Статья в домике "FIREmania"

СтатьиФорумФотоальбумБиблиотекаЖильцы

➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1

Ко всем статьям ДоМиКа

Фундаментальный анализ. Отчетность.

Аналитик фондового рынка это специалист, который завтра будет знать, почему то, что он предсказывал вчера, сегодня не случилось. И в этом ему и нам поможет Фундаментальный анализ!
Если Технический анализ на бирже - это изучение исторических данных о восприятии цены акции массой игроков на рынке и попытка прогноза с помощью этих исторических данных (графики, фигуры, объем торгов...), то Фундаментальный анализ - это попытка провести реальный экономический сравнительный анализ, а что же из себя представляет эмитент акции, сколько у него капитала, прибыли, активов, долгов, какие производственные показатели и перспективы?

Фундаментальный анализ понятие широкое, кроме анализа финансовой отчетности, необходимо еще массу всякой информации проанализировать - начиная от того, внушает ли нам доверие руководство и конечные бенефициары, интересна ли отрасль в целом, использует ли компания новые технологии, не зарегулирован ли бизнес так, что не может развиваться в данной стране, не грозят ли компании разорительные судебные тяжбы, как дела с лицензиями, есть ли планы расширяться или наоборот, все сворачивается потому, что запасы алмазного месторождения, например, не подтвердилисьь (геологи сказали - есть алмазы, а их там нет, а компания уже огромные деньги вбухала, чтобы построить дороги, поселок для рабочих и горно-капитальные объекты).
Поэтому, прежде чем купить акцию стоимостью 100 своих кровных пролетарских рублей, мамкин инвестор кроме теханализа, должен и просто обязан, перелопатить еще кучу информации о компании.
Частью всего этого процесса является анализ финансовой отчетности компании.
Где ее взять?
Например, Центр раскрытия корпоративной информации Интерфакс e-disclosure тчк ру.
Там можно найти все отчетные публикации публичной компании: все, что компания хочет и обязана о себе раскрыть - о собраниях акционеров, когда и сколько решили платить дивидендов, когда и сколько взяли существенных кредитов, список аффилированных лиц и т. д. И конечно же, там можно увидеть фин. отчетность.
Для инвестора больше нужна консолидированная отчетность по МСФО (международные стандарты фин отчетности).
Отчетность по РСБУ (российским стандартам) не очень информативна, несмотря на то, что российский бухучет упорно и топорно переходит на международные стандарты уже несколько лет, но все еще никак не перейдет - она является отчетностью отдельно взятого юридического лица. А инвестору все же интересно посмотреть консолидированную отчетность группы компаний. Именно из прибыли, которая указана в консолидированной отчетности, выплачиваются дивиденды.
Отчетность по РСБУ хороша единственно чем - там есть пояснительная записка в текстовом виде. В этой поясниловке можно чего то узреть такого, чего не прочтешь в МСФО. Но, в серьезных компаниях серьезные люди работают над тем, чтобы инвестору ничего лишнего не сболтнуть, так что информацию о реальном положении дел в компании можно получить только через инсайд.

Итак, что мы видим в отчетности по МСФО.
Отчет о прибылях и убытках, Отчет о финансовом положении, Отчет о движении денежных средств, Отчет об изменениях капитала.
К годовой отчетности также приложено заключение аудитора о том, что отчетность во всех существенных аспектах достоверна. Если у аудитора есть аудиторские оговорки - это нехороший звоночек. Это значит, что в отчетности существенные искажения ( которые можно оценить в суммовом выражении либо качественные без сумм).

Если мы хотим истратить кучу своего времени на чтение этой отчетности, а время как известно - самый дорогой и невосстановимый ресурс, продолжаем смотреть на это все, набирать эти безумные показатели на калькуляторе, чтобы поделить один показатель на другой, или переносим в эксель, при этом вероятность ошибки никто не отменял... короче, если мы любим себя меньше, а финансовый анализ больше, тогда можно самим пересчитать все финансовые коэффициенты.
Но!!! все это уже сделали до нас аналитики.
На очень многих ресурсах, где мы читаем новости фондового рынка, или смотрим графики поведения цены акции - там есть и фундаментальные коэффициенты, о которых я напишу ниже. Наверное, вы все их знаете, лучше меня.
Эти коэффициенты более менее все на разных сайтах одинаковы, но все равно почему-то отличаются. Для меня это загадка без разгадки. Причем, я как то пыталась сама пересчитать - вот даже капитализация - на рбк одно, на бкс чуть другое, на инвестфундсе третье. у меня на калькулятор получилось четвертое... туда сюда десять миллиардов погрешность, видимо, нормально.
Кое-чем плох финансовый анализ. Отчетность годовая публикуется раз в год, хорошо если в марте, а часто и в июне. Промежуточная неподтвержденная аудитором - врядли чаще чем раз в квартал. Поэтому у нас всегда под рукой только устаревшая информация. Поэтому в пояснениях к отчетности ищем СПОДЫ - события после отчетной даты. Иногда они могут быть такие, что положение дел в компании меняется к худшему..
Итак, какие надо смотреть коэффициенты и что они могут подсказать.

