Башня на скале.
Про коллективную вину
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 1
вернуться на 102 стр. списка тем
ВОБЛА в БАНе
Про коллективную вину
Про коллективную вину
Текст речи Виктора Франкла на собрании в 50-ю годовщину аннексии Австрии Германией (1938-1988).
Господин Мэр, уважаемые жители Вены,
Надеюсь вы меня поймёте, если сейчас, в этот час поминовения, я попрошу вас вместе со мной вспомнить моего отца, который погиб в концлагере Терезин (под Прагой), моего брата, который умер в Освенциме, мою мать, которая умерла там же в газовой камере, и мою первую жену, которая в молодом возрасте погибла в концлагере Берген Бельзен.
Я, однако, прошу вас не ожидать от меня слов ненависти.
Кого мне ненавидеть? Я знал только жертв, я не знал агрессоров; во всяком случае, не знал их лично, а обвинение кого-то не лично, а коллективно для меня категорически неприемлемо.
Коллективной вины не существует!
И поверьте мне, я говорю это не только сегодня, я говорил это с первого дня, когда освободился из своего последнего концлагеря. Я уверен, что коллективно обвинять жителей Австрии, которым сегодня от 0 до 50 лет, - это преступление и сумасшествие. Или, если говорить в психиатрических терминах, это было бы преступлением, если бы это не было сумасшествием, и к тому же рецидивом социалистической идеологии "групповой вины".
Хорошо бы донести это до тех, кто уверен, что у них есть право призывать кого-то испытывать вину или даже стыд не за то, что человек делал (или не делал) САМ, но за то, что лежит на совести его родителей или даже их родителей.
Я уверен, что жертвы прошлых коллективных преследований в первую очередь должны со мной согласиться, и они согласятся, если в их намерения, конечно, не входит отправить сегодняшнюю молодежь прямиком в руки старых нацистов или неонацистов.
Позвольте мне на мгновение вернуться в момент своего освобождения. Я вернулся в Вену с первым транспортом, нелегальным способом: мы втиснулись в грузовик вместе с несколькими венцами включая Розу Йохманн (участница движения сопротивления) и 15 августа 1945 года вернулись в город.
С тех пор я 63 раза был в Америке по приглашению университетов и т. д. И каждый из этих 63 раз я возвращался в Австрию. Не потому, что австрийцы меня как-то особенно любили, а потому что я любил Австрию, а любовь, как мы знаем, не всегда бывает взаимной.
Когда я был в Америке, меня спрашивали: "Скажите, доктор Франкл, почему вы не приехали к нам до войны?". Мой ответ был таков. Я объяснял, как мне несколько лет пришлось ждать иммиграционную визу в Америку. И что когда её наконец одобрили, было уже слишком поздно. Потому что я не смог себя заставить бросить своих престарелых родителей и оставить их посреди войны на волю судьбы при нацистском режиме. Я предпочёл разделить их судьбу.
Тогда меня спрашивали: "Хорошо, но почему вы не приехали в Америку сразу после войны? Почему вернулись в Вену? Разве венцы недостаточно (плохого) сделали вам и вашей семье?". Тогда я им отвечал: "Понимаете, в Вене была, например, католическая баронесса, которая, кстати, нашла и поддерживала великого поэта из рабочего класса Альфонса Петцольда. Так вот, она укрывала в своей квартире мою двоюродную сестру всю войну и этим спасла ей жизнь. И пример с другой стороны: в Вене был адвокат-социалист, который, рискуя жизнью, приносил мне продукты при любой возможности. Знаете, кто это был? Бруно Питтерманн. И тогда я спрашивал американцев: "Скажите, почему я не должен был возвращаться в Вену, в которой были ТАКИЕ люди?".
Я знаю, что вы сейчас говорите себе или скажете мне при встрече: господин Франкл, давайте будем честны, это всего лишь исключение из правил. В большинстве своём все люди - оппортунисты. Они должны были противостоять. И я с вами согласен. Но, пожалуйста, примите во внимание одну вещь: сопротивление всегда предполагает героизм. А героизм, в моём понимании, человек может требовать только от одного человека - от себя самого.
