Башня на скале.
Прочитала сегодня в Коммерсанте
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1
вернуться на 28 стр. списка тем
ВОБЛА в БАНе
Прочитала сегодня в Коммерсанте
Прочитала сегодня в Коммерсанте
15 декабря 1961 года приговором к смертной казни в Иерусалиме закончился суд над Адольфом Эйхманом - высокопоставленным чиновником, отвечавшим за приведение в действие "окончательного решения еврейского вопроса" в нацистской Германии. За процессом следила философ Ханна Арендт, написавшая о нем серию статей для журнала The New Yorker и позднее переработавшая их в книгу "Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме", в которой постаралась ответить на вопрос, кто несет ответственность за геноцид, развязанный нацистской Германией, и как чиновники превращаются в преступников. Перечитали книгу и выбрали главные местаместа:
1. Самой убедительной ложью, которую проглотил весь немецкий народ, был лозунг: "Битва за судьбу немецкой нации".
2. В этом лозунге были три облегчавшие самообман составляющие: он предполагал, во-первых, что война - это вовсе не война, во-вторых, что развязали ее судьба, рок, а не сама Германия, и, в-третьих, это вопрос жизни или смерти для немцев, которые должны полностью уничтожить своих врагов, а то враги полностью уничтожат их самих.
3. В своих дневниках Достоевский писал о том, что в Сибири, среди огромного множества убийц, насильников и грабителей, он никогда не встречал ни одного, позволившего признаться самому себе в том, что он совершил зло. Немецкое общество, состоявшее из 80 млн человек, было защищено от реальности и фактов тем же самообманом, ложью и глупостью.
4. Ни одна из многочисленных "языковых норм" не имела более решающего влияния на менталитет убийц, нежели замена слова "убить" на фразу "гарантировать милосердную смерть".
5. Так же как закон во всех цивилизованных странах предполагает, что, хотя порою естественные желания и наклонности человека могут толкать его к убийству, голос совести все-таки говорит всем и каждому: "Не убий", закон страны Гитлера требовал, чтобы голос совести говорил: "Убий".
6. Зло в Третьем рейхе утратило тот признак, по которому большинство людей его распознают,- оно перестало быть искушением.
7. Многие немцы и многие нацисты, возможно, испытывали искушение не убивать, не грабить, не дозволять своим соседям идти на верную гибель и тем самым не становиться соучастниками преступления. Но - Господь знает, они научились противиться искушению.
8. В мозгах этих людей, превратившихся в убийц, застревала лишь мысль о том, что они участвуют в чем-то историческом, грандиозном, не имеющем равных ("великая задача, решать которую приходится лишь раз в две тысячи лет") и потому трудновыполнимом.
9. Вместо того, чтобы сказать: "Какие ужасные вещи я совершаю с людьми!", убийца мог воскликнуть: "Какие ужасные вещи вынужден я наблюдать, исполняя свой долг, как тяжела задача, легшая на мои плечи!"
10. Совесть как таковая в Германии явно куда-то пропала, причем настолько бесследно, что люди о ней почти и не вспоминали - и не могли даже представить, что внешний мир не разделяет этот удивительный "новый порядок немецких ценностей".
11. Эйхман дословно повторял одни и те же клишированные фразы. . И чем дольше вы его слушали, тем становилось понятнее, что его неспособность выразить свою мысль напрямую связана с его неспособностью мыслить, а именно неспособностью оценивать ситуацию с иной точки зрения.
12. Что касается совести, то Эйхман помнил, что он поступал бы вопреки своей совести, если бы не выполнял того, что ему было приказано выполнять: с максимальным усердием отправлять миллионы мужчин, женщин и детей на смерть.
13. Обвиняемые разыгрывали отвратительный спектакль, перекладывая ответственность друг на друга,- но при этом ни один не возлагал вину на Гитлера!
14. Бессознательные искажения Эйхмана согласуются с тем, что он сам называл "Кантом для бедных". В этом расхожем употреблении от кантианского духа осталось лишь требование, что человек должен не просто подчиняться закону, что он должен пойти дальше и идентифицировать свою волю со стоящей за законом моральной нормой - источником самого закона. В философии Канта таким источником был практический разум, в расхожем употреблении Эйхмана им была воля фюрера.