Мультипликатор P/E - отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию.
Чем меньше, тем лучше.

Рыночная цена у нас меняется ежесекундно, поэтому коэффициент считаем только НОЧЬЮ:)))
Чистая прибыль на одну акцию берется в отчетности по МСФО из отчета о прибылях и убытках.
Коэффициент Р/Е показывает, за сколько лет наша инвестиция в акцию окупится чистой прибылью. Чем быстрее - тем лучше.
Ну вот стоит акция Детский мир 101, 92 руб. допустим. А Чистая прибыль на акцию по итогам года у нее 13, 92 руб. предположим (за полугодие вроде 6, 96 руб. в мсфо. Мы как бы верим, что вторая половина года будет не хуже первой, т. к. дети это дело несезонное, а вечное и игрушки и одежду им покупают круглый год).
Поэтому, делим быстренько 101, 92 на 13, 92 получается 7, 3 лет будет окупаться акция прибылью. не так уж и много.

Для сравнения, смотрим этот же коэффициент других ритейлеров. смотрим в этой же отрасли, конечно же..
Если наш коэффициент меньше, значит, эта бумага недооценена, надо хватать!!!) вот так схватишь, а она еще потом пол года все равно падает.
Потому что не только это важно. а может, это вообще неважно..
Для информации - за 2020 год чистая прибыль на акцию ДМ была 9, 19 руб.
Цена акции в конце 2020 года была 136, 2 руб., наш коэффициент получался 14, 9. В два раза хуже!!!
Можно сделать предварительный вывод, что сейчас все намного лучше. Но, надо дождаться отчетности за 2021 год и убедиться, что прибыль на акцию действительно 13 руб. как мы и мечтали. А пока дождешься отчетности, на рынке уже, возможно, и цена акции будет другой..

Этот же коэффициент иногда считают как отношение рыночной капитализации к чистой прибыли.
Но, кто закончил хотя бы пять классов церковно-приходской, понимает, что результат должен быть один и тот же.
Ибо рыночная капитализация = количество акций умножить на рыночную цену акции.
А прибыль на одну акцию= чистая прибыль делить на количество акций.

Мультипликатор EV/EBITDA
Чем меньше, тем лучше.

Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с "поправкой" на задолженность компании.

Чистая прибыль, которая используется в знаменателе для расчета P/E, принадлежит исключительно акционерам. EBITDA же отражает способность компании зарабатывать деньги и для акционеров, и для кредиторов.

В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства - так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.

Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент - тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.

Долг в данном случае - неплохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент. ROE

мультипликатор ROE

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%
Чем больше, тем лучше

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE - это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.

Собственный капитал, обозначенный в знаменателе, - это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по балансовой стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал - деньги акционеров.

Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно "накрутить", активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.

Еще один недостаток ROE в том, что этот коэффициент говорит об эффективности компании, но не говорит о том, как эта эффективность оценена инвесторами. В цене акций эмитента с более высоким ROE запросто может быть учтена эта повышенная доходность собственного капитала.

Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом - P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.

BV в дополнение к ROE

BV = Капитализация / Собственный капитал
Чем меньше, тем лучше

Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.

Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток - он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.

Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий, например о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.

Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.

P/S  = Капитализация / Выручка
Чем меньше, тем лучше

Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.

Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики - оплату, кредиторы - проценты, а государство - налоги. Но у P/S есть два преимущества перед "сводным братом" P/E:

Выручка не так изменчива по сравнению с прибылью;
Этот коэффициент можно рассчитать, даже если компания терпит убытки и P/E теряет смысл.
Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании - одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.

Долг / EBITDA - кредиты по сравнению с прибылью
Чем меньше, тем лучше

Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю прибыль тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.

Российские компании жутко закредитованы.
В отчетности хорошо видна кредиторская задолженность - краткосрочная и долгосрочная..
Долгосрочная не так страшна, а краткосрочную надо отдавать вот уже в этом году. Поэтому надо смотреть, не только на отношение долга к прибыли, надо смотреть отношение ликвидных активов к прибыли и вообще, сравнить собственный капитал компании с кредиторской задолженностью.
Если собственного капитала кот наплакал, и все за счет кредитных средств - надо делать ноги из этих акций.


2022-01-28

Ко всем статьям ДоМиКа

☍ Поделиться

Боже ж мой, дошли до чтения статьей, а так и не решились зарегистрироваться у нас? Как же так? Подводите мышку сюда, и нажимаете! Всего делов!