И те, кто скажут, что человек должен был отдать предпочтение заключению, а не договариваться с нацистами, тоже абсолютно правы. Но это имеет право говорить только тот человек, который своим примером докажет, что он предпочитает концлагерь предательству себя и своих убеждений.
Современное молодое поколение меньше всего в состоянии понять, как в те времена люди должны были бояться за свою свободу и жизнь, за судьбу своих семей, за которые они несли ответственность. Это нужно принимать во внимание. Но поэтому ещё больше мы должны восхищаться теми, кто перед лицом смертельной опасности имел мужество присоединиться к движению сопротивления, кто заплатил своими жизнями, как мой лучший друг тех времён Хуберт Гцур, которого обвинили в "развале вооружённых сил" и приговорили к смертной казни.
Дамы и господа, националсоциализм воспитал расовое безумие.
И если позволите, я вам скажу, что думаю об этом: в реальности существует только две человеческих "расы". "Раса" порядочных людей и раса непристойных людей, и эта "расовая сегрегация" проходит через все народы. А внутри каждой нации - через все партии и различные группы. Даже в концлагерях, даже среди эсэсовцев, время от времени попадались полупорядочные люди. Так же и с другой стороны, среди соратников вам могут попадаться негодяи.
Опасность же поджидает в несколько другом месте: порядочные люди находятся в меньшинстве, всегда находились в меньшинстве, и думаю, так и будет в будущем. Но опасность возникает тогда, когда режим или политическая система возвышает непорядочных людей, или, другими словами, позволяет негативной верхушке нации осуществлять контроль. Это настоящая опасность. И ни одна нация априори не застрахована от этой угрозы. Поэтому осмелюсь сказать, что, в принципе, любой народ может совершить Холокост.
Какие политические выводы можно сделать из вышесказанного? Я считаю, существуют только два стиля политического руководства, или, лучше сказать, два типа политических лидеров. Есть те, которые уверены, что цель оправдывает любые средства, в том числе террористические. Другой же тип политиков осознаёт, что есть средства, которые оскверняют даже самую священную цель. Я уверен, что именно этот (второй) тип политиков сможет расслышать голос разума сквозь шум марша и услышать требования текущего дня, или скорее, требования этого памятного дня. Это (требование) может быть только одним: чтобы все, кем движут благие намерения, наконец-то протянули друг другу руки через все могилы и траншеи.
Благодарю вас."(с)
Господин Мэр, уважаемые жители Вены,
Надеюсь вы меня поймёте, если сейчас, в этот час поминовения, я попрошу вас вместе со мной вспомнить моего отца, который погиб в концлагере Терезин (под Прагой), моего брата, который умер в Освенциме, мою мать, которая умерла там же в газовой камере, и мою первую жену, которая в молодом возрасте погибла в концлагере Берген Бельзен.
Я, однако, прошу вас не ожидать от меня слов ненависти.
Кого мне ненавидеть? Я знал только жертв, я не знал агрессоров; во всяком случае, не знал их лично, а обвинение кого-то не лично, а коллективно для меня категорически неприемлемо.
Коллективной вины не существует!
И поверьте мне, я говорю это не только сегодня, я говорил это с первого дня, когда освободился из своего последнего концлагеря. Я уверен, что коллективно обвинять жителей Австрии, которым сегодня от 0 до 50 лет, - это преступление и сумасшествие. Или, если говорить в психиатрических терминах, это было бы преступлением, если бы это не было сумасшествием, и к тому же рецидивом социалистической идеологии "групповой вины".
Хорошо бы донести это до тех, кто уверен, что у них есть право призывать кого-то испытывать вину или даже стыд не за то, что человек делал (или не делал) САМ, но за то, что лежит на совести его родителей или даже их родителей.
Я уверен, что жертвы прошлых коллективных преследований в первую очередь должны со мной согласиться, и они согласятся, если в их намерения, конечно, не входит отправить сегодняшнюю молодежь прямиком в руки старых нацистов или неонацистов.
Позвольте мне на мгновение вернуться в момент своего освобождения. Я вернулся в Вену с первым транспортом, нелегальным способом: мы втиснулись в грузовик вместе с несколькими венцами включая Розу Йохманн (участница движения сопротивления) и 15 августа 1945 года вернулись в город.