15. Пришла очередь последнего слова Эйхмана. Его надежды на справедливость не оправдались, суд не поверил ему, хотя он сделал все, чтобы рассказать правду. Его вина происходила из его послушания, а послушание всегда считалось достоинством. Его достоинством злоупотребили нацистские лидеры.
16. Сущность тоталитарного государства и, возможно, природа любой бюрократии состоит в том, чтобы сделать из людей чиновников, простые винтики административной машины и таким образом расчеловечить их.
17. Защита утверждала, что Эйхман был всего лишь "крошечным винтиком" в механизме "окончательного решения". Обвинение доказывало, что Эйхман и был подлинным двигателем этого механизма. Но теория винтиков юридически совершенно бессмысленна и не имеет значения, какой порядок величины присваивается "винтику" по имени Эйхман.
18. В приговоре суд обозначил, что такое преступление могло быть совершено только гигантской бюрократией, использовавшей правительственные ресурсы. Но оно все равно остается преступлением, а значит, все винтики механизма, сколь бы ничтожными они ни были, в суде тотчас превращаются в преступников - т. е. в людей.
19. Если подсудимый оправдывается тем, что действовал не как человек, а как простой чиновник, функции которого мог бы выполнять кто-то другой, это то же самое, как если бы другой преступник указал на статистику преступлений и заявил бы, что то, что он сделал, статистически ожидалось и без него, а потому тот факт, что преступление совершил именно он,- это чистая случайность.
20. С политической точки зрения урок состоит в том, что в условиях террора смиряется большинство - но не все. Так же как урок стран, находившихся в близком соседстве с "окончательным решением", состоит в том, что это действительно "могло произойти" в большинстве стран, но не везде произошло.
Пожалуй пойду разыщу эту книгу.
Кстати, вы что сейчас читаете?
1. Самой убедительной ложью, которую проглотил весь немецкий народ, был лозунг: "Битва за судьбу немецкой нации".
2. В этом лозунге были три облегчавшие самообман составляющие: он предполагал, во-первых, что война - это вовсе не война, во-вторых, что развязали ее судьба, рок, а не сама Германия, и, в-третьих, это вопрос жизни или смерти для немцев, которые должны полностью уничтожить своих врагов, а то враги полностью уничтожат их самих.
3. В своих дневниках Достоевский писал о том, что в Сибири, среди огромного множества убийц, насильников и грабителей, он никогда не встречал ни одного, позволившего признаться самому себе в том, что он совершил зло. Немецкое общество, состоявшее из 80 млн человек, было защищено от реальности и фактов тем же самообманом, ложью и глупостью.
4. Ни одна из многочисленных "языковых норм" не имела более решающего влияния на менталитет убийц, нежели замена слова "убить" на фразу "гарантировать милосердную смерть".
5. Так же как закон во всех цивилизованных странах предполагает, что, хотя порою естественные желания и наклонности человека могут толкать его к убийству, голос совести все-таки говорит всем и каждому: "Не убий", закон страны Гитлера требовал, чтобы голос совести говорил: "Убий".
6. Зло в Третьем рейхе утратило тот признак, по которому большинство людей его распознают,- оно перестало быть искушением.
7. Многие немцы и многие нацисты, возможно, испытывали искушение не убивать, не грабить, не дозволять своим соседям идти на верную гибель и тем самым не становиться соучастниками преступления. Но - Господь знает, они научились противиться искушению.
8. В мозгах этих людей, превратившихся в убийц, застревала лишь мысль о том, что они участвуют в чем-то историческом, грандиозном, не имеющем равных ("великая задача, решать которую приходится лишь раз в две тысячи лет") и потому трудновыполнимом.
9. Вместо того, чтобы сказать: "Какие ужасные вещи я совершаю с людьми!", убийца мог воскликнуть: "Какие ужасные вещи вынужден я наблюдать, исполняя свой долг, как тяжела задача, легшая на мои плечи!"
10. Совесть как таковая в Германии явно куда-то пропала, причем настолько бесследно, что люди о ней почти и не вспоминали - и не могли даже представить, что внешний мир не разделяет этот удивительный "новый порядок немецких ценностей".
11. Эйхман дословно повторял одни и те же клишированные фразы. . И чем дольше вы его слушали, тем становилось понятнее, что его неспособность выразить свою мысль напрямую связана с его неспособностью мыслить, а именно неспособностью оценивать ситуацию с иной точки зрения.
