Военная прокуратура сообщила Дмитрию Шкребецу, отцу одного из срочников с крейсера "Москва", что корабль не входил в территориальные воды Украины и не участвовал в "спецоперации".
А его сын объявлен "безвестно отсутствующим в военной части" в результате "чрезвычайного происшествия, повлекшего гибель корабля".
Ситуация непростая для родственников и цинично простая для чиновников.
Нет трупа, но есть сведения о пропаже человека без вести в обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель.
Значит, правовой статус человека - без вести пропавший, но с наличием оснований для признания умершим.
Рассмотрим порядок признания человека умершим.
Статья 45 Гражданского кодекса, на которую будут отсылать все ведомственные нормативные акты и решения должностных лиц, предусматривает возможность объявления человека таковым исключительно в судебном порядке и только по истечении пяти лет отсутствия сведений о его пребывании в месте его жительства сведений о месте пребывания в течение пяти лет.
В описанных выше угрожающих жизни обстоятельствах - в течение шести месяцев.
Но для военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, этот срок специален - не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Выводы.
Если военнослужащий служил на корабле или ушёл в атаку, но тело его не найдено, в числе пленных он не значится, значит он - без вести пропавший.
Признать без вести пропавшего военнослужащего умершим можно только в судебном порядке и только по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Какой день будут считать таковым и считаются ли нынешние обстоятельства в военно-чиновничьей вселенной военными действиями, я не знаю.
Факторов много. Главный - будут ли родственники бороться.
(с)