С тех пор я 63 раза был в Америке по приглашению университетов и т. д. И каждый из этих 63 раз я возвращался в Австрию. Не потому, что австрийцы меня как-то особенно любили, а потому что я любил Австрию, а любовь, как мы знаем, не всегда бывает взаимной.
Когда я был в Америке, меня спрашивали: "Скажите, доктор Франкл, почему вы не приехали к нам до войны?". Мой ответ был таков. Я объяснял, как мне несколько лет пришлось ждать иммиграционную визу в Америку. И что когда её наконец одобрили, было уже слишком поздно. Потому что я не смог себя заставить бросить своих престарелых родителей и оставить их посреди войны на волю судьбы при нацистском режиме. Я предпочёл разделить их судьбу.
Тогда меня спрашивали: "Хорошо, но почему вы не приехали в Америку сразу после войны? Почему вернулись в Вену? Разве венцы недостаточно (плохого) сделали вам и вашей семье?". Тогда я им отвечал: "Понимаете, в Вене была, например, католическая баронесса, которая, кстати, нашла и поддерживала великого поэта из рабочего класса Альфонса Петцольда. Так вот, она укрывала в своей квартире мою двоюродную сестру всю войну и этим спасла ей жизнь. И пример с другой стороны: в Вене был адвокат-социалист, который, рискуя жизнью, приносил мне продукты при любой возможности. Знаете, кто это был? Бруно Питтерманн. И тогда я спрашивал американцев: "Скажите, почему я не должен был возвращаться в Вену, в которой были ТАКИЕ люди?".
Я знаю, что вы сейчас говорите себе или скажете мне при встрече: господин Франкл, давайте будем честны, это всего лишь исключение из правил. В большинстве своём все люди - оппортунисты. Они должны были противостоять. И я с вами согласен. Но, пожалуйста, примите во внимание одну вещь: сопротивление всегда предполагает героизм. А героизм, в моём понимании, человек может требовать только от одного человека - от себя самого.
И те, кто скажут, что человек должен был отдать предпочтение заключению, а не договариваться с нацистами, тоже абсолютно правы. Но это имеет право говорить только тот человек, который своим примером докажет, что он предпочитает концлагерь предательству себя и своих убеждений.
Современное молодое поколение меньше всего в состоянии понять, как в те времена люди должны были бояться за свою свободу и жизнь, за судьбу своих семей, за которые они несли ответственность. Это нужно принимать во внимание. Но поэтому ещё больше мы должны восхищаться теми, кто перед лицом смертельной опасности имел мужество присоединиться к движению сопротивления, кто заплатил своими жизнями, как мой лучший друг тех времён Хуберт Гцур, которого обвинили в "развале вооружённых сил" и приговорили к смертной казни.
Дамы и господа, националсоциализм воспитал расовое безумие.
И если позволите, я вам скажу, что думаю об этом: в реальности существует только две человеческих "расы". "Раса" порядочных людей и раса непристойных людей, и эта "расовая сегрегация" проходит через все народы. А внутри каждой нации - через все партии и различные группы. Даже в концлагерях, даже среди эсэсовцев, время от времени попадались полупорядочные люди. Так же и с другой стороны, среди соратников вам могут попадаться негодяи.
Опасность же поджидает в несколько другом месте: порядочные люди находятся в меньшинстве, всегда находились в меньшинстве, и думаю, так и будет в будущем. Но опасность возникает тогда, когда режим или политическая система возвышает непорядочных людей, или, другими словами, позволяет негативной верхушке нации осуществлять контроль. Это настоящая опасность. И ни одна нация априори не застрахована от этой угрозы. Поэтому осмелюсь сказать, что, в принципе, любой народ может совершить Холокост.
Какие политические выводы можно сделать из вышесказанного? Я считаю, существуют только два стиля политического руководства, или, лучше сказать, два типа политических лидеров. Есть те, которые уверены, что цель оправдывает любые средства, в том числе террористические. Другой же тип политиков осознаёт, что есть средства, которые оскверняют даже самую священную цель. Я уверен, что именно этот (второй) тип политиков сможет расслышать голос разума сквозь шум марша и услышать требования текущего дня, или скорее, требования этого памятного дня. Это (требование) может быть только одним: чтобы все, кем движут благие намерения, наконец-то протянули друг другу руки через все могилы и траншеи.