12. Что касается совести, то Эйхман помнил, что он поступал бы вопреки своей совести, если бы не выполнял того, что ему было приказано выполнять: с максимальным усердием отправлять миллионы мужчин, женщин и детей на смерть.
13. Обвиняемые разыгрывали отвратительный спектакль, перекладывая ответственность друг на друга,- но при этом ни один не возлагал вину на Гитлера!
14. Бессознательные искажения Эйхмана согласуются с тем, что он сам называл "Кантом для бедных". В этом расхожем употреблении от кантианского духа осталось лишь требование, что человек должен не просто подчиняться закону, что он должен пойти дальше и идентифицировать свою волю со стоящей за законом моральной нормой - источником самого закона. В философии Канта таким источником был практический разум, в расхожем употреблении Эйхмана им была воля фюрера.
15. Пришла очередь последнего слова Эйхмана. Его надежды на справедливость не оправдались, суд не поверил ему, хотя он сделал все, чтобы рассказать правду. Его вина происходила из его послушания, а послушание всегда считалось достоинством. Его достоинством злоупотребили нацистские лидеры.
16. Сущность тоталитарного государства и, возможно, природа любой бюрократии состоит в том, чтобы сделать из людей чиновников, простые винтики административной машины и таким образом расчеловечить их.
17. Защита утверждала, что Эйхман был всего лишь "крошечным винтиком" в механизме "окончательного решения". Обвинение доказывало, что Эйхман и был подлинным двигателем этого механизма. Но теория винтиков юридически совершенно бессмысленна и не имеет значения, какой порядок величины присваивается "винтику" по имени Эйхман.
18. В приговоре суд обозначил, что такое преступление могло быть совершено только гигантской бюрократией, использовавшей правительственные ресурсы. Но оно все равно остается преступлением, а значит, все винтики механизма, сколь бы ничтожными они ни были, в суде тотчас превращаются в преступников - т. е. в людей.
19. Если подсудимый оправдывается тем, что действовал не как человек, а как простой чиновник, функции которого мог бы выполнять кто-то другой, это то же самое, как если бы другой преступник указал на статистику преступлений и заявил бы, что то, что он сделал, статистически ожидалось и без него, а потому тот факт, что преступление совершил именно он,- это чистая случайность.
20. С политической точки зрения урок состоит в том, что в условиях террора смиряется большинство - но не все. Так же как урок стран, находившихся в близком соседстве с "окончательным решением", состоит в том, что это действительно "могло произойти" в большинстве стран, но не везде произошло.
Пожалуй пойду разыщу эту книгу.
Кстати, вы что сейчас читаете?
Люка в БАНе
Не могу читать ничего
Не могу читать ничего
Люка в БАНе
как же все повторяется
как же все повторяется
Люка в БАНе
Хочу вот заметить еще
Хочу вот заметить еще
Горе Грибоедова
вы что сейчас читаете?
вы что сейчас читаете?
Леонида Соловьева с подачи Екатерины Шульман.
Несколько месяцев назад купила на литресе две его книги о Ходже Насреддине. Но тогда была занята чтением других книг.
Недавно вспомнила и прочитала "Очарованный принц". Оказалось, что это вторая книга. Вчера начала читать первую "Возмутитель спокойствия".
От холода, ветра, дождя люди защищаются стенами, от жестокой правды - различными выдумками. Защищайся, путник, защищайся, ибо правда жизни страшна! (ц)
Свобода от голода и страха - вот что нужно человеку, чтобы извергнуть из своей крови низменную рабью каплю! (ц)
Несколько месяцев назад купила на литресе две его книги о Ходже Насреддине. Но тогда была занята чтением других книг.
Недавно вспомнила и прочитала "Очарованный принц". Оказалось, что это вторая книга. Вчера начала читать первую "Возмутитель спокойствия".
От холода, ветра, дождя люди защищаются стенами, от жестокой правды - различными выдумками. Защищайся, путник, защищайся, ибо правда жизни страшна! (ц)
Свобода от голода и страха - вот что нужно человеку, чтобы извергнуть из своей крови низменную рабью каплю! (ц)
ВОБЛА в БАНе
Да
Да
Умение мыслить единственное действвенное противодействие злу. ..
"Портреты Байдена, Зеленского и Макрона, приклеенные к фигуркам с надписями "Россия правит миром", "Россия лучше всех" и "С Новым годом!", повесили на центральной ёлке Твери.
