Поднебесье
20 интересных фактов о древней Руси
➜ главная Домика
Вы не залогинились! Ваш статус в этом ДоМиКе - гость.
В домике онлайн: 0, замечено за сутки: 0
вернуться на 9 стр. списка тем
За правду каждого факта не ручаюсь, но мне показалось интересным
1. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы - Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.
2. Старинное выражение "залить за кадык" означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
3. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.
4. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. - По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение "дойти до ручки" значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
5. В "Слове о полку Игореве" можно встретить строки: "Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками".
В переводе с древнерусского "мысь" - это белка. А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях "Слова" появилось шутливое выражение "растекаться мыслью по древу", что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.
6. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.
7. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение "сирота казанская".
8. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.
9. Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, "на Егория", а расчёт получали осенью, в "Кузьминки". Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова "объегорить" и "подкузьмить".
10. Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала - "красным столом". В первой же части, которая называлась "чёрный стол", невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.
11. В русском своде законов 14 века "Правосудье митрополичье" встречается описание стоимости домашних животных: "За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна". Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.
12. Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.
13. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.
14. Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога - головка - изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые "холодные сапожники" пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги - пришитые "на халяву" - были намного дешевле новых.
15. Словом "неделя" раньше обозначалось воскресенье - нерабочий день, когда "не делают", а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.
16. Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение "большая шишка" для обозначения важного человека.
17. Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: "У него семь пятниц на неделе".
18. Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение "Москва слезам не верит".
19. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него "за душой ничего нет".
20. В старину отколотые от полена чурки - заготовки для деревянной посуды - называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение "бить баклуши" для обозначения безделья.
1. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы - Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.
2. Старинное выражение "залить за кадык" означало "напиться", "выпить спиртного". Отсюда образовался фразеологизм "закадычный друг", который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.
3. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.
4. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. - По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение "дойти до ручки" значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
5. В "Слове о полку Игореве" можно встретить строки: "Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками".
В переводе с древнерусского "мысь" - это белка. А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях "Слова" появилось шутливое выражение "растекаться мыслью по древу", что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.
6. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.
7. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение "сирота казанская".
8. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.
9. Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, "на Егория", а расчёт получали осенью, в "Кузьминки". Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова "объегорить" и "подкузьмить".
10. Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала - "красным столом". В первой же части, которая называлась "чёрный стол", невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.
11. В русском своде законов 14 века "Правосудье митрополичье" встречается описание стоимости домашних животных: "За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна". Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.
12. Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.
13. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.
14. Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога - головка - изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые "холодные сапожники" пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги - пришитые "на халяву" - были намного дешевле новых.
15. Словом "неделя" раньше обозначалось воскресенье - нерабочий день, когда "не делают", а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.
16. Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение "большая шишка" для обозначения важного человека.
17. Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: "У него семь пятниц на неделе".
18. Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение "Москва слезам не верит".
19. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него "за душой ничего нет".
20. В старину отколотые от полена чурки - заготовки для деревянной посуды - называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение "бить баклуши" для обозначения безделья.
Сегодня нам хочется мгновенно получать точные ответы на конкретные вопросы, но когда речь заходит о названиях, происхождении этих названий и их точном смысловом содержании - мы погружаемся в целую пучину версий, вероятностей и оговорок. Взять хотя бы тот факт, что включение звезды в то или иное созвездие не обусловлено ничем кроме внутренней логики и фантазии смотрящего - то есть "границы" созвездий, какими их знали наши предки, вовсе не обязаны совпадать с известными нам звездными конфигурациями. Так, например, исследователям известен ряд особых русских народных созвездий - ЖЕЛЕЗНОЕ КОЛЕСО, АРШИН, КРЕСТ ИВАНА ВЕЛИКОГО, ВОДОНОС, МЕТЛА, ПАВЛИНИЙ ХВОСТИК, ЗМЕЯ - которые не могут быть соотнесены ни с каким современным созвездием, так как строились на основе других визуальных образов и, следовательно, включают в себя части и комбинации других привычных нам созвездий.
Или другой пример, касающийся многообразия звездных названий: на территории Российской Империи исследователями было зафиксировано порядка 40 названий только для созвездия Плеяд, более 50 - для Большой Медведицы... В то же время, порой, одно и то же название в зависимости от региона соотносится с несколькими разными созвездиями в современном понимании, порой же вообще невозможно достоверно установить к какому созвездию относится то или иное название.
Небо древних греков расписано созвездиями от края до края: тут - Кассиопея, там - Персей, там - Андромеда и так далее. У каждого свое четкое устоявшееся место, название, сопутствующая легенда - никаких "темных пятен". Очевидно, нечто подобное должно было бы существовать и у славян - ведь наши предки совершенно ни в чем не уступали своим средиземноморским современникам, а волхвы обладали невероятно глубокими знаниями о космосе и природе вещей. Однако, по понятным причинам такая систематизированная картина небосвода не дошла до наших дней даже если и существовала в древности - о чем мы теперь можем только гадать.
Или другой пример, касающийся многообразия звездных названий: на территории Российской Империи исследователями было зафиксировано порядка 40 названий только для созвездия Плеяд, более 50 - для Большой Медведицы... В то же время, порой, одно и то же название в зависимости от региона соотносится с несколькими разными созвездиями в современном понимании, порой же вообще невозможно достоверно установить к какому созвездию относится то или иное название.
Небо древних греков расписано созвездиями от края до края: тут - Кассиопея, там - Персей, там - Андромеда и так далее. У каждого свое четкое устоявшееся место, название, сопутствующая легенда - никаких "темных пятен". Очевидно, нечто подобное должно было бы существовать и у славян - ведь наши предки совершенно ни в чем не уступали своим средиземноморским современникам, а волхвы обладали невероятно глубокими знаниями о космосе и природе вещей. Однако, по понятным причинам такая систематизированная картина небосвода не дошла до наших дней даже если и существовала в древности - о чем мы теперь можем только гадать.
Тук-тук-тук! Кто в домике живет? Наверное, мышка-норушка, как всегда... Ну там еще зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка... А вас тама, похоже, нет!
Почему? Да потому что на Мейби нужно сначала зарегистрироваться, а потом подать заявку на прописку в ДоМиКе.