Благодарю вас."(с)
Аноним [1]
Очень хорошо
Очень хорошо
сказано. И объективно.
Slice of ...
Слушай, только
Слушай, только
ВОБЛА в БАНе
Я тут
Я тут
Уже упоминала про интернет- друга своего старшего.
Столько горя принесла ему эта война. Потерял дом, полсемьи, но он верит, что в России много хороших людей.
Жалеет и сочувствует.
Я не знаю зачем зиганутые подпитываются ненавистью из соответствующих источников, взращивают в себе вот это все гомнище...
Тем временем молодежь пытается строить другой мир..
Который предпенсы и пенсы пытаются недопустить..
Столько горя принесла ему эта война. Потерял дом, полсемьи, но он верит, что в России много хороших людей.
Жалеет и сочувствует.
Я не знаю зачем зиганутые подпитываются ненавистью из соответствующих источников, взращивают в себе вот это все гомнище...
Тем временем молодежь пытается строить другой мир..
Который предпенсы и пенсы пытаются недопустить..
Anima contra est.
Но Франкла, увы
Но Франкла, увы
Еноторусофоб в БАНе
я думала. тут будет про коллективную вину.
я думала. тут будет про коллективную вину.
Anima contra est.
Метель, как это ни о чем?
Метель, как это ни о чем?
Еноторусофоб в БАНе
да так, ни о чем.
да так, ни о чем.
Anima contra est.
Если идея о том, что нужно жить дружно
Если идея о том, что нужно жить дружно
Еноторусофоб в БАНе
но дело в том,
но дело в том,
Еноторусофоб в БАНе
а прозябать мы будем,
а прозябать мы будем,
Годяй в БАНе
Девочки и мальчики,
Девочки и мальчики,
если вы почувствовали струйку елея по душе, то это почти правильно. Да, коллективной вины нет. Но, есть очень важная штука, про которую не сказано, - коллективная ответственность. И вот от неё уже никому не отвертеться. Всей страной будем расплачиваться за тупость верхушки и зверства низов. Причём, долго...
После войны немцы за границей, если была возможность, назывались швейцарцами. А австрийцы начали играть из себя жертв оккупации, как будто они не приветствовали восторженно своего земляка Гитлера и безоговорочно не побежали за ним. Расплачиваться пришлось всё равно. Ещё долго русским быть за границей будет не айс.
После войны немцы за границей, если была возможность, назывались швейцарцами. А австрийцы начали играть из себя жертв оккупации, как будто они не приветствовали восторженно своего земляка Гитлера и безоговорочно не побежали за ним. Расплачиваться пришлось всё равно. Ещё долго русским быть за границей будет не айс.
Еноторусофоб в БАНе
Годяй, а вы за что
Годяй, а вы за что
Годяй в БАНе
Енот, который панда
Енот, который панда
я - как все. Если страна будет платить репарации, то в ней будет и моя лепта. Ведь часть моих налогов идёт сейчас на войну. Так что от ответственности никак не отвертеться. Ну, разве что свалить за границу. Но, там мы сейчас как-то очень не приветствуемся.
Единственное, что разумеется, вряд ли буду голодать, поскольку не принадлежу к бедным. Но, и сэр трус Арчибальд Лавочников тоже голодать не будет. И несэр Обрящий, наворовавший на кучу недвижимости. Относительно доходов, как ни странно, самые тяжёлые выплаты лягут на плечи беднейших слоёв населения. Но, поделом. Ведь тоже неоспоримый факт, чем беднее и необразованнее, тем выше поддержка политики президента. А за это надо платить.
Единственное, что разумеется, вряд ли буду голодать, поскольку не принадлежу к бедным. Но, и сэр трус Арчибальд Лавочников тоже голодать не будет. И несэр Обрящий, наворовавший на кучу недвижимости. Относительно доходов, как ни странно, самые тяжёлые выплаты лягут на плечи беднейших слоёв населения. Но, поделом. Ведь тоже неоспоримый факт, чем беднее и необразованнее, тем выше поддержка политики президента. А за это надо платить.
Еноторусофоб в БАНе
ах вы как все...
ах вы как все...
Годяй в БАНе
А вы - нет? Предлагайте, как чтоб не все.