Ещё Пугачевой, Вайкуле и Галкина.
Прохожим предлагается оторвать фигуркам какие-нибудь части тела."
Ну это ж деградация ж. И ведь явнно себя считают мыслящими.
Хотя Красену б и Костяну наверное зашло.
"Портреты Байдена, Зеленского и Макрона, приклеенные к фигуркам с надписями "Россия правит миром", "Россия лучше всех" и "С Новым годом!", повесили на центральной ёлке Твери.
Ещё Пугачевой, Вайкуле и Галкина.
Прохожим предлагается оторвать фигуркам какие-нибудь части тела."
Ну это ж деградация ж. И ведь явнно себя считают мыслящими.
Хотя Красену б и Костяну наверное зашло.
Slice of ...
Прочитала ее
Прочитала ее
Ещё весной.. Нехорошо стало с первых страниц..
Не то мы читали в детстве и юности, что надо было..
В общем, я поняла именно сейчас никогда никого ни за что не буду осуждать, не буду обобщать, нет никакой коллективной вины, иначе теряется подвиг тех людей, которые нашли в себе силы этому не поддаваться. Тех, кто всю войну скрывал евреев в подвалах домов, тех кто работал на контрразведку, тех кто оказался в первых концлагерях, кто погиб как сестра Ремарка и тех кто выжил Франкл и Беттельгейм, тех кто кто просто понимал весь ужас происходящего, но ничего не мог сделать..
И старшей своей подсунула почитать, а то она несмотря на все происходящее, до сих пор живёт во вселенной Гарри Поттера..
Не то мы читали в детстве и юности, что надо было..
В общем, я поняла именно сейчас никогда никого ни за что не буду осуждать, не буду обобщать, нет никакой коллективной вины, иначе теряется подвиг тех людей, которые нашли в себе силы этому не поддаваться. Тех, кто всю войну скрывал евреев в подвалах домов, тех кто работал на контрразведку, тех кто оказался в первых концлагерях, кто погиб как сестра Ремарка и тех кто выжил Франкл и Беттельгейм, тех кто кто просто понимал весь ужас происходящего, но ничего не мог сделать..
И старшей своей подсунула почитать, а то она несмотря на все происходящее, до сих пор живёт во вселенной Гарри Поттера..
Юрий
Тверчане
Тверчане
ВОБЛА в БАНе
Дед по отцовской
Дед по отцовской
Линии выжил благодаря немецкому офицеру.
Он попал в плен, потом оказался в лагере для военнопленных. И должен был быть отправлен в Освенцим.
Этот офицер забрал несколько человек обслугой к себе в дом. Сколько позволили.
И ещё офицеры такие были.
Дед жил с ними до конца войны. Практически как член семьи (по отношению). Жена офицера научила его шить. Он потом всех своих шестерых детей обучил. А папа маму) На подаренной швейной машинке (удивительно, что её не отобрали, когда он год уже в российском лагере провёл пока домой возвращался).
Он попал в плен, потом оказался в лагере для военнопленных. И должен был быть отправлен в Освенцим.
Этот офицер забрал несколько человек обслугой к себе в дом. Сколько позволили.
И ещё офицеры такие были.
Дед жил с ними до конца войны. Практически как член семьи (по отношению). Жена офицера научила его шить. Он потом всех своих шестерых детей обучил. А папа маму) На подаренной швейной машинке (удивительно, что её не отобрали, когда он год уже в российском лагере провёл пока домой возвращался).
Бекки
Меня наоборот
Меня наоборот
это в очередной раз убеждает в том, что есть пусть не коллективная всеобщая, но вина большинства - молчаливого и принимающего. Разве не об этом "самой убедительной ложью, которую проглотил весь немецкий народ, был лозунг: "Битва за судьбу немецкой нации"? И разве "весь народ" не обобщение? Но не слишком далёкое от истины. И именно это не только не принижает подвиг тех, кто был против, а возвеличивает это "меньшинство", посмевшее пойти не в ногу. И только поняв и примерив на себя эту жуткую ответственность большинства, можно извлечь уроки не для отдельных личностей, которые были и будут всегда, а для народа в целом.
Юрий
Бекеи
Бекеи
Я уже показывал эту картинку, повторяю, для особо " одарённых " интелектом
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.