднять в одиночку. Поэтому мы быстренько, в четыре руки, загрузили ковш крана десятком плит. Оставив своего напарника стропить ковш, т. е., укреплять четыре крюка, свешивавшихся со стрелы крана, по краям ковша, чтобы крановщик мог его поднять и переместить, я поспешил внутрь здания, к ближайшему опалубку - месту, где плиты должны быть выгружены. Вслед за мной туда должен был придти и напарник.

Только я успел спрыгнуть внутрь опалубка, как ковш появился надо мной. Чтобы направлять раскачивающийся на стреле груз в нужное место, применяется простой способ: к ковшу был привязан длинный толстый канат, достигавший земли. Ухватившись за него, рабочий может замедлять раскачивание и подправлять вертикально опускающийся груз в горизонтальном направлении.
Крановщик подал груз так точно, что мне оставалось только протянуть руку из опалубка и ухватить конец каната. Я сделал это и, натянув канат, крикнул мужественным голосом: Майна!

Скрежетнул крановый механизм, ковш с плитами подался вниз и... две стропы, противно звякнув друг о друга крюками, свободно повисли в воздухе. Все дальнейшее происходило в течение нескольких мгновений, которые, вспоминая, я и пытаюсь описать.

Я смотрел на наклонившийся ковш, метрах в 15 надо мной, из которого начали выползать плиты, каждая килограммов по 30. Первым порывом моим было выпрыгнуть из опалубка и убежать. Но верхний край опалубка был на уровне моих плеч, навряд ли, выбравшись из него, я успел бы сделать и пару шагов. Ведь "площадь поражения" падавшими плитами обещала быть больше, чем периметр опалубка.

Мое поколение, проживающее, в общем-то, мирную жизнь, воспитывалось на многочисленных фильмах про войну. Не могу судить, насколько военные обстоятельства в этих фильмах показывались достоверно, но только им я обязан тем, что принял, наверное, единственное правильное решение в той ситуации.
Точно помню, что в голове моей прозвучало одно слово: окоп! Я упал на колени, уперся головой в пол, закрыв ее руками и прижался боком к одной из стенок опалубка. Так пролежал я какое-то время, слушая, как плиты шлепались вокруг и внутри опалубка. Раскалываясь, они обдавали меня мелкими осколками керамзитных камешков.

Когда бомбардировка закончилась, я выглянул из опалубка и увидел своего напарника, сидевшего поодаль на пятой точке, обхватившего голову руками, раскачивающегося и издававшего воющий звук. Хорошо, что он не успел дойти до места разгрузки!

А что же крановщик? Он был опытным работягой. Увидев, что стропы соскочили, он не стал бесполезно дергать рычаги крана. Ведь пока эта махина придет в движение - ее инерция велика, плиты уже успеют долететь до земли. Поэтому он сделал все, что мог: бросившись грудью на раму окна кабины он прокричал мне с высоты четвертую такелажную команду: Боо-ииись!

Интервью давал:

Platon  

☍ Поделиться

Комментарии:

Нойе Вент  
Вышеизложенное вызывает уважение.
+
РенаМедузер  
А у меня зато была когда-то знакомая крановщица! Она иногда стучала мне в каску крюками, а я светил ей в лицо солнечным зайцем. И еще однажды я поднимался к ней, туда! Там, наверху очень классно. Потому что высоко и она рядом
Батон-Deleted  
Я так понимаю - ни один Platon не пострадал?)))
ХариКришна  
ужас какойто.
не, надо спать идти.
но плюс за отвагу на пожаре.
в смысле ээ... на объекте.
Батон-Deleted  
Кстати, я всегда думал, што фалов должно быть два - это штоб не стоять непосредственно под грузом)
Platon  
Батон, правильное замечание! Но, чтоб не стоять под грузом, достаточно и одного фала. Если стоящий - не зеленый студент:))
Агностик  
Не стой под стрелой без защитных очков!

Стропальщик парень вихрастый
Профессией тоже гордится
Его штуратурщицы любят,
Он трогает их за бока...

После таких случаев жизнь милее кажется. Рад за автора и остальных участников.
Любовь до свадьбы  
Только мне ничего не удалось понять?

ЧТО конкретно там случилось, как были закреплены верёвки и почему именно они "соскочили"(?)

"я успел спрыгнуть внутрь опалубка"
"Так пролежал я какое-то время, слушая, как плиты шлепались вокруг и внутри(!!!) опалубка"

Т. е. плиты совсем небольшие были. Почему они не свалились ВНУТРЬ и не угорбили автора?


Не понятно не фига.
Кроме того, что выпрыгивать из ямы, когда только твоя голова наружу торчит - просто невозможно быстро.
Т. е. сообразительности там не надо это понять))
упс..  
Мда, забавная история. И написано складно...)
В общем, хорошо, что вы, автор, сегодня всё-таки с нами!)
Итая  
да всё понятно)
даже картинка увиделась)
+
maybelino  
саботаж?
Бошетунмай  
Йа-аа, Сашо! Дас ист саботаж, партизанен унд думкопф арбайтен!
Platon  
Перечитал с утра. Получилось письменное свидетельство чудовищной эксплуатации неквалифицированной студенческой массы на стройках пятилеток!:)
Итак, разберем полет плит.
Первая ошибка: стропальщики должны проверять друг друга - хорошо ли закреплено. Когда работает бригада, за этим следит бригадир. В моем случае -нечего было спешить и разделять функции.
Вторая ошибка: в опалубок спускаться было нельзя, а оставаться на открытом пространстве. Груз в отверстия должен подаваться сверху вниз.
И самое главное - напарник. Как есть люди, боящиеся высоты или закрытого пространства, так есть те, кто боится грузоподъемных механизмов! Позже напарник признался, что у него дрожали руки, когда он брался за крюки. И потому зацепил их кое-как. А признаться в страхе постеснялся. Больше его на такую работу не назначали.
Все же удивительно, что в стройотрядах была низкая смертность. За сезон, когда на работы отправлялись десятки тысяч, один случай или вообще ни одного. Может, действительно, фильмы про войну помогали?:))
Human Touch  
Наш Костя, кажется, влюбился, -
Кричали грузчики в порту. (с)
Human Touch  
Не, эталон грузчика - это грузчик Федул из винно-водочного магазина кф "Афоня".
pridumshiza  
есть люди, у которых в экстремальных ситуациях наступает ступор, с ними не трудно, они не мешаются, их всегда можно положить куда надо.

есть истерики и истерички, которые начинают орать, пищать, визжать, бегать, суетиться - это самый худший вариант, но лечится хорошей оплеухой.

Автор - примите мое уважение, Вы относитесь к самому редкому типу людей, которых экстрим мобилизует! А не соблюдение ТБ, кто ж этим не грешил )))
INDA  
студенты народ живучий
Taina  
вот спасибо, теперь про кран знаю почти всё) а то раньше думала што это машина такая с палкой, крючком и верёвкой)) с автором можна пойти в разведку и на рынок- не страшно)
Селена  
Автору плс за живучесть и везучесть!

вернуться на список записей

☍ Поделиться

Ваш комментарий:

Так далеко забрались, и до сих пор не зарегистрировались!? Вот те на! А ведь многие действия на сайте, в том числе и удовольствие комментировать чужие дневники, могут себе позволить лишь зарегистрированные пользователи! Вот так вот!