А вы - нет? Предлагайте, как чтоб не все.
Еноторусофоб в БАНе
а зачем вам что-то предлагать?
а зачем вам что-то предлагать?
Anima contra est.
Метеля, я б тут придралась и спросила
Метеля, я б тут придралась и спросила
Еноторусофоб в БАНе
а у меня нет презрения к людям.
а у меня нет презрения к людям.
я не считаю, что вина людей - в том, что они оказались подвержены пропаганде.
вы телик давно смотрели?
да просто смотреть телик и не поддаться пропаганде невозможно
а в провинции вы давно были?
да там на каждом шагу провоенные плакаты.
особенно подвержены пропаганде люди старшего возраста.
я за что их должна презирать?
за то, что им по 70 лет?
нет, извините, не буду.
вы телик давно смотрели?
да просто смотреть телик и не поддаться пропаганде невозможно
а в провинции вы давно были?
да там на каждом шагу провоенные плакаты.
особенно подвержены пропаганде люди старшего возраста.
я за что их должна презирать?
за то, что им по 70 лет?
нет, извините, не буду.
Anima contra est.
Слушай, ну чтобы не иметь презрения к некоторым людям
Слушай, ну чтобы не иметь презрения к некоторым людям
Не, я еще не достигла такой степени духовного роста и продвинутости. И вот насчет возраста и провинции, тоже не все так единогласно. Я тут с некоторым удивлением даже обнаружила, что некоторые люди, которые по всем параметрам должны были бы поддерживать, одобрять или, как минимум, делать вид, что ничего не происходит, они как раз заняли понятную и близкую мне позицию. А люди, которых я считала близкими, умными, начитанными, интеллигентными, несут пропагандистскую чушь на голубом глазу.
Еноторусофоб в БАНе
А у меня удивления не произошло.
А у меня удивления не произошло.
Как-то собирались с родственниками на семейное мероприятие. Я предполагала. что непременно разговор об этом зайдет (тогда как раз шла мобилизация, а в провинции это было гораздо страшнее. чем здесь). И я заранее предполагала, кто какую позицию займет (учитывая, в основном, возраст, образование и интеллект, место работы). И вот я ошиблась только в одном человеке. Так что твое удивление по поводу этих некоторых людей (с) нормально - они. скорее всего, оказались просто теми самыми исключениями. Ну, я так предполагаю, так-то я вопрос, конечно, не изучала.
ВОБЛА в БАНе
Аним,
Аним,
Anima contra est.
Рай, ну вот даже в моем ближнем кругу
Рай, ну вот даже в моем ближнем кругу
Joda Z O V
А вот
А вот
Барбара
Личное мнение, мое
Личное мнение, мое
Anima contra est.
Вина и ответственность.
Вина и ответственность.
Барбара
таки, неплохо бы осознать вину
таки, неплохо бы осознать вину
Еноторусофоб в БАНе
барбус, а тебе-то
барбус, а тебе-то
Годяй в БАНе
Вот такие как Енот не удивляются,
Вот такие как Енот не удивляются,
если презирать нацистов. Но, немецких. На худой случай - каких-нибудь венгерских.
Но, российских и русских нацистов презирать не моги. Ты должен разбираться в сортах говна. И различать по запаху и родственности.
Можете считать меня лентяем. Для меня все, кто хочет убивать, насиловать, оккупировать и присоединять - презренные личности, если они личности. И мне лень принюхиваться. Хотя вот для Енота своё не воняет и она найдёт тысячу оправданий своим ублюдкам. И наш Чикатило куда лучше, чем Джек Риппер.
В общем, неисповедимы пути господни и мысли с предпочтениями полупатриотов.
Но, российских и русских нацистов презирать не моги. Ты должен разбираться в сортах говна. И различать по запаху и родственности.
Можете считать меня лентяем. Для меня все, кто хочет убивать, насиловать, оккупировать и присоединять - презренные личности, если они личности. И мне лень принюхиваться. Хотя вот для Енота своё не воняет и она найдёт тысячу оправданий своим ублюдкам. И наш Чикатило куда лучше, чем Джек Риппер.
В общем, неисповедимы пути господни и мысли с предпочтениями полупатриотов.
Slice of ...
Я прямо
Я прямо
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.